Данный проект популяризует физику как экспериментальную науку, доступную для всех и каждого. Также проект является пропедевтическим для шестиклассников, которым только предстоит изучение данного предмета. Позволяет взглянуть на учебную дисциплину под особым углом. Увидеть необычное в обычном, открыть тайны мироздания и самому сделать научное открытие.
Опыты подбирают сами учащиеся, или им рекомендует их учитель, в том числе в рамках определённой темы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фестиваль физического эксперемента»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» муниципального образования –
городской округ город Скопин Рязанской области
391803, Рязанская область, г. Скопин, Автозаводской микрорайон, д.6, тел. (49156) 5-12-31 факс: (49156) 5-12-31
e-mail: school4skopin@yandex.ru
Описание системы внеурочной деятельности
«Проект: фестиваль физического эксперимента»
Автор работы:
Строчкова Людмила Викторовна,
учитель физики МБОУ «СОШ №4» г. Скопина Рязанской области
Дата рождения – 11.04.1977г.
Домашний адрес:391800 Рязанская область, г. Скопин, пл.Ленина д.20, кв.4
Телефон: 89106289146
Оглавление
1. Актуальность. Выбор и обоснование темы проекта 3
2. Информация. Содержание фестиваля 6
3. Перечень проводимых опытов 6
4. Интересные факты 6
5. Эксперимент, проведенный всеми участниками 7
6. Презентация, посвященная дню космонавтики 7
7. Планируемые результаты 7
Использованная литература 8
Интернет – ресурсы 8
Актуальность. Выбор и обоснование темы проекта
«Физика — какая емкость слова
Физика для нас не просто звук
Физика — основа и опора
Всех без исключения наук»
Данный проект популяризует физику как экспериментальную науку, доступную для всех и каждого. Также рекламирует новый для шестиклассников предмет. Позволяет взглянуть на учебную дисциплину под особым углом. Увидеть необычное в обычном, открыть тайны мироздания и самому сделать научное открытие.
Физический эксперимент является не только необходимым средством глубокого сознательного усвоения учебного материала, но и способствует развитию мыслительной деятельности обучающихся. Для этого эксперименту придается специфический характер, в ходе осуществления которого активное участие принимают сами дети.
Актуальность данного проекта заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже со средней школы. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволяют учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. На сегодняшний день данная задача стоит особо остро, поскольку в стране есть необходимость в стабильном притоке молодых специалистов в области высоких наукоемких технологий.
Новизна программы заключается в первую очередь в подходе к процессу обучения. Здесь учащимся сначала демонстрируется некое физическое явление, затем им самим предлагается самостоятельно, базируясь на сообразительности и ранее полученных знаниях объяснить его суть, выдвинуть версию, высказать свою точку зрения, а только после этого дается правильное толкование, объяснение данного явления. Такой подход не только прививает интерес к науке, но и воспитывает умение самостоятельно решать задачи и аргументировать принятое решение. Кроме этого, все эксперименты безопасны и не требуют дорогого оборудования, что позволяет всем желающим повторить их самостоятельно в домашних условиях.
Цели и задачи проекта
Цели проекта:
Помочь обучающимся освоить материал программы, необходимой для дальнейшего изучения физики;
Воспитать у обучающихся устойчивый интерес к предмету;
Привить обучающимся интерес к науке, помочь им приобрести уверенность и настойчивость в самостоятельной работе для дальнейшей успешной реализации своих возможностей;
Помочь обучающимся самостоятельно сделать выбор профиля дальнейшего обучения.
Задачи проекта:
Познавательные:
Развитие самостоятельного мышления у учащихся;
Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
Помощь в дальнейшем изучении физики;
Повышение уровня научной грамотности.
Личностные:
Воспитание усидчивости и скрупулезности при проведении исследований;
Воспитание аккуратности при работе в лабораторных условиях;
Воспитание самостоятельности при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;
Развитие навыков сотрудничества.
Регулятивные:
Развитие естественнонаучных компетенций учащихся;
Развитие способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;
Развитие нетривиального подхода к решению физических задач;
Развитие исследовательских навыков;
Развитие у учащихся навыков критического мышления.
Сроки реализации проекта
Проект рассчитан на одну четверть: 5—8 консультаций, на которых проходит обсуждение найденных детьми опытов и планов их проведения, затем дети пробуют провести эти опыты под контролем учителя с целью выявления возможных проблем и рисков в постановке опытов. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 13—14 лет.
Формы и режим занятий
Работа предусматривает специальную организацию регулярных занятий, на которых учащиеся могут работать в группах, парами, индивидуально. Также другими формами организации учебного процесса являются: дискуссия, наблюдение, лабораторная работа, эксперимент, творческий проект. Финальной точкой является проведение на предметной неделе «Фестиваля физического эксперимента», на котором дети демонстрируют данные опыты.
Ожидаемые результаты обучения
Обучающиеся научатся пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц, научатся применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач. Важным является также формирование умений применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла.
В результате реализации данного проекта обучающиеся будут знать:
Технику безопасности при проведении физического эксперимента;
Основы простейшего эксперимента;
Основные методы исследовательской работы.
В результате реализации данного проекта обучающиеся будут уметь:
Самостоятельно проводить собственное наблюдение за физическими процессами, сопровождая его фиксированием полученной информации;
Самостоятельно составить план наблюдения при физическом эксперименте;
Самостоятельно анализировать результаты наблюдения за физическими явлениями;
Работать с литературой.
Информация. Содержание фестиваля
Фестиваль Физического эксперимента представляет собой открытое мероприятие, которое является подведением итогом проведенной работы. Проводили его учащиеся 10 классов, для шестиклассников. Часть ребят занимались непосредственно экспериментами, часть изучение интересных фактов, подготовкой презентаций.
В программе были занимательные опыты, которые чередовались с интересными фактами.
Физика – это царица всех наук. Не зря в переводе с греческого физика-это природа. Она призвана объяснять окружающие нас явления природы и предсказывать новые удивительные и на первый взгляд необъяснимые, но только на первый взгляд….
Перечень проводимых опытов
-Опыт со свечой и воздушным шаром
-Опыт со свечой и бутылкой
-Натяжение жидкости
-Неньютоновская жидкость
-Опыт со стаканами
-Лава из сока и аспирина
-Реактивный пакет
Интересные факты
Интересные факты также искали дети, оформляли их в виде презентации в форме «А знаете ли вы?». Данные факты чередуются с опытами. Чтобы зрители не скучали, и было время подготовить следующий опыт. Презентацию смотрите в приложении.
Эксперимент, проведенный всеми участниками
Данное мероприятие проходило в преддверии праздника день космонавтики, поэтому опыт с воздушными шарами был очень актуальным. Все зрители надули шары, которые лежали у них на столах и на три-четыре отпустили их. Было эффектно. Зрители сами поучаствовали в физическом эксперименте. Дальше попытались объяснить реактивное движение. Тем самым был сделан плавный переход ко Дню космонавтики.
Презентация, посвященная Дню космонавтики
Данную презентацию подготовила также ученица 10-го класса. Смотрите приложение.
Планируемые результаты
В результате реализации этого проекта была создана папка опытов, с подробными описаниями и объяснениями каждого из них.
Две презентации
Подборка загадок на тему «Физика вокруг нас»
Использованная литература
Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании. // Начальная школа: плюс-минус. 2001 г. — №1.
Полякова Ю.В. Системно-деятельностный подход в образовании ФГОС. // Журнал «Педагогика Online» http://aneks.spb.ru/index.php?catid=2012&id=365&Itemid=0&option=com_content&view=article
Егорова Л.А. Физический эксперимент как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся. // https://yandex.ru/search/?text=Егорова%20Л.А.%20Физический%20эксперимент%20как%20метод%20активизации%20познавательной%20и%20мыслительной%20деятельности%20обучающихся.&clid=1955453&banerid=0401030266&win=91&lr=11
Урок физики в современной школе-творческий поиск учителей. — М.: Просвещение, 1993.
Сборник по методике и технике физического эксперимента. Под редакцией Н.В. Алексеевой — М.: Учпедиз, 1960.