Научно-познавательная игра
«Путешествие по Миру Знаний»
В игре участвуют команды классов. Команда каждого класса состоит из 5 человек, выбранных своими одноклассниками.
Правила игры:
1.Для победы в игре необходимо пересечь Мир Знаний по тропе, отмеченной кружками на карте:
2.Положение команды на карте отмечается цветным флажком (для каждого класса – своего цвета).
3.Для перемещения на один ход (на следующий кружок) необходимо ответить на вопрос из области знаний, соответствующей названию страны, в которой находится флажок команды. В случае неверного ответа флажок остается на месте.
4.Вопросы командам задаются поочередно в порядке от младших к старшим классам. Задают вопросы и оценивают ответы специально подготовленные старшеклассники в костюмах героев сказок или популярных фильмов – хранители секретов стран Мира Знаний. Их число совпадает с числом стран этого мира.
5.Побеждает команда, быстрее добравшаяся до финиша, т.е. допустившая минимум ошибочных ответов.
Вопросы по физике.
(примерные)
1.Демонстрация «Гашение свечи).
Приборы и принадлежности:пластилин, свеча, спички, стеклянная трубка с запаянным концом.
Ход демонстрации:
Вопрос: почему погасла свеча?
2. Вопрос- сценка «Случай в 2164 году».
Действующие лица: исполнители:
Капитан межгалактического корабля ученики 9 класса
Боцман того же корабля
На стене висит карта звездного неба, у карты стоит Капитан, что-то измеряя на ней линейкой, бормочет:
- Еще две – три недоли сверхсветового режима и мы дома…
Вбегает Боцман и кричит:
- Капитан, капитан !
- Что Вы кричите, Джонсон, уймитесь и доложите спокойно.
- Легко сказать, говорите спокойно. Когда я расскажу Вам в чем дело, Вы тоже будете кричать не хуже меня, ведь у нас отказал главный ускоритель.
- Что?!
- К тому же, эта проклятая ?-Проциона уже зацепила нас своим гравитационным полем. Дней 10-15 и мы сгорим вместе с кораблем в этой звезде.
- И что ускоритель уже нельзя починить?
- Механик сказал -5 дней.
- Ну, 5 дней – это ерунда.
- Но ведь, Кэп, уже сейчас кондиционеры корабля не справляются. Эти серые броневые листы обшивки словно притягивают тепловые лучи.
- Эта проблема вполне решаема. У нас есть черная краска?
- Даже много…
- Бери этих лоботрясов из звездной пехоты, выдай им краску и скафандры и марш в космос.
Боцман убегает. Капитан кричит ему в след:
- И чтоб к вечеру докрасили…
И задумчиво добавляет:
- Бог даст, продержимся.
Вопрос: все ли правильно в решении капитана?
3.Демонстрация «Атмосферное давление»
Налить кипятка в банку из под кофе, прикрыть крышку, встряхнуть. Затем плотно закрыть крышку и поливать банку холодной водой. Банка должна смяться.
4. Демонстрация «Подъем капли».
Приборы и оборудование: длинная узкая стеклянная трубка, колба, экран, подкрашенная вода.
Если колбу охватить ладонями,
То капля будет подниматься.
Вопрос: почему поднимается капля?
5.Сценка – пародия: «Случай в полицейском участке».
Действующие лица: Исполнители:
Шериф небольшого городка ученики 8 класса
Доктор местной больницы
В небольшой комнате, закинув ноги на стол, сидит Шериф и,сдвинув шляпу на затылок чистит револьвер. В комнату входит Доктор.
- Привет грозе всех мафий.
- А-а, Док! Заходи и расскажи, сколько душ улетели сегодня на небеса из-под твоего скальпеля.
- Когда Вы, Шериф, попадете на мой стол, первое, что я сделаю – отрежу три четверти вашего длинного языка.
- Ага, и возьмете домой, чтобы поджарить! Ну, ладно – ладно, не обижайтесь. Как там наш общий клиент?
- Ему здорово повезло, в него стреляли два раза, и одна из пуль должна была отправить его на три фута под землю, но расстояние до стрелявшего было около метра, пуля не успела набрать большой скорости и до сердца не дошла.
Шериф покачал головой:
- Везет же людям!
Вопрос: прав ли доктор?
6.Демонстрация «Увеличение шарика под колоколом воздушного насоса» Приборы и материалы: насос, колокол воздушного насоса, камера от мяча.
Откачивая воздух из- под колокола,
наблюдаем увеличение объема шарика.
Вопрос: почему увеличился шарик?
7.Демонстрация «Резонанс».
Приборы и материалы: генератор токов звуковых частот, камертон, громкоговоритель, шарик, штатив, нить.
Изменяя частоту тока, добиваемся появления движения шарика.
Вопрос: почему шарик начал двигаться?
Демонстрации 1,3,4, 6 и 7 проводятся старшеклассниками в роли Колдуна и Помощника Колдуна.
Основная идея – они пытаются убедить в собственном могуществе и преподносят все показываемые демонстрации физических явлений как проявления этого могущества. Задача команд – дать научное объяснение