kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР» по произведению М.А. Булгакова «Театральный роман»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящения исследованию жизни, быта и поведения  человека в финансовой среде  20-х гг. в СССР.

Актуальность данной работы заключается в том, что выбранный нами период экономического становления нового государства СССР в сформировавшихся тогда условиях, а это – ограничение иностранных инвестиций, упадок сельского хозяйства и производства, общее обнищание населения страны, реформирование в финансовой сфере, роднит его с переходным периодом 90-х гг. XX века в Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«УЧИМСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТЕ

НА ОШИБКАХ И УСПЕХАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»





НОМИНАЦИЯ: «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА»





















«Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР»

по произведению М.А. Булгакова «Театральный роман»





















Корнакова Елизавета Алексеевна,

ученица 10 класса

Оспищева Ангелина Павловна

ученица 10 класса

Лагутин Эрик Сергеевич

ученик 10 класса

ГБОУ СОШ № 174

Санкт-Петербург

Научный руководитель:

Бузилова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания





Данная работа посвящения исследованию жизни, быта и поведения человека в финансовой среде 20-х гг. в СССР.

Актуальность данной работы заключается в том, что выбранный нами период экономического становления нового государства СССР в сформировавшихся тогда условиях, а это – ограничение иностранных инвестиций, упадок сельского хозяйства и производства, общее обнищание населения страны, реформирование в финансовой сфере, роднит его с переходным периодом 90-х гг. XX века в Российской Федерации.

Целью данной работы является финансовый анализ жизни и быта человека в 20-е годы в СССР. Для того, чтобы максимально приблизится к пониманию экономических процессов сложившихся к этому времени, мы взяли за основу произведение М.А. Булгакова «Театральный роман». Анализируя книгу, мы увидим, насколько захлёстывают человека финансовые проблемы, и как они мешают реализации его планов. (Слайд 1)

Выдвинем гипотезу о том, что жизнь человека в финансовой среде начала ХХ века в СССР многими чертами схожа с жизнью человека в конце ХХ века в Российской Федерации. Гипотеза говорит о том, что финансовая и экономическая среда подвержена стагнации и более реакционная, чем социальная и научно-техническая.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы мы ставим ряд задач, решив которые, получим ответ и достигнем основной цели – проанализировать жизнь человека в финансовой среде в 20-х гг.в СССР.

Первой задачей будет анализ «острого жилищного вопроса», сложившегося в рассматриваемый период. Во многих произведениях М.А. Булгаков поднимал этот вопрос, что говорит о его актуальности для жителей молодой Страны Советов, впрочем, как и для современного гражданина РФ.

Второй задачей ставим рассмотреть быт горожанина в представленный период, так как он отражает финансовую состоятельность человека.

Третьей задачей будет анализ издательского рынка в условиях НЭПа, так как главный герой - начинающий писатель, и это его основной источник дохода.

Четвёртая задача непосредственно связана с третьей, где мы рассмотрим вопрос об авторских гонорарах.

Пятая задача, вытекает из третьей и четвёртой, и показывает наивность героя романа в финансовых вопросах. В ней речь пойдёт об отложенных финансовых обязательствах - векселях.

Шестой задачей ставим изучение специфики коммерческих помещений и деятельности, созданных в них учреждений.

Для достижения поставленных задач будем использовать следующие методы: анализ текста произведения, анализ жизни и быта горожан в 20-гг. ХХ века в СССР на основе документальных и фотоматериалов, метод классификации и систематизации, метод обобщения, метод сравнения, метод сбора фактов, метод моделирования.


Произведение начинается с того, что главный герой идёт на деловую встречу и рассуждает о том, для чего эта встреча назначена, и приходит к выводу, типичному для горожанина того периода, что дело может касаться только его жилья. «Жил я в то время в плохой, но отдельной комнате в седьмом этаже в районе Красных ворот у Хомутовского тупика… каким образом Ильчин узнал о моем существовании, как он разыскал меня и какое дело может у него быть ко мне. Но сколько я ни раздумывал, последнего понять не мог и наконец остановился на мысли, что Ильчин хочет поменяться со мной комнатой. Конечно, надо было Ильчину написать, чтобы он пришел ко мне… но надо сказать, что я стыдился своей комнаты, обстановки и окружающих людей».[9;200] (Слайд 2)

Читая произведения других авторов той поры - М.Зощенко, В.Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, мы убеждаемся в правоте М.А. Булгакова и «остроте» квартирного вопроса. «Самый ужасный вопрос в Москве — квартирный», — написал однажды М. А. Булгаков своей сестре.[3] Далее видим подтверждение этих слов в другом его произведении «…они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…».[2] (Слайд 3)

Отчего же произошёл этот кризис? С приходом к власти большевиков произошли системные изменения в правовых нормах для собственников жилья. Декретом от 20 августа 1918г. «Об отмене права частной собственности на недвижимость в городе» [6] - жилой фонд перешёл в государственную собственность. Квартиры и другое жильё изымались путём полной или частичной экспроприации, либо с помощью принудительного «уплотнения». В «Собачьем сердце» М.А. Булгаков очень метко описал сцену попытки уплотнения профессора Преображенского. «Их было сразу четверо…

«Этим что нужно?» – удивленно подумал пес. Гораздо более неприязненно встретил гостей Филипп Филиппович. Он стоял у письменного стола и смотрел, как полководец на врагов. – Мы, управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, – пришли к вам после общего собрания жильцов дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома... – Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию, и покорнейше прошу вас вернуться к вашим делам, а мне предоставить возможность принять пищу там, где ее принимают все нормальные люди, то есть в столовой, а не в передней и не в детской.»[4]

После национализации жилищного фонда жильё стало распределятся в соответствии с новой идеологией и экономическими возможностями страны. Появились коммунальные квартиры, что привело к резкому падению качества жизни. В обиходе жителей больших городов появился термин «комната» в качестве определения жилья.

Основываясь на принципах построения социалистического общества, граждане страны были лишены возможности купить жильё, можно было только получить его от государства, либо - в наследство, но не в собственность, а на основании договора социального найма. В следствии этого, а так же по причине переселения большой массы крестьян в города и обветшания жилищного фонда образовывались огромные очереди из желающих получить жильё.

Право выкупать квартиры у государства россияне получили только в 1988 г. на основании постановления Совета Министров СССР «О порядке продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда». [7] А все ограничения на распоряжение недвижимостью снял закон «О собственности в СССР» от 6 марта 1990 г. [8], согласно которому в стране появлялась частная собственность. Весь жилищный фонд находящийся в хозяйствовании граждан был разрешён к приватизации с  4 июля 1991 г. законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» [5], положивший начало массовой бесплатной приватизации жилья в стране. (Слайд 4)

Приступим к рассмотрению второй задачи – быт горожанина 20-х годов ХХ века. (Слайд 5) Рассматривая фотографии того периода, читая произведения писателей и листая периодические издания, мы можем убедиться, что после революции уровень жизни граждан сильно упал. Бытовой упадок прослеживался именно в городах. «Вообразите, входит Ильчин и видит диван, а обшивка распорота и торчит пружина, на лампочке над столом абажур сделан из газеты…» [9;200] И ещё одни штрих от Булгакова. « Я зажёг свет, пыльную лампочку подвешенную над столом. Она осветила мою бедность – дешёвенькую чернильницу, несколько книг, пачку старых газет».[9;202] Обстановка квартир состояла из сильно подержанной мебели. Появился целый ряд комиссионок, торгующих мебелью разного происхождения, в том числе и экспроприированной.

Гардероб горожанина практически не обновлялся. Зарплаты, выдаваемые в новой советской валюте, не соответствовали даже прожиточному минимуму. «О ценах московских и писать не буду, они невероятны. Я получаю жалованье около 45 миллионов в месяц (по мартовскому курсу). Этого мало». [3] Лёгкая промышленность в стране делала свои первые шаги и не могла обеспечить советских граждан дешёвой и удобной одеждой и обувью. Нэповские коммерческие магазины выставляли высокие цены на свои товары и не покрывали возникший спрос. Переселенцы из деревень имели своеобразный гардероб не очень сочетаемый с городской средой. Не забудем так же и о том, что после разгона ночлежек Хитровки и других притонов, всякая «рвань» вылилась на улицы Москвы и других больших городов, что так же не добавило комфорта городской среде.[1] Часто можно было наблюдать следующие картины «…какие-то бедно одетые гражданки в затасканных шляпах сменялись военными с петлицами разного цвета. Военные уступали место хорошо одетым мужчинам с бобровыми воротниками и крахмальными воротничками. Среди крахмальных воротничков иногда мелькала ситцевая косоворотка. Роскошная дама с горностаем на плечах. Шапка с ушами, подбитый глаз… Человек в болотных сапогах, в чуйке, подпоясан ремнём… Старуха с трясущейся челюстью, говорящая со своей спутницей по-французски, а спутница в мужских калошах. Тулуп». [9;273] (Слайд 6)

Бытовое обнищание так же сказывалось на питании жителей, новое государство испытывало трудности в обеспечении продуктами питания населения, из-за этого рацион городского жителя был очень скуден. «Кроме того, нужно было предложить чаю, а у меня не было масла». [9; 211] И в то же самое время, существовала и иная среда - среда номенклатурных работников, крупных деятелей культуры, коммерсантов и различного толка дельцов, чья жизнь сильно отличалась от жизни основной массы населения. «Я оглянулся – новый мир впускал меня к себе, и этот мир мне понравился. Квартира была громадная, стол накрыт на двадцать пять примерно кувертов; хрусталь играл огнями; даже в чёрной икре сверкали искры; зелёные свежие огурцы порождали глуповато-весёлые мысли о каких-то пикниках, почему-то о славе и прочем». [9;221]

Период НЭПа схож с ситуацией 90-х гг. XX в. В России, когда появились альтернативные государственным магазины и услуги, а покупательский спрос ограничивался недостатком денежной массы у населения.

Бытовая неустроенность отражалась на всех сторонах жизни советских людей, приучала их к скромности в быту, рачительному ведению хозяйства. Это сильно сказалось на психологии советского человека и на долгие годы термин «совок» стал синонимом серости быта и мышления.

В «Театральном роме» главный герой Максудов написал роман и столкнулся с новым для себя препятствием - цензурой – системой государственного контроля за содержанием и распространением информации. «Все слушатели, как один, сказали, что роман мой напечатан быть не может по той причине, что его не пропустит цензура.» [9;205] «Через две недели я получил отрывки обратно. В углу рукописи был написано: «Не подходит». [9;207] Что в такой ситуации мог предпринять писатель? В связи с тем, что действие романа разворачивается в период НЭПа существовала небольшая лазейка. Это были частные издательства. «У меня в комнате находился один из самых приметных людей в литературном мире того времени, редактор-издатель единственного частного журнала «Родина»…» [9;210] «Ваш роман Главлит не пропустит, и никто его не напечатает. Его не примут ни в «Зорях», ни в «Рассвете»…И тем не менее я этот роман у вас беру.» [9;212] (Слайд 7) Чем же являлся Главлит в советский период? По сути, это был орган, помогавший государственной пропагандистской машине формировать образ мышления советского человека. Не пропуская в СМИ и издательства определённую информацию, не доводя её до граждан страны, делались попытки воспитания человека в рамках установленной идеологии. Всё, что выходило за эти рамки не могло существовать в информационном пространстве СССР.

Авторские гонорары, получаемые в издательстве, могли обеспечить существование писателя. Если автора не печатали, он соответственно не имел дохода. Булгаков сам сталкивался с такими жизненными коллизиями, поэтому хорошо знал, о чём пишет. В рамках данного произведения нашему герою повезло. Его редактор-издатель Рудольфи смог найти источник финансирования своего частного журнала, а именно издателя, с говорящей фамилией – Рвацкий.

Здесь мы перейдём к разбору четвёртой задачи, а именно поговорим об авторских гонорарах – роялти. «Дело в том, что у Рудольфи было всё: и ум, и смётка, и даже некоторая эрудиция. У него только одного не было – денег».[9;215] Как принято считать в финансовом мире, люди, наделённые творческим талантом, не обладают другим талантом – деловым. Главная задача издателя, как и любого коммерсанта – извлечение прибыли. Поэтому товар нужно купить подешевле, а продать подороже. А так же пролонгировать во времени права на произведение. У автора задача иная - максимизация гонорара и скорейший возврат прав на произведение. (Слайд 8) При подписании договора, в данном случае издателем и автором происходит перетягивание «финансового одеяла». « - Деньги мне уплатят сейчас же, как написано в договоре? – спросил я… - Через две недели ровно, сейчас маленькая заминка… Я положил перо. – Или через неделю, почему же вы не подписываете? - Так мы уж тогда заодно и подпишем договор, когда заминка уляжется. – Вы мне не доверяете? – спросил он… - Важно подписать договор, а деньги во вторник можно. – К сожалению, не могу. - …ах, какой вы! – воскликнул Рвацкий. – А ещё говорят, что писатели непрактичный народ. И тут вдруг такая тоска изобразилась на его бледном лице…» [9;217]

«Говоря коротко, Рвацкий выдал мне тут сумму, которая была указана в договоре, а на остальные суммы написал мне векселя… Мне очень польстило, что у меня векселя». [9;217] И мы переходим к рассмотрению новой задачи, речь в ней пойдёт о векселях. (Слайд 9) В современном мире векселя так же являются долговыми обязательствами и вращаются в финансовой среде. Почему они не утратили своей актуальности? Ответ прост: 1 - система отработанна столетиями; 2 – общепринята во всём финансовом мире; 3 – помогает отложить исполнение финансовых обязательств при низкой ликвидности организации или физического лица, в расчёте эту ликвидность, в короткий период, повысить. Со стороны получателя векселя, ситуация выглядит иначе. Если мы рассмотрим данную ситуацию, то Максудов рискует, когда берёт векселя у человека, финансовую состоятельность которого проверить не может. В то же время, договор он уже подписал, и авторские права перешли к другому человеку. Но это всё к вопросу о деловых качествах творческих людей, на что и расчёт у издателя. Максудову повезло, по первому векселю уплатил брат издателя «…по второму через месяц я, проклиная жизнь, получил уже в каком-то официальном учреждении, куда векселя идут в протест… К третьему векселю я поумнел и пришёл (к брату Рвацкого) за две недели до срока и сказал, что устал. – Понимаю. А зачем вам ждать сроков? Можете и сейчас получить… Вместо восьмисот рублей я получил четыреста и с великим облегчением отдал (брату Рвацкого) две продолговатые бумажки… Впрочем, пальто я себе купил». [9;218]

Рассматривая данную ситуацию, мы видим, как подписав договор, и рассчитывая на определённое вознаграждение, герой под воздействием обстоятельств и времени получает меньшую сумму. И даже если ему кажется, что где-то его обхитрили, поделать он ничего не может, так как всё происходит в рамках закона. Он отдаёт векселя раньше назначенного срока и соответственно теряет в деньгах. Так же, по «закону экономики», мы знаем, что «сегодняшние деньги дороже завтрашних». Поэтому, получая векселя, мы идем на компромисс, отсрочиваем получение денег во времени, и соответственно получаем более дешёвые деньги. Продавая векселя за полцены, мы теряем ещё.

Для того чтобы подписать договор, Максудов встречается с издателем. Что это за помещение, мы сейчас и поговорим. Это наша шестая задача. Для современного молодого человека разница между коммерческим помещением и жилым очевидна. (Слайд 10) Коммерческое помещение приобретается или берётся в аренду с целью получения прибыли за продукт, произведённый в этом помещении или оказанную услугу. Для нас сегодня это - различные парикмахерские, булочные, магазины, офисы банков и т.д. Люди старшего поколения помнят иную картину, в СССР данные услуги оказывались в специализированных помещениях, построенных для определённых целей, это были – дома быта, универсальные или продуктовые магазины, сберкассы. И таким людям до сих пор непривычно видеть быструю смену специализации того или иного коммерческого помещения. Сегодня они ходили в химчистку, а завтра в этом же помещении уже продают корм для кошек, был офис банка, а стал салон красоты. Поэтому мы можем сделать вывод, что на данном этапе развития городской инфраструктуры, специализация помещения не всегда за ним закреплена. Арендатор или владелец сам решает, как извлекать выгоду из помещения, но в рамках закона. Такую же картину можно наблюдать в период расцвета НЭПа. Главный герой произведения, Максудов, сталкивается со сменой специализации коммерческого помещения и пребывает в некотором шоке от этого. «…Я однажды оказался в странном помещении на одном из бульваров Москвы. Здесь помещался издатель Рвацкий… Поразило меня то, что вывеска на входе в помещение возвещала, что здесь - «Бюро фотографических принадлежностей»…(но) никаких фотографических принадлежностей, за исключением нескольких отрезов ситцу и сукна …не было… На письменном столе…стояли нагромождённые одна на другую коробки с кильками». [9;216] Когда наш герой приходит получать по первому векселю то видит что старая вывеска заменена на «Бюро медицинских банок» [9;218]. «Съездив ещё раз в «Бюро», я убедился, что никакого бюро там уже нет, а есть кафе со столиками…» [9;229]

Мы заканчиваем рассмотрение жизни и быта человека в финансовой среде 20-х гг. в СССР. По результатам исследования, делаем вывод, что гипотеза, выдвинутая нами, получила своё подтверждение. Мы смогли убедиться, что социальная, политическая и научно-техническая среда - претерпели сильные изменения за столетие, в отличие от экономической и финансовой среды, которые продолжали развиваться по своим законам. Да, временной период, который мы рассматривали, попал на 20-е годы ХХ века, как известно, в стране, в это время, разворачивалась новая экономическая политика (НЭП). Многие экономические явления, которые мы наблюдали во времена НЭПа, нам знакомы, мы могли их видеть после распада СССР. С изменением политического строя, поменялась экономическая реальность, командно-плановая система сменилась рыночной, но человек в эпоху перемен всегда остаётся незащищённым. Человеку сложно перестоится и перестроить свой быт, поставить его на новые финансовые рельсы. Ему приходится приспосабливаться к сложившимся условиям, и не всегда, проходя этапы становления, он может выйти из этой ситуации без потерь, сохранив своё человеческое лицо.






































Список источников


1.https://fictionbook.ru/author/vladimir_alekseevich_gilyarovskiyi/moskva_i_moskvichi/read_online.html

2. http://masterimargo.ru/book-12.html

3. https://profilib.net/chtenie/56267/mikhail-bulgakov-tom-10-pisma-moy-dnevnik-21.php

4. http://rushist.com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst#c2

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100/

6. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_344.htm

7. http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_15128.htm

8. http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_16294.htm

9. Булгаков М.А. Театральный роман: Романы. Пьесы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 672с.








Просмотр содержимого презентации
«Презентация. Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР»

« Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР» по произведению М.А. Булгакова «Театральный роман» Выполнили: Корнакова Елизавета Алексеевна, ученица 10 класса  Оспищева Ангелина Павловна, ученица 10 класса Лагутин Эрик Сергеевич, ученик 10 класса  ГБОУ СОШ №174 Научный руководитель:  Бузилова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.

« Человек в финансовой среде 20-х гг. в СССР»

по произведению М.А. Булгакова «Театральный роман»

Выполнили:

Корнакова Елизавета Алексеевна, ученица 10 класса Оспищева Ангелина Павловна, ученица 10 класса

Лагутин Эрик Сергеевич, ученик 10 класса ГБОУ СОШ №174

Научный руководитель: Бузилова Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания.

Жилье Москвы 20-30 годов

Жилье Москвы 20-30 годов

На новом месте

На новом месте

Нет ипотеки – нет частной собственности !

Нет ипотеки – нет частной собственности !

Быт служащего в 20-30 годы

Быт служащего в 20-30 годы

Гардероб москвича 20-х годов

Гардероб москвича 20-х годов

Журналы 20-30 гг. СССР Роман-газета. Обложка 1927 г . Октябрь. Обложка 1927г . Новый мир. Обложка 1925 г . ЛЕФ(В. Маяковского) Обложка 1923 г.

Журналы 20-30 гг. СССР

Роман-газета. Обложка 1927 г .

Октябрь. Обложка 1927г .

Новый мир. Обложка 1925 г .

ЛЕФ(В. Маяковского)

Обложка 1923 г.

Авторское право Роялти -авторский гонорар, периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения. Является компенсацией за использование патента , авторского права, и других видов интеллектуальной собственности , выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.

Авторское право

Роялти -авторский гонорар, периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения. Является компенсацией за использование патента , авторского права, и других видов интеллектуальной собственности , выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.

Вексель Вексель - ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, удостоверяющая перетекание одного обязательства в другое обязательство и дающая право лицу, которому вексель передан на основании соответствующего договора(векселедержателю), на получение от должника определенной в векселе суммы.

Вексель

Вексель - ценная бумага, оформленная по строго установленной форме, удостоверяющая перетекание одного обязательства в другое обязательство и дающая право лицу, которому вексель передан на основании соответствующего договора(векселедержателю), на получение от должника определенной в векселе суммы.

Коммерческие  помещения. История и современность. Коммерческое помещение 2000-х гг. Коммерческое помещение 1920-х гг.

Коммерческие помещения. История и современность.

Коммерческое помещение 2000-х гг.

Коммерческое помещение 1920-х гг.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Финансовая грамотность

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бузилова Ольга Николаевна

Дата: 30.09.2018

Номер свидетельства: 479249

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства