kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Школьная олимпиада по физике 7-9 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьная олимпиада по физике

7 класс. 2014/2015 учебный год.

Задача №1

«Любителям бильярда»

            Товарный вагон объёмом V наполнен одинаковыми бильярдными шарами. Масса всех шаров М. В каждом кубическом метре объёма вагона находится n штук шаров. Какова масса m одного шара?

Задача №2

«Ищем шарик»

            Имеется 9 внешне совершенно одинаковых свинцовых шариков, однако внутри одного из них сделана небольшая полость. Пользуясь только рычажными весами, выделите шарик с полостью. Весы можно использовать не более двух раз. Опишите свои действия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Школьная олимпиада по физике 7-9 класс" »

Школьная олимпиада по физике

7 класс. 2014/2015 учебный год.

Задача №1

«Любителям бильярда»

Товарный вагон объёмом V наполнен одинаковыми бильярдными шарами. Масса всех шаров М. В каждом кубическом метре объёма вагона находится n штук шаров. Какова масса m одного шара?

Задача №2

«Ищем шарик»

Имеется 9 внешне совершенно одинаковых свинцовых шариков, однако внутри одного из них сделана небольшая полость. Пользуясь только рычажными весами, выделите шарик с полостью. Весы можно использовать не более двух раз. Опишите свои действия.

Задача №3

«Вытягиваем проволоку»

Проволоку производят вытягиванием из цельной заготовки меди. На изготовление медной проволоки прямоугольного сечения в течение суток израсходовано М = 8640 кг меди. Скорость протягивания проволоки постоянна в течение суток и равна . Найдите площадь перечного сечения проволоки, если за истекшие сутки производилась проволока сечением только одного размера. (Плотность меди )

Задача №4

«Средняя скорость»

По дороге в горку трамвай ехал со скоростью V1 = 40 км/ч, а возвращаясь обратно по той же дороге с горки – со скоростью V2 = 60 км/ч. Чему была равна средняя скорость трамвая?

Указание: здесь речь идёт о средней скорости, равной отношению пройденного пути ко времени.










Школьная олимпиада по физике

8 класс. 2014/2015 учебный год.

Задача №1

«Равновесие»

Легкий стержень ОА, изображенный на рисунке, находится в равновесии. Определите массу груза m, если масса М = 10 кг, расстояние от оси О до точки А в 4 раза больше, чем до точки В.



О В А

М m


Задача №2

«Испортили кастрюлю»

В две цилиндрические кастрюле площади S1 просверлили отверстие площади S2 и вставили в него пластмассовую трубку. Высота кастрюли h. Масса кастрюли с трубкой равна m. Кастрюля стоит на ровном листе резины дном вверх (см. рис.). Сверху в трубку осторожно наливают воду. До какого уровня Н можно налить воду, чтобы она не вытекала снизу?

H

h

Задача №3

«Кто тяжелее»

Имеются два цилиндрических стакана массой m каждый. На дно первого кладут медный брусок массой m1 и стакан опускают в воду так, что он плавает, погрузившись в воду до краев. Ко дну второго стакана снизу прикрепляют медный брусок массой m2 и тоже опускают в воду так, что стакан плавает, погрузившись в воду до краев. Найдите отношение масс медных брусков m1/m2. Плотность меди , плотность воды . Толщиной стенок и дна стакана пренебречь.


Задача №4

«По одной ложке»

В колориметр налили ложку горячей воды, после чего его температура возросла на Δt1 = 50C. После того как добавили вторую ложку той же горячей воды, температура калориметра возросла на Δt2 = 30С. На сколько градусов увеличится температура калориметра, если в него добавить третью ложку той же горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.





Школьная олимпиада по физике

9 класс. 2014/2015 учебный год.

Задача №1

«На границе двух жидкостей»

В сосуде с жидкостью плотности к дну прикреплена пружина. К пружине прикреплено цилиндрическое тело, имеющее плотность . Тело плавает на поверхности жидкости, погруженное на 2/3 своего объема, при этом пружина растянута на величину Х1. Чему будет равно удлинение пружины, если в сосуд долить жидкость с плотностью так, чтобы тело оказалось полностью погруженным в жидкость. Считать, что жидкости не смешиваются, и цилиндр погружен в нижнюю жидкость на 1/6 своего объема.


Задача №2

«Коктейль»

В цилиндрическом стакане, площадь дна которого равна S, плавают ледяные кубики с вмороженными в них каплями рыбьего жира. Суммарный объем вмороженного рыбьего жира равен V, его плотность меньше плотности воды .

1. На сколько изменится уровень воды в стакане, если кубики растают и рыбий жир растечется по поверхности воды? Повысится или понизится этот уровень?

2. На сколько изменится общий уровень содержимого стакана по сравнению с начальным уровнем воды? Повысится или понизится этот уровень?



Задача №3

«Выстрел»

Определите время равноускоренного движения снаряда, в стволе вертикально установленного орудия, если после выстрела снаряд достигает высоты h = 4500 м. Длина ствола l = 3 м. Сопротивлением воздуха пренебречь.


Задача №4

«Странный участок цепи»

Участок цепи постоянного тока состоит из трех одинаковых вольтметров и двух одинаковых амперметров (см. рис.). Показания вольтметров V1 и V2 равны U1 = 6 В, U2 = 4 В. Что показывает третий вольтметр V3.


V1






A1 V2 A2

V3





Школьная олимпиада по физике

7 класс. 2014/2015 учебный год.

Решения

Задача №1

«Любителям бильярда»

Товарный вагон объёмом V наполнен одинаковыми бильярдными шарами. Масса всех шаров М. В каждом кубическом метре объёма вагона находится n штук шаров. Какова масса m одного шара?

Решение

10 баллов

Задача №2

«Ищем шарик»

Имеется 9 внешне совершенно одинаковых свинцовых шариков, однако внутри одного из них сделана небольшая полость. Пользуясь только рычажными весами, выделите шарик с полостью. Весы можно использовать не более двух раз. Опишите свои действия.

Решение

Шарик с полостью легче остальных. Кладем на чашки весов по три шарика. Если одна тройка легче другой, то из нее берем два шарика и кладем их на чашки весов. Более легкий будет искомым шариком. Если их вес одинаков, то искомым является третий шарик из данной тройки. Если при первом исследовании весы были в равновесии, то искомый шарик в третьей тройке, и его выделяем по описанному выше эксперименту.

10 баллов.



Задача №3

«Вытягиваем проволоку»

Проволоку производят вытягиванием из цельной заготовки меди. На изготовление медной проволоки прямоугольного сечения в течение суток израсходовано М = 8640 кг меди. Скорость протягивания проволоки постоянна в течение суток и равна . Найдите площадь перечного сечения проволоки, если за истекшие сутки производилась проволока сечением только одного размера. (Плотность меди )

Решение

10 баллов






Задача №4

«Средняя скорость»

По дороге в горку трамвай ехал со скоростью V1 = 40 км/ч, а возвращаясь обратно по той же дороге с горки – со скоростью V2 = 60 км/ч. Чему была равна средняя скорость трамвая?

Указание: здесь речь идёт о средней скорости, равной отношению пройденного пути ко времени.

Решение.

10 баллов







































Школьная олимпиада по физике

8 класс. 2014/2015 учебный год.

Решения

Задача №1

«Равновесие»

Легкий стержень ОА, изображенный на рисунке, находится в равновесии. Определите массу груза m, если масса М = 10 кг, расстояние от оси О до точки А в 4 раза больше, чем до точки В.

Решение

Сила натяжения нити действующей на стержень в точке А FA = mg. (1) – 3 балла

Сила натяжения нити действующей на стержень в точке В FВ = Мg. (2) – 2 балла

Условие равновесия рычага (3) – 3 балла

(4) – 2 балла

Ответ: m = M/4 = 2,5 кг

10 баллов

Задача №2

«Испортили кастрюлю»

В две цилиндрические кастрюле площади S1 просверлили отверстие площади S2 и вставили в него пластмассовую трубку. Высота кастрюли h. Масса кастрюли с трубкой равна m. Кастрюля стоит на ровном листе резины дном вверх (см. рис.). Сверху в трубку осторожно наливают воду. До какого уровня Н можно налить воду, чтобы она не вытекала снизу?

Решение.

Вода начнет вытекать, когда сила, с которой она действует на кастрюлю, уравновесит силу тяжести mg. (1) – 3 балла

Силу, с которой вода действует на кастрюлю, можно рассчитать, умножив гидростатическое давление у дна на площадь (S1 – S2). Таким образом,

(2) – 4 балла

Откуда следует ответ: (3) – 3 балла






Задача №3

«Кто тяжелее»

Имеются два цилиндрических стакана массой m каждый. На дно первого кладут медный брусок массой m1 и стакан опускают в воду так, что он плавает, погрузившись в воду до краев. Ко дну второго стакана снизу прикрепляют медный брусок массой m2 и тоже опускают в воду так, что стакан плавает, погрузившись в воду до краев. Найдите отношение масс медных брусков m1/m2. Плотность меди , плотность воды . Толщиной стенок и дна стакана пренебречь.

Решение.

Масса плавающего тела равна массе вытесненной жидкости. (1) – 3 балла

В первом случае , где V – объём стакана. (2) – 2 балла

Во втором случае (3) – 3 балла

Вычитая (3) из (2) получим , откуда следует ответ:

(4) – 2 балла



Задача №4

«По одной ложке»

В колориметр налили ложку горячей воды, после чего его температура возросла на Δt1 = 50C. После того как добавили вторую ложку той же горячей воды, температура калориметра возросла на Δt2 = 30С. На сколько градусов увеличится температура калориметра, если в него добавить третью ложку той же горячей воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

Решение.

Обозначим теплоемкость калориметра СК, теплоемкость одной ложки воды С, разность температуры горячей воды и начальной температуры калориметра Δt0. Уравнение теплового баланса в первом случае: СКΔt1 = C(Δt0 - Δt1). (1) – 1 балл

Уравнение теплового баланса во втором случае: (СК + С) Δt2 = C(Δt0 - Δt1 – Δt2). (2) -2 балла

Обозначим отношение СК/С = k. Тогда уравнения (1) и (2) можно переписать в виде:

kΔt1 = Δt0 - Δt1, (k + 1) Δt2 = Δt0 - Δt1 – Δt2. Из этих уравнений находим

Δt0 = kΔt1 + Δt1 = 200С (3) – 2 балла

Из уравнения теплового баланса в третьем случае (k + 2)Δt3 = Δt0 - Δt1 – Δt2 - Δt3,

(4) – 2 балла

Получаем ответ: (5) – 3 балла







Школьная олимпиада по физике

9 класс. 2014/2015 учебный год.

Решения

Задача №1

«На границе двух жидкостей»

В сосуде с жидкостью плотности к дну прикреплена пружина. К пружине прикреплено цилиндрическое тело, имеющее плотность . Тело плавает на поверхности жидкости, погруженное на 2/3 своего объема, при этом пружина растянута на величину Х1. Чему будет равно удлинение пружины, если в сосуд долить жидкость с плотностью так, чтобы тело оказалось полностью погруженным в жидкость. Считать, что жидкости не смешиваются, и цилиндр погружен в нижнюю жидкость на 1/6 своего объема.

Решение.

В состоянии равновесия сумма сил, действующих на тело, должна быть равна нулю.

До доливания жидкости это условие запишется в виде:

, где k – жесткость пружины, V – объем тела. (1) – 3 балла

Сила упругости пружины в первом случае . (2)

После доливания (2) – 4 балла

Разделив соотношение (2) на (1), получим , следовательно


(3) – 3 балла

Задача №2

«Коктейль»

В цилиндрическом стакане, площадь дна которого равна S, плавают ледяные кубики с вмороженными в них каплями рыбьего жира. Суммарный объем вмороженного рыбьего жира равен V, его плотность меньше плотности воды .

1. На сколько изменится уровень воды в стакане, если кубики растают и рыбий жир растечется по поверхности воды? Повысится или понизится этот уровень?

2. На сколько изменится общий уровень содержимого стакана по сравнению с начальным уровнем воды? Повысится или понизится этот уровень?

Решение.

Т.к. масса содержимого стакана не меняется, давление на дно остается неизменным. Из этого следует: , где h1 – начальная высота уровня воды, h2 – конечная, hж = V/S – толщина слоя жира (1) – 3 балла


Отсюда изменение уровня воды V/(. Уровень воды понизится.

(2) – 3 балла

Изменение общего уровня V/(= V/S(1 - 0.


Общий уровень повысится. (3) – 4 балла


Задача №3

«Выстрел»

Определите время равноускоренного движения снаряда в стволе вертикально установленного орудия, если после выстрела снаряд достигает высоты h = 4500 м. Длина ствола l = 3 м. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Решение.

На максимальной высоте скорость равна нулю. (1) – 2 балла

Скорость снаряда при вылете из ствола связана с высотой h соотношением:

, где - время полета до максимальной высоты . Отсюда получим . Это выражение можно получить из закона сохранения энергии (2) – 4 балла

Время движения в стволе найдем из соотношения:

Тогда (3) – 4 балла

Задача №4

«Странный участок цепи»

Участок цепи постоянного тока состоит из трех одинаковых вольтметров и двух одинаковых амперметров. Показания вольтметров V1 и V2 равны U1 = 6 В, U2 = 4 В. Что показывает третий вольтметр V3.

Решение.

Напряжение на первом амперметре UA1 = U1 – U2 = 2B. (1) – 2 балла


Отношение напряжений на втором UA2 и первом амперметрах равно отношению токов (сопротивления амперметров одинаковы). Ток через второй амперметр I2 складывается из тока через первый амперметр I1 и тока через первый вольтметр IV1. Отношение IV1/I1 = U1/U2 = 3 / 2, тогда I2 = I1 = 5 / 2 = UA2/UA1. (2) – 3 балла


Тогда UA2 = 5UA1 / 2 = 5B. (3) – 3 балла

Напряжение на третьем вольтметре U3 = U1 + UA2 = 11B (4) – 2 балла








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Школьная олимпиада по физике 7-9 класс"

Автор: Конькова Лариса Генриховна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 187066

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Методическая разработка школьного этапа олимпиады"
    ["seo_title"] => string(51) "metodicheskaia_razrabotka_shkolnogo_etapa_olimpiady"
    ["file_id"] => string(6) "595442"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639937770"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Использование интерактивных средств обучения на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "111024"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406908115"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ". "
    ["seo_title"] => string(172) "priezientatsiia-k-vystuplieniiu-na-piedaghoghichieskom-sovietie-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-chieriez-primienieniie-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "111057"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406991566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства