Методическая разработка мастер – класса по учебной дисциплине «Физика».
Методическая разработка мастер – класса по учебной дисциплине «Физика».
Цель мастер класса - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
В методической разработке показано, как добиться наглядности на уроке физики при помощи обычных детских игрушек. Как с помощью игрушек повысить интерес обучающихся к предмету. Игрушка – инструмент познания окружающего мира. С помощью игрушек очень доступно и просто, а самое главное наглядно можно объяснить разные физические явления и законы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель мастер класса - создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
В методической разработке показано, как добиться наглядности на уроке физики при помощи обычных детских игрушек. Как с помощью игрушек повысить интерес обучающихся к предмету. Игрушка – инструмент познания окружающего мира. С помощью игрушек очень доступно и просто, а самое главное наглядно можно объяснить разные физические явления и законы.
Введение
Основная цель в моей работе со студентами заключается в том, чтобы систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышая его качество на уроках физики.
Как с первых минут заинтересовать, увлечь и подтолкнуть ребят к работе на уроке? Мотивационный этап важен и необходим, ведь от него зависит, будет ли работа студентов успешной и продуктивной.
Мотивация— начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание студентов на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения студентами учебного материала.
При изучении предмета, необходимо искать любые возможности для демонстраций и объяснений тех или иных физических явлений изучаемых на уроках. На помощь приходят самые обычные детские игрушки. Принцип их работы основан на физических явлениях и законах, что приводит не только к возможности демонстраций явлений, но, несомненно, повышает интерес к предмету
Для повышения мотивации к обучению на начальном этапе урока использую следующие приемы:
рассказываю факты, связанные с нашей повседневной жизнью
Пример: «Если в атомах оставить только составляющие их элементарные частицы и убрать все свободное пространство, то вес чайной ложки такого вещества составит 5.000.000.000.000 килограмм. Именно из него и состоят так названые нейтронные звезды» - при изучении темы: «Элементарные частицы»;
«Сколько выделится энергии при остывании Земного шара на один градус» - при изучении темы: «Внутренняя энергия».
предлагаю решить задачи, связанные с профессией
Пример: «Для выполнения сварочных работ используюткислородные баллон емкостью 90л, который содержит 5,5кг кислорода. При какой температуре возникает опасность взрыва, если баллон выдерживает до 6 .106па? Молярная масса кислорода М= 32.10-3 кг/моль» – при изучении темы: «Уравнение состояния идеального газа».
3.использую притчи
Притча содержит огромный воспитательный потенциал, поэтому использовать ее на уроке целесообразно.
Пример:Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили – были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привезли слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его». «Хорошая идея, - сказали другие, тогда мы узнаем какой он – слон».
Итак, шесть человек пошли смотреть слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» - закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» - воскликнул он.
«Вы оба не правы, - сказал третий, - он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.
«Слон похож на копье», - воскликнул четвертый.
«Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, - сказал он, - слон похож на змею».
«Нет на веревку!» - «Змею»! – «Стену»! – «Вы ошибаетесь!» - «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
В этой притчи скрыт большой житейский и физический смысл. Как вы думаете какой? были ли мудрецы действительно умными и мудрыми? Обсуждение.
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие. А надо уметь слышать и слушать других. И нам сегодня предстоит внимательно отнестись друг к другу, выслушать и понять своих одноклассников и найти истину. О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте тему урока.
Действительно, 90% информации мы получаем с помощью наших глаз. Даже народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Данную притчу можно применить при изучении темы: «Электромагнитная природа света».
4. использую физические игрушки
Оказывается, при помощи обычных детских игрушек, знакомых всем, можно повысить интерес учащихся к предмету, наглядно объяснить разные физические законы и явления.
При изучении физики для студентов настоящим откровением становится мысль, что игрушки могут демонстрировать конкретные физические явления, иногда очень сложные. Пристальный взгляд на обычные игрушки приводит к осознанию того, что физика занимается не какими-то книжными истинами, а изучает явления окружающего мира.
Физические игрушки – способ, наглядно, доступно и просто демонстрирующий студентам применение физических явлений, законов и теорий в жизни.
Структура мастер-класса
Учебная дисциплина
Физика
№ группы, профессия/специальность обучающихся
для любых профессий и специальностей
Раздел/тема Программы
при изучении многих тем программы
Тема мастер-класса
Физические игрушки – как способ повышения мотивации студентов к обучению
Цель
продемонстрировать коллегам роль физических игрушек при формировании познавательного интереса и мотивации при изучении физики
Фокус-группа – определенная группа респондентов, которая состоит из 4-5 человек, собирающихся вместе для обсуждения определенной темы, в которой каждый из них является заинтересованным в той или иной степени
Основные понятия, термины
познавательная деятельность, интерес к физике, физические законы, явления
Оснащение урока
Презентация, раздаточный материал и инструкция по изготовлению физических игрушек для фокус-группы
Элементы внешней структуры урока
Э
Ход мастер-класса
лементы внутренней (дидактической) структуры урока
Задачи этапа урока
Деятельность преподавателя
Виды и содержание образовательных ресурсов (слайды)
1. Подготовительный этап
1.1. Организационный момент
Приветствие участников.
Выбор желающих - участников для фокус - группы.
1.2.Целевая установка
Инструктаж для участников фокус – группы
Приложение
1.3.Формирование ориентировочной основы действий
Обоснование выбора темы мастер - класса
2. Основной этап
2.1. Формирование (систематизация) новых знаний и умений
Рассказ о классификации физических игрушек и способах их применения при изучении предмета
2.2. Применение (закрепление, развитие, углубление) усвоенных знаний и освоенных умений
Демонстрация результатов участниками фокус – группы
Сопровождение демонстраций физическим объяснением
3. Заключительный этап
3.1. Подведение итогов
Приложение
«Волчки с оптическими иллюзиями»
Понадобится:
1.спички с заточенными концами
2. картон
3. шаблоны волчков
4.клей
Ход работы:
Вырезать шаблон волчка
Вырезать из картона круг, размером с шаблон волчка. Склеить их.
Дырочку для спички проколоть строго в центре.
Вставить спичку.
Волчок готов! Теперь, как следует, раскрутите его.
Шаблоны волчков
«Летающий вертолет из бумаги»
Ход работы.
1. Вырезаем шаблон по сплошной линии.
2. Сгибаем по пунктирным линиям ручку вертолета.
3. Закрепляем ее скрепкой.
4. Отгибаем по пунктирным линиям "лопасти винта" в противоположные стороны.
Вертолетик готов к запуску! Запускают его или подбрасывая высоко вверх, либо бросая вниз с высоты. Падая, он начинает вращаться. Скорость вращения можно регулировать углом отклонения лопастей от вертикали.
«Оптические вертушки».
Ход работы:
Берем два одинаковых кусочка картона. На одном рисуем одну картинку (напр., цветы), на втором - другую (напр., вазу). Склеиваем их изнаночными сторонами, оставляя по центру место, чтобы вставить карандаш. Теперь если быстро вращать карандаш взад-вперед между ладонями, то обе картинки сливаются в одну (цветы в вазе).
«Электростатические осьминожки»
Электризация тел — процесс перераспределения электрических зарядов, имеющихся в телах, в результате чего тела приобретают заряды противоположных знаков. При электризации заряды не порождаются, а лишь разделяются и перераспределяются между телами, при этом выполняется закон сохранения электрического заряда.
Понадобится:
Картонный цилиндр от рулончика туалетной бумаги или небольшая пластмассовая баночка с крышкой
Полиэтиленовый пакет
Скотч
Цветная бумага и бегающие глазки на клейкой основе для украшения(можно просто раскрасить осьминожку красками или фломастерами - на его свойства это не повлияет).
Ход работы:
1. Вырезаем на верхней половине картонного цилиндра голову осьминога.
В случае использования пластмассовой банки: вырезаем в дне банки круглое отверстие.
2. Обклеиваем его цветной бумагой (или раскрашиваем).
3. Из полиэтиленового пакета вырезаем прямоугольник 16х20 см.
4. По длинной стороне делаем надрезы вдоль на расстоянии примерно 1-1,5 см, не дорезая до самого конца.
5. С помощью скотча наклеиваем полиэтиленовые полоски вокруг нижней стороны "тела" осьминога.