Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по теме "Свет"»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
«Свет»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Базовой подготовки
Дисциплина «Физика»
1 курс
г. Барабинск, 2015 г
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 20___г.
Председатель ЦМК
______________________
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист
4
Формирование требований ФГОС при изучении темы
5
Примерная хронокарта занятия
6
Блок информации по теме
6
Перечень оборудования и оснащения
14
Список использованных источников
14
Методический лист
Тема: Внеаудиторное мероприятие по физике «Свет»
Тип занятия: урок приобретения новых знаний
Форма занятия: урок - конференция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийной презентации и видеофильма, репродуктивный.
Технологии обучения: технология деятельностного подхода, компьютерные технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.
Время занятия: 45-50 минут
Место проведения занятия – аудитория колледжа.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: Способствовать формированию требований ФГОС при изучении данной темы. Формировать умение раскрывать красоту физики в окружающем мире, а так же видеть тесную взаимосвязь с различными областями её применения.
Воспитательные цели: способствовать формированию чувства ответственности и солидарности; создание условий для развития скорости восприятия и переработки информации, культуры речи, воспитание настойчивости в достижении цели.
Развивающие цели: развитие и укрепление познавательного интереса к физике. Расширение кругозора обучающихся, повышение уровня их культуры. Развитие творческого мышления студентов.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«Свет»
В результате изучения темы обучающийсядолжен:
сформировать представление о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимать физическую сущность наблюдаемых во Вселенной явлений; понимать роль физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Примерная хронокарта занятия по теме
«Свет»
(время занятия 45-50 минут)
№ п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный этап
1
2
Основной этап
2.1
Вступление, объявление темы, целей мероприятия
3
2.2
Выступление учащихся
40-45
3
Заключительный этап
3.1
Заключительное слово преподавателя
1
Итого
45-50мин.
Блок информации по теме
Ход мероприятия
1.Организационный этап (проверка готовности аудитории, внешнего вида студентов)
2.Основной этап
2.1 Вступительное слово преподавателя, объявление темы и целей мероприятия
Преподаватель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости! 2015 год объявлен международным годом света. И наше сегодняшнее мероприятие так и называется «Свет». Свет… Такое короткое и в тоже время емкое слово. Об этом говорил известный русский физик С.И. Вавилов: "В слове "свет" заключена вся физика…" И сегодня мы с вами попробуем разобраться, что же такое свет и в чем заключается его двойственность. Вы узнаете, какие существуют источники света, где и когда они впервые появились. А кроме этого мы с вами постараемся увидеть взаимосвязь между электрической энергией и светом, разберемся, где она нашла свое применение и нужно ли ее экономить.
Задолго до выявления истинной природы света выдающиеся мыслители и ученые осознавали его фундаментальную роль в природе. Достаточно назвать некоторых из них: Декарт, Ньютон, Пифагор, Евклид, Птолемей, Гюйгенс, Юнг, Френель, Вавилов.
Все они придерживались разных точек зрения, но вместе с тем понимали, что свет … Чудный дар природы вечной, Дар бесценный и святой. В нем источник бесконечный Наслажденья красотой. Солнце, небо, звезд сиянье, Море в блеске голубом, Всю природу и создания Мы лишь в свете познаем.
Какое толкование имеет слово «свет» в нашей повседневной жизни?
Говоря про белый свет, мы имеем ввидуЗемлю, Вселенную, а также людей, ее населяющих.
Выражения: Путешествие вокруг света. Хорошо жить на свете. Произвести на свет (родить, дать жизнь). Увидеть свет (возникнуть, осуществиться). На краю света (очень далеко; разг.). Сжить со света или со свету, (погубить; разг.). Нет на свете (умер). Всему свету известно. Выпустить в свет (опубликовать, издать).
В дворянском обществе «свет» означал: избранный круг, высшее общество. Выезжать в свет. Вращаться в высшем свете. Ни за что на свете (разг.) - ни в коем случае. На чем свет стоит (браниться, ругаться) - очень сильно, не стесняясь в выражениях. Белый свет не мил (прост.) - ничто не радует, не веселит. Не ближний (не близкий) свет (разг.) - далеко, не близко. Тот свет – у верующих: загробная жизнь.
А сколько отражений в афоризмах и поговорках об учениях и науках нашло слово «свет»!
«Учение - свет, а не ученье - тьма»
«Свет разума»
«Познанье - сердца яркий свет, защита от житейских бед»
«Восход солнца природу пробуждает, чтение книги голову просветляет»
Из всех этих пословиц видно, что испокон веков свет являлся для человека также и некой мудростью, тягой к знаниям.
Видеофильм «Световые технологии»
Какова же природа света? (преподаватель)
2.2 Выступление учащихся
Выступающий 1.
Без света мы не смогли бы видеть окружающий нас мир, и, тем не менее, нам не известно точно, что же такое свет!Мы знаем, что свет — это одна из форм энергии. Можно измерить скорость света и мы знаем его характеристики.
Солнечный свет — это энергия. Тепло солнечных лучей, сфокусированных линзой, превращается в огонь. Свет и тепло отражаются белыми поверхностями и поглощаются черными. Вот почему белая одежда холоднее черной.
Какова же природа света? Первым, кто попытался серьезно заняться изучением света, был Исаак Ньютон. Он считал, что свет состоит из корпускул, которые наподобие пуль выстреливаются источником света. Но некоторые характеристики света не могли быть объяснимы этой теорией.
Другой ученый, Гюйгенс, предложил другое объяснение природы света. Он разработал «волновую» теорию света. Он считал, что свет образует импульсы, или волны, наподобие того, как камень, брошенный в пруд, создает волны.
Почти 150 лет ученые спорили, является ли свет волнами или корпускулами. Большинство ученых приняло волновую теорию. Но затем последовал новые открытия, которые поставили под сомнение эту теорию.
Каких взглядов сегодня придерживаются ученые на происхождение света? В настоящее время считается, что световые волны имеют характерные особенности и частиц и волн одновременно. Проводятся опыты, подтверждающие обе теории. В этом и заключается корпускулярно-волновой дуализм.Итак, свет – это излучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.
Не желай ты мне тьмы, не желай ты мне света. Между ними лежит поиск смысла, ответа. Нам внушили дуэльность, что тьма – это зло. И что свет нам несёт только вечно добро.
Но подумай о том, если б день вечным был, Мы б не знали про звёзды, и наш разум застыл. Не пустилась бы мысль в высокий полёт. Не услышали б мы мироздания нот.
Давайте узнаем, какие существуют источники света? (преподаватель)
Выступающий 2, 3.
Источники света - тела способные излучать свет. Они бывают естественные и искусственные. Искусственные подразделяются на тепловые и люминесцентные.
Искусственные тепловые: электрические лампочки, свечи, спичка, газовая горелка и т.д.
Люминесцентные, газосветовые лампы - это холодные источники света. Многие поэты изображали художественные образы, связанные с источниками света.
Солнце
Солнце раз еще взглянуло Исподлобья на поля И в сиянье потонула Вся смятенная земля. Ф.Тютчев
Звезда
Звезда, звезда, холодная звезда, К холодным иглам ты все ниже никнешь. Ты на заре исчезнешь без следа И на заре из пустоты возникнешь. В. Луговской.
Молния
Вот пробилась из-за тучи Синий молнии струя- Пламень белый и летучий Окаймил ее края.
Светящиеся на глубине рыбы и светлячки – также являются люминесцентными источниками.
В Бразилии есть насекомые гораздо больше чем наши светлячки. Так вот там есть птица, которая прикрепляет этих насекомых себе на гнездо, тем самым отпугивая от птенцов змей и других не желанных гостей.
Луна сама не является источником света. Она только отражает свет, падающий на нее. Но лунное сияние очень красивое. Один немецкий поэт, услышав Сонату Баха, мог сравнить ее только с красотой Лунного света, и назвал ее “Лунная соната”.
Лампа (преподаватель включает лампу накаливания)
Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей. А.Мицкевич.
Спичка(преподаватель зажигает свечу при помощи спички)
Как золотая птичка, Дрожит огонь впотьмах. В одну минуту спичка Сгорит в моих руках... А. Тарковский.
Свеча
Мерцая желтым языком, Свеча все больше оплывает. Вот так и мы с тобой живем- Душа горит, и тело тает. А. Тарковский.
А знаете ли вы, где и когда появились первые искусственные источники света? (преподаватель)
Выступающий 4.
Где именно появились первые свечи, сказать трудно. Однако есть сведения, что свечи существовали уже 5000 лет назад… Первое письменное упоминание о свечах относится примерно к X веку до н.э. Хотя это были не совсем свечи, а просто фитиль, помещённый в ёмкость, наполненную горючим раствором…
Большинство учёных полагают, что первые свечи появились в Древнем Египте. Делали их из полого тростника, который рос в окрестностях в изобилии. Его окунали в растопленный животный жир. Правда, у этих свечей не было фитиля. А вот свечи с фитилями впервые появились в Древнем Риме. Ими освещали дома и храмы, их носили с собой, когда ходили по тёмным улицам.Римляне свои свечи также готовили из животного жира, поэтому они при горении распространяли неприятный запах. И только в Средние века, когда люди освоили пчеловодство, появились восковые свечи с тонким волнующим ароматом воска и мёда. К тому же эти свечи горели ровно и ярко. Но, они были так дороги, что сперва стали привилегией только королей, потом знати и богачей.О свечах существует очень много песен и романсов. Посмотрите на экран.
Звучит песня «Свеча» - группа «Машина Времени»
Виктор Луферов - Романс о свече застольной Игра свечей (романы и рассказы) Четыре свечи - исламские притчи, рассказы Звездинский – песня «Свечи»
Тутси – «Сто свечей» «Я свечу зажгла» - Анжелика Варум
«Свеча» - группа «Машина Времени» «Две свечи» - Шуфутинский Михаил Пугачева Алла – «Свеча горела на столе» Наталья Подольская – «Две свечи» Киркоров Филипп – «Сердце в 1000 свечей» Сергей Минаев – «Свеча на Ветру»
Выступающий 5.
Мы в своей жизни постоянно используем энергию искусственного источника - электрической лампы. А вот историю создания электрической лампы мало кто из вас знает.
Первую действующую угольную лампу накаливания изобрел, как известно, русский военный инженер Александр Лодыгин в 1872 г. В 1872 году он продемонстрировал образец лампы накаливания с угольной нитью и получил привилегию (патент). В сентябре 1873 г. на Одесской улице в Петербурге зажглись первые в мире электрические фонари Лодыгина, сменившие прежние керосиновые лампы.
Эдисон смог сделать лампы накаливания массовыми. На протяжении почти всего XX века у ламп Эдисона не было достойного конкурента. Прорыв в бытовом освещении был сделан только в 1976 году, когда изобретатель Эд Хаммер представил компании General Electric принципиально новую лампу, получившую впоследствии название энергосберегающая.
В современном мире мы не представляем свою жизнь без электроэнергии. Молодое поколение не мыслит своей жизни без мобильного телефона и Интернета, а компьютер и телефон не смогут работать без электроэнергии. Также изрядное количество электроэнергии расходуется на освещение жилых помещений.
Ресурсы электроэнергии не бесконечны. Электроэнергия поступает в наши дома с электростанций различного типа, и для ее производства сжигаются уголь, нефть, газ. Экономное использование электроэнергии позволит сократить объемы использования этих энергетических ресурсов, а, значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов. Кроме того, увеличение эффективности использования электроэнергии - это и реальный способ снизить затраты на оплату счетов за электричество.
Каким же образом мы можем экономить электрическую энергию? (преподаватель)
Выступающий 6.
Статистика утверждает, что 15 % всей потребляемой в быту электроэнергии приходится на освещение. И до 50 % из этого можно сэкономить. Вот самые простые способы экономии на практике: это использование дневного света как можно дольше, использование энергосберегающих ламп, т.к. их использование, несмотря на высокую стоимость, экономичнеев 3 - 4 раза, также стоит использовать только светлые отражающие светильники и светлые стены и максимально эффективно применять зональное освещение жилища.
Правильная эксплуатация бытовых электроприборов также заключает в себе большие резервы экономии электроэнергии. Одним из самых энергоёмких потребителей являются электроплиты. Для снижения расхода электроэнергии на приготовление пищи надо применять посуду с диаметром дна, равным или несколько большим диаметра конфорки, убавлять мощность конфорки после закипания, использовать посуду с плотно прилегающим дном. Использование специализированных приборов для приготовления пищи тоже поможет сэкономить.
Электрочайник - один из мощных потребителей электроэнергии в квартире. Одним из условий улучшения работы электрочайника является своевременное удаление накипи, т.к. она обладает малой теплопроводностью, поэтому вода в посуде с накипью нагревается медленно. Совершенно неразумно наливать полный чайник, а впоследствии его постоянно подогревать.
Холодильник следует ставить в самое прохладное место кухни. Ведь чем ниже температура теплообменника, тем эффективнее он работает и реже включается. При снижении температуры теплообменника с 21 до 20 градусов, холодильник начинает расходовать электроэнергии на 6% меньше. А регулярно оттаивая и просушивая холодильник можно сделать его гораздо экономичнее.
Мощность утюга довольно велика – около киловатта. Чтобы добиться некоторой экономии, белье во время глажки должно быть слегка влажным, и нужно выключить утюг незадолго до конца работы: накопленного им тепла хватит еще на несколько минут.
Автоматические стиральные машины не следует перегружать, ее мотору будет тяжело работать, а белье плохо отстирается. Но, с другой стороны, загрузив бак машины лишь наполовину, часть ее мощности уйдет на то, чтобы вхолостую гонять воду в баке.
Повышенный расход электроэнергии вызывает применение электроотопительных приборов, в которых часто нет необходимости, если выполнить простейшие мероприятия. Вы видите их на экране.
Наш отдых немыслим без телевизора, радиоприемника или музыкального центра. Но мало кто задумывается, что дежурный режим бытовых приборов – это дырка в кармане, через которую утекают ваши деньги. Телевизор, по причине его длительной работы в течение суток, съедает где-то процентов около 15% от общего количества потребляемой электроэнергии.
Не оставляйте зарядные устройства для мобильных телефонов, когда там нет заряжаемого аппарата. Они являются импульсными источниками питания, такие устройства «не любят» работать без нагрузки, они греются, выходят из строя и могут привести к пожару!
В связи с постоянным ростом тарифов на электроэнергию все более актуальными становятся возможности, не требующие больших затрат и специальных знаний. Мои рекомендации помогут вам, если вы будете соблюдать элементарные правила культуры энергопотребления.
Какие же самые современные световые технологии прочно вошли в нашу жизнь? (преподаватель)
Выступающий 7, 8.
Световой луч! С давних времен человек в своих мечтах видел в нем надежного и мощного помощника, свободно проникающего в темницы, разрушающего любые преграды, способного защитить от любого врага. К всемогущему лучу обращались и многие писатели-фантасты. Всемирно известны романы “Война миров” Г. Уэллса и “Гиперболоид инженера Гарина” А. Толстого. Но в этих романах световой луч оказывался в руках сил зла, которые использовали лучи для разрушения. Люди же мечтали о луче - труженике, луче-помощнике, луче - созидателе. И этой мечте суждено было сбыться. Реальностью стали лазеры, которые успешно “трудятся” в клиниках, на заводах, на строительных площадках, в научно-исследовательских лабораториях.
Лазерной технике всего 30 с небольшим лет, однако, лазеры уже успели завоевать прочные позиции во многих отраслях народного хозяйства, непрерывно расширяется область использования лазеров в научных исследованиях - физических, химических, биологических. Лазерный луч становится надежным помощником строителей, картографов, археологов, криминалистов.
Лазеры являются уникальными источниками света. Их уникальность определяют свойства, которыми не обладают обычные источники света. А именно: малый угол расхождения, монохроматичность, большая мощность, механическое, тепловое и биологическое действие.
При обсуждении практических применения лазеров обычно выделяют два направления. Первое направление связывают с применениями, в которых лазерное излучение используется для целенаправленного воздействия на вещество. Сюда относят лазерную обработку материалов (например, сварку, термообработку, резку, пробивание отверстий), лазерное разделение изотопов, применение лазеров в медицине и т.д. Второе направление связывают с так называемым информативным применением лазеров – для передачи и обработки информации, для осуществления контроля измерений.
Применение лазера в науке: Локация небесных тел, эталон длины, лазерный термоядерный синтез, сверхскоростная фотография, разделение изотопов, спектроскопия, определение характеристик атмосферы.
Техника и связь: Линии связи. Обработка, сварка, сверление отверстий. Лазеры в электронно-вычислительной технике. Лазерный гироскоп. Голография.
Медицина и биология: Лазерная хирургия. Лечение опухолей. Стимуляция роста растений.
Военное дело. Лазерное оружие. Противоракетные системы. Оптический локатор.
Лазеры решительно и притом широким фронтом вторгаются в нашу действительность. Они необычайно расширили наши возможности в самых различных областях – обработке металлов, медицине, измерении, контроле, физических, химических и биологических исследованиях. Уже сегодня лазерный луч овладел множеством полезных и интересных профессий. Во многих случаях использование лазерного луча позволяет получить уникальные результаты. Можно не сомневаться, что в будущем луч лазера подарит нам новые возможности, представляющиеся сегодня фантастическими.
Демонстрация видео «Лазерное шоу»
Заключительное слово учителя.
Наше мероприятие подошло к концу. Сегодня мы с вами узнали, что свет – это видимое излучение, и оно обладает двойственностью. Вы узнали, какие существуют источники света, где и когда они впервые появились. Познакомились с рекомендациями по экономии электрической энергии. А кроме этого мы выяснили взаимосвязь между электрической энергией и светом, рассмотрели многообразие применения лазерной техники.
Всем спасибо и до новых встреч!
Перечень оборудования и оснащения
Компьютер; мультимедийный проектор, экран, презентация мероприятия (выполнена MicrosoftPowerPoint 2007), два видеофильма, песня «Свеча», фотографии ученых на доске, цитата на листе, свеча, спички, лампа накаливания.
Список использованных источников
1. Фестиваль педагогических идей «1 Сентября» [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/633758/
2. Банк электронных рефератов Bestreferat.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-67240.html
3. Медведев В.Т. Инженерная экология: [Текст]: учебник/ Под ред. проф. В.Т.Медведева. – М: Гардарики, 2002. – 687 с.
4. Перечень рекомендуемых мероприятий по экономии электроэнергии в многоквартирных домах [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mupbeso.ucoz.ru/load/perechen_rekomenduemykh_meroprijatij_po_ehkonomii_ehlektroehnergii_v_mnogokvartirnykh_domakh/1-1-0-74
5. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoetvorchestvo
/2014/02/27/kak-ekonomit-elektroenergiyu-doma
6. Физика. 10 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон.носителе: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н.Н. Соцкий.- 11-е изд. - М. : Просвещение, 2003. – 336 с.
7. Экономическая выгода от применения энергосберегающих ламп [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://economizer.spb.ru/stati/5-jekonomicheskaja-vygoda-ot-priminenija-jenergosberegajuwih-lamp.html