kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игра-соревнование "Физическая спартакиада"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта игра разработана для учащихся IX классов.

 

Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, рас­ширение кругозора, повторение прой­денного материала.

Участники игры. В физической спар­такиаде принимают участие две коман­ды. Число членов команд — произволь­ное и зависит от того, как проводится эта игра: внутри одного класса или меж­ду параллельными классами. Существу­ют также главный судья соревнований (он же ведущий, которым может быть как преподаватель, так и старшекласс­ник), два его помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игра-соревнование "Физическая спартакиада" »

Игра-соревнование «Физическая спартакиада»


Эта игра разработана для учащихся IX классов.


Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, рас­ширение кругозора, повторение прой­денного материала.

Участники игры. В физической спар­такиаде принимают участие две коман­ды. Число членов команд — произволь­ное и зависит от того, как проводится эта игра: внутри одного класса или меж­ду параллельными классами. Существу­ют также главный судья соревнований (он же ведущий, которым может быть как преподаватель, так и старшекласс­ник), два его помощника и болельщики команд. Болельщики могут помогать своей команде, участвуя в специальных конкурсах.

Ход игры

Перед началом спартакиады главный судья просит капитанов представить свои команды. Те представляют.

I. Разминка

В ней участвуют все члены команд. Поочередно, в течение одной минуты, командам задают вопросы, игроки долж­ны ответить на них. Если они затрудня­ются, то говорят: «Дальше». Задача ко­манд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов.

Ведущий подтверждает верность каж­дого ответа. В случае неверного ответа либо его отсутствия сам дает правиль­ный ответ. За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.

В конце разминки подсчитывается общее число баллов, набранных каждой командой, и сообщается зрителям счет игры.

Вопросы

  1. Воздушная оболочка Земли.(Ответ. Атмосфера.)

  2. Прибор для измерения массы тела.(Весы.)

  3. Ученый, в честь которого названа единица измерения энергии. (Джоуль.)

  4. Разность значений величин, соот­ветствующих двум ближайшим штрихам
    на шкале прибора. (Цена деления.)

  5. Численное значение нормального атмосферного давления. (760 мм рт. ст.)

  6. Состояние, при котором вес тела возрастает. (Перегрузка.)

  7. Ученый, впервые измеривший ат­мосферное давление. (Э.Торричелли.)

  8. Прибор для измерения скорости.(Спидометр.)

  9. Крупнейший изобретатель, осново­положник отечественной космонавтики.
    (К.Э.Циолковский.)


  1. «Устройство», с помощью которо­го рыбы регулируют значения действу­ющей на них архимедовой силы и глу­бины погружения в водную среду. (Пла­вательный пузырь.)

  2. Скорость тела в данный момент времени. (Мгновенная.)

  3. Изменение положения тела в про­странстве относительно других тел с те­чением времени. (Механическое движе­ние.)

  4. Аппарат для исследования морских глубин, опускаемый в воду на тросе с судна. (Батисфера.)


  1. Технические устройства для умень­шения трения. (Подшипники.)

  2. Какой потребуется прибор, чтобы измерить ускорение тела? (Акселеро­метр.)

  3. Природа силы трения. (Электро­магнитная.)

18. Величина, характеризующая инертность тела. (Масса.)

  1. Отношение полезной работы к полной. (КПД.)

  2. Явление отсутствия веса у тела.(Невесомость.)

  3. Числовое значение первой косми­ческой скорости для Земли. (~ 7,9 км/с.)

  4. Направление скорости тела в лю­бой точке криволинейной траектории. (По касательной.)

  5. Движение, при котором все точки тела движутся одинаково. (Поступательное.)

  6. Итальянский ученый, изучавший свободное падение тел. (Г.Галилей.)

  7. Численное значение работы, со­вершенной в единицу времени. (Мощность.)

  8. Французский ученый, имя которо­го носит прямоугольная система координат. (Р.Декарт.)

  9. Линия, по которой движется тело. (Траектория.)

  10. Основные механические единицы в СИ. (Метр, килограмм, секунда.)

II. Физический тир

Это — второй этап физической спарта­киады. Команду представляют по 6 игро­ков, включая капитана. Каждый пооче­редно отвечает на заданный именно ему вопрос; ответ считается за выстрел. В слу­чае неверного, неполного ответа или от­сутствия такового ведущий сам называет правильный ответ, но выстрел признается безрезультатным. За правильно данный ответ игрок получает 1 балл. Последние вопросы для каждой команды (№ 6 и № 12) предназначены капитанам.

По итогам «стрельбы» подсчитыва­ют общее число баллов, набранных каждой командой и объявляют общий счет.

Вопросы

  1. Величайший физик и математик древности, родившийся в Сиракузах. (Архимед.)

  2. Название силы, «движущей мира­ми». (Сила всемирного тяготения.)

  3. Вид теплового двигателя, в котором струя пара вращает вал, воздействуя на закрепленные на нем лопасти. (Турби­на.)

  4. Прозрачное тело, находящееся в глазу, похожее на собирающую линзу и выполняющее ее функции. (Хрусталик.)

  5. Вес одного литра воды. (10 Н.)

  6. Значение работы, совершаемой че­ловеком, держащим в горизонтально вытянутой руке камень массой 1 кг. (0.)

  7. Дефект зрения, который исправля­ют очками с рассеивающими линзами. (Близорукость.)

  8. Изменение направления пучка све­та при переходе из одной среды в дру­гую. (Преломление.)

  9. Закон, устанавливающий прямую зависимость силы упругости от значения деформации. (Закон Гука.)

  1. Немецкий астроном, установив­ший законы движения планет. (И.Кеп­лер.)

  2. Каков вес каждого килограмма тела при перегрузке в 10 &? (~ 100 Н.)

12. Чему равно давление ящика с гвоз­дями массой 10 кг. стоящего в комнате на полу вблизи стены, на эту стену? (0.)

III. «Гимнастика ума»

Это — третий этап соревнования. Для его проведения потребуется заранее при­готовить 1) флакон с уксусом и 2) флакон с растительным маслом.

В этом виде соревнований принимает участие вся команда. На обдумывание команде дают 30 с. Если ответа нет, то ответить на вопрос могут соперники. За правильный ответ присуждают 5 баллов. В конце этого состязания судьи подсчитывают общее число баллов, набранных каждой командой.

Вопросы и задания.

1.Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик, чтобы не возиться с двумя бутылками (масла и уксуса), налил и то и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит салат только с маслом, и тем, кто любит только с уксусом и не терпит масло? (Ответ. Масло расположится сверху, его можно выливать через горлышко чтобы вылить уксус надо перевернуть флакон, и у горлышка возле пробки окажется эта жидкость.)

2. Еще за 3000 лет до нашей эры чело­век научился использовать для движения
судов по морю силу ветра. Тогда и по­явились первые паруса. Постепенно ис­кусство управления парусами достигло высокого уровня.

Когда удобнее парусным судам вхо­дить в гавань: днем или ночью? (Ответ. Днем, когда ветер — «дневной» бриз -дует с моря на нагретое побережье.)

3. Вы оказались ярким весенним сол­нечным днем на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костер, а спичек нет. Предложите спо­соб добычи огня, кроме получения его трением. (Ответ. Изо льда сделать ле­дяную «линзу» и сфокусировать ею сол­нечные лучи на комочке бумаги.)

IV. Эстрадно-театральная пауза

Во время паузы каждая команда по­казывает номер художественной самоде­ятельности (подготовленный заранее) с физическим содержанием. Исполнение и содержание оценивают судьи по пяти­балльной шкале.

V. Бег с препятствиями


В этом виде физической спартакиады участвует вся команда. Поочередно ко­мандам соперников задают по 3 вопро­са, на обдумывание которых дается 30 с. При отсутствии ответа у команды отве­тить могут соперники. За каждый пра­вильно данный ответ команда получает 3 балла.

После завершения данного этапа фи­зической спартакиады судьи объявляют общий счет.

Вопросы

  1. Два поезда идут навстречу друг дру­гу: один — ускоренно на север, другой замедленно — на юг. Как направлены ускорения этих поездов? (Ответ. Оба на север.)

  2. Собираясь купаться в жаркий день, вы вошли в воду, она показалась вам холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег после купания, эффект был обрат­ный: воздух казался холоднее воды. По­чему возник этот парадокс? (Ответ. Температура воды меньше температуры нашего тела, которая равна ~ 36,6°С, по этому возникает ощущение прохлады. После выхода из воды интенсивное испарение влаги со всей поверхности

уносит энергию, в результате чего тело остывает, и появляется ощущение охлаждения.)

  1. К клеммам гальванометра присое­дините два медных провода. К концу одного из них прикрепите стальной гвоздь. Затем воткните свободный конец медного провода и гвоздь в луковицу, а потом — в клубень картофеля. Что вы увидите? Как назвать устройство, кото­рое вы сделали? Объясните. (Ответ.
    Стрелка гальванометра отклонится. Из­готовлен самодельный источник тока. Растворы солей, содержащихся в луке и картофеле, — это электролиты; разно­родные металлы образуют электроды, получается гальванический элемент.)

  2. К клеммам гальванометра присое­дините провода, идущие от чайника из стали и алюминиевого калориметричес­кого сосуда. В чайник налейте воду, в которую бросьте щепотку поваренной соли. Переливайте «чай» из чайника в сосуд. Что вы наблюдаете? Измените длину и толщину струи. Что видите те­перь и почему? Объясните явление. (От­вет. Получен гальванический элемент,
    дающий электрический ток. Наблюдае­мое изменение силы тока объясняется изменением внутреннего сопротивления источника, которое зависит от длины и толщины струи.)

  3. На рисунке показано, как изменяется со временем температура металла и стек­ла при сообщении им одинакового ко­личества теплоты за одинаковое время. Какой из графиков (№ 1 или № 2) отно­сится к металлу? (Ответ. График № 2, так как металл имеет определенную тем­пературу плавления, которая в течение всего этого процесса остается постоян­ной — горизонтальная линия.)

6. Свеча горит, плавая в стакане. Что с ней будет происходить? (Ответ. По мере сгорания она будет всплывать до тех пор, пока не сгорит вся.)

VI. Поединок капитанов

Капитанам команд поочередно задают вопросы, на обдумывание которых — 15 с. За каждый правильный ответ — 2 балла. Если ответ неверный или ответа нет, то может ответить соперник. Четвертый во­прос задают сразу обоим капитанам. Бал­лы получает тот, кто ответит быстрее.

Вопросы

  1. Почему в сильный мороз слышен треск стен деревянного дома. (Ответ. Вода, содержащаяся в волокнах бревен, на морозе замерзает. Лед, расширясь, разрывает волокна и создает этим треск.)

  2. В какую погоду и при какой темпе­ратуре (выше или ниже нуля) растут со­сульки? Если при температуре ниже нуля, то как они могут расти, если по ним не стекают капли (вода замерзает)? Если при температуре выше нуля, то как стекаю­щие капли увеличат сосульку, если они при такой температуре не могут замерз­нуть? (Ответ. При температуре ниже нуля, но в солнечный день. Тогда на кры­шах и ветках, хорошо освещаемых солн­цем, снег начинает таять, вода, стекая вниз по сосульке, у которой температура0°С или ниже 0°С, быстро замерзает.)

  3. Когда коньки и сани скользят луч­ше: в обычный зимний день со средней температурой от —5 до -10°С или в боль­шой мороз? Почему? (Ответ. В обыч­ный зимний день, когда мороз небольшой, снег под полозьями легко тает, уменьшая водой, как смазкой, трение.)

  4. Кто из вас быстрее увеличит в 2 раза свое давление на пол? (Ответ. Для вы­полнения задания нужно встать на одну ногу вместо двух.)

VII. Соревнование по общефизической подготовке

Каждой команде на 5 мин дается за­дание, для выполнения которого не

ходимо заранее приготовить карандаши, тонкую проволоку, линейки, бумагу, руч­ки, иголки, зернышки пшена. За верно выполненное задание команды получа­ют по 5 баллов.

Задания

  1. С помощью линейки и карандаша как можно точнее вычислите диаметр проволоки.

  2. Определите как можно точнее диа­метр пшенного зернышка.

VIII. Игра «Физическая азбука» для болельщиков

Ее проводят во время выполнения командами задания по общефизической подготовке.

Болельщикам каждой команды пред­лагают: за 1,5 мин назвать как можно больше физических терминов или фами­лий ученых-физиков, начинающихся на заданную букву. Каждый правильный термин или фамилия приносит команде 1 балл.

IX. Физический марафон

Это последнее состязание спартакиа­ды, в нем участвуют все члены команд. Поочередно, в течение 1,5—2 мин коман­дам задают вопросы. Задача: дать как можно больше правильных ответов, каж­дый из которых «стоит» 1 балл;

Вопросы

  1. Прибор для измерения атмосфер­ного давления. (Барометр.)

  2. Длина траектории тела. (Путь.)

  3. Машина, служащая для сдавлива­ния тел или веществ с большой силой.(Пресс.)

  4. Энергия (общая мера движения),которую тело получает или отдает при теплопередаче. (Количество теплоты.)

  5. Единица измерения давления. (Па­скаль.)

  6. Слово, которое воскликнул Архи­мед, когда сделал важное открытие. (Эв­рика!)

  7. Явление сохранения скорости при отсутствии действия на тело других тел.(Инерция.)

  8. На каких явлениях основано дейст­вие медицинского шприца? (На сущест­вовании атмосферного давления и дав­ления.)

  1. Общее название малых планет Сол­нечной системы. (Астероиды.)

  2. Как включают в цепь прибор для измерения силы тока? (Последователь­но.)

  1. Название видимого электромаг­нитного излучения Солнца. (Свет.)

  2. Природа молнии. (Электрическая.)

  3. Физическое понятие, характеризу­ющее экономичность устройств и дви­гателей. (КПД.)

14. Значение скорости света.(300 000 км/с.)

  1. Явление резкого возрастания силы тока при внезапном «падении» сопро­тивления. (Короткое замыкание.)

  2. Атом, потерявший электрон. (По­ложительный ион.)

17. Название сосудов, соединенных между собой. (Сообщающиеся.)

18. Когда наступает явление отсутствия веса тела? (При движении с ускорением при свободном падении, при полете ко­смического корабля по круговой орбите с
выключенными двигателями.)

19. Единица измерения мощности.(Ватт.)

  1. Объем воды, вытесняемой судном при погружении его в жидкость до ва­терлинии. (Водоизмещение.)

  2. Название научного предположе­ния. (Гипотеза.)

  3. То, без чего не бывает измеритель­ных приборов. (Шкала.)

  4. Числовое значение второй косми­ческой скорости для Земли? (11,2 км/с).

  5. Единица измерения электрическо­го напряжения. (Вольт.)

25. Мельчайшая частица вещества.(Молекула.)

26. Устройство, в котором какой-либо вид энергии преобразуется в электриче­скую. (Источник тока.)

27. Способ передачи энергии путем перемещения жидкости или газа. (Кон­векция.)

  1. Сильное возмущение магнитно­го поля Земли, резко нарушающее его плавный суточный ход. (Магнитная
    буря.)

  2. Когда Земля ближе к Солнцу -зимой или летом? (Зимой.)

  3. Какую скорость тела v определяют из выражения v = V0 + а/t? (Мгновен­ную.)

  4. Физическая величина, показыва­ющая, как быстро движется тело. (Ско­рость.)

  5. Единица измерения ускорения, (м/с2.)


  1. Перегрузка, которую выдержива­ют тренированные летчики. (До 10g)

  2. Чем отличается вес тела от силы
    тяжести? [1) Действием на разные тела: вес действует на опору или подвес, а сила тяжести — на само тело. 2) Точкой при­ложения сил: а) у веса это поверхность соприкосновения с телом, у силы тяже­сти — центр масс.]

  3. Точка на оптической оси линзы, где пересекаются все лучи, падающие параллельно. (Фокус.)

  1. Физическая величина, показыва­ющая, как быстро меняется скорость
    тела. (Ускорение.)

  2. Причина изменения скорости тела.(Сила.)

  3. Условия существования электри­ческого тока. (Источник тока, наличие свободных зарядов, замкнутая цепь.)

• После окончания марафона подсчи­тывают общее число баллов, набранных каждой командой. По результатам прове­дения физической спартакиады судьи под­водят итоги и награждают победителей.

При желании для оформления поме­щения, где проходит физическая спар­такиада, можно подготовить плакаты с изречениями известных ученых, а также сделать цветные заставки к каждому виду состязания.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Игра-соревнование "Физическая спартакиада"

Автор: Ушаков Александр Емельянович

Дата: 18.10.2015

Номер свидетельства: 241206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства