kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного занятия по физике «О, физика, тебе пою я песню»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считается, что физика является одним из сложных предметов в школе. Не каждому ученику удается без труда разобраться в ее законах, понять суть физических явлений. Как заинтересовать детей? Как им помочь?

Нередко отношение ребенка к физике зависит от первого впечатления, от того смог ли учитель интересно и грамотно преподнести свой предмет. Первые встречи со своими будущими учениками я провожу, когда они еще учатся в начальной школе. Дети приглашаются в кабинет физики, где их ждет увлекательное путешествие в мир физических экспериментов и явлений. Такие мероприятия направлены на развитие интереса к предмету, закладывают фундамент  для появления желания научного познания окружающего мира.

Конспект такого занятия я предлагаю вашему вниманию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия по физике «О, физика, тебе пою я песню»»

Муниципальное образовательное учреждение

«Липицкая средняя общеобразовательная школа»











Методическая разработка

внеклассного занятия по физике

«О, физика, тебе пою я песню»















Смольянинова Светлана Анатольевна

учитель физики и математики









с. Липицы

2016

Аннотация

Считается, что физика является одним из сложных предметов в школе. Не каждому ученику удается без труда разобраться в ее законах, понять суть физических явлений. Как заинтересовать детей? Как им помочь?

Нередко отношение ребенка к физике зависит от первого впечатления, от того смог ли учитель интересно и грамотно преподнести свой предмет. Первые встречи со своими будущими учениками я провожу, когда они еще учатся в начальной школе. Дети приглашаются в кабинет физики, где их ждет увлекательное путешествие в мир физических экспериментов и явлений. Такие мероприятия направлены на развитие интереса к предмету, закладывают фундамент для появления желания научного познания окружающего мира.

Конспект такого занятия я предлагаю вашему вниманию.

































Содержание

  1. Введение…………………………………………………………с.4-5

  2. Основная часть…………………………………………………..с.6-13

  3. Заключение………………………………………………………с.14

  4. Список использованных источников…………………………..с.15











































  1. Введение

Актуальность

Физика среди школьных дисциплин занимает особое место. Это не только один из сложных предметов в школе. Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, она показывает учащимся важность научных знаний, доказывает их ценность. Физическая наука развивает творческие способности учащихся, формирует их мировоззрение, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Формирование этого интереса необходимо начинать задолго до начала непосредственного изучения данного предмета, т.е. еще в начальной школе. Как заинтересовать детей?

Современные психологи и педагоги считают, что интересы заложены в природе ребёнка и проявляются по мере его роста и сознания: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.

Первой возможностью вырастить ростки интереса к изучению, т.е. вызвать у ребенка удивление и любопытство, является традиционная неделя физики в школе, в рамках которой можно провести первые встречи со своими будущими учениками (более значимым будет организация внеурочной деятельности учащихся, кружковой работы и т.д.)

Особое внимание следует уделить проведению именно первого занятия, т.к. нередко отношение ребенка к физике зависит от начального впечатления, от того смог ли учитель интересно и грамотно, а главное эмоционально преподнести свой предмет, вызовет ли первая встреча у ребенка удивление и любопытство.

Проблема: как вызвать у детей первоначальный интерес к изучению физики?

Цель: популяризация среди младших школьников физики как предмета через демонстрацию физических опытов и выполнение занимательных заданий

Задачи:

- показать значение научного познания мира;

-заложить основы для развития интереса к изучению физики;

- определить место физики, как науки;

- познакомить с методами изучения физики;

- развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Новизна

Раннее знакомство с будущими учениками, погружение их в предметную область физики с целью выявления наиболее мотивированных детей, развитие интереса к предмету

Условия применения

Для проведения данного занятия необходимо наличие компьютера, видеопроектора для демонстрации презентации и видеоматериалов.

Методический материал, содержащийся в работе, можно использовать в 4-5 классах независимо от уровня подготовки обучающихся.

Социальная значимость: популяризация научных знаний в целях развития творческих способностей учащихся, формирования их научного мировоззрения, и как итог, воспитание высоконравственной интеллектуальной личности



























2. Внеклассное занятие "О, физика, тебе пою я песню" 4-6 классы

“Науку все глубже постигнуть стремись,

Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет”


Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)



Цель: популяризация среди младших школьников физики как предмета через демонстрацию физических опытов и выполнение занимательных заданий

Задачи:

- показать значение научного познания мира;

-заложить основы для развития интереса к изучению физики;

- определить место физики, как науки;

- познакомить с методами изучения физики;

- развивать представление о применении человеком физических знаний в быту и технике.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!  Совсем скоро вы начнете изучать новый предмет, и называется он физика. Сегодня вы пришли в тот самый кабинет, в котором вам в будущем предстоит пережить много незабываемых минут, проводя различные опыты, решая задачи, выполняя лабораторные работы, создавая собственные проекты. А может быть, кто-то из вас сделает здесь свои первые научные открытия.

  1. Введение в проблему

Как вы думаете, для чего я вас сюда пригласила? (ответы детей)

  1. Основная часть

Роль физики трудно переоценить, так как она необходима в любой области деятельности человека: проектировка и строительство зданий и мостов, создание компьютеров, сотовых телефонов, автомобилей, космических аппаратов. Без знаний физики мы были бы лишены многих полезных и важных вещей. К ним мы привыкли, они стали неотъемлемыми спутниками современного человека. А ведь не так давно люди ездили в тарантасах, запряженных лошадьми, в длинные зимние вечера сидели при свете горящих лучин, слушали сказки и мечтали о волшебстве.

Демонстрация фрагментов из мультфильмов:

    1. «Сказка о золотом петушке»

В «Сказке о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина мудрый старец, подаривший царю Додону волшебного петушка, обещал ему:

Петушок мой золотой,
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
То сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, -
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется.

И вот мечта сбылась. Современные радиолокационные установки куда лучше петушка из сказки.

    1. «Аленький цветочек»

В известной сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек» Настенька могла увидеть красоты мира с помощью наливного яблочка и серебряного блюдца:

Катись-катись яблочко наливное

по блюдечку серебряному,

покажи нам страны далекие…

А разве это не современный компьютер с доступом в Интернет?

    1. «Конек-горбунок»

В сказке Петра Павловича Ершова “Конек-горбунок” говорится:

Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет,не дымится,
Диву дался тут Иван,
“Что, - сказал он, - за шайтан!
Шапок с пять найдется свету,
А тепла и дыма нету.
Эко чудо-огонек…”

Прошло время и чудо-огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт.

С развитием физики сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в патефон, магнитофон, радиоприемник. Не ковры, а самолеты стали широко распространенным видом транспорта. Самоходные печки превратились в автомобили. Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов. Все это стало возможным не по велению волшебника, а на основе умелого применения достижений физической науки.

Физика - одна из древнейших наук, которая позволяет познать силы природы и поставить их на службу человеку, она дает возможность понять современную технику и развивать её дальше.

Трудно было человеку миллионы лет назад,

Он совсем не знал природы,

Слепо верил в чудеса,

Он всего, всего боялся.

И не знал, как объяснить

Бурю, гром, землетрясенье,

Трудно было ему жить.

И решил он, что ж бояться,

Лучше просто все узнать.

Самому во все вмешаться,

Людям правду рассказать.

Создал он земли науку,

Кратко "физикой" назвал.

Под названьем тем коротким

Он природу распознал.



Что же изучает физика? (ответы детей).

Физика - это наука о природе и тех изменениях, которые в ней происходят.

Изменения, которые происходят в природе, называют физическими явлениями.

Среди большого многообразия явлений в природе физические явления занимают особое место. К ним относятся: механические, электрические, магнитные, оптические, звуковые, тепловые, атомные.

Физика позволяет выводить общие законы на основании изучения простых явлений. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности.

"Физика" – это греческое слово и в переводе означает "природа". Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV веке до нашей эры и у которого учился великий полководец Александр Македонский.

В русском языке слово "физика" появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову - основоположнику российской науки. Именно он перевел с немецкого языка на русский первый учебник физики.

Подумайте, как можно изучать физику, откуда появляются у человека знания? (ответы детей)

Действительно, многие первичные знания появляются из повседневных наблюдений. С этого и начиналась физика. Философы и ученые Древней Греции – Аристотель, Герон, Архимед, Птолемей – в основном вели наблюдения.

Только в средние века такие ученые как: Галилео Галилей, Рене Декарт, Эванжелиста Торричелли, Блез Паскаль и другие стали ставить опыты – специальные эксперименты, проводимые с определенной целью.

  1. Практическая часть

Я хочу показать некоторые физические опыты. Я не ставлю сейчас перед вами цель объяснить результаты экспериментов. Достаточно просто увидеть их красоту и оригинальность.

Демонстрация занимательных физических опытов:

    1. опыт «Парящие вилки»;

    2. опыты с электростатической машиной;

    3. опыты по электризации воздушного шарика;

    4. опыты с яйцом и бутылкой;

    5. опыт по увеличению воздушного шарика под стеклянным колоколом;

    6. опыт с «Трубкой Ньютона»;

    7. опыт «Сядь на гвозди»;

    8. опыт по прокалыванию иголкой воздушного шарика и т.д.

Любые процессы, происходящие в природе, тесно связаны между собой. Физика, как наука о природе, тесно связана с другими, более узкими науками о природе и является фундаментом для них. Назовите эти науки и объясните, что именно они изучают (ответы детей)

Любая наука использует специальные слова – научные термины.

Вокруг нас находятся различные предметы: столы, стулья, книги, карандаши. В физике всякий предмет называют физическим телом или просто телом.

То, из чего сделаны физические тела, называют веществом.

Ножницы – физическое тело, железо – вещество.

Стул – физическое тело, дерево – вещество.

Сосулька– физическое тело, лед – вещество.

Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях. Карточки с ответами загадок вы должны разложить в три столбика: тела, вещества, явления (работа в группах)

  1. В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

В нем летают чудо - птицы,

Бродят волки и лисицы,

Знойным летом снег идет,

А зимою сад цветет.

В том окне чудес полно.

Что же это за окно?  (Телевизор)



  1. Я в Москве, он в Ленинграде

В разных комнатах сидим.

Далеко, а будто рядом

Разговариваем с ним.  (Телефон)



  1. Сначала - блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Гроза)



 

  1. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звезд.  (Ракета)

 

  1. Никто его не видывал,

А слышать – всякий слыхивал.

Без тела, а живет оно,

Без языка – кричит.  (Эхо)

 

  1. Цветное коромысло

Над лесом повисло.  (Радуга)

 



  1. Пушистая вата

Плывет куда – то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.  (Туча)

  

  1. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб,

Застучал в ворота:

– Эй, откройте! Кто там?  (Ветер)

 

  1. И в огне не горит,

И в воде не тонет. (Лед)



10. Летит – молчит,

Лежит – молчит,

Когда умрет, тогда заревет.  (Снег)

 

  1. Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)

 

13. Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились.  (Весы)

 

14. Железный нос в землю врос.

Роет, копает, землю разрыхляет.  (Плуг)

 



На занятиях физикой вы будете самостоятельно проводить эксперименты. Предлагаю вам уже сейчас попробовать сделать это.

Дети самостоятельно, работая в парах, проводят эксперименты:

    1. «Перевертыши» (смотря через воду в стакане, можно убедиться, что левое меняется на правое);

    2. «Плавание яйца в соленой и пресной воде»;

    3. «Изменение объема тел при нагревании и охлаждении».

Физика – это интересная наука, но и довольно сложная. На уроках нужно не лениться и быть очень внимательным. Очень хочется проверить на сколько внимательными вы сегодня были. Выполните тестовое задание:

1. Физические явления – это изменения, которые

А) нельзя увидеть
Б) происходят по желанию человека
В) происходят в природе

2. Что из перечисленного является физическим телом?

А) книга
Б) железо
В) воздух
Г) молоко

3. Какое из слов обозначает вещество?

А) капля воды
Б) сосулька
В) железо
Г) снежинка

4. Эхо – это явление

А) тепловое

Б) звуковое

В) магнитное

Г) механическое

5. Первый учебник физики появился в России благодаря

А) Менделееву

Б) Ломоносову

В) Пушкину

Взаимопроверка по готовому решению.

  1. Рефлексия

В конце нашего первого занятии я попрошу составить вас синквейн, в котором начальным словом будет слово «физика».

Дети составляют стихотворение, по желанию зачитывают его.

Спасибо за проявленный интерес!































  1. Заключение

По результатам анкетирования, проводимого после занятия, выявлено, что интерес к изучению физики у младших школьников высокий. Для поддержания этого интереса и его дальнейшего развития необходимо в будущем организовать внеурочную или кружковую работу. Важно, чтобы данный вид деятельности был выстроен с учетом возрастных особенностей детей и содержал материал, способствующий переходу от простого любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, а от них к прочному знанию и научному поиску.

















































  1. Список используемых источников

  1. Благодаров В.С., Равуцкая Ж.И. Внеклассная работа в школе. Физика 7 – 11 классы, изд. «Учитель», Волгоград, 2012 г.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996.

  3. ж. Физика в школе № 8, 20111 г., стр. 34 – 39, Ю. В. Казакова. Организация внеурочной деятельности учащихся по физике.

  4. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Работаем по новым стандартам, М. Просвещение, 2012 г

  5. http://festival.1september.ru

  6. http://nsportal.ru




16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка внеклассного занятия по физике «О, физика, тебе пою я песню»

Автор: Смольянинова Светлана Анатольевна

Дата: 27.04.2016

Номер свидетельства: 323209


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства