Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Мир физики"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Мир физики"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Мир физики". Проводится как внеклассное мероприятие или как обобщение материала на уроке в интересной игровой форме после изучения основных законов динамики - законов Ньютона. Цель мероприятия: в интересной игровой форме, обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Мир физики"»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
на тему: «Мир физики»
Проводится как внеклассное мероприятие или как обобщение материала на уроке в интересной игровой форме после изучения основных законов динамики - законов Ньютона.
Цели мероприятия:
В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
Оформление: Плакат с эпиграфом: «Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным.» - Исаак Ньютон (1643-1727гг.); портрет Ньютона, список литературы для дополнительного чтения.
Подготовка к мероприятию:
1.Учащиеся делятся на 3 команды.
2.Выбираются капитаны команд.
3.Команды получают домашнее задание – подготовить рекламу одного из законов Ньютона.
4.Команды изучают литературу по истории жизни и деятельности Ньютона.
Ход мероприятия.
1.Вступительное слово преподавателя.
Зачитываются и поясняются слова эпиграфа. Отмечается, что, по мнению Ньютона, свои законы он открыл играючи, просто более внимательно отнесся к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому данное учебное мероприятие, посвященное законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на занятиях закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.
2.Конкурсы .
Конкурс № 1 «Страничка истории»
В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды. Задаются вопросы по теме из истории жизни и деятельности Ньютона. Правильный ответ приносит балл каждой команде и отвечавшему.
Конкурс № 2 «Эксперимент-начало открытия»
Каждой команде выдаётся экспериментальное задание (задание «тянут», как билеты на экзамене). На обдумывание – несколько минут. Команда выбирает докладчика, который будет демонстрировать опыт и анализировать его результаты. Балл присуждается команде, у которой лучший доклад, а докладчику – балл в свою «копилку».
Конкурс № 3»Кто быстрее»
В данном конкурсе участвуют все учащиеся каждой команды, которые работают в своих рабочих тетрадях. Им предлагается решить однотипные задачи. Учащийся, который первым выполнит задание, называет ответ. Правильный ответ приносит команде балл, а также балл отвечавшему.
Конкурс № 4 «Реклама»
Конкурс «Реклама» - творческий, выдается в виде домашнего задания: представить каждой команде свои варианты рекламы одного из законов Ньютона . Капитаны команд «тянут» карточки с заданиями по теме «Законы Ньютона» и представляют свои варианты рекламы.
Конкурс № 5 «Физика вокруг нас»
Каждой команде задается по одному вопросу. Дается время на обсуждение(2-3 минуты). За правильный ответ команде дается балл.
Задания и вопросы к конкурсам.
Конкурс № 1. Ответьте на вопрос:
Дата рождения Исаака Ньютона.
Родина Ньютона ?
Назовите университет, в котором учился Исаак Ньютон, с 1661г.?
В каком возрасте Исаак Ньютон стал профессором Кембриджского университета?
Назовите область физики, в которой работал Ньютон в первые годы профессорской деятельности?
Какое предложение получил Исаак Ньютон в 1696г. от министра финансов Англии Монтегю.
Назовите работу Ньютона, в которой изложены его знаменитые законы?
К какому обобщению пришёл Ньютон, после такого факта, как падение яблока?
Достиг ли Ньютон вершины славы и признания при жизни?
Где похоронен Ньютон?
Конкурс № 2. Выполните экспериментальное задание и ответьте на вопрос:
Экспериментальное задание №1.
Взять стакан, на который положить открытку, а на открытку монету.
Вопрос: Что происходит с монетой и открыткой в случае, если резко стукнуть по открытке. Если открытку тянуть медленно?
Экспериментальное задание № 2
Определить разрывное усиление ниток № 40 с помощью динамометра
Вопрос : Возможен ли обрыв нити при подъеме гирьки массой 200г вертикально вверх? При каких условиях и с каким ускорением можно поднимать гирьку?
Экспериментальное задание № 3
Сравнить инертность двух цилиндров (железного и алюминиевого).
Оборудование: нить длиной 500 мм с петлями на концах, штатив.
Соедините цилиндры нитью и подвесьте их на штативе. Отклоните оба цилиндра в противоположные стороны на одинаковые расстояния от положения равновесия и одновременно отпустите их. Наблюдайте за отклонениями цилиндров после взаимодействия.
Вопрос: Какой из цилиндров обладает большей инертностью: железный или алюминиевый?
Конкурс № 3. Решить задачи.
Задание1. Построить вектор равнодействующей сил.
Вариант №1
F1 0 F2
F3
Вариант №2 F2
0
F1
F3
Вариант №3
F2
F1 F3
Задание 2.
Вариант №1.
К
F2
телу массой 1кг приложены 2 силы F1 = 1,5Н и F2 =3Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
F1
1 кг
Вариант №2.
К телу приложены 2 силы: F1 = 5H и F2 = 2Н. При этом тело движется с ускорением
а = 2 м/с . Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.
F1
F2
m
Вариант №3.
К телу массой 200г приложены 2 силы : F1 = 4Н и F2 = 2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.
F1
F2
200 г
Конкурс № 4. Представить, подготовленные дома задания – рекламы законов Ньютона.
Капитаны команд представляют свои рекламы, поясняют их, отвечают на возникшие вопросы.
Конкурс № 5. Ответьте на вопрос:
Вариант №1
Если действие, как гласит закон, всегда равно и противоположно противодействию, то сила, с которой лошадь тянет телегу вперед, равна по модулю и противоположна по направлению силе, с которой телега «тянет» лошадь назад. Но телега движется вперед, а лошадь назад не движется. Почему и телега и лошадь движутся вперед?
Вариант № 2
Яблоко падает на землю оттого, что его притягивает земной шар, но точно с такой же силой и яблоко притягивает к себе всю нашу планету. Отчего мы говорим, что яблоко падает на землю, вместо того, чтобы сказать: «Яблоко и земля падают друг на друга»?
Вариант № 3
История о том, как «лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
Напоминаем:…Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет в воду.
Ответы к конкурсам
Конкурс № 1
25 декабря 1642 г по старому стилю, 4 января 1643 г по новому стилю.
Линкольншир, Англия
Кембриджский университет, колледж святой Троицы (Тринити-колледж).
27 лет. С тех пор Кембридж стал славиться не богословием, а физикой и математикой, получение же кафедры , на которой работал Ньютон, стало делом чести для английских ученых.
Оптика. Он усовершенствовал модель нового типа телескопа – рефлектора, открыл явление дисперсии.
15 марта 1696 г. Он получил официальное извещение от Монтего о его назначении, Ньютона, хранителем Монетного двора. Кембриджский период жизни Ньютона закончился , начался последний, лондонский период – период общественного признания заслуг Ньютона и его прижизненной славы.
1687 г., « Математические начала натуральной философии». Эта книга оказала огромное влияние на развитие науки и научного мышления. В ней Ньютон дает образец научного подхода к явлениям природы и техники, вооружает науку точным методом, определяет развитие физики на целых два столетия вперед.
В 1667 г. Ньютон формулирует закон всемирного тяготения, лежащий в основе небесной механики.
В 1705 г. Королева Анна возвела его в рыцарское достоинство. В Королевском обществе он пользовался непререкаемым авторитетом, был богат и окружен вниманием своей племянницы.
Ньютон скончался в ночь с 20 на 21 марта 1727 г. Его похоронили с большими почестями в Вестминстерском аббатстве, английском национальном пантеоне. Надпись на памятнике над его могилой заканчивается словами: « Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение человеческого рода». На статуе Ньютона в Кембридже высечен стих из Лукреция: «Разумом он превосходит род человеческий».
Конкурс №5
Вариант № 1
Ответ: Сила, действующая на телегу, и сила, действующая на лошадь, в каждый момент времени равны; но так как телега свободно перемещается на колесах, а лошадь упирается в землю, то понятно, почему телега катится в сторону лошади.
Вариант № 2
Ответ: Яблоко и земля действительно падают друг на друга, но скорость этого падения различна для яблока и для земли. Равные силы взаимного притяжения сообщают яблоку ускорение 10 м/с2, а земному шару - во столько же раз меньше, во сколько раз масса земли превышает массу яблока. Конечно, масса земного шара в неимоверное число раз больше массы яблока, и потому Земля получает перемещение настолько ничтожное, что практически его можно считать равным нулю.
Вариант № 3
Ответ: Басня утверждает, что «воз и ныне там», другими словами, что равнодействующая всех приложенных к возу сил равна нулю. Лебедь, рвущийся в облака, не мешает работе рака и щуки, даже помогает им: тяга лебедя, направленная против силы тяжести, уменьшает трение колес о землю и об оси, облегчая тем вес воза. Остаются две силы: тяга рака и тяга щуки. Они направлены под углом друг к другу, следовательно, их равнодействующая не может равняться нулю.
3.Подведение итогов. Награждение победителей.
4.Заключительное слово преподавателя.
Из биографии Ньютона нам известно, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика - отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Хочется надеяться, что сегодняшнее мероприятие разбудит и у Вас жажду новых познаний ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед Вами неисследованным до конца.
Литература
1.Буров В.А. и др.Фронтальные экспериментальные задания по физике. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1985г.
2.Вологодская З.А., Усова А.В. Дидактические материалы по физике. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1988г.
3.Дягилев Ф.М. Из истории жизни и жизни ее творцов. М. «Просвещение», 1986г.
4.Кудрявцев П.С. Исаак Ньютон. М. Учпедгиз, 1963г.