Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"
Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"
Методическая разработка направленна на развитие коммуникативной компетенции обучающихся 11 класса и систематизирует знания за весь курс обучения физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"»
ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 7»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРА ПО ФИЗИКЕ
(ДЛЯ УЧЕНИКОВ 11 КЛАССА)
Разработала: учитель высшей
категории, старший
учитель Бутко А. С.
ХОД ИГРЫ:
Дальше, дальше, дальше…
«Заморочки» из бочки.
Ты – мне, я - тебе…
Темная лошадка.
Гонка за лидером.
Вопросы для первой команды:
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Первый постулат Бора.
Атомная система может находиться только в особых стационарных или квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия Еп; в стационарном состоянии атом не излучает энергию.
2
Правило квантования.
mvr = nh, где п = 1, 2, 3…
3
Кто создал планетарную модель атома?
Э. Резерфорд
4
Какие вещества дают линейчатый спектр?
Газообразные
5
Частица, в которой сосредоточена вся масса у атома.
Ядро
6
Какие вещества дают полосатые спектры?
Сложные соединения, молекулы
7
Частица, несущая элементарный заряд.
Электрон
8
Масса ядерного топлива, при которой начинается цепная реакция деления урана.
Критическая
9
Реакция соединения частицы и античастицы.
Аннигиляция
10
Радиоактивный газ.
Радон
11
Когда осуществилась первая искусственная ядерная реакция?
1919
12
Чем отличается атом в стационарном состоянии от атома в возбужденном состоянии?
Энергией
13
Чем длиннее рек, тем больше…
… энергия частицы
14
В каком регистрирующем приборе используют перегретую жидкость?
Пузырьковая камера
15
Какая сила искривляет траекторию движения заряженной частицы в циклотроне?
Сила Лоренца
Вопросы для второй команды:
№ п/п
Вопрос
Ответ
1
Второй постулат Бора.
При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается квант электромагнитной энергии
2
К чему можно отнести слова выражения «Где густо, а где пусто»?
Модель атома Томсона
3
Что такое спектр?
Распределение излучения по монохроматическим длинам волн
4
Какие вещества дают сплошной спектр?
Твердые в накаленном состоянии
5
Частица, в которой избыток электронов.
Отрицательный ион
6
Реакция синтеза легких ядер при высокой температуре.
Термоядерная реакция
7
Самопроизвольное высвобождение частиц из ядра.
Радиоактивность
8
Сколько квантов с разной энергией может испустить атом водорода, если электрон находится на третьей орбите?
2
9
Атомы, занимающие одно место в таблице Д. И. Менделеева.
Изотопы
10
Назовите состав ядра атома.
Протоны и нейтроны
11
Видимый след пролетевшей частицы
Трек
12
Чем больше капель воды образуется на единице длины трека, тем меньше…
Скорость частицы
13
Как называют поток электронов при радиоактивном распаде?
β- излучение
14
Что можно определять по заряду частицы и кривизне её трека?
Массу частицы
15
Чему равен потенциал ионизации атома водорода, находящегося в нормальном состоянии?
13,58 эВ
В мешке находятся бочонки с цифрами, обозначающими номер вопроса. Капитаны по очереди вытягивают бочонки с номерами вопросов, команды на них отвечают.
Из истории открытий
Ученый, создавший первый ядерный реактор………….. (Э. Ферми, 1942).
Ученый, создавший первый ядерный реактор в СССР (И. Курчатов, 1946).
Ученые, изучавшие радиоактивность………….(Беккерель, супруги Кюри, Э. Резерфорд).
Приборы ядерной физики
Прибор для регистрации свечений………………...(спинтарископ Крукса).
Прибор для регистрации β и γ- излучений…………….. (счетчик Гейгера).
Установки для ускорения частиц…(циклотрон и линейный ускоритель).
Устройство для регистрации частиц, слабовзаимодействующих с веществом………………………………………………(искровая камера).
Команды готовят по 5 вопросов друг другу.
Примерные вопросы:
В вооруженных силах для взрыва гранаты или бомбы применяют «запал» или , говоря простым языком, «взрыватель». Назовите условия возникновения цепной ядерной реакции и, что служит «запалом»?
Какая реакция более выгодна, с точки зрения получения энергии, синтеза или деления?
Почему трансурановых элементов нет на Земле?
Где была построена первая в мире АЭС?
Благодаря чему возможно деление атомных ядер тяжелых элементов?
Ведущий представляет приглашенного гостя, задавая командам наводящие вопросы. Команды должны угадать, кто же «темная лошадка»?
Гость задает свой вопрос командам.
Этот человек в совершенстве владеет наукой о природе, знает законы постоянного тока, законы динамики Ньютона, умеет собирать электрические цепи, знает состав атома, устройство ядерного реактора, принцип работы АЭС. Кто же он?
(Учитель физики)
Вопросы учителя первой команде:
Почему ядро атома меди устойчивое, а ядро урана неустойчивое?
Ответ:
Удельная энергия связи ядер атома, занимающего в периодической системе последние места, примерно на 1 МэВ меньше, чем удельная энергия связи в ядрах элементов, находящихся в середине периодической системы.
Где получают или приготовляют радиоактивные изотопы?
Ответ: В ядерных реакторах.
Вопрос учителя второй команде:
Какие из известных вам законов сохранения выполняются при радиоактивных превращениях?
Ответ: Закон сохранения заряда, закон сохранения массы.
В чем заключен физический смысл закона радиоактивного распада?
Ответ: Атомы не «стареют», они погибают от несчастного случая.
Вопросы для первой команды:
Как называется поток оголенных ядер гелия при радиоактивном распаде?................................................................................(α- частицы).
Правило смещения при α- радиоактивном распаде……………………….
(Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы ХЭ).
Основная величина, определяющая скорость радиоактивного распада………………………………………………..(период полураспада).
Изотоп с относительной атомной массой 2 …………………….(дейтерий).
Ни «тот», ни «другой»………………………………………..…….(нейтрон).
Протоны и нейтроны………………………………………………(нуклоны).
Основные свойства ядерных сил ……………………………………………..
…(короткодействующие «великаны» - в 100 раз больше электромагнитных).