МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕ АУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕ АУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
Тема: Внеклассное мероприятие по физике
«12 апреля – День космонавтики»
Вид занятия: устный журнал
Методы обучения: технология деятельностного подхода, компьютерные технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: Способствовать формированию требований ФГОС при изучении данной темы. Формировать умение анализировать эксперименты, связанные с исследованием космоса, способствовать развитию знаний основных законов физики.
Воспитательные цели: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки, воспитание чувства ответственности и солидарности; создание условий для развития скорости восприятия и переработки информации.
Развивающие цели: развитие познавательного интереса к физике, технике, истории. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей и актерского мастерства учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕ АУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ» »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«БАРАБИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Цикловая методическая комиссия общих гуманитарных,
социально-экономических дисциплин
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«12 АПРЕЛЯ –
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ»
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Базовой подготовки
Дисциплина «Физика»
г. Барабинск 2015 г.
Рассмотрена на заседании
ЦМК ОГСЭД
Протокол № ___________
От ____________ 20___г.
Председатель ЦМК
______________________
(Ф. И. О.)
______________________
(подпись)
Разработчик:
преподаватель первой квалификационной категории Вашурина Т. В.
Содержание
Методический лист
4
Формирование требований ФГОС при изучении темы
5
Примерная хронокарта занятия
6
Блок информации по теме
6
Приложение №1
18
Перечень оборудования и оснащения
19
Список использованных источников
19
Методический лист
Тема: Внеклассное мероприятие по физике
«12 апреля – День космонавтики»
Вид занятия: устный журнал
Методы обучения: технология деятельностного подхода, компьютерные технологии, элементы личностно-ориентированной технологии.
Уровень усвоения информации: первый (узнавание ранее изученных объектов, свойств) + второй (воспроизведение).
Учебные цели: Способствовать формированию требований ФГОС при изучении данной темы. Формировать умение анализировать эксперименты, связанные с исследованием космоса, способствовать развитию знаний основных законов физики.
Воспитательные цели: воспитание патриотизма, чувства гордости за достижения человеческого разума и за достижения отечественной науки, воспитание чувства ответственности и солидарности; создание условий для развития скорости восприятия и переработки информации.
Развивающие цели: развитие познавательного интереса к физике, технике, истории. Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей и актерского мастерства учащихся.
Формирование требований ФГОС при изучении темы
«12 апреля – День космонавтики»
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики.
Примерная хронокарта занятия по теме
«12 апреля – День космонавтики»
(время занятия 60 минут)
№ п/п
Этапы урока
Время
1
Организационный этап
2
2
Основной этап
2.1
Вступление, объявление темы, целей мероприятия
2
2.2
Выступление 1 и 2-го ведущих
5
2.3
Выступающий №1
5
2.4
Выступающий №2
6
2.5
Выступающий №3
6
2.6
Выступающий №4
6
2.7
Выступающий №5
10
2.8
Выступающий №6
10
3
Заключительный этап
3.2
Заключительное выступление 1 и 2-го ведущих
6
3.3
Заключительное слово преподавателя, подведение итогов
2
Итого
60 мин.
Блок информации по теме
Ход мероприятия
Организационный этап (постановка целей и задач занятия)
Основной этап
2.1 Вступительное слово преподавателя, объявление темы мероприятия.
Учитель. Вступительное слово учителя о значении даты 12 апреля 1961 года. Сегодня 12 апреля - День космонавтики. Именно в этот день 54 года назад в истории развития нашей страны произошло величайшее событие. Впервые человек на космическом корабле преодолел земное притяжение и полетел в космос. Этим человеком был гражданин Советского Союза, летчик Ю. А. Гагарин. Наше мероприятие посвящается тем людям, которые имели непосредственное отношение к этому событию.
2.2 Выступление 1 и 2-го ведущих
1-й ведущий.
С незапамятных времен люди стремились в космос. Эта мечта отражалась в сказках, легендах, фантастических произведениях. Пример тому – легенда об Икаре, который хотел долететь до Солнца на крыльях из перьев. Ночное, звездное небо притягивало внимание человека, манило своими неразгаданными тайнами.
Сегодня вам мы рассказать хотим
О людях тех, умелых и отважных,
Что покорили космос. Очень важно
Не забывать имен их –
Всех космонавтов и ученых.
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили.
2-й ведущий.
54 года назад, 12 апреля 1961 года, удивительное и радостное сообщение облетело весь мир: советский человек Юрий Алексеевич Гагарин первым поднялся в космос. Это событие потрясло всех. Одни удивлялись: «Почему именно русские?». Другие восторгались. Фредерик Жолио-Кюри воскликнул: «Человек больше не прикован к своей планете!» Страна ликовала, прекрасная гагаринская улыбка обошла весь мир, а день 12 апреля стал Днем космонавтики.
1-й ведущий.
Первому полету человека в космос предшествовал огромный труд десятков тысяч людей, ученых, инженеров, рабочих. И в том, что полетели именно русские, тоже нет ничего удивительного. Именно в нашей стране родились первые идеи освоения космоса.
«Это было время, когда каждая минута равнялась годам …
Это были люди, которые сделали годы равными векам».
2-й ведущий.
Ракеты, правда, появились давно, например, пороховые ракеты существовали еще в древнем Китае. Но на них смотрели или как на вид оружия, или как на игрушку для развлечения, их использовали для фейерверков. Теоретическая же космонавтика началась с работ наших соотечественников.
2.3 Выступающий №1.
Н
иколай Иванович Кибальчич - талантливый инженер изобретатель, народоволец, участник российского революционного движения, организатор типографии и динамитной мастерской, участник покушения на Александра II в марте 1881 года. Был казнен в Санкт-Петербурге 3 апреля 1881 г.
Кибальчич впервые предложил идею использования ракеты как воздухоплавательного прибора. Находясь в камере смертников, он разрабатывает проект-схему реактивного летательного аппарата-ракетоплана. У него было всего 17 дней, слишком мало «времени, чтобы разработать и описать проект в подробностях и доказать его осуществимость математическими вычислениями». В сопровождающем письме - просьба ускорить рассмотрение учеными его идеи и дать ответ. Ответа не последовало. Рукопись опубликовали только в 1918 году с указанием: «За Кибальчичем Н.И. должен быть установлен приоритет в идее применения реактивных двигателей к воздухоплаванию». Это был первый шаг в истории отечественной космонавтики.
2.4 Выступающий №2
Юрий Васильевич Кондратюк (1897-1942) - один из пионеров космонавтики и ракетной техники в нашей стране, разработал основные проблемы космонавтики еще к 1919 году, занимался изобретательством в области промышленной энергетики, погиб на фронте Великой Отечественной войны в 1942 году.
Это скупые строчки энциклопедии, а за ними полная драматизма жизнь почти безвестного гения. Его настоящее имя - Александр Игнатьевич Шаргей. Родился он 9 июня 1896 года в Полтаве. Воспитывала его в основном бабушка (его родители рано умерли). В 1916 году он окончил гимназию с серебряной медалью и поступил в Петроградский политехнический институт. Еще в гимназии он увлекся звездами и с 1914 года начал работать над проблемой полета за пределы Земли.
В 1929 году вышла его книга «Завоевание межпланетных пространств». Эта книга представляла наиболее полное исследование по межпланетным путешествиям из всех писавшихся в русской и иностранной литературе того времени.
О самом ученом мало что известно, о нем долго молчали. Заговорили только после высадки американцев на Луну.
в/ф Кондратюк
Юрия Васильевича всегда высоко чтили и чтят те, кто связан с ракетной техникой и космическими программами, работают «по Циолковскому» и «по Кондратюку» с первых лет нашего ракетостроения.
2.4 Выступающий №3
Константин Эдуардович Циолковский - ученый, изобретатель, основоположник теоретической космонавтики.
Жизнь его была нелегкой. Он рано потерял мать, с 11 лет стал терять слух и не мог учиться в школе. С 16 до 19 лет жил нищенски в Москве и занимался самообразованием. В 1879 году экстерном сдал экзамен на звание учителя и всю жизнь преподавал физику, математику, астрономию и космографию - сначала в Боровске, а затем, с 1892 года, более 30 лет в Калуге. Еще в 1903 году К.Э. Циолковский опубликовал исчерпывающую по тому времени статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой дал подробный теоретический анализ движения тела в космическом пространстве.
Константин Эдуардович Циолковский создал научную теорию
космического полета: вывел уравнение, определяющее скорость движения ракет, указал критерии выбора топлива, дал первые схематические чертежи космического корабля, Циолковский предложил использовать многоступенчатые ракеты, и многое, многое другое.
в/ф Циолковский
2.5 Выступающий №4
Фридрих Артурович Цандер - ученый и изобретатель, выдающийся инженер-конструктор, человек в котором прекрасно сочетались теоретик и практик, он один из пионеров ракетной техники в СССР, создатель одного из первых в мире ракетных двигателей. Энтузиаст, эрудит. Его девиз: «Да здравствует работа по межпланетным путешествиям на пользу всему человечеству!»
В 1931 году благодаря фантастической целеустремленности Цандера была организована группа изучения реактивного движения (ГИРД).
ГИРД был настоящей школой многих будущих конструкторов, инженеров в области ракетно-космической техники, и прежде всего для Сергея Павловича Королева (ведь ему в это время было всего 25 лет).
в/ф ГИРД
РНИИ – это первый в стране Реактивный институт с научно-исследовательской и опытно-конструкторской группами и испытательной площадкой в районе Нахабино.
Но это уже было без Фридриха Артуровича. Он скончался 28 марта 1933 года от тифа. В последнем письме из больницы он писал: «Вперед, товарищи, только вперед! Поднимайте ракеты выше, выше и выше к звездам!»
2.6 Выступающий №5
Сергей Павлович Королев – выдающийся ученый и конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики. В истории освоения космического пространства с именем Королева связана эпоха замечательных достижений.
в/ф Королев
Им сделано так много, что кратко рассказать об этом очень трудно. Родился Королев 30 декабря 1906 г в городе Житомире. В 1924 году Сергей Королев, выпускник Одесской профстройшколы, спроектировал свой первый безмоторный самолет К-5. Он учился в вузах (сначала в Киеве, а затем в Москве) и учился летать. Конструировал и строил планеры. Дипломную работу (двухместный самолет) выполнил под руководством А.Н.Туполева. Затем его поглотила мысль об использовании ракет для осуществления полетов. В 1933 году под его руководством был осуществлен пуск первых экспериментальных отечественных жидкостных ракет. Затем, уже разработал и построил серию крылатых ракет с пороховыми и жидкостными двигателями, вел научно-исследовательскую работу по реактивному самолету.
26 июня 1938 года Сергей Павлович Королев был арестован как «вредитель военной техники».
В 1940 году его перевели в Москву, в так называемую «шарагу», где Королев под руководством А.Л. Туполева участвовал в строительстве бомбардировщика Ту-2 и в проектировании самолета-перехватчика с реактивным двигателем.
В 1944 году был освобожден.
В 1947 году как главный конструктор возглавил проектирование баллистических ракет дальнего действия.
В 1957 году осуществил испытание созданной под его руководством первой в мире межконтинентальной многоступенчатой ракеты – средства доставки ядерного оружия, созданного к тому времени физиками под руководством И.В.Курчатова.
в/ф Королев
А уже 04 октября 1957 – был запущен первый искусственный спутник Земли. Цель запуска – достижение первой космической скорости, необходимой для полетов вокруг Земли.
Дальше — полет Юрия Гагарина, полет других космонавтов,
запуск космических станций к Луне, Венере, Марсу.
Да, великое не умирает, оно остается людям. В достижениях
сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра – свершением».
2.7 Выступающий №6
Обычным шумом улица полна
Идет весна. Рабочий день в разгаре.
И из Вселенной радиоволна
Приносит имя русское: ГАГАРИН.
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка влетает,
И мать-земля, дыханье затая,
Полет героя-сына наблюдает!
И день обычный праздником цветет,
Вся жизнь отныне – сказочный полет,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю Вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звездам сердце человека!
12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, за 1 ч 48 мин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Саратовской области.
в/ф Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин — летчик-космонавт СССР, первый человек, совершивший полет в космос, родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области. В 1951 году с отличием окончил ремесленное училище и одновременно школу рабочей молодежи. В 1955 году, также с отличием, окончил индустриальный техникум и аэро-клуб в Саратове и поступил в Первое Чкаловское военное авиационное училище в Оренбурге, по окончании которого служил военным летчиком в частях истребительной авиации Северного флота. С 1960 года - в отряде космонавтов. В 1961 году стал его командиром.
После полета Гагарин непрерывно совершенствовал свое мастерство как летчик-космонавт, а также принимал непосредственное участие в обучении и тренировке экипажей космонавтов. Кроме этого, он активно занимался общественной деятельностью. С миссией мира и дружбы он посетил многие страны и награжден национальными золотыми медалями и почетными дипломами.
в/ф Гагарин (о его семье)
27 марта 1968 года Юрий Гагарин трагически погиб (вместе с летчиком Владимиром Серегиным) в авиационной катастрофе во время тренировочного полета на самолете.
в/ф Гагарин (о его гибели)
Март скорбел
И таяли снежинки
От печали
Приднепровских лоз,
И текли
Горючие слезинки
По щекам
Заплаканных берез.
Было небо розовато-синим,
Замолкали
Рощи и поля –
Горевала о погибшем сыне
Больше всех Смоленская Земля.
(Фото памятников космонавтам)
В целях увековечения памяти Гагарина город Гжатск Смоленской области был переименован в Гагарин. Имя Гагарина носят Центр подготовки космонавтов, научно-исследовательское судно Академии наук, улицы и площади многих городов мира. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
Заключительный этап
3.1 Заключительное выступление 1 и 2-го ведущих
1-й ведущий.
Космическая эра, начавшаяся 12 апреля 1961 года, продолжается и сегодня, да и, наверное, никогда не закончится. Полеты американских астронавтов на Луну, советских и американских автоматических станций на Венеру, Меркурий, Марс, к Юпитеру, Сатурну, комете Галлея и другим космическим объектам, длительные околоземные полеты - вот неполный перечень достижений современной космонавтики.
2-й ведущий.
Дерзко бросив пространству вызов,
Люди будут вперед идти –
И героев космоса список
Будет год от года расти.
Но, покрытые звездной пылью,
Следопыты новых миров
Не забудут, что путь открыли
Циолковский и Королев.
Сколько нашей страны герои
Проложили звездных орбит!
И опять – по-русски с землею
Космос радостно говорит!
1-й ведущий.
Космонавтика сегодня - это катализатор развития современных науки и техники. Она стимулирует развитие электроники; машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей человеческой деятельности, способствует интеграции промышленности многих стран, объединяет народы планеты - и не только экономически.
2-й ведущий. (Последнее видео)
За полвека люди запустили в космос тысячи объектов. Сегодня их уже 8500 и вполне серьезно обсуждаются самые фантастические космические проекты.
1-й ведущий.
Когда последний закруглен виток
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в сеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.
Заключительное слово учителя.
Приложение №1
Раздаточный материал для выступающих на мероприятии
Перечень оборудования и оснащения
1. Доска
2. Компьютерное и мультимедийное оборудование
3. Раздаточный материал (фотографии)
4. Видеофильм, сопровождающий выступления учащихся
Список использованных источников
Итоги науки и техники из серии «Ракетостроение» [Текст]: том3. Шунейко И. И. Пилотируемые полёты на Луну, конструкция и характеристики Saturn V Apollo МОСКВА, 1973
Космический пророк К. Э. Циолковский [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=1AsorLiPOao
Настоящий и живой космос [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=G7XiqsXQN0c
Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» Галимуллина Ф. Х. Игра-соревнование в 9-х классах. Внеклассное мероприятие "Физическая эстафета ко Дню космонавтики. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://festival.1september.ru
Юрий Гагарин: хроника первого полета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=LNbx6fntBjwъ