kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по естествознанию "Химические элементы в организме человека."

Нажмите, чтобы узнать подробности

По плану предмет Естествознание - 78 часов, урок №1 из раздела химия и организм человека. 

Просмотр содержимого документа
«Урок по естествознанию "Химические элементы в организме человека."»

7


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридическийколледж)











ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия


По ОУДВб.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


для обучающихся курс __1__





преподаватель Л.И. Панферова_





Тема: Химические элементы в организме человека

Цель занятия: Углубление знаний о химических элементах минеральных и органических в организме человека.

Задачи занятия:

Обучающая: Формировать систему знаний о веществах, из которых состоит организм человека, процессах.

Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к биологии, химии, потребности вести здоровый образ жизни.

Развивающая: Формировать у обучающихся умений обобщать знания, систематизировать. 

 

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература: 

  1. А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II. Химия. Биология. М; Издательский центр «Академия», 2004. Допущено Министерством образования РФ в качестве экспериментального учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования. 

Дополнительная литература

  1. Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64 http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/

Интернет ресурсы:

  1. Химик. http://www.xumuk.ru/biochem/350.html

  2. Интернет урок. Роль химических элементов в организме человека.

http://yandex.ru/video/search?text=%D1%85%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&path=wizard&parent-reqid=1455733560373625-889703432239407173704044-sas1-5663&filmId=0mgGzIzsUXI&redircnt=1455733610.1

Междисциплинарные связи: с дисциплинами: химия, биология, ОБЖ

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Физика (температура, испарение, кинетическая энергия, растворы)



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)

Вопрос

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

Назовите газы, которые составляют атмосферу Земли и имеют важное влияние на человека.



Назовите факторы, влияющие на климат, какие факторы оказывают большее влияние?



Сравните температурные графики г. Москвы за 2015 и 2016 годы.



По диаграмме «Количество осадков» определите месяцы с наибольшим и наименьшим количеством осадков в

г. Москве.



Как человек оказывает влияние на климат? Приведите примеры.







2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Химические элементы в организме человека.

  1. Органические и неорганические вещества в организме человека.



Вопрос 1. Химические элементы в организме человека.

В организме человека содержится великое множество химических элементов - чуть ли не вся таблица Менделеева. Единство элементного химического состава – один из основных общих признаков живых организмов. Химические элементы, которые входят в состав живых организмов, делятся на два класса – органические инеорганические вещества. Количественное содержание разных элементов в составе организмов и в окружающей среде значительно отличается. Живые организмы накапливают только те элементы, которые необходимы для их жизнедеятельности.

Всего на органические вещества приходится 34% и 6% - на неорганические. Основными элементами органических веществ являются углерод (С), водород (Н), кислород (О), в их состав входят также азот(N), фосфор (Р) и сера(S). В состав молекул всех органических веществ входит углерод (за исключением карбидов, карбонатов, оксидов углерода, углеродосодержащих газов и цианидов). Уникальное свойство углерода образовывать цепочки из атомов даёт возможность образовывать огромное количество уникальных соединений. Науке известно уже более 10 миллионов органических соединений.

В неорганических веществах организма человека обязательно присутствует 22 химических элемента: Ca, P, O, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo,Cr, Si, I, F, Se. 

В зависимости от количества элементов существует три группы элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы.

Источники дополнительной информации по 1 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология

страницы 67-72

Дополнительная литература

Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64

http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/

Интернет ресурсы

Химик

http://www.xumuk.ru/biochem/350.html




Контрольное задание по 1 вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Сравните по количеству (в % количество органических элементов и минеральных в организме человека.



  1. Для каких веществ быстрее наступает передозировка в организме человека? Почему?



  1. В чем уникальность атома углерода?



4 Железа в организме человека очень мало, можно ли говорить о малом его значении для здоровья человека?




Вопрос 2. Органические и неорганические вещества.

В состав живых клеток входят соединения, которые встречаются и в неживой природе. Из неорганических веществ самое большое значение для нормальной жизнедеятельности организмов имеет вода. Содержание воды в организме человека составляет от 20% в костной ткани, до 85% в головном мозге.

Кроме воды, в числе неорганических соединений, в составе клетки следует назвать минеральные соли. Молекулы солей в водном растворе распадаются на катионы и анионы. Наибольшее значение имеют: катионы К+, Na+, Са2+, Mg2+, NH4+и анионы С1- , Н2Р04-, НР042- , НС03-, NO3-, SO42-.

В состав клетки входят и органические вещества - углеводы, белки, липиды (жиры), нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины, гормоны и др. Органические вещества, как правило, молекулярного строения, имеют низкие температуры плавления, легко разлагаются при нагревании. В состав молекул всех органических веществ входит углерод (за исключением карбидов, карбонатов, оксидов углерода, углеродосодержащих газов и цианидов). Уникальное свойство углерода образовывать цепочки из атомов даёт возможность образовывать огромное количество уникальных соединений. Науке известно уже более 10 миллионов органических соединений.

Большинство основных классов органических веществ биологического происхождения. К ним относятся белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды. Эти соединения кроме углерода содержат водород, азот, кислород, серу и фосфор.

Углеводы в организме человека играют роль энергетических веществ. Самые важные из них – сахароза, глюкоза, фруктоза, а также крахмал. Они быстро усваиваются в организме. Исключение составляет клетчатка (целлюлоза), которой особенно много в растительной пище. Она практически не усваивается организмом, но имеет большое значение: выступает в роли балласта и помогает пищеварению.

Белки – одни из наиболее важных органических соединений в живой природе, обязательная составная часть всех клеток.

Липиды - разнообразные жиры и жироподобные вещества, которые находятся в клетках животных и человека в клеточной мембране; между клетками – подкожный слой жира.

Гормоны. Если белки являются гормонами, то могут выполнять регуляторную функцию. Например, инсулин (гормон, поддерживающий работу поджелудочной железы) активизирует захват клетками молекул глюкозы и расщепление или запасание их внутри клетки. При недостатке инсулина глюкоза накапливается в крови, развивая диабет; при попадании инородных тел в организме вырабатываются защитные белки – антитела, которые связываются с чужеродными, соединяются и подавляют их жизнедеятельность. Такой механизм сопротивления организма называют иммунитетом;

Витамины - химические соединения, которые требуются для нормальной жизнедеятельности организма в очень незначительных количествах. Организм "не умеет" самостоятельно синтезировать витамины (кроме витамина «Д»). Поэтому очень важно пополнять организм витаминосодержащими продуктами питания. Недостаток витаминов в организме является причиной тяжелого заболевания – авитаминоза.

Общеизвестно, что самое дорогое у человека – это его здоровье, которое невозможно купить и на которое, прежде всего, влияют такие проблемы как неблагоприятная экологическая обстановка, курение, алкоголизм. Однако не стоит забывать и о том, что наше здоровье во многом зависит от правильного питания. Углеводов, например, много в картофеле и овощах, крупах, макаронных изделиях, фруктах и хлебе. Источниками белков могут служить не только животные продукты (мясо, рыба, яйца, творог), но и растительные, например, плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис, которые содержат до 22–23% белков по массе), орехи и грибы, картофель.  Однако больше всего белка в сыре (до 25 %), мясных продуктах (в свинине 8–15 %, баранине 16–17 %, говядине 16–20 %), в птице (21 %), рыбе (13–21 %), яйцах (13 %), твороге (14 %). Молоко содержит 3 % белков, а хлеб 7–8 %. Среди круп чемпион по белкам – гречневая крупа (13 % белков в сухой крупе), поэтому именно ее рекомендуют для диетического питания. Белки – основной "строительный материал" природы. Чем меньше концентрация соединений в организме, тем труднее установить биологическую роль элемента, идентифицировать соединения, в образовании которых он принимает участие. Однако роль такого химического элемента как железо, давно известна. Несмотря на малое содержание железа в организме человека, по своей значимости оно является уникальным микроэлементом. Основная биологическая функция железа - участие в транспорте кислорода и окислительных процессах. Эту функцию железа выполняет в составе сложных белков – гемопротеидов.

Источники дополнительной информации по 2 вопросу

Автор и наименование

Страницы

(форма доступа для Интернет-ресурсов)

Основная литература

А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология

Страницы 67-72

Дополнительная литература

Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64

http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/


Интернет ресурсы

Химик

http://www.xumuk.ru/biochem/350.html



Контрольное задание

по 2 вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Каково значение воды для жизнедеятельности человека? Почему для детей обезвоживание более опасно?



  1. Какова роль углеводов в организме?



  1. Сравните количество органических соединений и минеральных в организме человека. Назовите причину.



  1. Как человек пополняет запас витаминов? Приведите пример.



  1. Назовите роль белков в организме человека?



  1. Почему пища человека должна быть разнообразной, имеет ли значение возраст человека?





  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)

Наименование изученного вопроса учебного занятия

Контрольное задание по изученному вопросу

Ответ

Самооценка

(по 5-ти бальной шкале)

  1. Химические элементы в организме человека

  1. Назовите три группы химических элементов в организме человека и сравните их значение.



  1. Почему передозировку некоторых элементов трудно создать?



  1. Сравните количество элементов в органических соединениях и неорганических.



  1. Органические и неорганические вещества.

  1. Как человек пополняет запас химических элементов? Сравните важность пищи, воды и воздуха.



  1. Перечислите неблагоприятные факторы для здоровья человека. Какова степень их влияния в % на качество жизни?



  1. Почему детям и взрослым показано гулять на солнце?





  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ

  1. __[1], стр.67-72___Подготовить сообщение о веществах в организме_ человека.

  2. __[2], стр.63,64 Подготовить рассказ о правильном питании.



Преподаватель Л.И.Панферова



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии дисциплин

циклов ОО, ОГСЭ и МиОЕН

ГБПОУ Юридический коллеж

от 01 марта 2016 г. № _9_


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по естествознанию "Химические элементы в организме человека."

Автор: Панферова Лидия Ивановна

Дата: 15.10.2017

Номер свидетельства: 432550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока химии "Кислород. Горение и окисление" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-khimii-kislorod-gorieniie-i-okislieniie"
    ["file_id"] => string(6) "109849"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405102187"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства