Просмотр содержимого документа
«Урок по естествознанию "Химические элементы в организме человека."»
7
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридическийколледж)
ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия
По ОУДВб.11 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
для обучающихся курс __1__
преподаватель Л.И. Панферова_
Тема: Химические элементы в организме человека
Цель занятия: Углубление знаний о химических элементах минеральных и органических в организме человека.
Задачи занятия:
Обучающая: Формировать систему знаний о веществах, из которых состоит организм человека, процессах.
Воспитательная: Воспитывать у обучающихся интерес к биологии, химии, потребности вести здоровый образ жизни.
Развивающая: Формировать у обучающихся умений обобщать знания, систематизировать.
Информационно-справочное оснащение:
Основная литература:
А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II. Химия. Биология. М; Издательский центр «Академия», 2004. Допущено Министерством образования РФ в качестве экспериментального учебного пособия для образовательных учреждений начального профессионального образования.
Дополнительная литература
Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64 http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/
Интернет ресурсы:
Химик. http://www.xumuk.ru/biochem/350.html
Интернет урок. Роль химических элементов в организме человека.
Междисциплинарные связи: с дисциплинами: химия, биология, ОБЖ
Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Физика (температура, испарение, кинетическая энергия, растворы)
АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА
(ответить на вопросы и провести самооценку усвоенного материала)
Вопрос
Ответ
Самооценка
(по 5-ти бальной шкале)
Назовите газы, которые составляют атмосферу Земли и имеют важное влияние на человека.
Назовите факторы, влияющие на климат, какие факторы оказывают большее влияние?
Сравните температурные графики г. Москвы за 2015 и 2016 годы.
По диаграмме «Количество осадков» определите месяцы с наибольшим и наименьшим количеством осадков в
г. Москве.
Как человек оказывает влияние на климат? Приведите примеры.
2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Химические элементы в организме человека.
Органическиеи неорганические вещества в организме человека.
Вопрос 1. Химические элементы в организме человека.
В организме человека содержится великое множество химических элементов - чуть ли не вся таблица Менделеева. Единство элементного химического состава – один из основных общих признаков живых организмов. Химические элементы, которые входят в состав живых организмов, делятся на два класса – органические инеорганические вещества. Количественное содержание разных элементов в составе организмов и в окружающей среде значительно отличается. Живые организмы накапливают только те элементы, которые необходимы для их жизнедеятельности.
Всего на органические вещества приходится 34% и 6% - на неорганические. Основными элементами органических веществ являются углерод (С), водород (Н), кислород (О), в их состав входят также азот(N), фосфор (Р) и сера(S). В состав молекул всех органических веществ входит углерод (за исключением карбидов, карбонатов, оксидов углерода, углеродосодержащих газов и цианидов). Уникальное свойство углерода образовывать цепочки из атомов даёт возможность образовывать огромное количество уникальных соединений. Науке известно уже более 10 миллионов органических соединений.
В неорганических веществах организма человека обязательно присутствует 22 химических элемента: Ca, P, O, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo,Cr, Si, I, F, Se.
В зависимости от количества элементов существует три группы элементов: макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы.
Источники дополнительной информации по 1 вопросу
Автор и наименование
Страницы
(форма доступа для Интернет-ресурсов)
Основная литература
А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология
страницы 67-72
Дополнительная литература
Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64
http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/
Интернет ресурсы
Химик
http://www.xumuk.ru/biochem/350.html
Контрольное задание по 1 вопросу
Ответ
Самооценка
(по 5-ти бальной шкале)
Сравните по количеству (в % количество органических элементов и минеральных в организме человека.
Для каких веществ быстрее наступает передозировка в организме человека? Почему?
В чем уникальность атома углерода?
4 Железа в организме человека очень мало, можно ли говорить о малом его значении для здоровья человека?
Вопрос 2. Органические и неорганические вещества.
В состав живых клеток входят соединения, которые встречаются и в неживой природе. Из неорганических веществ самое большое значение для нормальной жизнедеятельности организмов имеет вода. Содержание воды в организме человека составляет от 20% в костной ткани, до 85% в головном мозге.
Кроме воды, в числе неорганических соединений, в составе клетки следует назвать минеральные соли. Молекулы солей в водном растворе распадаются на катионы и анионы. Наибольшее значение имеют: катионы К+, Na+, Са2+, Mg2+, NH4+и анионы С1- , Н2Р04-, НР042- , НС03-, NO3-, SO42-.
В состав клетки входят и органические вещества - углеводы, белки, липиды (жиры), нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины, гормоны и др. Органические вещества, как правило, молекулярного строения, имеют низкие температуры плавления, легко разлагаются при нагревании. В состав молекул всех органических веществ входит углерод (за исключением карбидов, карбонатов, оксидов углерода, углеродосодержащих газов и цианидов). Уникальное свойство углерода образовывать цепочки из атомов даёт возможность образовывать огромное количество уникальных соединений. Науке известно уже более 10 миллионов органических соединений.
Большинство основных классов органических веществбиологического происхождения. К ним относятся белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды. Эти соединения кроме углерода содержат водород, азот, кислород, серу и фосфор.
Углеводы в организме человека играют роль энергетических веществ. Самые важные из них – сахароза, глюкоза, фруктоза, а также крахмал. Они быстро усваиваются в организме. Исключение составляет клетчатка (целлюлоза), которой особенно много в растительной пище. Она практически не усваивается организмом, но имеет большое значение: выступает в роли балласта и помогает пищеварению.
Белки – одни из наиболее важных органических соединений в живой природе, обязательная составная часть всех клеток.
Липиды - разнообразные жиры и жироподобные вещества, которые находятся в клетках животных и человека в клеточной мембране; между клетками – подкожный слой жира.
Гормоны. Если белки являются гормонами, то могут выполнять регуляторную функцию. Например, инсулин (гормон, поддерживающий работу поджелудочной железы) активизирует захват клетками молекул глюкозы и расщепление или запасание их внутри клетки. При недостатке инсулина глюкоза накапливается в крови, развивая диабет; при попадании инородных тел в организме вырабатываются защитные белки – антитела, которые связываются с чужеродными, соединяются и подавляют их жизнедеятельность. Такой механизм сопротивления организма называют иммунитетом;
Витамины - химические соединения, которые требуются для нормальной жизнедеятельности организма в очень незначительных количествах. Организм "не умеет" самостоятельно синтезировать витамины (кроме витамина «Д»). Поэтому очень важно пополнять организм витаминосодержащими продуктами питания. Недостаток витаминов в организме является причиной тяжелого заболевания – авитаминоза.
Общеизвестно, что самое дорогое у человека – это его здоровье, которое невозможно купить и на которое, прежде всего, влияют такие проблемы как неблагоприятная экологическая обстановка, курение, алкоголизм. Однако не стоит забывать и о том, что наше здоровье во многом зависит от правильного питания. Углеводов, например, много в картофеле и овощах, крупах, макаронных изделиях, фруктах и хлебе. Источниками белков могут служить не только животные продукты (мясо, рыба, яйца, творог), но и растительные, например, плоды бобовых (фасоль, горох, соя, арахис, которые содержат до 22–23% белков по массе), орехи и грибы, картофель. Однако больше всего белка в сыре (до 25 %), мясных продуктах (в свинине 8–15 %, баранине 16–17 %, говядине 16–20 %), в птице (21 %), рыбе (13–21 %), яйцах (13 %), твороге (14 %). Молоко содержит 3 % белков, а хлеб 7–8 %. Среди круп чемпион по белкам – гречневая крупа (13 % белков в сухой крупе), поэтому именно ее рекомендуют для диетического питания. Белки – основной "строительный материал" природы. Чем меньше концентрация соединений в организме, тем труднее установить биологическую роль элемента, идентифицировать соединения, в образовании которых он принимает участие. Однако роль такого химического элемента как железо, давно известна. Несмотря на малое содержание железа в организме человека, по своей значимости оно является уникальным микроэлементом. Основная биологическая функция железа - участие в транспорте кислорода и окислительных процессах. Эту функцию железа выполняет в составе сложных белков – гемопротеидов.
Источники дополнительной информации по 2 вопросу
Автор и наименование
Страницы
(форма доступа для Интернет-ресурсов)
Основная литература
А.Ю. Пентин. Естествознание. Часть II Химия. Биология
Страницы 67-72
Дополнительная литература
Химия 10 Габриелян О.С. Дрофа,2007г. стр.63,64
http://slovo.ws/urok/chemistry/10/004/
Интернет ресурсы
Химик
http://www.xumuk.ru/biochem/350.html
Контрольное задание
по 2 вопросу
Ответ
Самооценка
(по 5-ти бальной шкале)
Каково значение воды для жизнедеятельности человека? Почему для детей обезвоживание более опасно?
Какова роль углеводов в организме?
Сравните количество органических соединений и минеральных в организме человека. Назовите причину.
Как человек пополняет запас витаминов? Приведите пример.
Назовите роль белков в организме человека?
Почему пища человека должна быть разнообразной, имеет ли значение возраст человека?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
(ответить на вопросы (тестовые задания) и провести самооценку усвоенного материала)
Наименование изученного вопроса учебного занятия
Контрольное задание по изученному вопросу
Ответ
Самооценка
(по 5-ти бальной шкале)
Химические элементы в организме человека
Назовите три группы химических элементов в организме человека и сравните их значение.
Почему передозировку некоторых элементов трудно создать?
Сравните количество элементов в органических соединениях и неорганических.
Органическиеи неорганические вещества.
Как человек пополняет запас химических элементов? Сравните важность пищи, воды и воздуха.
Перечислите неблагоприятные факторы для здоровья человека. Какова степень их влияния в % на качество жизни?
Почему детям и взрослым показано гулять на солнце?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
__[1], стр.67-72___Подготовить сообщение о веществах в организме_ человека.
__[2], стр.63,64 Подготовить рассказ о правильном питании.