Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы, приемы, ФОПД | Формируемые УУД (блок) | Формируемые умения (тип, название) | Результат обучения (уровень) |
1. Этап организационный 1-2 мин. | Приветствие школьников. Проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. Подготовиться к началу урока. | | | | |
2. Мотивационно-ориентировочный 3 мин. УВЗ Создание благоприятного микроклимата для взаимодействия на уроке УВМ №1 | Учитель: «Школьники являются одной из наиболее уязвимых категорий населения. Дети данного возраста чаще всего попадаются в ловушки финансовых обманщиков. Чтобы не допустить угрозы потери денег или утечки персональной информации, ребенка нужно с самого детства обучать основам цифровой безопасности. Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока. Угроз нашей безопасности в Интернете существует достаточно много. Как вы думаете, что это за угрозы? Вместе с усилением мер кибербезопасности, становятся продуманнее и инструменты финансовых мошенников. Попасться на их удочку может каждый, но особенно уязвимыми к подобным схемам становятся люди с низким уровнем цифровой грамотности. На этом уроке нам предстоит узнать, как нужно это делать и как не попасть под влияние злоумышленников. | Слушают учителя, выдвигают предположения по поводу темы урока. Слушают учителя. Отвечают на вопрос, идет дискуссия. Угрозы безопасности в Интернете: вымогание средств через личные банковские карты; взлом личных аккаунтов; сомнительные виды онлайн-заработка; онлайн-игры; вымогание денег мошенниками под видом знакомых или знаменитостей в соцсетях; воровство денег через интернет-магазины; Гипотеза: Финансовая безопасность - это осторожное отношение к собственным личным данным. | Прием: Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные коммуникативные | | предметный |
2.1. Актуализация знаний 4 мин. УВЗ Мотивировать обучающихся к изучению новой темы, опираясь на ранее полученные знания УВМ №2 | Учитель обращает внимание учеников на доску. На ней написаны три термина: интернет-магазины, онлайн-игры и социальные сети. «Как думаете, как мошенники могут обмануть нас именно через эти сервисы?» Затем ученики проверят свой ответ вместе с учителем. | Учащиеся слушают учителя. Записывают в тетрадь: Интернет-магазины - распространение популярного товара по низким ценам. Последующее списание всех денег, имеющихся на карте, с которой совершалась покупка. Онлайн-игры - списание денег с карты при покупке самой игры или при покупках внутри игры. Социальные сети - взлом аккаунтов, просьбы у друзей переводить деньги. | Прием: Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные | логические, коммуникативные | предметный |
2.2. Мотивация 2 мин. УВЗ сформировать мотив учащихся для учебной деятельности УВМ №3 | Тема урока: «Финансовая безопасность в сети Интернет». Учитель: Мошенники применяют различные схемы, чтобы завоевать доверие и интерес ребенка. Мошеннические розыгрыши – злоумышленники в интернете размещают рекламу о различных розыгрышах. Например, игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет, и ребенок сообщает необходимую информацию, а аферисты получают доступ к онлайн-банку. Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение. После того, как обманщикам удается втереться в доверие, они просят ребенка помочь финансово. Мошеннические голосования – злоумышленники также в соцсетях могут создать фейковое голосование и попросить ребенка принять в нем участие за деньги. Аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы, и переход по ссылке заканчивается заражением телефона для дальнейшего хищения информации. Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для оформления таких сайтов используют персонажей из фильмов и мультфильмов. При этом порталы маскируют под экономические онлайн-игры. Для участия детям предлагают внести средства на счет. Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. Они могут использовать различные предлоги для того, чтобы похитить деньги. Учитель подводит их к теме последствий событий. | Дети записывают тему урока в тетрадь. Ученики слушают внимательно учителя. Мошеннические розыгрыши – реклама розыгрышей игрового снаряжения или валюты. Для того, чтобы получить приз, необходимо ввести данные банковской карты и продиктовать код из смс для входа в личный кабинет. Фейковые аккаунты – злоумышленники создают аккаунты в социальных сетях, добавляются в друзья к ребенку и заводят общение, просят ребенка помочь финансово. Мошеннические голосования – аферисты скидывают ссылку на якобы сайт для голосования, которая ведет на вредоносные программы. Заработок в интернете – ресурсы, работающие по принципам финансовой пирамиды. Для участия детям предлагают внести средства на счет. Телефонные звонки – злоумышленникам удается обмануть детей через стандартные звонки по телефону. | Прием: Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные | логические | предметный |
2.3. Постановка учебной задачи 1 – 2 мин. УВЗ сформировать цель урока УВМ №4 | Учитель совместно с детьми формулируют главную цель урока. | Учащиеся формулируют цель урока совместно с учителем. Цель: Научиться распознавать мошенников в Интернете и узнать, как им противостоять. | Прием: Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные коммуникативные | логические (умения формулировать цель урока) | предметный |
2.4. Планирование деятельности 2 – 3 мин. УВЗ Разработать план действий УВМ №5 | Учитель и учащиеся совместно разрабатывают план действий. | Ученики совместно с учителем разрабатывают план урока. План действий: 1. Кого мошенники чаще всего выбирают своими жертвами? 2. Как не стать жертвой мошенников? | Прием: Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные коммуникативные | | предметный |
3. Операционно-деятельностный 5 мин. УВЗ способствовать формированию умений, знаний и нравственных категорий. 3.1. Преобразовать условия учебной деятельности УВМ №6 | Учитель делит класс на 2 группы, каждой группе раздаются небольшие статьи для подготовки к ответу. Учащиеся должны внимательно прочитать свой пункт. | Класс делится на 2 группы, и получают задание: прочитать пункт в параграфе. 1 группа – статья https://bankiros.ru/news/prose-vsego-kinut-na-dengi-eksperty-rasskazali-kak-vygladit-potencialnaa-zertva-8588 2 группа – статья https://bankiros.ru/news/otdal-dengi-i-nicego-ne-skazal-roditelam-kak-nasih-detej-obmanyvaut-v-internete-4411 | Прием: Печатно-словесный практические Метод: ФОПД: групповая | познавательные | логические (умения работать с текстом) | предметный |
3.2. Моделирование 7 мин. УВМ №7 | Учитель совместно с детьми обсуждают информацию, которую учащиеся прочитали в статьях. Ученики при ответе должны охарактеризовать: 1 группа: 1. Какой портрет идеальной жертвы? 2. Как понять, что тебя обманывают? 2 группа: 1. Почему мошенники выбирают подростков? 2. Как избежать внимания преступников? | Учащиеся беседуют с учителем. Получают рекомендацию от учителя, что они должны охарактеризовать в своем пункте. | Прием: словесно-печатный; объяснение Метод: ФОПД: фронтальная | познавательные коммуникативные | | предметный |
3.3. Преобразование модели 10 мин. УВМ №8 | После того, как учащиеся представили свой пункт устно, получили рекомендации от учителя (что конкретно они должны охарактеризовать в своем материале), ученики должны систематизировать свою информацию и представить классу. | Ученики систематизируют свою информацию и разрабатывают свое выступление. | Прием: печатно-словесный графический объяснение Метод: ФОПД: коллективная | познавательные | логические (умения заполнять таблицу и тд.) | предметный |
3.4. Отработка полученных знаний 5 мин. УВМ №9 | Учитель предлагает проверить работы. Учитель корректирует ответы учеников, если в этом есть необходимость. | Ученики с учителем проверяют свои работы. Ответы учащихся. 1 группа: 1. Стать жертвой мошенников могут люди с неадекватно высокой степенью доверчивости, верой в чудо, в доброго волшебника, в волшебную таблетку и доброго дядю, который однажды придет и решит все проблемы. Также могут попасться люди с низким уровнем жизни. Этим как правило пользуются создатели лотерей и мошенники, обещающие быстрый заработок. Часто попадаются одинокие люди - они всегда готовы общаться по телефону, даже с мошенниками. 2. Несколько критериев, по которым в ходе общения можно определить, что вас пытаются обмануть: 1. Вас активно вовлекают в разговор и пытаются удержать ваше внимание, предлагая отвечать на различные вопросы 2. Мошенник предлагает методы исполнения желания или решения любых проблем 3. Аферист рассказывает общедоступную информацию в качестве эксклюзивной 4. Мошенник предлагает информацию в той сфере, в которой у него нет и не было ранее никакой компетенции (перед принятием какого-либо решения обязательно проверяйте лицензии и сертификаты подтверждающие деятельность лица или организации, которые предоставляют вам услуги или товар) 5. Наличие яркой и широкой рекламы информационного продукта или услуги в общедоступных сервисах по общедоступным ценам, например, реклама в социальных сетях «марафона желаний» от какого-либо блогера. 2 группа: 1. Доверчивость и не до конца сформированная способность критически мыслить играют на руку злоумышленникам. У детей еще мало жизненного опыта, они не всегда до конца осознают последствия своих действий. Чаще всего мошенники поджидают несовершеннолетних в социальных сетях и онлайн-играх. Бывают и случаи, когда потенциальный мошенник только знакомится с подростком в социальных сетях, а обманывает уже на месте, когда понимает, что человек в силу возраста еще не может отстаивать свои права. Часто родители выступают катализатором, развивая чрезмерное доверие к взрослым и приучая ребенка к мысли, что старших нужно слушать, потому что они умнее и обо всем лучше знают. В отсутствии жизненного опыта и доверия ребенка к интернету, это чувство играет мошенникам на руку. 2. Избегать контакта с незнакомыми людьми. Если какой-то человек настойчиво хочет общаться или просит помощи, сразу сообщить родителям. Объясните, что добропорядочный взрослый в состоянии позаботиться о себе и не будет обращаться за помощью к ребенку. Если финансовой помощи просит кто-то из друзей или знакомых, об этом следует также сообщить родителям. Проходить только по разрешенным ссылкам, на защищенные сайты. Предупредить, чтобы без уведомления родителей он не вводил свои контакты, паспортные данные и номера карты. Установить приложение, которое будет отслеживать, какие сайты посещает ребенок, и блокировать нежелательные и потенциально опасные. Подключить у операторы мобильной связи услугу блокировки СМС на платные номера. Завести для платежей в интернете отдельную карту и пополнять баланс на небольшую сумму, чтобы в случае мошенничества, не так обидно было терять деньги. | Прием: печатно-словесный устный объяснение печатно-графический Метод: ФОПД: | познавательные коммуникативные | логические коммуникативные | предметный |
4. Рефлексивно-оценочная 5 мин УВЗ Ученик должен оценить свою работу, проверка знаний 4.1. Самооценка 4.2. Контроль | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке по «5-бальной системе», таким образом, ученик сможет выяснить, где возникли проблемы. На этапе контроля ученики показывают свои результаты, насколько они усвоили новый материал. Учитель возвращается к проблеме: что же в первую очередь нужно делать, чтобы не попасться на уловку злоумышленников в Интернете? | Ученики оценивают свою работу на уроке. Ответ: Для собственной безопасности нужно не отвечать на подозрительные сообщения и ни с кем не делиться личными данными. | Прием: Метод: оценивающий контролирующий репродуктивный ФОПД: индивидуальная фронтальная | личностный познавательные регулятивные коммуникативные | | предметный личностный |
5. Домашние задание | Учитель задает д/з: Написать эссе на тему: «Что нужно сделать, чтобы мошенников больше никогда не было?» | Ученики записывают д/з в дневник | Прием: Метод: ФОПД: индивидуальная | познавательные | логические | предметный |