kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка направленна на развитие коммуникативной компетенции обучающихся 11 класса и систематизирует знания за весь курс обучения физики.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"»


ГБОУ ЛНР «Стахановская гимназия № 7»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА



ИГРА ПО ФИЗИКЕ



(ДЛЯ УЧЕНИКОВ 11 КЛАССА)


Разработала: учитель высшей

категории, старший

учитель Бутко А. С.






ХОД ИГРЫ:




  1. Дальше, дальше, дальше…

  2. «Заморочки» из бочки.

  3. Ты – мне, я - тебе…

  4. Темная лошадка.

  5. Гонка за лидером.

Вопросы для первой команды:

п/п

Вопрос

Ответ

1

Первый постулат Бора.

Атомная система может находиться только в особых стационарных или квантовых состояниях, каждому из которых соответствует определенная энергия Еп; в стационарном состоянии атом не излучает энергию.

2

Правило квантования.

mvr = nh, где п = 1, 2, 3…

3

Кто создал планетарную модель атома?

Э. Резерфорд

4

Какие вещества дают линейчатый спектр?

Газообразные

5

Частица, в которой сосредоточена вся масса у атома.

Ядро

6

Какие вещества дают полосатые спектры?

Сложные соединения, молекулы

7

Частица, несущая элементарный заряд.

Электрон

8

Масса ядерного топлива, при которой начинается цепная реакция деления урана.

Критическая

9

Реакция соединения частицы и античастицы.

Аннигиляция

10

Радиоактивный газ.

Радон

11

Когда осуществилась первая искусственная ядерная реакция?

1919

12

Чем отличается атом в стационарном состоянии от атома в возбужденном состоянии?

Энергией

13

Чем длиннее рек, тем больше…

энергия частицы

14

В каком регистрирующем приборе используют перегретую жидкость?

Пузырьковая камера

15

Какая сила искривляет траекторию движения заряженной частицы в циклотроне?

Сила Лоренца

Вопросы для второй команды:

п/п

Вопрос

Ответ

1

Второй постулат Бора.

При переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается квант электромагнитной энергии

2

К чему можно отнести слова выражения «Где густо, а где пусто»?

Модель атома Томсона

3

Что такое спектр?

Распределение излучения по монохроматическим длинам волн

4

Какие вещества дают сплошной спектр?

Твердые в накаленном состоянии

5

Частица, в которой избыток электронов.

Отрицательный ион

6

Реакция синтеза легких ядер при высокой температуре.

Термоядерная реакция

7

Самопроизвольное высвобождение частиц из ядра.

Радиоактивность

8

Сколько квантов с разной энергией может испустить атом водорода, если электрон находится на третьей орбите?

2

9

Атомы, занимающие одно место в таблице Д. И. Менделеева.

Изотопы

10

Назовите состав ядра атома.

Протоны и нейтроны

11

Видимый след пролетевшей частицы

Трек

12

Чем больше капель воды образуется на единице длины трека, тем меньше…

Скорость частицы

13

Как называют поток электронов при радиоактивном распаде?

β- излучение

14

Что можно определять по заряду частицы и кривизне её трека?

Массу частицы

15

Чему равен потенциал ионизации атома водорода, находящегося в нормальном состоянии?

13,58 эВ



В мешке находятся бочонки с цифрами, обозначающими номер вопроса. Капитаны по очереди вытягивают бочонки с номерами вопросов, команды на них отвечают.


Из истории открытий


  1. Ученый, создавший первый ядерный реактор………….. (Э. Ферми, 1942).

  2. Ученый, создавший первый ядерный реактор в СССР (И. Курчатов, 1946).

  3. Ученый, открывший нейтрон…………………………..(Д. Чедвиг, 1939).

  4. Ученые, изучавшие радиоактивность………….(Беккерель, супруги Кюри, Э. Резерфорд).




Приборы ядерной физики


  1. Прибор для регистрации свечений………………...(спинтарископ Крукса).

  2. Прибор для регистрации β и γ- излучений…………….. (счетчик Гейгера).

  3. Установки для ускорения частиц…(циклотрон и линейный ускоритель).

  4. Устройство для регистрации частиц, слабовзаимодействующих с веществом………………………………………………(искровая камера).







Команды готовят по 5 вопросов друг другу.


Примерные вопросы:


  1. В вооруженных силах для взрыва гранаты или бомбы применяют «запал» или , говоря простым языком, «взрыватель». Назовите условия возникновения цепной ядерной реакции и, что служит «запалом»?

  2. Какая реакция более выгодна, с точки зрения получения энергии, синтеза или деления?

  3. Почему трансурановых элементов нет на Земле?

  4. Где была построена первая в мире АЭС?

  5. Благодаря чему возможно деление атомных ядер тяжелых элементов?



Ведущий представляет приглашенного гостя, задавая командам наводящие вопросы. Команды должны угадать, кто же «темная лошадка»?


Гость задает свой вопрос командам.


Этот человек в совершенстве владеет наукой о природе, знает законы постоянного тока, законы динамики Ньютона, умеет собирать электрические цепи, знает состав атома, устройство ядерного реактора, принцип работы АЭС. Кто же он?

(Учитель физики)


Вопросы учителя первой команде:

  1. Почему ядро атома меди устойчивое, а ядро урана неустойчивое?

Ответ:

Удельная энергия связи ядер атома, занимающего в периодической системе последние места, примерно на 1 МэВ меньше, чем удельная энергия связи в ядрах элементов, находящихся в середине периодической системы.

  1. Где получают или приготовляют радиоактивные изотопы?

Ответ: В ядерных реакторах.

Вопрос учителя второй команде:

  1. Какие из известных вам законов сохранения выполняются при радиоактивных превращениях?

Ответ: Закон сохранения заряда, закон сохранения массы.

  1. В чем заключен физический смысл закона радиоактивного распада?

Ответ: Атомы не «стареют», они погибают от несчастного случая.


Вопросы для первой команды:


  1. Как называется поток оголенных ядер гелия при радиоактивном распаде?................................................................................(α- частицы).

  2. Правило смещения при α- радиоактивном распаде……………………….

(Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы ХЭ).

  1. Основная величина, определяющая скорость радиоактивного распада………………………………………………..(период полураспада).

  2. Изотоп с относительной атомной массой 2 …………………….(дейтерий).

  3. Ни «тот», ни «другой»………………………………………..…….(нейтрон).

  4. Протоны и нейтроны………………………………………………(нуклоны).

  5. Основные свойства ядерных сил ……………………………………………..

…(короткодействующие «великаны» - в 100 раз больше электромагнитных).

  1. Открывшие спонтанное деление ядер урана………………………….……....

……………………………………………..(Г. Н. Флеров, К. А. Петржак, 1940).

  1. Устройство, в котором осуществляется управляемая цепная реакция деления ядер урана………………………………..…………………..(реактор).

  2. Замедлитель нейтронов в реакторе………………..(тяжелая вода, графит).

  3. Виды ядерных реакторов………………………………………………………..

(гетерогенный, водоводяной, на медленных нейтронах, реакторы-умножители).

  1. Меченые атомы…………………………….……(радиоактивные изотопы).

  2. Чем характеризуется воздействие излучения на живые организмы…..

……………………………………………………………….(дозой излучения).

  1. Квантовый генератор излучения в ультракоротком диапазоне радиоволн……………………………………………………………. (мазер).

  2. Единица поглощенной дозы излучения……………………………….(Грей).

  3. Что такое коэффициент размножения нейтронов?...........................................

(отношение числа нейтронов этого поколения к числу нейтронов предыдущего).

  1. По какой величине Бор произвел квантование в атоме водорода?................ ………………………………………………(момент импульса кратен h).



Вопросы для второй команды:


  1. Правило смещения при β- распаде………………………………..…

………(элемент смещается на 1 клетку к концу таблицы Д. И. Менделеева).

  1. Что такое «великаны в коротких штанишках»? ……………………………………………………….….(внутриядерные силы).

  2. Изотоп с относительной атомной массой 3…….………..(тритий).

  3. Как называются протоны и нейтроны ……………….…..(нуклоны).

  4. Кто открыл деление ядер урана ……………………………………..

………………………………………………………..(О. Ганн и Ф. Штрассмен).

  1. Что общего между ураном и плутонием? ……..(ядерное топливо).

  2. Вещества, поглощающие нейтроны………………………..…………

………………………………………………..(кадмиевые или бористые стали).

  1. Реакция объединения легких ядер при очень высокой температуре………………………………………………….(реакция синтеза).

  2. Общее название элементов: нептуний, плутоний, кюрий, берклий, калифорний, эйнштейний, америций, фермий ……………... (трансурановые).

  3. Отношение поглощенной энергии ионизирующего излучения к массе облучаемого вещества ………….……(поглощенная доза излучения).

  4. Квантовый генератор излучения в оптическом диапазоне……..…

……………………………………………………………………………..(лазер).

  1. Где получают меченые атомы? ……………(реактор, ускоритель).

  2. Теплоноситель в ядерном реакторе…………………………………...

……………………………………………..(тяжелая вода или жидкий натрий).

  1. В чем заключалось противоречие между ядерной моделью атома Э. Резерфорда и законами классической механики? …………………………...

………………..…(не объяснялось, как атом излучает и поглощает энергию).

  1. Какие виды взаимодействий существуют в природе?.............(гравитационные, электромагнитные, сильные, слабые).

  2. Какие типы ядерных реакций вам известны?.......................................

……………………………………………(синтеза, аннигиляции, расщепления).

  1. Критическая масса урана………………………..……………..(50 кг).





Жюри подводит итог игры,

награждает победителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка внеурочного мероприятия по физике "Счастливый случай"

Автор: Бутко Александра Сергеевна

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532891

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства