Просмотр содержимого документа
«Свидетельство о публикации»
Методическая разработка
урока по финансовой грамотности
НА ТЕМУ "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ"( 4 КЛАСС)
ВЫПОЛНИЛА: ИВАНОВА СВЕТЛАНА
МИХАЙЛОВНА,
учитель начальных классов
МБОУ"Конарская СОШ"
Цивильского района ЧР
2024 г.
Урок финансовой грамотности, 4 класс.
ТЕМА: Семейный бюджет ЦЕЛИ: познакомить учащихся с понятием «бюджет семьи»; учить планировать свою деятельность; формировать умение использовать в жизни знания, полученные на уроках финансовой грамотности; развивать аналитическое мышление, содействовать совершенствованию умения делать выводы и обобщения; воспитывать чувство коллективизма, доброжелательности, терпимости; прививать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ:
иллюстрация здания банка; схема дохода семьи; индивидуальные карточки с заданиями; физическая карта России; проектор,компьютер;
Ход мероприятия:
1. Мотивация учебной деятельности.
Математика – королева наук! Без неё не летят корабли, Без неё не поделишь ни акра земли, Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь, Что почём, не узнаешь, А узнав - не поймешь.
2. Работа по теме урока. 1)Сообщение темы урока. - Прочитайте запись на доске: Семейный бюджет.
2) Постановка учебной задачи. - Слышали ли вы когда – нибудь слово «бюджет»? - Как вы его понимаете? 3. Решение учебной задачи. 1) Выдвижение гипотез. 2) Объяснение учителя. - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое бюджет и попробуем даже научиться его планировать. В каждой семье есть свой план доходов и расходов, то есть свой бюджет, потому что доходы и расходы разных семей различны. Заработная плата работающих членов семьи, пенсии бабушек и дедушек, стипендии студентов – это доходы. Выиграл в лотерею – доход, маме на работе дали премию – тоже доход. Доходы пополняют семейный кошелёк.
Расходы – это потраченные деньги. Любая покупка – это расход. Заплатил за проезд в маршрутке – расход. Потерял 100 рублей – тоже расход. От расходов кошелёк «худеет». Если расходы семьи не превышают доход, значит семья правильно спланировала свой бюджет.
Вывод: Бюджет – это план доходов и расходов на определённый период времени (год, месяц). - Давайте посмотрим, как составляется этот план в отдельно взятой семье.
3) Сценка «Семейный бюджет». (разыгрывают дети)
Сегодня у родителей день зарплаты. - Когда идём покупать коньки?- спросил сын. – Вы обещали. - А мне лыжи, - подхватила дочь. - Сначала определим наш бюджет, - строго сказал папа. – А уж потом всё остальное. - Какой бюджет? – не понял сын. - Бюджет нашей семьи. – Папа взял лист бумаги и написал «Доход». – И так, сколько мы с мамой заработали? – Он подсчитал деньги и написал под словом «Доход» общую сумму. – Теперь подсчитаем расходы, - вздохнул он. - Овощи, - начала диктовать мама, - мясо, сахар,.. Не забудь оплатить интернет, лицей, квартирную плату и посещение цирка. - Теперь отнимем от доходов расходы. – Папа печально посмотрел на детей. – Только на одну лыжу… - У нас очень маленький доход, - отвернулась дочь. - Вот когда мы пойдем работать, у нас будут большие доходы, - объявил сын. - Молодцы, - похвалил папа. – Вы поняли, что такое бюджет?
4. Творческое применение новых знаний.
1) Устный счёт. _- Ребята, я вам предлагаю, не ждать, когда вы вырастите и пойдёте на работу, а начать зарабатывать прямо сейчас. Я предлагаю вам поиграть в игру «Капитал». - Кто знает, что такое капитал? (значительная сумма денег) - Где хранят капитал? (в сбербанке) - Что такое банк? (финансовое учреждение, в котором хранятся деньги вкладчиков) - Я сегодня выступаю в качестве президента банка здания и предлагаю вам открыть счет в этом банке. Минимальный вклад равен 100 оникам. Монеты названы ониками неслучайно. Слово «оник» расшифровывается следующим образом: Очень Надежная и Конвертируемая (валюта). Вы уже знаете, что каждое правильно выполненное задание соответствует вложению одного из нескольких оников. Я, как президент банка, предупреждаю, что согласна работать только с надежными и честными клиентами. - Давайте познакомимся с нашей банковской системой. Узнайте, в каких городах России открыты филиалы нашего Банка Знаний. Решив примеры, используя шифрограмму, вы найдете ответ. Работать будете группами (учащиеся работают в группах по карточкам). - В каких городах России открыты филиалы Банка Знаний?
Учащиеся прикрепляют карточки на карту России. - За правильные ответы получите по 2 оника на свой счёт.
2) Решение экономических задач (с величинами ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ)
- Следующее задание состоит из нескольких задач разной стоимости. - Выбирайте себе карточку и выполняйте задание. Ответы заносите в таблицу. Считайте, закрашивайте полученное число. Желаю вам удачи. - Молодцы! У кого получилась цифра «5» забирают 5 оников на свой счет. У кого «4» - 4 оника. У кого ничего не получилась, не отчаивайтесь: у нас будет еще много заданий, но за работу положите 1 оник.
3) Решение экономических задач (планирование бюджета - индивидуальная работа по карточкам).
-А теперь я вам предлагаю подсчитать доход и расход семьи, которую будете представлять вы. В доходную или расходную часть вы несёте заработанные вам деньги? Имейте ввиду, что 1 оник= 5 рублей. При планировании бюджета не забудьте о том, что вы уже запланировали провести летний отпуск на море, поэтому вам необходимо сэкономить несколько тысяч рублей.
Карточка
Доход:
Зарплата мамы – 24 000 рублей Пенсия бабушки – 15000 рублей
Зарплата папы-35 000 рублей
Расход:
Кварплата – 4 000 рублей
На подарки – 3 000 рублей Стиральный порошок – 1 500 рублей Билет в цирк – 3 200 рублей Пальто бабушке – 12 000 тенге Посещение бассейна – 3 000 рублей Оплата за лицей – 1 200 рублей Книги – 1 000 рублей Очки маме- 2 000 рублей Парикмахерская – 1 500 рублей Брюки сыну – 2 000 рублей Свитер дочери – 1 900 рублей Другие расходы – 6 000 рублей - Сколько рублей вам удалось сэкономить? Где будете хранить деньги? - За хорошее планирование бюджета добавьте на свой счет 4 (3,2 оника). Те, кому не удалось экономно распределить бюджет, положите на свой счет 1 оник-за работу. - А вот у меня есть один знакомый кот – он ну очень экономный, ни одной лишней копеечки не потратит. Да, к тому же он деловой. Я думаю, что вы тоже его знаете. Внимание на телеэкран.
4) Просмотр фрагмента из мультфильма «Простоквашино».
5) Решение экономической задачи. - Итак, кот Матроскин взял на прокат корову, чтобы молоко в доме было. А получает ли он от этого прибыль?
Карточка Удой коровы кота Матроскина составляет 3 500 литров в год. Для телёнка Гаврюши использовали 600 литров молока. На личные потребности они израсходовали 2 000 литров. Получил ли прибыль Матроскин, если оставшееся молоко продал по 60 рблей за литр? Имейте в виду, что за прокат коровы он должен заплатить 30 000 рублей. - Приносит ли корова доход? - Как вы думаете, на что кот Матроскин потратит эти деньги? - А вы умеете обдумывать свои покупки? Это мы сейчас узнаем. Представьте, что у вас у каждого есть по 1000 рублей и вы отправляетесь в магазин. Ваша задача, исходя из ваших потребностей, приобрести товары на эту сумму.
Карточка
Хлеб – 50 рублей Масло – 90 рублей Сыр – 160 рублей Конфеты – 200 рублей Печенье – 80 рублей Блокнот – 30 рублей Фломастеры – 150 рублей Шоколад – 120 рублей Яблоки – 150 рублей Виноград – 250 рублей Мандарины – 200 рублей Мясной паштет – 120 рублей Майонез – 85 рублей Общая тетрадь – 10 рублей Дневник – 35 рублей
- У кого остались деньги? - Почему? С какой целью оставили?
6) Работа в паре. Назвать пословицы и поговорки, добавляя слово.
Копейка рубль… бережет.
Скупой платит… дважды.
Не имей 100 рублей, а имей…100 друзей.
Деньги любят… счет.
Денег куры… не клюют.
Денежка без ног, а весь мир… обойдет.
3. Итог урока.
- Поработали вы на славу. Посчитайте, сколько оников вы заработали. Помните 1 оник = 5 рублей. Свои деньги вы можете положить на свой счет, а можете приобрести товары в нашем импровизированном магазине.
- Я БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УРОК И ПРОШУ ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗЫ: Теперь я знаю… Теперь я умею…
Дети: С экономикою нас Начали знакомить. Что такое «вклад» и «банк», Как деньги сэкономить. Мы доход своей семьи Вместе подсчитали. Знаем цену всем вещам, Что нам покупали. Будем знания получать, Капитал накопим. И тебе родной лицей В будущем поможем.