МОУ Судиславская СОШ
Всероссийский фестиваль внеклассных
мероприятий «Занимательная физика» Бабурина Н.В.
Содержание
(кадр 4)
1. План проведения мероприятий.
Физические явления в природе.
Физические явления в игрушках.
4. Олимпиада по физике 7 класс.
Блиц – турнир «Начало физики».
Анализ проделанной работы.
1. План проведения мероприятий
(кадр 5)
Неделя физики проводится в рамках декады математики, информатики и физики во второй четверти (ноябрь).
К этому времени 7 классы прошли темы «Первоначальные сведения о строении вещества», «Механическое движение» и «Измерение массы тела». Поэтому с ними можно провести несколько мероприятий в игровой и познавательной форме.
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Участники |
1 | Конкурс рисунков «Физические явления» | Задание даётся на осенние каникулы | Все уч-ся |
2 | Конкурс эссе «Физические явления в моей любимой игрушке» | Задание даётся на первом уроке после каникул | Все уч-ся |
3 | Олимпиада по предмету | В течение недели физики | Все уч-ся |
4 | Блиц – турнир «Начало физики» | В конце недели физики | Команда по 6 человек от класса |
5 | Подведение итогов недели | Последний урок недели | Все уч-ся |
Конкурс рисунков
«Физические явления в картинках»
(кадр 6)
На первых уроках учащиеся познакомились с видами физических явлений:
- механические;
- тепловые;
- световые;
- электрические;
- магнитные.
Поэтому для лучшего понимания физических процессов, для связи теории с практикой ребятам на осенние каникулы даётся творческое задание «Физические явления в картинках», где учащиеся могут рисовать или использовать компьютерную графику для изображения явлений с обязательным их указыванием. Ведь выполняя такие задания дети задумываются над пройденным материалом и происходит его повторение.
После каникул проводится анализ выполненных работ и наиболее интересные работы можно поместить на выставку, оформленную в вестибюле школы. Ребятам это очень нравится, ведь их творчество увидит вся школа.
3. Конкурс эссе
«Физические явления в моей любимой игрушке»
(кадр 7)
На первом уроке второй четверти предлагается написать творческую работу - эссе о своей любимой игрушке, о том какие физические явления в ней встречаются. Ведь игрушки - старые знакомые детей, а в 7 классе ребятам ещё хочется поиграть, ассоциация предмета с игрушками вызывает положительные эмоции и создаёт условия для лучшего восприятия учебного материала. Сейчас большое количество инерционных машинок, пружинных пистолетов, звуковых и световых игрушек. Ребята с большим удовольствием приносят сочинения, рисунки и даже свои любимые игрушки.
Пример эссе «Моя игрушка и физические явления»:
У меня дома есть очень красивая новогодняя игрушка – это Санта Клаус. Каждый Новый год мы ставим его под ёлку. Он стоит на специальной платформе, на которой ещё помещён фонарь с подвешенным колоколом. К колоколу прислонился мешок с подарками. Когда включаешь эту игрушку специальной кнопкой, звучит музыка, зажигается фонарь, а сам Санта начинает бить в колокол.
В этой игрушке я наблюдаю
три физических явления:
играет музыка – это звуковое явление;
горит фонарь – это световое явление;
Санта Клаус бьёт в колокол –
это механическое явление.
Мне очень нравится эта игрушка,
выполненная в ярких праздничных тонах.
Она нам всем поднимает настроение.
(кадр 8)
4. Физическая олимпиада
К началу 2 четверти 7 класса изучено 2 темы, поэтому предметную олимпиаду подготовить затруднительно. Но, используя межпредметные связи, можно дополнить заданиями на сообразительность из биологии, географии.
Олимпиаду можно провести, раздав задания всем учащимся домой, или, пригласив увлекающихся предметом и всех желающих после уроков.
Предлагаемые задания:
1. Тело или вещество? Запишите следующие слова в два столбика (кадр 9):
графин, стекло, лёд, льдина, воздух, резина, кирпич, глина,
глиняный кувшин, кусок мрамора, мраморный бюст.
2. У учащихся на столе стоит лоток, на котором расположены физические
приборы. Предлагается отгадать загадку, выбрать нужный прибор
и с его помощью произвести измерения.
Предлагаемые загадки:
Две сестры качались, Я под мышкой посижу
Правды добивались. И что делать укажу:
А когда добились, Или разрешу гулять,
То остановились. Или уложу в кровать.
(кадр 10) (Весы) (кадр 11) (Медицинский термометр)
3. Предлагается провести опыт (кадр 12):
С помощью предложенных приборов (секундомера и рулетки) определите среднюю
скорость движения инерционной машинки.
(кадр 13) Ответь на вопрос: Саша бежит со скоростью 15 км/ч за Костей, убегающим
от него со скоростью 10 м/с. Догонит ли Саша Костю?
Автомобиль и комбайн движутся прямолинейно, так что некоторое время расстояние
между ними не меняется. Укажите, относительно каких тел они находятся в покое
и относительно каких тел движутся. (кадр 14)
Домашний вариант задания 2:
1. Отгадай загадку:
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать.
Найди дома нужный прибор и с его помощью произведи измерения.
В конце недели физики подводятся итоги проведённой олимпиады по классам. Результаты вывешиваются на стенде в кабинете, а ребята поощряются положительными оценками. Лучших учеников можно рекомендовать на 1 этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.
5. Блиц – турнир «Начало физики»
В конце недели проводится блиц – турнир между 7 классами. От каждого класса выступает команда по 6 человек. Учащиеся заранее выбирают капитана и название команды (например: «Скорость», «Молекула»). Из остальных учащихся выбирается жюри, в которое входят учителя математики и физики.
На доске можно вывесить рисунки, кроссворды, которые дети выполняли, участвуя в конкурсах недели физики. Так же висит таблица результатов, на которой прописана названия команд и конкурсов. По мере выполнения конкурсов она заполняется жюри.
Цель: Закрепить в игровой форме знания, полученные учащимися при изучении первых тем, которые являются базой для начала изучения физики.
Проведение мероприятия
1 конкурс: Решение задач.
Каждой команде раздаётся по 6 задач – по одной на ученика. Предлагается за 5 минут выполнить вычисления.
На кочку длиной 50 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд. Какова средняя скорость Колобка?
За 30 секунд поезд двигался равномерно со скоростью 72 км/ч. Какой путь он прошел за это время?
За какое время автомобиль «Жигули» пройдёт путь 2 км, если его скорость 20 м/с?
За какое время плот пройдёт 15 км, со скоростью 0,5м/с?
Звенит звонок. На каком расстоянии он будет слышен через 5 с, если звук распространяется со скоростью 340 м/с?
Муха пролетела 40 м. Какова её скорость, если время полёта 8 с?
Пока участники команд решают задачи, и жюри подводит итоги, для болельщиков проводится конкурс «Помоги своим друзьям»: (кадр 15)
Ведущий предлагает болельщикам поделиться на две команды. По очереди должны называть слова, имеющие отношение к физике, на предлагаемую букву. Победившая команда болельщиков отдаёт свой балл, той команде, за которую переживает (например, буква «М»: молекула, метр, механическое движение, Менделеев….)
2 конкурс: Определение скорости «снежного» комка.
Вызываются по 2 человека из команды. Им даётся газета, секундомер и рулетка. Они должны «слепить» комок и вычислить среднюю скорость его полёта.
3 конкурс: Измерение массы
Приглашаются 2 человека из команды. Даются весы с разновесами и одинаковые предметы. Предлагается измерить массу более точно.
4 конкурс: Сравните скорости.
Каждой команде выдаётся 6 листочков, на которых записаны скорости в разных единицах. Надо привести к единой единице измерения и сравнить их.
Тепловоз -28 м/с и автомобиль – 36 км/ч.
Медведь – 9 км/ч и лосёнок 5 м/с.
Скворец – 72 км/ч и велосипедист – 25 м/с.
Заяц – 15 м/с и дельфин – 18 км/ч.
Поезд – 25 м/с и автомобиль – 108 км/ч.
Велосипедист – 18 км/ч и спортсмен – 5 м/с.
5 конкурс: Найдите ошибки
Ведущий: Сегодня директору пришло странное письмо, которое нашли жители посёлка. Мы его читали и ничего не поняли, в нём есть физические ошибки. Может вам удастся его расшифровать, исправить ошибки и посчитать их.
Каждой команде даётся напечатанный текст.
ПОМОГИТЕ!!!
Вчера УТРОМ, в 19 ч 30 минут, меня пригласил к себе в гости мой друг, древнегреческий учёный ДЕМОКРАТ в тридевятое царство, в тридесятое государство под названием АЛУКЕЛОМ. Жителей этого царства зовут МАЛЁКУЛЫ. Это он, ДЕМОКРАТ, их ИЗОБРЁЛ. Какие они, все эти МАЛЁКУЛЫ, ОДИНАКОВЫЕ, а вместе они образуют домики под названием АТОМЫ.
Ой, сколько их там! Так тесно, что эти МАЛЁКУЛЫ сидят НЕПОДВИЖНО, даже НЕ ШЕВЕЛЯТСЯ. А это всё потому что, если они будут двигаться, то будет ХОЛОДНЕЕ в этом царстве. Мне их жаль – они НЕ МОГУТ ходить в гости даже к соседям, и их друг к другу даже НЕ ТЯНЕТ, между ними полное безразличие, равнодушие. Но всё равно мне очень там понравилось. Хоть это и не хорошо, но взял РУКОЙ и засунул себе в карман 7 МАЛЁКУЛ. А сейчас потрогал рукой и не нашёл их там. Куда они запропастились? Может их инопланетяне унесли?!
Ребята, помогите мне найти эти семь МАЛЁКУЛ!!!
Помогите нам!!!
Жюри подводит итоги. Выигравшей команде вручаются небольшие сувениры, и всем играющим в виде поощрения ставятся в журнал отличные оценки.
Спасибо за внимание! Успехов! (кадр 16)