kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка игры: "Физика везде и всюду!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка игры по физике предназначена для развития познавательного интереса к физике в 7-9 классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка игры: "Физика везде и всюду!"»




Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа села Прокудино

Саратовской области Аткарского района



Методическая разработка игры:

«Физика везде и всюду !»











Составила учитель математики и физики: Курочкина Л.Г.

с. Прокудино 2016 г.



Цели и задачи.

  • Формирование познавательного интереса к физике.

  • Развитие логического мышления.

  • Формирование мировоззренческих взглядов на окружающий мир.

  • Формирование умения выстраивать план выполнения задания.

  • Формирование умений и навыков устной речи.

  • Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.

Предварительная подготовка: формируются две команды обучающихся 7-9-х классов. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды.

Ведущие: обучающихся 11-го класса.

Жюри: обучающиеся 11-го класса, учитель, не ведущий уроки в данных классах, представитель администрации школы.

Содержание игры:

  1. 2 команды по 6 человек.

  2. На доске размещены названия команд, баллы участники получают жетонами, 1 правильно выполненное задание – 1 жетон. Побеждает команда которая наберет как можно больше жетонов.

  3. Вступительное слово учителя.

  4. Представление команд.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, уважаемые участники физической игры «Физика везде и всюду». Сегодня мы устраиваем нашу игру для Вас.

Конкурс состоит из нескольких туров. На каждом из них команды получат задания. Если ответ команды оказывается правильным, то она получает определенное количествожетонов, которое зависит от сложности задания. Если же ответ неправильный, то оставшееся время и окончательный ответ предоставляется другой команде. Каждая команда имеет право два раза обратиться за помощью к своим болельщикам в течение игры.

Ученик читает стихотворение В. Шефнера

«Я ещё не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле:

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Самолёты летят сквозь тучи,

Ходят по мор корабли-

Как до этих вещей могучих

Домечтаться люди могли?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино

Эту технику понимая

Удивляюсь ей все равно-

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам,

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам!


Ведущий: Для игры нам необходимо выбрать компетентное жюри (учащиеся 11 класса).

Итак, мы начинаем игру.



I тур “Вопрос- ответ»

  1. Прибор для измерения атмосфер­ного давления. (Барометр.)

  2. Длина траектории тела. (Путь.)

  3. Машина, служащая для сдавлива­ния тел или веществ с большой силой. (Пресс.)

  4. Энергия, которую тело получает или отдает при теплопередаче. (Количество теплоты.)

  5. Единица измерения давления. (Па­скаль.)

  6. Слово, которое воскликнул Архи­мед, когда сделал важное открытие. (Эв­рика!)

  7. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел. (Инерция.)

  1. На каких явлениях основано дейст­вие медицинского шприца? (На сущест­вовании атмосферного давления и дав­ления.)

  2. Общее название малых планет Сол­нечной системы. (Астероиды.)

  1. Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Последователь­но.)

  2. Название видимого электромаг­нитного излучения Солнца. (Свет.)

  1. Природа молнии. (Электрическая.)

  1. Физическое понятие, характеризу­ющее экономичность устройств и дви­гателей. (КПД.)

  2. Значение скорости света. (300 000 км/с.)

  3. Явление резкого возрастания силы тока при внезапном «падении» сопро­тивления. (Короткое замыкание.)

  4. Атом, потерявший электрон. (По­ложительный ион.)

17. Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся.)

18. Когда наступает явление отсутствия веса тела? (При движении с ускорением g. при свободном падении, при полете космического корабля по круговой орбите с выключенными двигателями.)

19. Единица измерения мощности. (Ватт.)

  1. Объем воды, вытесняемой судном при погружении его в жидкость до ва­терлинии. (Водоизмещение.)

  2. Название научного предположе­ния. (Гипотеза.)

  3. То, без чего не бывает измеритель­ных приборов. (Шкала.)

  4. Числовое значение второй косми­ческой скорости для Земли? (11,2 км/с).

  5. Единица измерения электрическо­го напряжения. (Вольт.)

25. Мельчайшая частица вещества. (Молекула.)

  1. Устройство, в котором какой-либо вид энергии преобразуется в электриче­скую. (Источник тока.)

  2. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Кон­векция.)

  1. Сильное возмущение магнитно­го поля Земли, резко нарушающее его плавный суточный ход. (Магнитная буря.)

  2. Когда Земля ближе к Солнцу — зимой или летом? (Зимой.)

  3. Какую скорость тела v определяют из выражения v = v0 + at? (Мгновен­ную.)

  4. Физическая величина, показыва­ющая, как быстро движется тело. (Ско­рость.)

  5. Единица измерения ускорения, (м/с2.)

  1. Перегрузка, которую выдержива­ют тренированные летчики. (До 10 g.)

34.Чем отличается вес тела от силы тяжести? 1) Действием на разные тела: вес действует на опору или подвес, а сила тяжести — на само тело. 2) Точкой при­ложения сил: а) у веса это поверхность соприкосновения с телом, у силы тяже­сти — центр масс

  1. Точка на оптической оси линзы, где пересекаются все лучи, падающие параллельно. (Фокус.)

  2. Физическая величина, показыва­ющая, как быстро меняется скорость тела. (Ускорение.)

  3. Причина изменения скорости тела. (Сила.)

  4. Условия существования электри­ческого тока. (Источник тока, наличие свободных зарядов, замкнутая цепь.)

II тур «Загадки с подсказками»

Ведущий . По подсказкам, которые постепенно будет давать ведущий, нужно отгадать задуманное. Рука, поднятая вверх, служит сигналом о вашей готовности к ответу. Загадок ровно11.

Загадка 1. Речь идет об ученом. О ком именно?

Подсказки:

  1. Еще в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.

  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.

  3. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции.

  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.

  5. Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в городе Пиза.(итальянский ученый Галилео Галилей)

Загадка 2. Сейчас вам предстоит перебрать в памяти некоторые изобретения, но остановиться на одном из них .

Подсказки:

  1. Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII в., XVв., в конце XVIII и середине XXв.

  2. Данное изобретение используется и в мирных целях.

  3. Предполагается, что родина этого изобретения Китай.

  4. В Европе (XIII в.) его разновидность получила название – «летающий огонь», или «огненный волан», а в середине XX в. –имя милой девушки.

  5. Это изобретение- основной двигатель космических кораблей.(ракета)

Загадка 3.

И вновь речь – об ученом, теперь о человеке, фамилия которого знакома всем: и школьникам, и рабочим, и домохозяйкам, и артистам, и научным работникам. Кто он?

Подсказки:

  1. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на звание доктора философии.

  2. Его научные исследования посвящены электромагнетизму, физике кристаллов, оптике, молекулярной физике.

  3. Но ,главное его научное достижение относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она-то и прославила его имя.

  4. Он лауреат первой Нобелевской премии по физике(1901год)

  5. Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого человека.

Загадка 4.

Речь пойдет об одном живом объекте. Каком?

Подсказки:

  1. Этот объект может летать, но в основном плавает.

  2. Взлетная скорость его – 30 км/ч.

  3. Аэродинамические поверхности у него не активны.

  4. Он совершает пологий планирующий полет.

  5. Свой полет этот объект использует для защиты от хищников: акул, касаток и др.(летающая рыба)

Загадка 5

Она связана с черным ящиком. В ящике –физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?

Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать закон Паскаля и упругости газов.

  2. Его можно использовать в науке: для исследования некоторых физических явлений.

  3. С ним дружат некоторые спортсмены.

  4. Оно имеет наименьшую площадь поверхности из всех геометрических фигур того же объема.

  5. По нему плакала Таня.

Загадка 6.

О фамилии очень известного ученого.

Подсказки:

  1. Он – один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

  2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.

  3. Он –крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.

  4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.

  5. По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.(Архимед)

Загадка 7

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Что это за вещество?

Подсказки:

  1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

  2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

  3. Его можно использовать для уменьшения трения.

  4. Его используют в системах нагрева и охлаждения.

  5. Это вещество называют «соком жизни» на Земле.(вода)

Загадка 8

Она – об уникальном путешественнике .Кто он?

Подсказки:

  1. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.

  2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.

  3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба…

  4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.

  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «Поехали!» (Ю.А.Гагарин)

Загадка 9

Что это? Подсказки:

  1. Сначала он плавал, потом стал и летать.

  2. Он многим, будучи их проводником, спас жизнь.

  3. Он не любит большую жару и сильную тряску.

  4. Он всегда целенаправлен

  5. Он безразличен к драгоценным металлам и алмазам, но волнуется при взаимодействии с железом.(компас)

Загадка 10

И снова о человеке- легенде.

Подсказки:

  1. Он жил в 4 веке до нашей эры

  2. Он был воспитателем Александра Македонского.

  3. Его сочинения относятся ко всем областям знаний того времени: философии, астрономии, механике, теории звука, оптике, метереологии.

  4. В основе его физики лежали рассуждения и умозаключения.

  5. Его учение было канонизировано церквью, признано святым, неизменным и господствовало в науке около 1000 лет.(Аристотель)

Загадка11

Речь пойдет о живом существе. Кто оно?
Подсказки:

  1. Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.

  2. Мощность , развиваемая его сердцем,=2,2 Вт.

  3. Его мозг за 0,05 с распознает объект, изображение которого зафиксировал глаз.

  4. За свою жизнь он съедает около40 тонн пищи.

  5. Это самое умное животное на Земле( человек)





III тур «Физический барьер»

1. Прочтите ребус, где зашифрованы слова знаменитого физика, сказанные им, когда он обдумал результаты своего эксперимента.

Назовите ученого и год, когда он сделал это открытие.

2. Назовите ученого, фамилия которого состоит из 5 букв причем:

- первая из них – первая в названии электрода;

- вторая – вторая в названии единицы сопротивления;

- третья – третья в названии прибора для измерения силы тока;

- четвертая – четвертая в названии единицы силы тока;

- пятая – последняя в названии прибора для измерения напряжения.

3. Прочтите ребус, где зашифрованы слова знаменитого физика, ставшие для него девизом в его исследованиях на долгие 11 лет.

Назовите ученого и название открытого им явления.

































4.Отгадайте слово. Оно состоит из 6 букв. Каждую букву можно узнать по одному из рисунков:





















1)Определите направление тока в проводнике – оно укажет, какую букву выбрать (Н или М).

2) После замыкания цепи стрелка повернется. Северный полюс стрелки укажет номер буквы в алфавите (1 или 6).

3) Определите направление тока в кружке. Выберите пример с таким знаком действия, результат которого укажет номер буквы в алфавите.

4) Поставьте магнитную стрелку, указывающую направление магнитных линий внутри стрелки. Она покажет своим северным полюсом, какую букву выбрать (К или Н).

5) Нужная буква стоит у северного полюса магнитной стрелки (И или О).

6) Выберите букву, которая стоит у положительного полюса источника тока.

IV тур «В гостях у мага-чародея Люфинаук»

1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)

2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)

3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)

4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)

5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)

6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)

8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)

9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)

10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)

11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)

12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

13. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)

14. Если ясной ночью выйдешь, над собою ты увидишь ту дорогу, днем она не видна. (Млечный путь)

15. Днем спит, ночью глядит. (Луна)

16. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)

17. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)

18. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

19. В круглом домике, в окошке ходят сестры по дорожке, не торопится меньшая, но зато спешит старшая. (Часы)

20. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. ( Линза, увеличительное стекло)



V тур “Вопросы знатокам физики”.

А задавать вам их будут: турист, хозяюшка и биолог. Проявите находчивость, покажите свою эрудицию и попробуйте ответить на вопросы. Удачи вам в этом нелегком деле!

Вопросы туриста- любителя:

1.Чем объяснить, что при ходьбе по раскисшей от дождя глинистой проселочной дороге (или по болоту ) трудно вытаскивать ноги из грязи?

2.Почему зимой туристы не должны оставлять на улице воду в стеклянной бутылке?

3.Почему мы дуем на пламя спички, когда хотим его погасить, и еще сильнее дуем на угли костра, когда хотим его разжечь?

4.Почему нагруженный корабль движется медленнее ненагруженного?

Вопросы хозяюшки

1.Почему маринованные фрукты и овощи, находящиеся в закрытой банке, выглядят крупнее, чем на самом деле?

2.Почему у утюга нижняя часть, называемая “подошвой” сделана массивной и металлической?

3.Что охладится быстрее - ванна, наполненная горячей водой, или стакан с горячим чаем? Объясните свой ответ.

4.Почему продукты, оставленные в холодильнике неприкрытыми, быстро высыхают?

5.Почему подушка мягкая?

Вопросы биолога

1Почему летучие мыши, летая в полной темноте, не натыкаются на препятствия?

2.Как акулы используют закон Ома для ориентации в воде и для охоты?

3.Видят ли глубоководные рыбы?

4.Верно ли, что заяц видит предметы у себя за спиной?

5.Почему бегущая в жару собака высовывает язык?





VI тур «НАЙДИ ПРАВИЛЬНУЮ ДОРОГУ».


На доске для каждой команды расписаны в одну колонку физические величины в другой единицы измерения, в третьей название величины. Необходимо правильно соединить стрелками величину с её единицей измерения и обозначением. За каждый правильный ответ 1 балл.



S с Давление


Y м Время


h м/с Скорость


P Па Путь


t м Высота

VII тур «Ба! Знакомые всё лица»



Вы, наверное, знаете фамилии и имена выдающихся ученых-физиков. И можете их назвать. А теперь по биографическим данным отгадайте, о каком ученом говорится.

Родился в 1643г. в графстве Линкольн. Окончил Кембриджский университет. Член Лондонского Королевского общества, позднее - президент. Директор монетного двора Англии. Исследовал земную и небесную механику. Открыл несколько фундаментальных законов физики, и один из них – закон всемирного тяготения.



Родился в 1711г. в семье архангельского помора, в 70 км от Архангельска. В возрасте 20 лет с караваном рыбаков поехал в Москву. Там поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию. Cтал Первым российским академиком. Российский поэт, Пушкин Александр Сергеевич, называл его „Первым российским университетом.”







Родился в 1879г. в Германии в семье инженера. Его по праву считают основателем современной физики. Создатель теории относительности. Лауреат Нобелевской премии (1921год).





VIII тур «Сказка становится былью»



Ведущий: Вы должны ответить на вопрос: какой аналог в современной жизни мы можем найти сказочным персонажам и вещам. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.

Например: Сапоги-скороходы - автомобиль



Предметы и аналоги:

  • Дудка - самогудка - магнитофон, радио

  • Волшебное колечко - компас. Не дает заблудиться

  • Скатерсть-самобранка - столовая

  • Топоры-саморубы - бензопила, электропила

  • Ведра с водой у Емели - водопровод

  • Телега без коня у Емели - машина

  • Волшебная палочка - пульт управления

  • Живая вода - лекарство

  • Ступа Бабы Яги - вертолет, самолет

  • Марья- искусница - швейная машина



Рефлексия.

На доске отображена гора. С помощью смайликов необходимо каждому участнику отобразить свой путь у вершины, исходя из того, как он поработал на занятии и в команде.


 

Жюри объявляет итоги игры. Награждение команд дипломами.





Заключительное слово учителя. 



"И преграды нас не остановят!

Новые миры к себе манят,

Нам оставить след в науке стоит

И внести в открытия свой вклад! "









Литература

  1. Горев Л. А., Занимательные опыты по физике в 6–7 классах. Пособие для учителей. — М.: “Просвещение”, 1977.

  2. Билимович Б. Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. — М.: “Просвещение”, 1977.

  3. Ланин И.Я., Внеклассная работа по физике. — М., “Просвещение”, 1977.

  4. Лукашик В. И., Сборник задач по физике для 7–9 классов общеобразовательных учреждений / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова, — 20-е изд. — М.: Просвещение, 2006.

5.Данин Д. С. Резерфорд. М.: Молодая гвардия, 1970.

6.Камин Л. А. Физика. Развивающее обучение. Книга для учителей. 7 класс. Ростов н/Д: Феникс, 2003.

7. Мицук О. Альберт Эйнштейн. Мн.: ООО «Кузьма», 1998.

8.Перельман Я. И. Занимательная физика. М.: Наука, 1979.

9.Хуторской А. В., Хуторская Л. Н., Маслов И. С. Как стать ученым. Занятия по физике со старшеклассниками. М.: Глобус, 2007.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка игры: "Физика везде и всюду!"

Автор: Курочкина Людмила Геннадьевна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 364867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства