Урок-игра по физике: «Учёные-физики» В данном материале рассматриваются вопросы об ученых- физиках, с открытиями которых знакомимся на уроках. Игру можно провести на заключительных уроках физики в 7 — 9 классах. Можно использовать и во внеклассной работе.
Цель урока: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания.
Задачи:
Образовательная:
Расширять кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательная:
Воспитать умение и навыки работы в команде;
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность.
Развивающая:
В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
Развить способности логического мышления учащихся;
Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Развивать память, внимание;
Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Оборудование: компьютер, песочные часы или часы на компьютере, черный ящик, карточки для ответов.
Форма: урок-игра
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллетуальная игра "Ученые-физики" »
Интеллектуальная игра: «Учёные-физики» В данном материале рассматриваются вопросы об ученых- физиках, с открытиями которых знакомимся на уроках. Игру можно провести на заключительных уроках физики в 7 — 9 классах. Можно использовать и во внеклассной работе.
Цель урока: обобщение и углубление изученного материала; развитие познавательных и творческих способностей, умений самостоятельно пополнять знания.
Задачи:
Образовательная:
Расширять кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательная:
Воспитать умение и навыки работы в команде;
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность.
Развивающая:
В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
Развить способности логического мышления учащихся;
Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Развивать память, внимание;
Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Оборудование: компьютер, песочные часы или часы на компьютере, черный ящик, карточки для ответов.
Форма: урок-игра
Ход игры
Класс разбивается на команды по 6-8 человек (по желанию учащихся). Каждая команда располагается за своим столом. Игроки выбирают капитана и название команды. Каждой команде выдается «пятерка», ее капитан команды может отдать в конце урока любому участнику игры. Игра состоит из трех раундов по 10 вопросов. Первый раунд «Из школьного учебника» состоит из вопросов об ученых, открытия которых изучаются на уроках. Во втором раунде «Российские ученые» даны вопросы о наиболее известных российских ученых. Третий раунд состоит из вопросов об открытиях ученых.
Игра начинается одновременно для всех команд. Ведущий (учитель) читает вопрос. На обсуждение даётся 30 секунд. Время фиксируется с помощью часов (на компьютере). После того как время обсуждения завершилось, капитаны команд пишут ответ на листочках и сдают их помощнику ведущего, который следит за соблюдением правил игры и подсчитывает результаты. После того как сбор ответов команд закончен, ведущий читает авторский ответ. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 балл. Если ответ неверный или у команды нет ответа, то балл не присуждается. В ходе игры помощник ведущего (любой ученик из класса) заполняет таблицу, где ставит баллы за верные ответы. В конце каждого раунда ведущий или помощник ведущего оглашает итоги таблицы результатов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. По сумме набранных баллов можно оценить работу каждой команды, а капитан оценивает работу каждого игрока своей команды.
Раунд I. Из школьного учебника.
Вопрос 1. Пифагор — лицо вполне историческое. Геродот, родившийся несколько лет спустя после его смерти, называет Пифагора «величайшим эллинским мудрецом». Даже малодостоверные легенды, из которых почти целиком состоят позднейшие биографии философа, помогают в чем-то уяснить его характер. В них проглядывают черты яркой индивидуальности. Чтобы стать его учеником молодые люди должны были пройти испытание. Вопрос: В чем оно состояло?
Варианты ответов: Обет молчания Экзамен Обет безбрачия Отречение от мирского
Ответ: Обет молчания
Молодые люди, стремившиеся учиться у Пифагора, должны были сохранять молчание в течение 5 лет.
Вопрос 2. Этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а к 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие электрический ток». Назовите имя этого ученого.
Варианты ответов: Эйнштейн Фарадей Ампер Вольт
Ответ: Ампер
Ампер – французский физик, математик, химик, член Парижской , иностранный член Петербургской Академии наук , один из основоположников электродинамики. Выдающийся ученый в честь которого названа одна из основных электрических величин – единица силы тока – ампер. Автор самого термина «электродинамика» как наименования учения об электричестве и магнетизме, один из основоположников этого учения.
Вопрос 3. Сын кузнеца, с 12 лет работал посыльным, затем учеником и подмастерьем переплетчика в книжном магазине. За десять лет, проведенных в переплетной мастерской, будущий физик полностью ликвидировал пробелы в образовании, проводя опыты, описанные в переплетаемых им книгах. О ком это?
Варианты ответов: Фарадей Архимед Планк Ломоносов Ответ: Фарадей
Фарадей – английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества.
Вопрос 4. Первопричинам вещей, пониманью природы учил он.
Что есть Бог; и откуда снега; отчего происходят
Молнии — Бог ли гремит иль ветра в разъярившихся тучах; Землю трясет отчего, что движет созвездия ночи?
Все, чем таинственен мир.
Вопрос: О ком идет речь? Варианты ответов: Сократ Архимед Диоген Пифагор
Ответ: Так о Пифагоре писал его ученик Овидий.
Вопрос 5. Сын фермера, воспитывался бабушкой. Уже в детстве любил строить сложные механические игрушки, модели машин, солнечные и водяные часы, хорошо рисовал, любил запускать воздушных змеев, Ночью он привязывал к ним фонари, а случайных зрителей убеждал, что это – кометы. С 12 лет учился в Королевской школе г. Грантеля, а в 18 – поступил в самый престижный колледж Кембриджского университета. Кто этот ученый? Варианты ответов: Эйнштейн Ньютон Ампер Вольт
Ответ: Ньютон
Исаак Ньютон – английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член и президент Лондонского королевского общества. Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики, открыл закон всемирного тяготения, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики.
Вопрос 6. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием. Ответ: Архимед
Вопрос 7. Этот древнегреческий ученый в детстве был дружен с сыном царя – Филиппом будущим отцом Александра Македонского. Как звали этого ученого?
Ответ: Аристотель
Аристотель – древнегреческий философ и учёный. Родился в Стагире. В 35 лет отправился в Афины и, став учеником Платона, в течение 20 лет, был участником Академии платоновской.
Вопрос 8. Эта женщина в виде исключения дважды (!) была удостоена Нобелевской премии (обычно эти премии присуждаются единожды). В 1903 году она получила премию по физике (за изучение явления радиоактивности), а в 1911 году – по химии (за открытие элементов радия и полония). О ком идет речь?
Ответ: Мария Склодовская-Кюри
Мари черпала силы в признании ее научных достижений, любимой работе, любви и поддержке супруга – Пьера. Как она сама признавалась «Я обрела в браке все, о чем могла мечтать в момент заключения нашего союза, и даже больше того». В мае 1906 года, после того как Мари отказалась от пенсии, назначенной министерством общественного образования, факультетский совет Сорбонны назначил ее на кафедру физики, которую прежде возглавлял ее муж. Когда через шесть месяцев Кюри прочитала свою первую лекцию, она стала первой женщиной-преподавателем Сорбонны.
Вопрос 9. Родился в дворянской семье. В детстве он был хрупким и странным ребенком. Мать умерла, когда мальчику не было и трех лет. В колледже не учился, его обучал отец. В 17 лет он первым пришел к идее счетной машины и сам сконструировал ее. Кто этот математик и физик? Ответ: Паскаль
Паскаль – французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня, рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
Вопрос 10. По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внес большой вклад в кинетическую теорию газов.
Ответ: Джеймс Джоуль
Раунд II. Российские ученые
Вопрос 1. Кого из ученых А.С. Пушкин назвал «Первым русским университетом»?
Ответ: Ломоносов М.В.
Вопрос 2. В 1909 году Нобелевская премия по физике была присуждена итальянцу Гильельмо Маркони за работы по созданию беспроволочного телеграфа. На самом же деле первым это открытие сделал другой человек – русский физик и электротехник. У нас его имя известно каждому. Назовите его имя.
Ответ: Александр Степанович Попов
После того как была успешно передана первая телеграмма из Европы в Америку, Александр Степанович Попов сделал в одном из столичных клубов очередной доклад об изобретении им системы беспроволочного телеграфа. В зале среди публики присутствовали представители царского двора, некоторые из них относились к сообщению Попова довольно недоверчиво. Так, одна из великосветских дам, не поняв ни слова из доклада, обратилась к Попову с таким, как ей думалось, каверзным вопросом: «Однако чем же вы все-таки объясните, что это телеграмма при своем прохождении через океан, с материка на материк, не потонула и даже не промокла?» Александр Степанович лишь пожал плечами, а дама, оглянувшись вокруг, самодовольно улыбнулась.
Вопрос 3. Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, академик АН СССР, создатель советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой. Является ключевой фигурой в освоении человеком космоса. Благодаря его идеям был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Ответ: Сергей Павлович Королёв
Вопрос 4. Накануне встречи Нового 2001 года, русский физик, лауреат Нобелевской премии 2000 года, сказал следующий тост: «У меня есть замечательное дело. Оно преображает мир, и я хочу, чтобы оно преображало нашу страну. Мне хотелось бы поднять тост за то, чтобы все открытия, которые делают наши ученые, были нужны здесь, в России, а не перекупались Западом. Чтобы они использовались предприятиями «Рубин», «Светлана», а уж только потом «Сименсом» и «Сони». И чтобы иностранцы в очереди за нашими открытиями стояли. Назовите имя этого физика.
Ответ: Алферов Жорес Иванович
Вопрос 5. При его участии был создан первый в Европе циклотрон, под его руководством был сооружен первый в Европе атомный реактор , созданы первая советская атомная бомба, первая в мире термоядерная бомба, первая в мире промышленная атомная электростанция (Обнинская АЭС, 1954), первый в мире атомный реактор для подводных лодок (1958) и атомных ледоколов (Атомный ледокол «Ленин», 1959). Ответ: Игорь Васильевич Курчатов
Вопрос 6. В отзыве об этом ученом говорится: «Подлинная, огромная страсть к научному исследованию – основной его признак до сегодняшнего дня. Мало того, эта страсть у него расширяется и углубляется с годами. Вся его жизнь подчинена единой цели – активному ненасытному научному творчеству. Дни он проводил в лаборатории, нередко работая собственными руками, а вечером сидит за расчетами и анализом проводимых опытов». Лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, член многих зарубежных академий наук и научных обществ.
Ответ: Петр Леонидович Капица
Находясь в Кембридже, Капица любил водить мотоцикл, курил трубку и носил костюмы из твида. Свои английские привычки он сохранил на всю жизнь. В Москве, рядом с Институтом физических проблем, для него был построен коттедж в английском стиле. Одежду и табак он выписывал из Англии.
Вопрос 7. Один из авторов самого страшного оружия – водородной бомбы, стал обладателем Нобелевской премии мира. Над его могилой академик Д.С. Лихачев сказал: «Он был настоящий пророк. Пророк в древнем, исконном смысле этого слова, то есть человек, призывающий своих современников к нравственному обновлению ради будущего».
Ответ: Андрей Дмитриевич Сахаров
Апофеозом правозащитной деятельности Сахарова стал 1979 год, когда академик выступил против ввода советских войск в Афганистан. Прошло немного времени, и указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 января 1980 года правозащитник был лишен звания трижды Героя Социалистического Труда и всех других наград. Сахаров был задержан на улице в Москве и отправлен в ссылку в город Горький, где семь лет прожил под домашним арестом.
Вопрос 8. Этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался астрономией, физикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он стал школьным учителем. Кто этот знаменитый ученый?
Ответ: Циолковский
Циолковский – русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля, основоположник современной космонавтики.
Вопрос 9. Великий русский ученый, разработавший теорию образования атмосферного электричества. Ответ: М.В.Ломоносов
Вопрос 10. Он написал «Занимательную физику», «Занимательную алгебру» в которых, не щадя сил, пытался доказать: физика и математика вовсе не тоскливое занудство, а мир — интересный и увлекательный. Назовите автора этих книг. Ответ: Я.И.Перельман, русский и советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии.
Раунд III. «Открытия».
Вопрос 1. Черный ящик. Этот прибор - первый электрический конденсатор - изобретен голландским учёным Питером ван Мушенбруком и его учеником Кюнеусом в 1745 в Лейдене. Параллельно и независимо от них сходный аппарат под названием «медицинская банка» изобрёл немецкий учёный Клейст.
Вопрос: Что находится в черном ящике?
Ответ: Лейденская банка. Изобретение лейденской банки стимулировало изучение электричества, в частности, скорости его распространения и электропроводящих свойств некоторых материалов. В современном мире она применяется только для демонстраций, как компонент электрофорной машины.
Вопрос 2. В книге, в которой излагался открытый этим ученым закон, он писал, что «рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующего указанием на открытый взгляд, с которым его дитя смотрит на злой мир.» Мир действительно оказался злым и его книга подверглась уничтожающей критике. В дальнейшем ученый писал: «Рождение «Электрических цепей» (книга называлась «Теоретические исследования электрических цепей») принесло мне невыразимые страдания и я готов проклясть час их зарождения.»
Сейчас этот закон знает каждый школьник. Что это за закон и кто его открыл?
Ответ: Закон Ома. Георг Симон Ом
Вопрос 3. Альфред Нобель был известным инженером и изобретателем, выдающимся предпринимателем и финансистом.
Он в совершенстве владел пятью языками.В 1968 году он был награжден медалью Шведской академии наук. По своим убеждениям он был ярым пацифистом (сторонником мира) и в 1905 году писал: «Мои открытия скорее прекратят войны, чем ваши конгрессы в защиту мира. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войны». Какое открытие сделал Альфред Нобель?
Ответ: Динамит
Вопрос 4. Роберт Уотсон-Уотт сконструировал одно из первых устройств, предназначенных для обнаружения воздушных объектов и получил первый патент на изобретение подобной системы в 1934 году, а 26 февраля 1935 года успешно про демонстрировал своё изобретение, которое могло обнаружить самолет на расстоянии 64 км. Что изобрел Роберт Уотсон-Уотт?
Ответ: Радар
Шотландский физик Роберт Уотсон-Уотт однажды был остановлен полицейским за превышение скорости, после чего сказал: «Если бы я знал, что вы будете с ним делать, то никогда не изобрёл бы радар!».
Вопрос 5. Говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», – заявила газовая компания и отключила газ.
«А я и без вас обойдусь», – возмутился ученый и изобрел угольную лампу накаливания.
Ответ: Томас Эдисон
В 1878 году Эдисон приступил к промышленному внедрению ламп накаливания, чем и прославился больше всего. Лампу придумали еще до него, но именно Эдисон сумел сделать ее экономически выгодной. С этого времени электрическое освещение начало успешно конкурировать с газовым, а затем и вовсе вытеснило его. После того, как в 1882 году Эдисон свою первую электростанцию, началась эра американской осветительной индустрии.В этот период Эдисон начинает создавать акционерные компании, которые занимаются продажей ламп накаливания. В 1892 году был создан крупнейший промышленный концерн «Дженерал электрик».
Вопрос 6. Современники отзывались о нем как о « самом мудром из богачей и самом богатом из мудрецов». Он был богатым аристократом и состоял в родстве с герцогом Девонширским, однако вел жизнь отшельника, с наслаждением предаваясь научным исследованиям. Его работы посвящены молекулярной физике и теплоте. Он определил гравитационную постоянную. Как звали этого ученого?
Ответ: Генри Кавендиш
Вопрос 7. Для демонстрации этого открытия понадобилось 8 пар лошадей и 2 полушария. На демонстрации опыта присутствовал император Фердинант III. Что это за открытие и кто его сделал?
Ответ: Отто фон Герике. Опыт с магдебургскими полушариями. Атмосферное давление.
Вопрос 8. Для демонстрации этого изобретения понадобилось несколько десятков пар монет из разных металлов и картон, смоченный соленой водой. На демонстрации этого опыта присутствовал Наполеон Бонапарт. Ученый за свои исследования получил титул графа. Что это за ученый и что он изобрел?
Ответ: Алессандро Вольта. «Вольтов столб» -Первый источник тока.
Вопрос 9. Когда один из жителей французского города Сент-Оморе использовал это изобретение, его соседи подали на него в суд, так как боялись погибнуть. Четыре года длился судебный процесс. Защитником выступал на суде Робеспьер, а экспертом со стороны истца – Марат. Что это за изобретение и кто его сделал?
Ответ: Бенджамин Франклин. Громоотвод.
Вопрос 10. Он построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции, вынудившей его отречься от учения Николая Коперника.
Ответ: Галилео Галилей
Список использованной литературы
Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений. М.: ЗАО "РОСМЭН - ПРЕСС", 2007.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Сайт Мое образование. http://www.moeobrazovanie.ru/online_test/fizika