kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативное занятие для учащихся 9-11 классов "Сохраним климат с помощью простых энергетических решений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативное занятие в форме заседания круглого стола. Ее цель: формирование представлений о значении экологических проблем окружающей среды, воздействии человеческой деятельности на климат планеты, воспитание экологической культуры молодежи и повышение ее экологической грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Факультативное занятие для учащихся 9-11 классов "Сохраним климат с помощью простых энергетических решений"»

«Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»

Заседание круглого стола

(факультативное занятие для учащихся 9-11 классов)


Цель мероприятия: формирование представлений о значении экологических проблем окружающей среды, воздействии человеческой деятельности на изменение климата планеты и влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, воспитание экологической культуры молодых людей, формирование умений и навыков адаптации и создания комфортных условий проживания в регионе, повышение экологической грамотности учащихся.

Участники "Круглого стола"

Ведущий - учитель физики,

филолог,

эколог,

теплотехник,

биолог,

энергетик,

химик,

врач,

экономист,

географ,

метеоролог.





Ход занятия

Ведущий. Сегодня для обсуждения на нашем заседании "Круглого стола" выбрана очень важная, серьёзная, животрепещущая и актуальная тема для всего сообщества. Климат. Изменение климата. Что происходит в природе? Экология, загрязнение окружающей среды... Эти и другие не менее важные вопросы волнуют, наверное, каждого человека на Земле.

И мы сегодня должны понять:

1 . Что же это такое - экологические проблемы?

2. Как сохранить нашу планету для будущих поколений?

3. Как жить в согласии с окружающей средой?

И, наверное, стоит нам всем задуматься над высказыванием Антуана Де Сент-Экзюпери:

"...Если человечество не найдет сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей безжизненной Земле стоит установить надгробный камень с надписью: "Каждый хотел лучшего для себя".

Ведь природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам. (А.Герцен).

Филолог. Мир - не хлам для аукциона

Я - Андрей. Я - не имерек.

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек.

А.Вознесенский

Задумаемся над этими словами.

Эколог. Атмосфера Земли и Мировой Океан становятся теплее, в течение более чем 1000 лет температура изменялась незначительно, но за последние 100 лет среднемировой показатель температуры воздуха вырос почти на 0,8°С. Последствия ощутимы уже сейчас. Прогнозы климатологов гласят: даже если во всех странах принять и выполнять серьёзные меры по защите климата, то к 2100 году t°С воздуха поднимется ещё на 1,4-2°С. Если ничего не предпринимать, нам грозит потепление ещё на 6°С [11].

Географ. За последние 100 лет уровень мирового океана поднялся на 15-20 см. Согласно прогнозам, к 2100 году, он повысится ещё на 0,5-1 м.

В разных уголках планеты, на разных широтах, уже и сегодня, не только в будущем, чаще чем раньше, природа нас сотрясает различными аномальными катаклизмами: наводнениями, цунами, штормами, землетрясениями, небывалыми ураганами, засухами...

Экономист. Если не будут предприняты соответствующие меры, то экономические потери, обусловленные изменениями климата, составят от 5 до 20 % общемирового валового внутреннего продукта. Но для предотвращения самых худших последствий нужен лишь 1 % ВВП.

Физик, (учитель) Так что же такое климат? И что же происходит с климатом в Беларуси?

Географ. Климат - это географическая характеристика местности, многолетний режим погоды; это состояние атмосферы в рассматриваемом месте, в отдельный момент времени. [12]

Метеоролог. В Беларуси потепление, не имеющее себе равных по продолжительности и интенсивности, началось в 1988 году. В результате климатических условий произошло смещение границ агроклиматических областей к северу на 60-150 км, на юге возникла новая для нашей страны климатическая зона. Всё чаще t0С воздуха отклоняется от многолетних средних значений, особенно в зимнее время. Так например, максимумы потепления климата наблюдались на 2° и от среднестатистического значения в период с 1975 по 2008 г.г., а максимальное понижение 1°С - с 1938 по 1942 г.г., и в 1955г.,1969., 1987 г., которое составило -1,6°С-2,3°С. [9]

Физик. Изначально человек жил в гармонии с природой. Научившись использовать огонь, человек уже поставил себе на службу процесс, создающий загрязнение среды обитания (СО). До XIX века загрязнение практически ограничивалось немногими крупными городами. Оно представляло собой в основном продукты сгорания топлива, сжигаемого для обогрева и приготовления пищи, и естественные отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека и животных. Вскоре промышленная революция породила серьёзные экологические проблемы. Учёные разных стран мира стали бить тревогу по вопросу образования озонных дыр, т.е. разрушения озонного слоя атмосферы планеты, защищающего всё живое и неживое на Земле от неумеренного, пагубного ультрафиолетового и радиационного излучения Солнца.

А это, в свою очередь, связано с образованием парникового эффекта над планетой, сопряженным с нерегулируемым вопросом парниковых газов.

Эколог. В 1979 году комиссией от 156 стран мира, был принят Киотский протокол, в соответствии с которым каждая страна - участница должна гарантировать, что выбросы парниковых газов не превысят установленного количества в период ответственности. [14]

Физик. Предварительные оценки уровня выбросов парниковых газов в Республике Беларусь говорят о том, что в период обязательства с 2008 по 2012 г.г. этот уровень не превышен, а наоборот, снижен на 23-27%. В 2017 году Республика Беларусь обязуется снизить выброс вредных отходов в атмосферу на 15-17%, а к 2050 году надо снизить выбросы парниковых газов не менее чем на 50%.

Эколог. Основными источниками загрязнения окружающей среды и атмосферы являются промышленное производство и сельское хозяйство. Что представляет собой промышленное производство и как возникает загрязнение среды в индустриальном обществе?

Рассмотрим простейшую блок-схему:

Рис. 1. Потоки вещества и энергии в индустриализированном обществе, отражающие «круговорот» промышленных изделий [10]

Энергетик. Для создания любого промышленного изделия необходимо сырьё - т.е. природные ресурсы или повторно перерабатываемые промышленные изделия. Сырьё на промышленных предприятиях при химической или механической обработке превращается в разные изделия: при этом затрачиваем энергию, получаемую при сжигании нефти или угля, или энергию электростанций. Производственные процессы никогда не бывают чистыми. Появляются отходы в виде дыма, твёрдых отходов, сточных вод. В свою очередь, полученные изделия начинают сами применяться в определённых отраслях производства и дают уже вторичные источники загрязнения. Например, автомобили, удобрения, пестициды, моющие средства. Часть отработанных ресурсов вывозится на свалку, образуя горы мусора, выводя из севооборота огромные полезные площади, выделяя в атмосферу тяжёлые, ядовитые пары (ртуть, фреон, тяжёлые металлы). [13]

Физик. Рассматривая вопрос промышленных загрязнений, необходимо рассматривать полный «жизненный» цикл изделия от добычи сырья до полного разрушения.

Биолог. Стоит задуматься всем над следующими фактами. Чтобы полностью разложились отходы для следующих изделий, потребуется:

  • бумажное полотенце - 2-3 недели

  • банановая кожура - 3-4 недели

  • бумажный пакет - 1 месяц

  • газета -1,5 месяца

  • огрызок от яблока - 2 месяца

  • апельсиновая кожура - 6 месяцев

  • фанера - 1-3 года

  • шерстяной носок - 1-5 лет

  • коробка из-под молока - 5 лет

  • окурок - 10-12 лет

  • кожаные ботинки - 25-40 лет

  • резиновая покрышка - 50-80 лет

  • пластиковый контейнер - 50-80 лет

  • алюминиевая банка - 200-500 лет

  • пластиковая бутылка - 450 лет

  • одноразовый подгузник - 500 лет

  • пластиковый пакет - 200-1000 лет [4]

Химик. Так необдуманное поведение потребителей вызывает усугубление экологической проблемы на примере сжигания пластикового мусора. При этом в воздух попадает огромное количество загрязняющих веществ. В технической, химической литературе к настоящему времени описано примерно 10 млн. органических и неорганических соединений. Ежегодно появляется порядка 300 тыс. новых соединений. В различных сферах деятельности человека используется 50-100 тыс. веществ. По существу, жизнь - это взаимодействие огромного количества химических веществ. [13]

Эколог. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются:

  • углекислый газ С02, образующийся при сжигании топлива и работе транспорта оказывающий влияние на истощение тропосферного озона;

  • угарный газ образующийся при сжигании топлива и работе транспорта, и в сталеплавильном производстве;

  • сернистый газ S02, образующийся в металлургии, химической промышленности;

  • оксид азота N02, выделяющийся при сжигании топлива, работе транспорта и азотосодержащими минеральными удобрениями, в авиации; способствует возникновению парникового эффекта;

  • метан СН4 выделяющийся при добыче полезных ископаемых, а также болотные и мусорные газы, влияющие на истощение стратосферного озона;

  • хлорфторуглеводороды - источник фреон, холодильная промышленность, производство аэрозолей, влияющие на образование кислотных дождей и возникновение промышленного смога;

  • хлорводород, выделяемый мусор сжигающими заводами, химическим производством;

  • бензопирены: источники - химическая промышленность, сжигание топлива, транспорт, курение;

  • диоксид серы S02, приводящий к возникновению фотохимического смога. [13]

Метеоролог. А вот примеры источников загрязнения воздуха в квартире:

1. Бензола и хлороформа - краски, новый ковёр, новые шторы, обивка мебели;

2. Аммиака - табачный дым и моющие средства;

3. Формальдегида - фанера, мебель, ДСП, новый ковёр;

4. Диоксида азота - камины, печи.

И на улице:

1. Промышленные предприятия;

2. Краска с фасадов домов (токсичный источник пыли, канцероген);

3. Мягкий асфальт на улицах, стираемый шинами автомобилей, который содержит различные смолы (фенолформальдегидные и полиэфирные), гранитная крошка, гравий, резиновая пыль от трения шин об асфальт;

4. Открытая незадернованная поверхность почвы, содержащая различные химические элементы удобрений, вносимых в неё;

5. Цветники во дворах и на улицах;

6. Детские площадки без травянистого или специального твёрдого покрытия. [3]

Физик. Все экологи мира бьют тревогу: озоновые дыры в атмосфере Земли могут привести к повышению t0C (тем более установлено, что за последние 100 лет t0C на 0,6°С), таянию ледников и даже к концу света. Но недавно было замечено, что над Антарктидой озоновая дыра вдруг стала уменьшаться. Вывод: озоновый слой способен к самовосстановлению. Над Антарктидой дыра, по сравнению с данными 2000 года (по состоянию на август 2016 года) стала меньше на 4 млн. км2. Так что конец света, из-за выжигания всего живого ультрафиолетом, можно отстрочить. [4]

Врач. Республика Беларусь имеет свою специфику преломления глобальных экологических проблем. Наша территория подвержена интенсивному антропогенному воздействию, которое выражается в загрязнении воздуха, поверхностных и подземных вод, загрязнении и эрозии почвы, деградации флоры и фауны. Отягощает экологическую ситуацию загрязнение после катастрофы на ЧАЭС значительных территорий страны радионуклидами, которых выпало на нашу республику 75%. И поэтому состояние здоровья населения Беларуси требует особого внимания и контроля со стороны Министерства здравоохранения правительства и всех структур, имеющих возможность улучшить эту обстановку. За последнее время в республике рождаемость превысила смертность. Идёт постепенный рост продолжительности жизни.

Энергетик. На долю промышленности приходится более 50 % от общего количества выбросов всех вредных выбросов.

по углеводородам: на долю ЖКХ - 35,1%,

сельское хозяйство - 34,1 %,

транспорт и связь - 17,5 %.

по оксиду углерода: ЖКХ - 17,4 %,

транспорт и связь - 9,5 %.

по твёрдым отходам: промышленное предприятие более 50 %,

ЖКХ - 16,7 %,

сельское хозяйство - 12,9 %.

Наиболее загрязнёнными регионами по выбросу оксида углерода являются Гродненская и Минская области;

По выбросу диоксида серы - Витебская и Гомельская области;

По оксиду азота - Гродненская область.

Особую тревогу вызывают загрязнения окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами, содержащими тяжёлые металлы и стойкие органические загрязнители (СОЗ).

Основным источником выброса никеля являются энергетика и теплоэнергетика (82 %); меди, хрома и цинка - производство металлов (61 %, 70 %, 85 % соответственно).

Кадмия - обрабатывающая промышленность и строительство (52 %), на производство металлов - 27 %, на энергетику и теплоэнергетику - 17 %.

Свинца - обрабатывающая промышленность и строительство (53 %), производство металлов - 30 %. А также мышьяк, ртуть, аммиак (животноводство).

Энергетик. Мировым автомобильным парком с двигателями внутреннего сгорания ежегодно выбрасывается около 500 млн. тонн оксида углерода, 40 млн. тонн оксидов азота, 70 млн. тонн летучих углеводородов. [12]

Врач. А вот как выглядит картина загрязнения воздуха в Беларуси.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу:

а) по годам: 2005г. - 1,4 млн. тонн

2010г. - 1,31 млн. тонн

2015г. - 1,26 млн. тонн

б) на душу населения: 2005г. - 147 кг/чел.

2010г. - 139 кг/чел.

2015г. - 133 кг/чел.

в) на единицу территории: 2005г. - 6828 кг/м2

2010г. -6356 кг/м2

2015г. -6064 кг/м2 [2]

Биолог. Более 1,3 млрд. тонн - именно столько продуктов питания на планете становятся мусором каждый год. А ведь это огромная и экологическая катастрофа. В то время как в мире проживают десятки миллионов людей голодных, нуждающихся в еде. Помимо этого, сколько энергии и средств нужно затратить для производства этих 1,5 млрд. тонн продуктов. Ведь по расчётам немецких экспертов, производство продуктов питания является причиной выбросов около 20 % парниковых газов. Так что при выбросе продуктов питания на свалку, мы не только теряем сырьё, деньги, но и засоряем окружающую среду. [1]

Филолог. Сколько же нужно потерять, чтобы понять, как мало человеку нужно?! Сколько же пищевых отходов приходится на 1 человека:

Северная Америка, Океания - 300 кг (2/3 теряются),

Центральная Африка - 160 кг (в т.ч.5 кг не съеденных, а 155 кг - испорченные при выращивании, транспортировке, переработке, продаже),

в Азии - 240 кг к 80 кг,

в Европе - 280 кг к 90 кг,

в Беларуси - 250 кг/чел.

Эти цифры - умопомрачительный пример неэффективного использования ресурсов. Запомним: выбрасывая еду - мы выбрасываем деньги. [3]

Эколог. Как же избежать чрезмерных образований отходов в

быту?

Каждый белорус производит в среднем 320 кг твердых бытовых отходов в год (или 0.88 кг в день)! Отходы потребления представляют большую опасность, что впоследствии неблагоприятно сказывается на здоровье каждого из нас.

Врач. Что делать? Каковы пути решения данной проблемы?

Вот несколько полезных советов для сторонников устойчивого (зелёного) потребления.

  • Покупайте то, что вам действительно необходимо. Не захламляйте своё жилище! По статистике 30% гардероба не носиться в течение года.

  • Минимизируйте использование пластиковых пакетов. Помните, что период разложения пластика составляет 400-1000 лет, а необходимость его использования в быту составляет от 5 минут до часа, а потом - свалка.

  • Используйте меньше упаковки.

  • Отдавайте предпочтение многоразовым товарам.

  • Используйте вещи повторно.

  • «Пристройте» вещи, которые вам больше не нужны.

  • Разделяйте свой мусор.

  • Утилизируйте опасные токсичные отходы отдельно от другого мусора. Например, подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 м2 земли

Эколог. Какова же экологическая ситуация у нас в районе?

Вредные выбросы, состоящие из аммиака, метана, сероводорода, составляют по району 2000т в год, что не превышает нормы по нормативным документам. Основными предприятиями и организациями, вносящими «лепту» в эту ситуацию, являются «Бетонбокс», ОАО «Копыльское», «Сельхозтехника», КУП «Копыльское ЖКХ», «Сармат», Копыльский лесхоз, маслосырзавод и другие сельскохозяйственные предприятия, особенно по аммиаку.

Ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве, имеют I и II классы опасности и распадаются за 3-4 недели; более токсичные - III и IV класса ныне не применяются.

Маслосырзавод после реконструкции значительно уменьшил количество стоков и отходов (33 ООО тонн в год). В сельском хозяйстве, особенно в животноводстве, образуются огромные количества навоза, из которого можно получать биогаз, который в свою очередь можно использовать для обогрева предприятий местного значения. Правда, КПД таких газовых установок пока не высок и составляет порядка 15%.

Химик. Как же еще можно снизить негативное влияние сельского хозяйства на климат?

Можно, наверное, предложить следующие мероприятия:

- Снижать прямые и непрямые выбросы парниковых газов.

- Использовать технологии сельскохозяйственного производства, которые в большей степени связывают углерод, выводя его из атмосферы.

- Изменять привычки, связанные с питанием, снижая употребления продуктов животного происхождения.

- Уменьшать потерю продуктов при хранении, переработки, транспортировке, снижая долю выбрасываемых продуктов.

Теплотехник. Теплоэнергетика является одним из «поставщиков» вредных выбросов парниковых газов в атмосферу. Главной задачей теплоэнергетики является уменьшение этих выбросов.

Являясь участником Киотского протокола, Республика Беларусь предлагает к внедрению несколько проектов по сокращению выброса парниковых газов.

Проект №1

Создание биогазовых установок

Снижение экологического ущерба от выбросов в воздушный бассейн, почву и грунтовые воды

Не требует отчуждения под систему прудов

Потенциал Беларуси: -1,7 млн. т у.т./год

Проект:

биоэнергостанция по переработке 1500 т/сут стоков свинокомплекса на 108 тыс. голов

Проект №2

Энерго- и теплоисточники на биомассе

Замещение ископаемого топлива на древесное

Мини-ТЭЦ с/х предприятия «Маяк коммуны»

Отопительная котельная ОА «Ивацевичидрев»

Мини-ТЭЦ в г. Лунинец

Уменьшение зависимости республики от импорта топлива и решение проблемы здоровья лесов

Проект:

4 котлоагрегата общей мощностью 24 МВт с экономией 8 млн.мЗ газа и 13,5 тыс.т мазута

Проект №3

Пилотный завод по переработке ТБПО

Производство широкого класса материалов и изделий, а также горючего газа для производства электроэнергии и тепла, санитарная очистка городских и прилегающих территорий

Проект:

завод мощностью 60 тыс.т отходов в год .

Проект №4

«Энергетические» плантации ивы

Выращивание высокопродуктивных (8 т у.т./га в год) короткоцикловых пород ивы для производства возобновляемого топлива в сельских районах

Потенциал около 8 млн. т у.т./год

Проект:

заложить около 20 га плантаций-питомников [14].

Физик. Всё, что мы используем для удовлетворения своих потребностей, - это ресурсы, которые нам позволяет брать наша планета Земля. Нам кажется, что ресурсы эти безграничны, а некоторые из них планета еще и производит. Сейчас на Земле живёт около 8 миллиардов человек и это не придел. Мы все хотим вкусно есть и пить, красиво одеваться, смотреть телевизор, ездить на мощном крутом авто. Мы хотим, чтобы наши дети были умными, здоровыми, успешными и счастливыми. И для этого создаем условия не покладая рук.

Мы создаем много ценного и бесполезного.

Мы производим разные вещи, продукты... И бездумно тратим невосполнимые ресурсы.

Мы с легкостью выбрасываем ненужное... И вместе с этим и то, что могло бы еще пригодится и себе, а может быть и другим.

Наш уровень жизни растет... Но счастливее мы не становимся.

Мы заботимся о благополучии детей и внуков... но не думаем о будущем планеты, на которой им жить.

Биолог. Рост численности населения, уровень потребления и развитость технологий - именно это три основных фактора, которые влияют на состояние окружающей среды и на способность Земли восстанавливать свои ресурсы для нашей жизни и жизни наших детей, внуков, правнуков. Анализ этих трёх показателей позволяет прогнозировать истощение ресурсов планеты и возникновения глобальных экономических, социальных и экологических кризисов.

Энергетик. Воду, нефть и газ, уголь, животные и растительные ресурсы планеты мы расходуем с такой скоростью, что земля не успевает их восстанавливать. Плодородие почвы нам приходится поддерживать за счет удобрений. На свалках становится все больше и больше отходов, значительную часть из которых еще можно использовать как вторичное сырье. Мы пришли к тому моменту, когда нам уже мало нашей Земли, недостаточно ее запасов.

Филолог. Миллионы людей в разных странах уже осознали ловушку, в которую заманивает образ жизни, навязанный рекламой и старыми стереотипами.

Может быть пора начать использовать ресурсы разумно?

Экологическая грамотность потребителя уже не просто дань моде, это такое же требование безопасности, как знание правил дорожного движения.

Физик. Сохранить климат на планете, улучшить состояние экологии атмосферы поможет экологическая и природоохранная деятельность всего сообщества и каждого человека в отдельности.

Экологическая деятельность предполагает выработку и проведение экологической политики, формирование экологической культуры, разумных потребностей.

Природоохранная деятельность-это деятельность органов государственной власти местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды. рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативных воздействий хозяйственной и потребительской деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Эколог. Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий:

  • обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

  • ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

  • воспроизводство компонентов природных ресурсов;

  • восстановление природных ресурсов;

  • рациональное использование сырьевых ресурсов; минимизация отходов производства, потребление, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

  • охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации. [10]

Физик. Основными направлениями природоохранной деятельности являются:

  • охрана земельных ресурсов и недр;

  • охрана водных ресурсов;

  • охрана атмосферного воздуха;

  • охрана биологического разнообразия и ландшафтов

(лесные ресурсы, флору, фауну);

  • борьба с отходами и вредными растениями;

  • санитарно-эпидемиологические меры;

  • сокращение выбросов в атмосферу и стоков в естественные водоемы. [10]

Эколог. В заключение хотелось бы спросить у участников нашего круглого стола. насколько актуальной оказалась выбранная тема?

Ведущий. Хотелось бы пожелать участникам нашего заседания всегда принимать активное участие в наведении порядка на земле, в акциях «Сделаем Землю чище, а планету живой». Тем более, что ежегодно начиная с 2012 года, по решению ООН, 5 июня отмечается Всемирный день окружающий среды, девизом которого являются слова «Зеленая экономика, а ты ее часть».

Вам в будущем предстоит решать можно ли развиваться, используя эффективно ресурсы, нанося минимальный вред окружающей среде и при этом сокращая выбросы парниковых газов.

Может ли быть экономика экологически дружелюбной и при этом гарантировать социальную справедливость, а также принимать грамотное решение по наведению порядка на Земле.

Выводы. Выслушав и обсудив мнения участников заседания круглого стола по теме «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» учащиеся пришли к выводу, что благополучие жизни всего человечества на Земле зависит от каждого из нас. Действительно, «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (по Н .Рыленкову) и требует сознанного и бережного отношения. Участники заседания внесли несколько своих предложений и оформили в виде памятки, которой рекомендуют пользоваться в повседневной жизни для экономного и рационального использования энергии.

1. Выключай свет, выходя из класса (дома)!

2. Закрывай краны водопровода!

3. Утепляй окна!

4. Бережно и экономно относись к хлебу!

5. Не оставляй включенными в электрическую сеть бытовые приборы - в режиме ожидания!

6. Рекомендуй родителям приобретать бытовые приборы (холодильники, морозильники, СВЧ-печи, стиральные машины) эконом- класса (класса А)!

7. Не допускай полной разрядки сотового телефона. Ставь на подзарядку при наличии заряда на нем 15-10%.Это бережет батарею и экономит электроэнергию!

8. Предложи родителям оборудовать свой дом системой «умный дом»!

9. Предложи родителям отрегулировать работу сливного бачка унитаза в экономном режиме!

10. Предложи родителям программу для дачного участка «спасаем огород от вредителей (без пестицидов, гербицидов и химикатов)»! (см. Приложение)

11. Не выжигай траву!

12. Не сжигай пластмассу и бытовой мусор!

13. Участвуй в раздельном сборе мусора!

14. Собирай макулатуру!

15. Посади дерево. Лес - легкие нашей планеты!

16. Береги лес от пожара!

17. Веди здоровый образ жизни без курения!

18. Собирай и сдавай на переработку отработанные источники питания - батарейки, аккумуляторы

19. Научись разумно использовать вторичные отходы!

20. Береги природу. Помни - ты хозяин!
































Литература

1. Газета «Сенсация» №№ 8,10,11,12-2016г., 1-2017 г.

2. Интересно жить с АиФ, 2015,2016 гг.

3. Необыкновенные факты и убедительные аргументы (АиФ), 2014 г.

4. Достоверно о самом важном с АиФ, 2015 г.

5. Добрые советы от АиФ, 2016 г.

6. Журнал «Здоровый образ жизни» №10, 2006 г., стр.69

7. Журнал «Родная природа» №9, 2005 г., стр.8

8. Народная асвета №10, 2007 г., стр.71

9. Экологический бюллетень «Неруш» №№ 3,4,5-2012 г.

10. Как организовать и провести экологическую акцию, В.Н.Зуев, О.Н.Майсюк, Ю.Е.Тимчинин, изд. «Четыре четверти», 2012 г., Минск

11. Руководство по химической безопасности и отходам, Минск, 2013 г.

12. Сельское хозяйство и климат: каждый из нас влияет на глобальные процессы

13. Стойкие органические загрязнители - суперэкотоксиканты 21 века. Сборник методических рекомендаций, Могилев, 2009 г.

14. Электронный ресурс: http://www.myshared.ru/slide/106745






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Сыс Зоя Владимировна

Дата: 16.08.2017

Номер свидетельства: 425512

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства