Просмотр содержимого документа
«Тема: «Через добрые дела можно стать юным экологом»»
Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 23.12.2021г
Тәрбиеші/Воспитатель: Папулова Т.В.
Білім беру саласы. Образовательная область: Познание
Бөлімдері. Раздел: Естествознание
Тақырыбы. Тема: «Через добрые дела можно стать юным экологом»
Мақсаты. Цели: познакомить детей с понятием «юный эколог» (ребенок, любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. Активизировать и обогатить словарь.
Оқыту – обучающая: расширить представления о профессиях; раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки; показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Оборудование:Мяч, изображения растений, растущих в Казахстане: верблюжья колючка, саксаул, ковыль, разрезные картинки.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
Ход организованной учебной деятельности
Негізі бөлімі/основная часть :
Воспитатель: Ребята, я хочу сегодня с вами поговорить о мире добрых и злых поступков через сказки. Как называется эта сказка? (показывает иллюстрацию сказки «Заюшкина избушка»
Дети: «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Скажите, кто из сказочных героев в этой сказке проявил доброе дело?
Дети: Заяц – он пожалел лису, пустил его в свою избушку.
Воспитатель: А кто совершил зло?
Дети: Лиса, она выгнала зайца из избушки
Воспитатель: Вспомните, ребята кто еще сделал добро в этой сказке?
Дети: Петух, он помог зайцу прогнать лису.
Воспитатель: Какие вы еще знаете сказки с добрыми и злыми делами?
Дети приводят примеры из сказок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят» и т. д.)
Воспитатель: Дети, а вы знаете сказку «Золушка»? (демонстрирует книгу). Назовите злых персонажей из этой сказки.
Дети: В этой сказке мачеха и ее дочки злые
Воспитатель: А кто в сказке самый добрый?
Дети: Золушка добрая
Дети: Фея добрая, она помогла Золушке попасть на бал.
Воспитатель: Правильно, ребята, а какая ещё Золушка? (показывает книжные иллюстрации с изображением золушки)
Дети: Золушка очень трудолюбивая, добрая, всем помогает, любит животных.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пожаловал?
Входит Фея (младший воспитатель, переодетая в костюм Феи)
Воспитатель: Здравствуй, Фея! Ребята, к нам в гости пришла Фея.
Фея: Здравствуйте, девочки и мальчики. Знаю, что здесь говорят о добрых делах. Вот я и пришла вас послушать.
Воспитатель: Дорогая Фея, может ты подскажешь, как объяснить детям, что такое добро и добрые дела?
Фея: Добро – это такие дела и поступки людей, от которых окружающим становится хорошо, радостно и приятно. Добро – это забота о других. Добро никого не обижает и ничего не разрушает. Добро – все равно, что солнышко весной: светит, греет, от него все сияет, оживает, всем становится тепло и радостно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на это почти засохшее дерево. (Показывает нарисованную картину - модель сухого дерева) Корни совсем оголены, нет ни одного листочка. Как вы думаете, можно спасти дерево?
Фея: Я думаю, что можно. У меня в корзине волшебные листочки. У кого в руках окажется листок, тот придумает хорошее дело, которое и поможет оживить несчастное дерево.
Фея раздает детям по одному зеленому листочку.
Фея: Ребята, ну а мне пора. Меня ждут другие дела. А в подарок я вам оставляю шкатулку, не простую, а познавательную. До свидания!
Воспитатель и дети прощаются с Феей
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, вспомним, как нужно обращаться, ухаживать за деревьями. Ведь нам нужно спасать наше дерево. Я, вам предлагаю, чтобы каждый из вас сказал пожелание и прикрепил листочек к дереву, хорошо, ребята?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: Давайте будем говорить по одному, кто вспомнит, поднимайте руки.
Дети говорят свое пожелание, и прикрепляют листочек к ветке дерева
Ребенок: Нужно полить, обрезать сухие ветки.
Ребёнок: Замазать глиной трещины на дереве.
Ребёнок: Когда делают надсечки на березе, чтобы собрать березовый сок, нужно это место привязать.
Ребёнок: Чтобы защитить от грызунов и насекомых, ствол надо побелить и т.д.
После высказываний детей, воспитатель обращает их внимание на дерево
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что случилось с деревом?
Дети: Дерево зазеленело, на нем «выросло» много листочков.
Воспитатель: Это от вашей заботы и доброты сухое дерево стало зеленым и счастливым. Вот и в природе все живое: деревья, цветы, птицы, животные будут хорошо себя чувствовать если мы будем относиться к ним с добротой, заботиться о них. Тогда и они нас порадуют своей красотой и здоровьем.
- Ребята, давайте, мы с вами немного отдохнем, погуляем по лесу?
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли (ходят по группе)
За природой наблюдали!
Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх
И их лучики погрели (движение «фонарики»)
Бабочки летали
Крылышками махали (имитируют бабочек)
Дружно хлопнем 1-2-3-4-5 (хлопают в ладоши)
Надо нам букет собрать
Раз присели
Два присели (приседают)
В руках ландыши запели (букет в руках)
Вправо звон (наклоны в стороны)
Динь – дон
Влево звон
Динь дон
На нос села пчела (указывают пальцем траекторию полета пчелы)
Посмотрите вниз, друзья (показывают пальцем вниз и считают)
Вот бегут муравьи
Посчитаем их мы
1-2-3-4-5
Убежали опять (разводят руки в стороны)
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягодки собрали (приседают, собирая ягоды)
1-2-3-4-5 (кладут ягодки в рот, прослеживая взглядом движение руки)
Ох, как ягодки вкусны! (покачивают головой)
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали
Воспитатель с детьми выполняют движения согласно тексту
Воспитатель: Садитесь, ребята.
- Фея оставила вам в подарок шкатулку. Давайте откроем и посмотрим, что в ней.
Воспитатель достает конверт, раскрывает, читает её детям
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Дети: Это береза
Воспитатель: Давайте подумаем, какое значение имеет береза в жизни человека?
Дети: Береза, как и все деревья даёт чистый воздух.
Ребёнок: Березовые почки и листочки дают людям лекарство, веники для бани,
Ребёнок: Береза дает березовый сок, дрова.
Воспитатель: Молодцы, ребята, ещё я добавлю, что от березовой коры на производстве получают березовый деготь, которая лечит кожные заболевания, применяется при заболеваниях дыхательной системы, им обрабатывают раны и ожоги и др. А кроме целебных свойств береза красива в любое время года.
Нет дерева на свете
Милее и роднее березы!
Береза — это символ Родины.
- Ребята, ведь не зря в шкатулке была загадка про березу. Какому мы дереву сегодня помогали?
Дети: Березе.
Воспитатель: Вы сегодня помогли берёзе, отнеслись с добром и любовью, и она отплатить вам тем – же. Если и другие дети помогут другим деревьям, то вырастит целый лес цветами, ягодами с птицами.
Воспитатель достает с шкатулки другой конверт, читает
Воспитатель: Акция «Зеленая елочка – живая иголочка». Ребята, о чем вам говорит эта акция?
Дети: О Ёлке.
Ребёнок: Ёлочку надо охранять.
Воспитатель: Конечно, ребята, вы правы. Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А зимой, ещё совсем недавно мы встречали всеми любимый праздник…
Дети: Новый год!
Воспитатель: И не один Новый год не проходит без…
Дети: Ёлки.
Воспитатель: Ребята это уже давняя традиция, что Новый год встречают с елкой. Елочку рубили в лесу, привозили в дом, наряжали, вокруг нее веселились, а после Нового года, когда она засыхала, ее выбрасывали. Раньше в России были громадные леса, елок было очень много. Теперь лесов осталось мало и елок тоже мало.
- Как вы думаете, ребята, как мы сможем помочь сберечь елки нашего леса?
Ребёнок: Не рубить елки.
Ребёнок: Дома нужно ставить искусственные елочки.
Воспитатель: Я рада, ребята, что вы это понимаете. Воспитатель: Есть такая пословица: «Срубил дерево-посади десять».
- Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания одного человека. Деревья очищают воздух, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, обладают способностью убивать вредные микроорганизмы. Ученые установили, что в хвойных лесах в два раза меньше бактерий, чем в лиственных. Когда мы гуляем по лесу, мы с вами непроизвольно говорим о том, как легко здесь дышать, как приятно в лесу гулять, какой чистый воздух, как легко, хочется дышать и наслаждаться!
- Ребята, как мы должны относиться к окружающей среде? Нельзя забывать, что лес является домом для диких животных и для птиц. Что люди должны делать? А что нельзя делать?
Ребёнок: Надо сажать деревья
Ребёнок: Не ломать деревья
Ребёнок: Не рубить елки
Ребёнок: Не разжигать костры
Ребёнок: Не мусорить
Ребёнок: Нужно быть внимательными, потому что можно раздавить насекомых, не кричать в лесу и т.д.
- Ребята, все мы стараемся содержать в чистоте свое рабочее место, комнату, квартиру. А кто же наведёт порядок в окружающем нас мире? Здесь нужны хорошо подготовленные специалисты. Я вам предлагаю послушать стихотворение Александра Смирнова, которое называется «Лесничий»
Вот дом стоит в густом лесу,
А в нем живет лесничий.
Он здесь не сторожит лису
И не стреляет дичь он.
С рассветом раньше всех встает
Шагает в чащу смело.
И начинается обход –
Лесничий занят делом.
Ни браконьерам, ни ворам
Нигде не даст слабинку,
Убережет от топора Березку и осинку.
Пушистых елочек отряд
Спасет по Новый год он.
Подкормит диких он зверей –
Вот в чем его работа.
Он охраняет лес, а с ним
И дятла, и сороку –
Им без лесничего, одним,
Пришлось бы очень плохо.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску экологические знаки
Воспитатель: В заповеднике можно увидеть экологические знаки, пожалуйста рассмотрите их внимательно. Что они обозначают?
Обсуждение значений экологических знаков (необходимо беречь природу, не забывать о ценности растений, животных, насекомых.
Воспитатель: Мы с вами тоже можем в следующем году перед Новым годом нарисовать экологические знаки, чтобы не рубили живые ели и развесить их на улице в разных местах. Таким образом мы с вами можем сберечь елочки наших лесов и поучаствовать в акции «Зеленая елочка – живая иголочка».
Заключительная часть
-подведение итогов занятия
-описание положительных действий воспитанников,
-определение перспективы полученных знаний.
Рефлексия «Багаж знаний».
Воспитатель: А теперь, для вас я приготовила на столе шкатулку и мусорную корзину. Я вам раздам карточки разного цвета, если вы получили эмоциональный заряд, узнали что-то новое, если вам было интересно, то карточку кладете в шкатулку, а если вам было не интересно, и вы ничего не узнали нового, то бросаете в корзину, договорились?
Дети: Да
Дети поясняют свой выбор, соответствии с выбором кладут карточки в шкатулку или в мусорную корзину.