Мастер класс
«Использование сказки для развития познавательного
интереса учащихся на уроках физики».
С малых лет известно нам крылатое выражение: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Читая сказки, мы, естественно, не обращаем внимания на встречающиеся там физические явления. Между тем они играют в сказках немаловажную роль: тот, кто знает законы природы, часто побеждает, а кто не знает, наоборот, терпит поражение. Сказки помогают привнести в уроки физики элемент занимательности, их можно использовать при объяснении нового материала, закрепления, индивидуальной работы. Использование отрывков из художественной литературы развивает интерес к предмету, повышает внимательность и активность детей на уроке, укрепляют межпредметные связи. Ведь, чтобы написать сказку, необходимо не только понять физический материал, но литературно изложить его, интересно выстроить сказочный сюжет. Надеюсь, что чтение сказок под углом зрения их связи с физикой откроет ребятам новою и неожиданную глубину в полюбившихся произведения, ведь в детстве каждый из них не раз слушал сказки и любил их.
Слушайте внимательно да физику вспоминайте. Итак: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были царь с царицей. И была у них дочь - Настасья Премудрая. Красавица писаная, а уж рукодельница! Все умела! Но больше всего физику она любила. У нее даже комната была, где она целыми днями физические опыты проводила. И все шло хорошо. Но однажды налетел черный вихрь и унес Настасью неизвестно куда. Кликнул тут царь клич: «Кто спасет мою дочь, тому я ее в жены отдам». Нашелся храбрец: Иван - крестьянский сын. Собрался он в дорогу и пошел, куда глаза глядят. Идет, а навстречу ему лесовичок. «Куда путь держишь?»-спрашивает. Рассказал ей Иван. «Нелегко тебе придется, - говорит он. - Ведь спасти Настасью Премудрую может только тот, кто физику хорошо знает». «Вот и хорошо, - отвечает Иван. - Уж что-что, а физику-то я знаю!» Дал тогда ему старичок клубок и говорит: «Он отведет тебя куда нужно, но волшебным он станет лишь тогда, когда ты скажешь правильно: клубок - что это: вещество или физическое тело?» Задумался Иван.- А ну-ка, ребята, давайте ему поможем! (Учащиеся дают ответ.)«Покатился клубок и привел Ивана к двум деревьям. А на них вместо зеленых листьев ленточки бумажные висят. Хотел Иван мимо пройти, да услышал голос: «Помоги нам, Иван! Развесь ленточки правильно: на одно дерево - с названиями веществ, а на другое - с названиями физических тел».Принялся Иван за работу.
Ребята, а кто из вас может выполнить это задание?
К доске выходит - по желанию - ученик и на одной магнитной доске размещает карточки с названиями веществ, выбирая их из лежащих на демонстрационном столе, а на другой - карточки с названиями физических тел. Пока он это делает, прошу вас тоже помочь дереву, у вас на столах карточки на соответствие 10вещ и 10физ тел, а затем зачитать ( 3 учащихся)
«Не успел Иван справиться с заданием, а уж перед ним зеленой листвой шумят настоящие деревья: «Спасибо, Иван, за то, что оживил нас!»
«Да ... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Справился Иван с первым заданием, взялся за второе, а оно непростое: надо показать схематично расположение молекул воды в различных состояниях (газообразном, жидком и твердом). Один из учеников моделирует на магнитной доске расположение молекул воды в различных состояниях с помощью цветных кружков и объясняет различие свойств.
На стульях у зрителей наклеены разные кружки, зрители по очереди поднимаются на соответвующее названное агрегатное состояние. Таким образом проверяем ученика.
Долго ли коротко ли шел Иван, но наконец пришел к замку, а войти в него не может – вокруг глухие стены до самого неба простираются. Отыскал он небольшую дверь в стене, но на ней замок, а на нем слова написаны: «Если разгадаешь ребус, то замок и откроется». Помогите ребята Ивану открыть замок!
Итак, что нужно сделать, чтобы открыть замок? Приложить силу.
Упал замок на землю. Открыл он дверь, а перед ним стоит Настасья Премудрая. «Молодец, Иван! - говорит. - Не побоялся трудностей и испытаний! Все прошел. Осталась самая малость. Чтобы разрушить злые чары, надо рассчитать сколько воды в каждую мензурку налито. Учащиеся определяют объем воды в мензурках, стоящих у них на партах, результаты записывают в таблицу.
«Выполнил Иван и это задание. Рухнули злые чары, исчез заброшенный замок, и очутились Иван да Настасья дома. Обрадовались царь с царицей, сыграли свадьбу и стали все жить-поживать, да добра наживать. Тут и сказке конец, Кто слушал ее, да физику повторял, тот молодец!»
Физическое тело | Физическое вещество |
стол | дерево |
тетрадь | бумага |
ручка | пластмасс |
окно | стекло |