Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования основ финансовой грамотности школьников
Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования основ финансовой грамотности школьников
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования основ финансовой грамотности школьников»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Горина Светлана Геннадьевна, учитель экономики МБОУ СОШ № 44, г. Нижний Тагил;
Сорочкина Елена Михайловна, учитель экономики, МБОУ СОШ № 44, г. Нижний Тагил
В 2017 году в педагогической деятельности нам пришлось столкнуться с проблемой разработки рабочей программы и введения в образовательный процесс нового предмета «Основы финансовой грамотности».
Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.». Свердловская область, как 1 из 9 пилотных регионов, принимает активное участие в её реализации.
Однако, как показывают результаты международных исследований, уровень финансовой грамотности школьников в Российской Федерации остается пока еще достаточно низким и требует долговременной систематической и скоординированной работы.
Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски самостоятельного выбора финансовых услуг и инструментов.
Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние граждан, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Российские потребители возлагают ответственность за личные финансовые решения и риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Министерство образования и науки связывает наличие данных проблем с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком образовательных программ и материалов для школьников и студентов.
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для начального, основного, среднего общего образования, а также для дополнительного образования. А также продолжить работу по внедрению методик интерактивного обучения учащихся, разработке цифровых образовательных ресурсов, онлайн-игр по финансовой грамотности, а также организации онлайн-олимпиад для школьников.
При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. Для развития навыка коллективной деятельности и эффективной социализации используются такие формы занятий, которые приучают школьников взаимодействовать в коллективе. К подобным формам занятий можно отнести выполнение заданий с родителями, обсуждение кейсов и других практических заданий в команде, «мозговой штурм», подготовку коллективных презентаций и групповых проектов. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках. Во всех направлениях в различных форматах возникает и реализуется проектный подход, который обеспечивает практические компоненты и личностное вовлечение обучающихся в деятельность.
Исследовательская деятельность дает возможность учащимся изучить проблемы, связанные с поведением граждан на рынке финансовых услуг, проанализировать позиции действующих участников финансового рынка и предложить собственные способы решения этих проблем.
Одной из технологий является образовательный проект, представляющий собой совокупность учебных задач, которые объединены общей сюжетной линией финансовой проблематики.
Примером такого проекта является организация осенних экономических ярмарок в МБОУ СОШ № 44, г. Нижнего Тагила, целью которых является сбор денежных средств на пополнение материальной базы школы. Такие образовательные проекты дают возможность учащимся установить взаимосвязь между знакомыми детям жизненными ситуациями и экономическими процессами и явлениями, а также вызвать дополнительный интерес к изучению экономики.
Подготовка школьной осенней ярмарки - это командное мероприятие, в котором участвуют все учащиеся, родительская и предпринимательская общественность. В классных коллективах обсуждается участие в мероприятии, представление товара, сделанного своими руками, обсуждение цен на товары, оформление места проведения мероприятия, культурная программа, сопровождающая мероприятие, уборка после проведения ярмарки. Все задания и задачи распределяются между учащимися.
При подготовке, реализации и подведении итогов данного образовательного проекта успешно используются электронные носители информации, комплексы информационно – справочных материалов, электронные библиотеки, средства ИКТ. Одним из таких средств является программа Microsoft Excel.
Microsoft Excel – табличный процессор, который позволяет создавать электронные таблицы и автоматизировать обработку данных, с помощью электронных таблиц решать целый спектр задач, выполнять различные экономические, бухгалтерские расчеты, а также строить диаграммы, проводить экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение хозяйственных жизненных ситуаций, выполнять расчет издержек и прибыли, проведения анализа доходности фирмы и эффективности управления ею.
Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов способствует повышению интереса к изучению основ финансовой грамотности школьников и повышает уровень финансовой грамотности всех участников образовательного процесса.