kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Физика – это интересно!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

внеурочное меропрятие по физике для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного мероприятия «Физика – это интересно!»»













Методическая разработка внеурочного мероприятия

«Физика – это интересно!»
























Аннотация

Методическая разработка внеурочного мероприятия содержит материалы для проведения игры-соревнования по физике для учащихся 7 классов и интерактивную презентацию. Мероприятие является аналогом телевизионной игры «Своя игра».

Это мероприятие с применением ИКТ носит не только развлекательный и познавательный характер. В данной игре содержатся интересные, разнообразные вопросы по физике, а также занимательные задания на логику, внимание, эрудицию, сообразительность.

Методическая разработка предназначена для использования учителями физики во внеурочной деятельности по предмету. Мероприятие проходит в форме соревнования между двумя командами учащихся 7 классов. Целесообразно проводить это мероприятие в конце 7 класса, как закрепление и обобщение пройденного материала.


Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели и задачи мероприятия 4

Содержание мероприятия 4

Сценарий мероприятия 5

Этап 1. Представление жюри, представление команд. 5

Этап 2. Интерактивная игра. 5

Раунд № 1. (Синий) Первоначальные сведения о строении вещества 5

Раунд № 2. (Красный) Взаимодействие тел 5

Раунд № 3. (Зеленый) Давление твердых тел, жидкостей и газов 6

Раунд № 4. (Желтый) Работа и мощность. Энергия 6

Этап 3. Подведение итогов, награждение. 7

Заключение 7

Используемая литература 8

Приложение. Интерактивная презентация «Физика – это интересно!» 8


Пояснительная записка

Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеурочные мероприятия. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, прививая навыки самостоятельной работы, внеурочные мероприятия развивают познавательный интерес к предмету и творческие способности учеников. Веселые, познавательные игры, КВНы, конкурсы, викторины значительно оживляют изучение такой строгой, а для многих даже и «страшной», дисциплины, какой является физика, учат пользоваться полученными знаниями, терминологией, развивают память и логику.

Отдельные ученики, с ярко выраженными способностями, участвуют в олимпиадах, занимаются на факультативах и в кружках по индивидуальной программе. Более широкий круг учеников заинтересовать и увлечь предметом позволяют командные соревнования. Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к физике. Такие соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для любой их будущей профессии.

Современное общество выдвигает все более высокие требования к выпускнику.

Выпускник - должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Классно-урочная система не позволяет решить вышеуказанные задачи в полном объёме. Помочь решить проблему нехватки времени для развития компетенций позволяет хорошо организованная систематическая внеурочная деятельность. С одной стороны, внеурочная деятельность дает возможность закреплять знания и навыки, полученные учащимися на уроках, с другой позволяет расширить ключевые компетенции учащихся.

Внеурочная деятельность по предмету позволяет более глубоко раскрыть интересы учащихся, создает оптимальные условия для их становления, самоопределения и самореализации.

Роль внеурочных мероприятий настолько велика, что вызывает в последующем у детей стремление получать все новые и новые знания, овладевать новыми умениями, учиться и творчески развиваться...

Внеурочное мероприятие имеет ряд особенностей. Оно проводится в более свободной форме, чем урок. Хотя ведет его учитель, ученикам предоставляется больше самостоятельности. Вне урока дети могут проявлять больше творческой активности и развивать мышление, осваивать навыки общения в коллективе и групповую работу. Важным при организации внеурочной деятельности является умение школьников применить на практике теоретические знания, получаемые на уроках. Это способствует развитию интереса к изучаемому предмету. Не менее значимым является расширение кругозора и повышение культурного уровня школьников, воспитание чувства уважения друг к другу, к традициям и обычаям. Именно эти цели являются приоритетными при подготовке внеурочных мероприятий.

Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, закрепляют их упражнениями и творческим применением на практике, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству, деловые черты характера.

Внеурочные мероприятия с использованием занимательного материала, преподнесенного интерактивно, наглядно, красочно позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность самих уроков физики, создать более благоприятные условия и повысить мотивацию к ее изучению.

Цели и задачи мероприятия

Цель содержательная:

  • систематизация знаний по основным понятиям базового курса «Физика».

Цель деятельностная:

  • закрепление навыков решения расчетных и качественных задач по физике.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, воспитание уважения к сопернику, умения достойно вести спор, стойкости, воли к победе, находчивости, умения работать в команде, чувства взаимовыручки.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять конкурсную учебную задачу;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Познавательные УУД:

  • проявлять познавательную инициативу в командном сотрудничестве;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • применение знания в новой ситуации;

  • умение грамотно объяснять происходящие физические явления;

  • развитие и закрепление навыков решения расчетных и качественных задач.

Содержание мероприятия

Форма проведения: игра-соревнование двух команд.

Форму работы в виде соревнования ученики принимают с удовольствием и проявляют активность.

В качестве ведущего – учитель физики.

Игра состоит из 4 раундов:

  1. Первоначальные сведения о строении вещества (синий цвет)

  2. Взаимодействие тел (красный цвет)

  3. Давление твердых тел, жидкостей и газов (зеленый цвет)

  4. Работа и мощность. Энергия (желтый цвет)

Каждая команда выбирает номер задания в каждом раунде по очереди.

Если ответ на вопрос правильный, то жюри записывает команде 1 балл, если нет – 0 баллов.

Для участия в игре создаются команды по 4-5 участников. Они отвечают на вопросы, предварительно обсудив в команде.

В качестве игры со зрителями обеим командам предоставляется возможность разгадать 10 ребусов и принести дополнительные баллы для своей команды.

Таким образом, в игре задействован весь класс.

Межпредметные связи: математика, физика.


Оснащение:

аппаратное - компьютерный класс(Intel Pentium Dual Core 2.0 GHz); видеопроектор.

программное обеспечение – операционные система Windows 7 и выше, Microsoft PowerPoint.

Сценарий мероприятия Этап 1. Представление жюри, представление команд.
  1. В игре участвуют 2 команды по 4-5 человек.

  2. Игрой руководит учитель-ведущий.

  3. Члены жюри – учителя-предметники и старшеклассники.

  4. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.

  5. Итоги каждого конкурса выводятся на экран.

Этап 2. Интерактивная игра.

Учитель-ведущий предлагает командам задания, используя компьютерную презентацию. Каждая команда выбирает номер задания в каждом раунде по очереди. Участники отвечают на вопросы, предварительно обсудив ответ в команде.


Содержание заданий

Раунд № 1. (Синий) Первоначальные сведения о строении вещества
  1. Чем отличаются молекулы сливочного масла в пачке от его молекул в растопленном виде?

Размером

Числом атомов

Ничем

  1. Выразите длину тела, равную 5000 мм, в метрах и километрах.

50 м и 0,05 км

5 м и 0,005 км

5 м и 0,05 км

  1. В школе он учился поначалу плохо, занимал в списке успеваемости предпоследнее место. Однако после драки с одноклассником он решил доказать, что может стать лучшим учеником школы. И таким стал. Более того, он стал выдающимся ученым, которому принадлежит труд под названием “Математические начала натуральной философии”. Кто этот ученый?

Галилео Галилей

Архимед

Исаак Ньютон

  1. Как следует поступить, чтобы ускорить диффузию?

Охладить контактирующие тела

Положить их в темное место

Повысить температуру тел

Раунд № 2. (Красный) Взаимодействие тел
  1. Какова скорость пешехода, преодолевающего ровным шагом расстояние 1,2 км за 20 мин?

1 м/с

0,06 м/с

10 м/с


  1. Какая физическая величина введена для характеристики инертности тела?

масса

скорость движения

Пройденный после взаимодействия путь

  1. Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшую массу, какая - наименьшую?

Сатурн; Меркурий

Юпитер; Меркурий

Юпитер; Марс

  1. Найдите силу тяжести, действующую на вазу с цветами, если ее масса 500г?

5000 Н

500Н

Раунд № 3. (Зеленый) Давление твердых тел, жидкостей и газов

  1. Как повлияет на давление газа уменьшение его температуры?

Давление увеличится

Давление уменьшится

Давление не изменится

  1. Рассчитайте давление, которое производит станок весом 1000 Н, если его опорная часть имеет площадь 2500 см2?

4 кПа

2,5 кПа

400 Па

  1. Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость или газ тело, зависит от:

Объема тела

Плотности тела

Глубины погружения тела

  1. На основе какого прибора создан высотомер

Динамометр

Манометр

Барометр-анероид

Раунд № 4. (Желтый) Работа и мощность. Энергия

  1. Определите мощность автомобиля, проезжающего под действием силы тяги, равной 2,4 кН, путь 30 км за 20 мин?

60 кВт

72 кВт

36 кВт

  1. Какой из блоков – подвижный или неподвижный – изменяет направление действия силы?

только подвижный

только неподвижный

и подвижный, и неподвижный

  1. Какова потенциальная энергия мяча, заброшенного на крышу сарая? Масса мяча 350 г, высота сарая 3 м.

1,05 Дж

105 Дж

10,5 Дж

  1. Какой из приведенных ответов, полученных ребятами при решении задачи на нахождение КПД, заведомо ошибочен?

85%

95%

105%

Этап 3. Подведение итогов, награждение.

Подведение итогов.

Обращение к членам жюри:

Жюри!

От Вас в игре зависит очень много,

Вы рассудите справедливо ход игры и строго.

Ребята верят Вам, надеются на Вас!

Жюри подводит подсчет набранных баллов за игру каждой командой.

Игра со зрителями

Команды разгадывают ребусы по физике и могут принести дополнительные баллы для своих команд. (За каждый правильно отгаданный ребус -1 балл)

По сумме баллов за все конкурсы объявляют команду – победителя. Все ребята награждаются памятными призами, грамотами.


Обращение к участникам игры:

Ребята!

«И пусть преграды вас не остановят,

И новые миры к себе манят!

Вам оставить след в науке стоит

И внести в открытия свой вклад!»


Наш конкурс «Физика - это интересно!» подошел к концу. Спасибо всем участникам!!!


Заключение

Каждое внеурочное мероприятие – это результат совместного труда учителя и учащихся.

Опыт показывает, что игра, проведенная в дидактических целях, приносит не только хорошие результаты, но и много положительных эмоций, как ученикам, так и преподавателю. Игра всегда вызывает особый интерес у школьников любого возраста. В процессе игры у ребят вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Внеурочная деятельность на данном занятии построена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В ходе мероприятия учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям. На всех этапах мероприятия ученики вовлечены в активную мыслительную деятельность. Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Выводы:

В ненавязчивой игровой форме ученики закрепляют базовый материал по курсу физики. Мероприятие позволяет учителю физики выяснить, в каких разделах курса у учеников знаний недостаточно, на какие темы обратить серьезное внимание при их дальнейшем изучении, а также, в каких вопросах ученики разбираются хорошо. Мероприятие обеспечивает развитие познавательной деятельности учеников, дает возможность проявить себя.


Используемая литература и интернет-ресурсы
  • Боброва С.В. «Нестандартные уроки». Волгоград: «Учитель», 2003г.

  • Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).

  • Громцева О.И., Типовые тестовые задания, Физика, 7 класс, Издательство «Экзамен», Москва, 2014г.

  • Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).

  • Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. «Проверочные задания по физике». Москва: «Просвещение», 1992г.

  • Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).

  • Семке А.И. «Занимательные материалы к урокам. Физика, 7-9 класс» Москва: «Издательство НЦ ЭНАС», 2006г.

  • Синичкин В.П., О.П. Синичкина, Внеклассная работа по физике, Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002г.

  • Щербакова Ю.В. «Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 класс». Москва: «Глобус», 2008г.

  • Ребусы – ресурсы Интернет: Яндекс-картинки


Приложение. Интерактивная презентация «Физика – это интересно!»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Физика – это интересно!»

Автор: Елена Ивановна Лукичева

Дата: 05.05.2022

Номер свидетельства: 606234


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1690 руб.
2110 руб.
1860 руб.
2320 руб.
1670 руб.
2090 руб.
1790 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства