kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования. Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе»



Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе


Содержание

1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования.

2. Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.

3. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная.



Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования.

Суть системно-деятельностного подхода заключается в представлении, что качества личности и ее способности представляют собой результат трансформации внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Данный подход основывается на работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых описываются основные психологические закономерности процесса обучения и рекомендации по структуре учебной деятельности с учетом возраста обучающихся.

Образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен быть направлен на ее развитие в социальном, личностном, познавательном и коммуникативном плане, что выражается в ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Метапредметные, в свою очередь, делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Не случайно в качестве методологической основы ФГОС ОО выбран именно системно-деятельностный подход, так как он позволяет:

- сформировать готовность обучающихся к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

- стимулировать активность учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- ориентировать образовательный процесс на учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровьесбережения обучающихся.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности обусловливает переход:

- от усвоения набора базовых финансовых знаний и понятий к формированию компетентностей;

- от изучения научных терминов и понятий, не связанных с реальной жизнью, к ориентации на решение обучающимися жизненно важных проблем и задач;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения, в том числе коммуникативных, личностных.


Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические


1. Принцип природосообразности основан на учете природных факторов развития человека, на обеспечении его безопасности и здоровьесбережения. В рамках реализации данного принципа приобретают особую актуальность вопросы финансовой безопасности гражданина, ценности здоровья подрастающего поколения, ориентации его на ЗОЖ.

2. Принцип культуросообразности основан на ориентации уроков по финансовой грамотности на общечеловеческие ценности, но в тоже время на особенности культурной среды, к которой принадлежит обучающийся (национальной, конфессиональной и т.д.). То есть в процессе формирования финансово грамотной личности необходимо учитывать специфику менталитета, традиций, обычаев.

3. Принцип гуманистической направленности – предполагает ориентацию образовательного процесса на такие гуманистические ценности как свобода личности и ее выбора, взаимное уважение, всестороннее развитие личности, творчество.

4. Принцип вариативности – говорит о том, что необходимо таким образом построить образовательный процесс, чтобы сочетать в его рамках различные виды и формы обучения финансовой грамотности. Предопределяет дифференциацию как самого содержания курса финансовой грамотности, так и средств, технологий и методов обучения в соответствии с категориями образовательных учреждений и обучающихся.

5. Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру является центральным при формировании финансово-грамотной личности, так как он основан на субъектности обучающегося, то есть его личность признается самостоятельной, осознанной, ответственной за результаты обучения и дальнейшее развитие. Особый интерес представляет такое понятие как «конструктивно-финансовая активность», которую можно определить как совокупное личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к конструктивному взаимодействию с другими для устойчивого развития. Не случайно данный принцип дополнен таким положением как ориентация на духовно-нравственное отношение к миру, без полноценной реализации данного аспекта о конструктивной направленности личности говорить не приходится.


Психолого-педагогические принципы – основаны на учете психологических аспектов при обучении финансовой грамотности

1. Принцип созидательной деятельности предопределяет развитие и успешную реализацию созидательного потенциала личности. Данный принцип тесно связан с организацией культуросообразной деятельности, постоянным исследованием новых сфер, инициативностью, творческой и поисковой активностью, созданием нового.

2. Принцип диалогичности и толерантности взаимодействия отражает ориентацию на такие ценности как принятие отличий другой личности, гуманизм, милосердие, доброе отношение к другим, умение понимать мотивы и интересы другого, признавать и уважать их, строить конструктивный диалог и достигать общих целей, что особенно важно в финансовой сфере, где всегда присутствует конфликт интересов.

3. Принцип преемственности предполагает такое построение образовательного процесса, который позволяет обеспечить преемственность обучения основам финансовой грамотности на разных возрастных этапах.

4. Принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения) отражает ориентацию на учет ситуативности при формировании финансовой грамотности, то есть обучение должно строиться в контексте сложившейся ситуации, в соответствии с задачами и проблемами текущего момента времени. Реализуется данный принцип при решении контекстных задач, проблемных ситуаций, проведении деловых игр, кейсов.

5. Принцип эмпатии способствует пониманию мотивов и интересов другого субъекта. Человек как бы «вживается» в другую личность, пытаясь понять ценности, принципы, мотивы, установки, которые предопределяют ее поведение, в том числе в финансовой сфере.

6. Принцип элективности направлен на формирование умения делать осознанный выбор в различных ситуациях (от выбора банка-кредитора до выбора пути жизненного самоопределения) и нести личную ответственность за его последствия.


Организационно-педагогические принципы – предопределяют учет важности организационных аспектов при обучении основам финансовой грамотности

1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. Без адаптации развитие невозможно, в связи с чем, современное управление в любой сфере строится на использовании этого принципа, в том числе и в образовательном процессе, направленном на формирование финансовой грамотности. Необходимо использовать «мягкие», адаптивные методы управления обучением, такие как создание определенных условий и мотивации к развитию желаемых качеств обучающихся.

2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности нацелен на поиск баланса между ориентацией на традиции (консервативный, традиционный подход к обучению) и инновации (новаторский, инновационный подход). Однако стоит учесть, что использование необоснованных экспериментов в процессе формирования финансовой грамотности молодого поколения недопустимо.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Одной из ключевых проблем организации финансового просвещения является проблема обеспечения соответствующими кадрами. Основы финансовой грамотности изучаются в рамках обществознания, которое традиционно преподают учителя, не имеющие специального экономического образования, что повышает актуальность и значимость разработки и реализации программ повышения квалификации в данной сфере.

4. Принцип интеграции программ финансовой грамотности предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, то есть по всему комплексу вопросов, связанных с финансами, а не отдельных программ, направленных на умение управлять личными финансами, эффективно взаимодействовать с банками, страховыми компаниями и другими субъектами финансового рынка. Особую роль в этом процессе играет обучение основам финансовых знаний в школе, так как невозможно осуществлять повышение финансовой грамотности населения страны без реализации полномасштабной программы обучения подрастающего поколения, которое выступает не только активным пользователем финансовых услуг в настоящем и будущем, но и своеобразным «проводником» знаний о финансах для всего общества.

5. Принцип социально-педагогического партнерства – один из принципов обучения основам финансовой грамотности в школе, базирующийся на равноправном сотрудничестве учеников и учителя, поиске общего в различных точках зрения и достижения консенсуса. Это важно, потому что практическая деятельность в области финансов построена на принципах партнерства и предполагает добровольность, взаимовыгодность, согласование интересов в процессе переговоров, закрепление отношений в договорах, взаимную ответственность.

6. Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Необходимым условием эффективности программ повышения финансовой грамотности является ориентация на получение обратной связи от обучающихся. Регулярно проводя оценку таких программ и корректируя их в соответствии с результатами анализа обратной связи, можно постоянно повышать их качество и адаптировать к ситуации и особенностям и запросам обучающихся. В целях обеспечения эффективности образовательного процесса по формированию финансовой грамотности необходимо перманентно осуществлять мониторинг качества образовательных и методических материалов, для чего необходима разработка специальных стандартов качества.


Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная

Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности в рамках изучения общеобразовательных и профильных предметов.

Так, уже в начальной школе можно изучать основы финансовой грамотности на уроках математики, окружающего мира и технологии. Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

Контекстную модель обучения финансовой грамотности можно реализовывать в школе с помощью разработки проектов и решения контекстных задач.

В рамках проекта решается набор учебных задач межпредметного характера, которые обычно объединены общим сюжетом, связанным с решением финансовой проблемы. В качестве сюжета выступают реальные ситуации и проблемы, которые должны вызывать естественный интерес у обучающихся в соответствии с их возрастом (например, в начальной школе в качестве такого коллективного проекта может выступить совместная подготовка к празднику, к поездке в другой город, к туристическому походу, к благотворительному мероприятию, в том числе с учетом финансовых аспектов). В старших классах проектная деятельность в большей степени ориентирована на поисково-научный, творческий характер.

Еще одним эффективным способом формирования финансовой грамотности в школе в рамках изучения общеобразовательных предметов выступает решение контекстных задач.

Использование контекстных задач выражается в том, что преподаватель создает на уроке реальную или моделирует ситуацию из практической жизни и предлагает обучающимся стать ее активными участниками, решить ее, для чего необходимо использовать знания и навыки из различных предметных областей. Таким образом, при использовании метода контекстных задач в обучении формируются метапредметные и личностные результаты обучения, на которые ориентируют учителя системно-деятельностный подход и ФГОС общего образования.

Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», а также элективных и факультативных курсов по финансовой грамотности. В первую очередь, направлена на формирование у обучающихся предметных результатов обучения.

Внеурочная модель основана на формировании финансовой грамотности путем ориентации системы дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися на финансовое просвещение.

Как показывает практический опыт, наиболее эффективной формой реализации данной модели является постоянно действующий клуб (например, Клуб финансовых умников или финансовых гениев). Клубная форма организации внеурочной работы способствует повышению мотивации обучающихся на постоянной основе участвовать во внеурочной деятельности, стимулирует проявление творчества, самореализации, развитие навыков самопрезентации и ораторского искусства.

Широкое и систематическое использование внеурочной модели организации обучения финансовой грамотности направлено на достижение обучающимися личностных результатов обучения (помогает формировать желаемые качества личности), а также метапредметных результатов во всей их совокупности (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проектная форма основана на разработке и реализации различных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Данная форма получила широкое распространение ввиду ориентации образовательного процесса на системно-деятельностный подход, который определен в качестве основного подхода к обучению на современном этапе требованиями ФГОС ОО. Направлена на формирование метапредметных и личностных результатов обучения финансовой грамотности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурина Ирина Анатольевна

Дата: 05.02.2022

Номер свидетельства: 599613

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства