kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности через работу с текстом разного формата на примере несплошного текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены упражнения, используемые мной для работы с несплошным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности через работу с текстом разного формата на примере несплошного текста.»



Формирование функциональной грамотности через работу с текстом разного формата на примере несплошного текста.


В новом образовательном стандарте (ФГОС) первоочередной задачей является целостное развития личности. Одним из способов такого развития является Функциональная грамотность, являющейся основой формирования УУД. Развитие данного навыка необходимо для успешного взаимодействия с социумом. В повседневной жизни потребность понимания, преобразования использования информации необходима для решения разных жизненных задач.

В процессе преподавания в основном используются сплошные тексты. Как известно к сплошным текстам относятся тексты без визуальных изображений, например, стихотворение, рассказ или описание предмета. К несплошным текстам относятся информационные листы или объявления, графики, диаграммы, таблицы и карты.

В данной работе представлены упражнения, используемые мной для работы с несплошным текстом.

Хочу отметить, что опубликованные результаты Международного исследования качества школьного образования PISA-2018 показали, что уровень читательской грамотности российских школьников снизился на 16 баллов. Это говорит о том, что по все три компонента, измеряемые PISA, а именно поиск и извлечение информации, ее интегрирование и интерпретация, осмысление и оценка, у российских учащихся недостаточно развиты. В процентном соотношении в тесте PISA несплошной текст составляет 30 %. Учащиеся показали неспособность работы с извлечением информации из таблицы, схем и графиков.

Сущность данной проблемы сводится к тому, что задания школьной программы направлены в основном на запоминание, на усвоение предметных навыков, тогда как несплошной текст подразумевает критическое осмысление прочитанного.

Поэтому актуальность данной работы обусловлена необходимостью развития у школьников умения связывать разрозненные факты в единую картину и систематизировать информацию.

В 1 классе рекомендую использовать задание на построение схем, чтение таблиц, решение логических задач.

-Посмотрите на свой класс. Какой он формы? Начерти схему класса.







Условные обозначения: окно - , дверь

Сколько в классе окон? ______

Сколько дверей? ______

Куда открываются двери? __________

Начерти на схеме класса окна и двери.

Обрати внимание, как они обозначаются.

Данное задание со схемой формирует у учащихся умение выделять главное, а так же

умение читать текст, заложенный в схеме.


Задача.

Реши задачу. На столе лежали три линейки: синяя, зелёная, красная, синяя линейка самая длинная. Зелёная линейка длиннее красной. Какая линейка самая короткая?

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Эта таблица из кулинарной книги. Рассмотри её.

Таблица времени приготовления блюд.

№ п/п

Название продукта

Время приготовления


1

Бутерброд с маслом

3мин


2

Гренки с сыром

8 мин


3

Гречневая каша

15 мин


4

Картофель отварной

20 мин


5

Манная каша

7 мин


6

Яйцо вкрутую

10 мин


Маша торопилась в школу. Что она может приготовить на завтрак за 10 минут?

__________________________________

Во 2 классе работа с таблицей и преобразование текстовую информацию в табличный вид.

Две подруги зашли в кафе и сделали заказ.

Заполни таблицу в соответствии с их заказом.

Ассортимент

Цена (р)

Количество

Стоимость

Пирожки с капустой

13



Пирожки с повидлом

12



Булочка с маком

15



Чай

5



Итого





Запиши. Сколько денег подруги заплатили за завтрак в кафе? ___________

Какой заказ можно сделать в кафе на одного человека на 30 рублей?______________________________________________________________


ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

Прочитай текст.

2 августа 2020 г. в Москве ожидалась ясная солнечная погода без осадков. Температура воздуха +30 º С (градусов). Ветер юго-западный.

2 августа 2020 г. в Мурманске ожидается ясная солнечная погода без осадков. Температура воздуха +25 º С (градусов). Ветер северный, умеренный.

Переведи информацию из текстовой формы в табличную.

город

осадки

ветер*

температура

Москва




Мурманск




Подумай, в каком виде информацию лучше понять?

Отметь знаком V свой ответ.

__ в виде текста, __ в виде таблицы.

__________________________________________________________________________

*Направление ветра имеет принятые сокращения: С – северный, Ю – южный, З – западный, В – восточный, ЮВ – юго-восточный, ЮЗ – юго-западный, СВ – северо-восточный, СЗ – северо-западный.


КАФЕ

Реши задачу. Саша и Маша зашли в кафе м сделали заказ: два пирожных, два печенья, мороженое и какао. Сколько денег они должны заплатить, если какао стоит 10 р, пирожное - 25 р, печенье - 8 р, сок - 13 р, мороженое - 25 р, шоколад - 45 р.




Запиши данные в таблицу.

Ассортимент

Цена (р)

Количество

Стоимость





















Итого





Такие задания направлены на формирование действий по первоначальному поиску информации в таблице по графам и столбцам, анализу полученной информации и использованию ее на практике.


В 3 классе продолжается работа со схемой, таблицей, картой, диаграммой. Такие задания направлены на формирование УУД: отвечать на вопросы, используя информацию, полученную из текста, таблицы, схемы; заполнять таблицу в соответствии с поставленной задачей; упорядочивать информацию в соответствии о выбранным основанием.


СХЕМА МОЕЙ КОМНАТЫ

Посмотри на свою комнату. Напиши. Сколько в ней окон? _________

Сколько дверей? _______

Где располагается кровать? ____________________

Где расположен стол? _______________________

Сколько в комнате стульев? __________

Какая ещё мебель находится в комнате? _____________________________________

________________________________________________________________________

Условные обозначения:

Окно

Дверь

Кровать

Стол

Придумай свои условные обозначения для других предметов мебели.

С помощью условных обозначений начерти схему своей комнаты.


ЛЕСНОЕ МЕТРО.

Рассмотри рисунок.

В лесу построили метро. Движение между станциями Большого круга составляет 5 мин, Малого круга – 5 мин. Столько же времени составляет движение между станциями прямых линий. На каждую пересадку необходимо 2 мин.

Ответь на вопросы.

Как медвежонку добраться от своей берлоги до станции «Осинник»?

___________________________________________________________________

Сколько времени необходимо Ежонку, чтобы добраться от станции «Дубовая роща» до станции «Старая ель»? __________________________

Как Лисёнку добраться от своей норы до станции «Овраг» разными маршрутами?______________________________________________________________

Какой маршрут короче? ______________________________________________________

Сколько времени займёт дорога? ______________________________________________

Как Лягушонку добраться от станции «Пруд» до станции «Дубовая роща» разными путями не проезжая станцию «Медвежья берлога»?______________________________

Сколько получится маршрутов? _________________

Какой маршрут короче? __________________________________________________

Сколько нужно сделать пересадок, чтобы добраться от станции «Сосновый бор» до станции «Осинник», не проезжая станцию «Большая поляна»? ______________

Кто быстрее доберется до станции «Звонкий ручей»: Медвежонок из своей берлоги, Зайчик от станции «Осинник», Лисенок из своей норы или Волчонок до станции «Овраг»?

Придумай свои вопросы по схеме Лесного метро и задай их соседу по парте.

_________________________________________________________________________


СХЕМА ГОРОДА

Рассмотри схему города. Прочитай названия улиц.

Подумай. Знаешь ли ты, что такое квартал?

Квартал – часть городской застройки, ограниченная улицами.

Выдели цветным карандашом любой квартал на схеме.

Ответь на вопросы.

Сколько кварталов нужно пройти от улицы Грушевой до улицы Зелёной _________

Как пройти от улицы Грушевой, дом № 2до улицы Абрикосовой, дом № 5 __________________________________________________________________

Сколько кварталов и сколько домов нужно пройти от улицы Виноградной, дом № 7 до перекрёстка улиц Зелёной и Тенистой?________________________________________

Как пройти от улицы Грушевой, дом № 2 до улицы Абрикосовой, дом

№ 5?___________________________________________________________________

Сколько кварталов и сколько домов нужно пройти от улицы Виноградной, дом № 7 до перекрёстка улиц Зелёной и Тенистой? ________________________________________

Как пройти от улицы Виноградной , дом № 1 до улицы Абрикосовой, дом № 4? ___________________________________________________________________

Друзья встретились на перекрёстке улиц Грушевой и Тенистой. Куда им быстрее добраться: до улицы Виноградной, дом № 4 или улицы Абрикосовой, дом № 4?

________________________________________________________________________

Придумай свои вопросы по схеме Лесного метро и задай их соседу по парте.

_________________________________________________________________________


ЦВЕТОЧНЫЕ ЧАСЫ

Подумай, как можно узнать время в походе, если нет с собой часов? _________________________________________________________________________

Рассмотри таблицу.

Заполни её последний столбик.

Ответь письменно на вопросы по таблице.

Какие растения дольше других цветут в течение дня? ____________________________

Сколько часов в сутки они раскрыты? ___________________________

Какие растения меньше других цветут в течение дня? __________________________

Сколько часов в сутки они раскрыты? ________________________

Название растения

Время раскрытия растения (в часах)

Время закрытия растения (в часах)

Продолжительность цветения растения в течение дня (в часах)

Шиповник

5-6

20-21


Одуванчик

6-7

15-16


Осот полевой

7-8

11-12


Кувшинка белая

8-9

19-20


Гвоздика полевая

10-11

14-15


Мать- и -мачеха

10-11

18-19



Выбери названия цветов, которые помогут выбрать время завтрака, обеда и ужина

__________________________________________________________________

Продолжи предложения.

Пора готовить завтрак, если_________________________________________________

Пора накрывать стол к обеду, если ___________________________________________

Пора ужинать, если________________________________________________________

Пора _____________________________________, если закрываются цветы шиповника.


БУЛОЧКИ И ПИРОЖКИ.

Прочитай текст. В школьной столовой всю неделю продавались пирожки и булочки. Буфетчица записывала информацию о продаже выпечки в тетрадь. В понедельник продано по 43 булочки и пирожка. Во вторник – 38 булочек и 43 пирожка, в среду – 41 пирожок и 34 булочки, в четверг - по 45 булочки и пирожка, в пятницу – 46 булочек и 35 пирожков.

На вопрос пекаря, что больше нравится ученикам, буфетчица не дала быстрого ответа.

Помоги буфетчице построить диаграмму. Составь таблицу, используя данные о продаже пирожков и булочек.

Определи, булочки или пирожки больше нравятся ученикам школы. _______________.

Сделай вывод. Какой способ записи для тебя оказался более удобным? _____________.

В 4 классе работаю с диаграммами и таблицами. Задания направлены на умение ориентироваться по таблице, удерживать в памяти информацию, делать выводы по итогам заполнения таблицы.

РЕЖИМ ДНЯ

Реши задачу. После уроков Аня позвала в гости Юлю. Девочки решили встретиться и поиграть вместе до 17.00, пока не придут с работы родители. Чтобы найти свободное время, Юля заглянула в свой режим дня.

Режим дня Юли.

Время

Расписание дел

7.00-7.15

Подъем, умывание

7.15-7.30

Завтрак

7.30-8.00

Дорога в школу

8.00-8.15

Подготовка к урокам

8.15-12.30

Уроки

12.30-13.00

Дорога в художественную школу (понедельник, среда)

13.00-14.00

Занятия в художественной школе(понедельник, среда)

14.00-14.30

Дорога домой

14.30-15.00

Обед

15.00-16.00

Прогулка

16.00-17.30

Выполнение домашнего задания

17.30-18.30

Чтение книг

18.30-19.00

Ужин

19.00-20.30

Просмотр телепередач

20.30-21.00

Приготовление ко сну

21.00-7.00

Сон


Определи по режиму дня Юли время, когда она может встретиться с подругой._______________.

Какую информацию о девочке можно узнать, посмотрев её режим дня. __________________________________________________________________________.

Составь свой режим дня.



РАСПИСАНИЕ

Прочитай текст.

Полина выбирала для ебя внешкольные занятия в будние дни. Уроки в школе заканчиваются в 13.00. полина выписала себе графики работы учреждений, которые хотела бы посещать. Посещать она могла только по два разных занятия в день.

Помоги Полине составить график занятий на неделю, если каждое занятие вместе с переходом из одного места в другое составляет 1 час.

График работы учреждений.


Библиотека.

Понедельник – выходной

Вторник – пятница – с 10.00 до 18.00

Суббота, воскресенье – с 10.00 до 19.00


Бассейн.

Понедельник, среда, пятница – 13.00 – 19.00

Вторник, четверг – 8.00 -13.00

Суббота, воскресенье – с 8.00 до 19.00


Музыкальная студия.

Понедельник, среда, четверг, пятница – 10.00 – 14.00

Вторник, суббота, воскресенье – выходной


Теннис.

Понедельник – четверг – 16.00 - 20.00

Пятница – воскресенье – выходной


Музей игрушки.

Понедельник-среда – 12.00-14.00

Четверг, пятница – 14.00-16.00

Суббота, воскресенье – выходной


Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница












Составь свой график занятий на неделю

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье























ПОХОД В КИНО

Прочитай задачу. Брат и сестра, Серёжа и Алина живут недалеко от школы. После уроков они решили пойти в кино. Уроки заканчиваются в 13.30. Время в пути до любого кинотеатра составит 30 минут. Детям нужно вернуться домой к 16.30 к приходу с работы мамы.

Определи по таблице название кинотеатра и сеанс, на который могут пойти дети, если продолжительность фильма 1ч 30 мин. Время в пути до дома от кинотеатра «Победа» -50 минут, из кинотеатра «Русь» - 20 минут, из кинотеатра «Заря» - 1 час.

кинотеатры

«Русь»

«Победа»

«Заря»

Первый сеанс




Второй сеанс





Составь свою задачу, используя таблицу. Предложи соседу по парте решить её.


СТРАНЫ

Рассмотри таблицу. Найди эти страны на карте мира. По таблице расскажи о любой стране. Нарисуй флаги стран в соответствующих графах таблицы.

№ п/п

Страна

Численность населения (чел)

Территория в кв. км

Флаг

1

Греция

11.147.000

131.957


2

Никарагуа

5.603.000

130.000


3

Финляндия

5.312.353

338.145


4






Найдите информацию о своей стране и заполните таблицу.

Рассмотри диаграммы. Подпиши на них названия стран. Подумай. Какой вывод можно сделать, глядя на диаграммы. Запиши свой вывод._______________________________

__________________________________________________________________________


Запиши значение выражения «густонаселённая страна»___________________________

Запиши. Какой источник информации тебе понадобится?_________________________

Запиши, какая из стран самая густонаселённая __________________________________

Запиши, какая из стран самая малонаселённая ___________________________________



ЧАСТИ СВЕТА

Рассмотри таблицу. Чем она отличается от предыдущей задачи? Что общего в этих таблицах?

№ п/п

Страна

Численность населения (чел)

Территория в кв. км

1

Африка

960.000.000

30.065.000


2

Европа

732.000.000

10.500.000


3

Америка

780.000.000

42.100.000



Диаграмма «Численность населения частей света».

Рассмотри диаграммы. Подпиши на них названия частей света.

Ответь на вопросы, используя данные таблицы и диаграмм.

Какая из перечисленных частей света имеет самую большую территорию?

_________________________

Какая из перечисленных частей света имеет самую большую численность населения?

_________________________

Запиши, какая из стран самая густонаселённая __________________________________

Запиши, какая из стран самая малонаселённая ___________________________________

Озаглавь последний столбец таблицы. Озаглавь его.


Как приготовить молочный кисель?

Прочитай текст.

Как приготовить молочный кисель? Сначала налей в кастрюлю 3 стакана молока, добавь полстакана сахара и доведи до кипения. Разведи картофельный крахмал в 1 стакане холодной воды. Добавь его в кипящее молоко и, помешивая, вари кисель в течение 5 минут на свободном огне. Разлей горячий кисель в чашки и охлади.

Изобрази инструкцию по приготовлению молочного киселя в виде схемы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Молчанова Ирина Николаевна

Дата: 05.11.2024

Номер свидетельства: 659042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства