kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Летние каникулы. На привале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Летние каникулы прекрасная пора. Можно использовать знания физических законов, явлений наблюдая за природой.

Просмотр содержимого документа
«Летние каникулы. На привале.»

ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ. На привале

К вечеру на лесной поляне недалеко от ручья отряд детей-туристов останавлива­ется на привал.

Руководитель похода. «Ребята, здесь мы поставим палатку, приготовим ужин и будем отдыхать. А чтобы не скучать на до­суге, давайте посвятим сегодняшний вечер физике, законы которой проявляются букваль­но на каждом шагу: в пении птиц и журчании ручья, в багряных закатах солнца и многих других явлениях природы. Нужно только на­учиться видеть физические явления и зако­номерности в простых, обыденных вещах и во всем том, что нас окружает. Сейчас мы раз­делимся на группы и каждая группа получит свое задание: установить палатки, развести костер, приготовить ужин; это будет первой частью поручения — деловой, а вторая заклю­чается вот в чем: постарайтесь увидеть в хо­де выполнения своей работы связанные с ней физические явления и законы и на основании их подготовьте для нас небольшие выступле­ния в форме рассказа, инсценировки, викто­рины и т. п. После ужина у костра мы прове­дем наш смотр и определим лучших физиков отряда.»

Отряд приступает к работе. В каждой группе идет обсуждение наблюдаемых физиче­ских явлений. Руководитель похода, переходя от одной группы ребят к другой, дает необ­ходимые разъяснения и указания.

Ниже приведены в качестве примеров вы­ступления ребят.

Рассказ с вопросами «П а л а т к а»

Наконец-то мы на месте. Сброшены рюкза­ки, и можно выпрямиться, расправить уста­лые плечи. Хорошо еще, что у рюкзаков бы­ли широкие ремни. Кстати, почему их делают такими? (1)

Больше других в пути устал Миша. Когда всем объясняли, как нужно укладывать ве­щи в рюкзак, он не слушал, а потом сложил все как попало. В походе же он стал жало­ваться на боль в спине. Почему возникла эта боль? (2) Из-за нее он не мог с нами ставить палатку. Толя и Коля стали расправлять палатку вдвоем, а Алеша и Федя отправились в лес за палками для кольев. Вернувшись, Федя вооружился топориком и стал на земле ру­бить палки. Но всякий раз при ударе топор глубоко уходил в землю. Почему? (3)

«Эх ты, горе-дровосек!» — заметил Алеша. Он взял у Феди топорик, подошел к пню и ловко на нем заострил концы палок-кольев. Для чего он это сделал? (4)

Затем, внимательно осмот­рев колья, решил, что один из них, особенно гладкий и ровный, следует заменить другим, шероховатым. Колья вбили в землю, стали на­тягивать палатку, концы веревок привязали к кольям. И теперь мы поняли, почему Алеша заменил гладкий колышек. А вы догадались, почему? (5)

Натягивая палатку, мы определили также, каким качеством должна обладать ее ткань и почему. А вы знаете это, ребята? (6)

Палатка поставлена. И тут Коля обратил внимание на форму крыши палатки. Почему она сделана такой?

(Ответы на вопросы. 1) Широкие ремни по сравнению с узкими обеспечивают меньшее давление Ма плечи. 2) При беспоря­дочной укладке вещей в рюкзаке у спины оказались твердые предметы теми своими ча­стями, которые имеют малую площадь опо­ры: ребро кружки, банки, ложка и т. п. Они и оказывали большое давление, вызывая ощу­щение боли. 3) Топор острый, площадь его опоры мала, а при ударе сила действия зна­чительна, поэтому велико и давление. 4) Дав­ление заостренного колышка при ударе по нему будет значительно большим, чем неоте­санной палки, поэтому он легко входит в зем­лю. 5) Веревка, привязанная к гладкому ко­лышку, будет скользить по его поверхности и может соскочить; если колышек неровен и шероховат, то вследствие большого трения веревка будет прочно держаться на нем. 6) Ткань не смачиваемая водой. 7) Крыша палатки рез­ко наклонная (покатая), чтобы вода во время дождя легко стекала по ней.

Инсценировка «Спор друзей» (о костре)

На поляну выходят ведущий, Костя и Ан­дрей.

Ведущий. Костя с Андреем большие друзья, но имеют совершенно противополож­ные взгляды. Ребята пошли за сучьями для костра. Костя собирал все, что попадается под ноги, а Андрей искал только сухие сосновые ветки.

Андрей. Ты зачем все подряд берешь?

Костя. А ты зачем выбираешь? В огне все сгорит!

Ведущий. Кто из друзей прав и поче­му? (1)

Стали ребята складывать дрова для костра. Костя пытался положить снизу тол­стые сучья и поленья. Андрей не дал и снизу положил мелкий хворост, а толстые сучья — сверху. Снова вопрос: «Кто прав и поче­му?» (2)

Начали разжигать костер и опять раз­ногласия.

Андрей. Костя, что ты делаешь? Поджи­гаешь костер против ветра! Не видишь, отку­да дует ветер!?

Костя. А мне ветер — не помеха; глав­ное — правильно сложить дрова.

Андрей. Нет, надо еще обязательно учесть направление ветра.

Ведущий. С какой же стороны нужно поджигать костер при ветре — с наветренной или противоположной? (3)

Мальчики подожгли хворост.

Ведущий. Как весело горит костер у друзей! Трещат в огне горящие сучья'. А по­чему они трещат? (4)

И почему дым от костра поднимается вверх? (5)

Костя. Горение дров, испарение воды из них, подъем дыма вверх — сколько физиче­ских явлений связано с одним костром!

Андрей. Нет, Костя, здесь мы наблюда­ем не только физические, но и химические явления.

Ведущий. Кто из них прав? Ребята, ука­жите, какие наблюдаемые при горении кост­ра явления можно отнести к физическим, а какие — к химическим? (6)

Жарко друзьям у костра. Они раскраснелись. А каким образом жар от огня передается ребятам? (7)

Андрей. Костя, как мы будем гасить ко­стер?

Костя. Закидаем его землей.

Андрей. А может, зальем водой? Это надежнее.

Ведущий. Кто прав из них? (8)

(Ответы на вопросы. 1) Для костра нужны сухие сучья, лучше березовые и сос­новые, они выделяют больше тепла при сго­рании; когда же горят сырые дрова, часть выделяющейся энергии уходит на нагревание и испарение содержащейся в них влаги. 2) Если мелкий хворост и тонкие сучья положить снизу, больше воздуха проникает к пламени, что усиливает горение. 3) С .наветренной, так как ветер нагонит пламя на топливо, а не

отнесет его в сторону. 4) В древесине имеет­ся вода, которая при нагревании закипает испаряется, с треском разрывая волокна. 5 Нагретый костром воздух вместе с мелким! частичками, образующимися при горении легче холодного, поэтому и выталкивается ил вверх. 6) Горение дров — химическое явление испарение воды, распространение дыма — физические. 7) Излучением. 8) Костер лучше за лить водой; вода не только прекращает до ступ кислорода к огню, но, испаряясь, еще поглощает тепло.)

Викторина «За ужином»

1.Витя перед едой захотел пить. Взял ко­телок, набрал в него воду из ручья и тут увидел, что котелок вдруг «запотел». Почему?

Почему чайник перед тем, как закипеть, шумит?

2.Почему при закипании крышка чайника подпрыгивает?

3.Как остудить горячий чай в кружке? Объ­яснить свои предположения.

4.Какой ложкой — деревянной или метал­лической, — вы предпочли бы есть горячий суп? Почему?

5.Почему хлеб черствеет?

(Ответы на вопросы. 1) В воздухе есть водяной пар, который, соприкасаясь с хо­лодными стенками котелка, конденсируется и оседает на них в виде капелек влаги. 2) В во­де есть пузырьки воздуха; нагреваясь, вода начинает испаряться внутрь этих пузырьков, они увеличиваются в размерах и, как более легкие, поднимаются вверх в холодные слои воды; пар в пузырьках охлаждается, сжимает­ся, и стенки пузырьков под давлением воды смыкаются — «лопаются». Перед началом ки­пения происходит активное образование мно­гочисленных пузырьков, их потрескивание при лопании вызывает характерный шум воды в чайнике. 3) При закипании образуется много пара, его давление поднимает крышку, часть дара выходит наружу, крышка опускается; за­тем процесс повторяется. 4) а — опустить в кружку металлическую ложку; металл обла­дает хорошей теплопроводностью, что спо­собствует понижению температуры воды; б — подуть на чай, чтобы усилить процесс испаре­ния, при котором жидкость охлаждается. 5) Деревянной, так как теплопроводность дере­ва меньше, чем металла, поэтому она не бу­дет горячей. 6) Одна из причин: из хлеба испаряется влага.)

Приятного отдыха дети!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Летние каникулы. На привале.

Автор: Баженова Валентина Геннадьевна

Дата: 15.12.2020

Номер свидетельства: 567057

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства