Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» общекинтеллектуального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Марина Мария Андреевна»
Муниципальное образование Крымский район
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
станицы Нижнебаканской
муниципального образования Крымский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от ___августа 2020 года
председатель педсовета
________Л.Г.Кан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
тип программы:
ориентирована по конкретным видам внеурочной деятельности
кружок
«Основы финансовой грамотности»
общеинтеллектуального направления
Уровень образования (класс)начальное общее образование, 4 классы
Срок реализации программы 1 год
Распределение часов по годам обучения 34 часа
Периодичность занятийинтенсивы (выходные дни, в каникулярное время)
Учитель Марина Мария Андреевна
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» общекинтеллектуального направления составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения егопотребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
Цель реализации программы:
формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи реализации программы:
формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества.
Место курса в учебном плане. Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1-4 классах, 1 ч в неделю
Сроки реализации программы и распределение часов по годам обучения
Программа реализуется за 1год (4 класс), рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в форме интенсива: в свободное внеурочное время, в выходные дни, в каникулярное время.
В результате прохождения программы, обучающиеся начнут понимать значимость общественно - полезного дела, при котором важным остаётся метод морального мотивирования, дети приобретут опыт самостоятельной деятельности, научатся ценить общественную значимость коллективной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания курса «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты:
осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных расходов;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
составление простых планов с помощью учителя;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье и обществе;
умение характеризовать виды и функции денег;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
проведение элементарных финансовых расчетов.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
4 класс
1. Что такое деньги и какими они бывают
Тема 1. Как появились деньги.
Причиной возникновения обмена является специализация. В результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги. Покупательная сила денег может меняться.
Тема 2. История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью. Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными.
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами. Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом.
2. Из чего складываются доходы в семье
Тема 6. Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия.
3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Тема 7. На что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование, отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные.
4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим кошельком,чтобы он не пустовал
Тема 8. Как правильно планировать семейный бюджет.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. В против ном случае придётся брать кредит и платить проценты.
Формы и виды деятельности
Творческая работа, проект, викторина, тесты, устный опрос, письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы, тестовое задание, решение задач, решение кроссворда и анаграммы, мини-исследование, графическая работа: построение схем и диаграмм связей, творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов,
блоков, тем
Всего часов
Количество часов
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)
Ауди
торные
Внеаудиторные
1. Что такое деньги и какими они бывают
16
10
6
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использование различных способов поиска, сбора, обработка, анализа и представления информации