Вводная диагностика Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы Гипотезы Актуализация знаний Поиск решения Применение нового знания Вывод – примерное решение учебной проблемы Рефлексия Домашнее задание | - Откройте учебник на стр. 136. Давайте узнаем, чему, сточки зрения авторов, мы должны научиться в этом разделе. - Проверьте, готовы ли вы овладеть этими умениями – справились ли вы с заданиями на с. 136. Если не удается, возникают затруднения, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает. Обратить внимание на разные уровни успешности. Предложить первоначально выполнить задание на необходимом уровне. В случае его успешного выполнения приступить к заданиям программного и максимального уровня. - Посмотреть на ленту времени. О событиях какого века сегодня пойдет речь? (Лента времени на с. 139 перед параграфом.) Для нашей цивилизации XIII век стал веком серьезных испытаний. - С каким серьезным врагом пришлось встретиться нашим предкам? - Сейчас мы познакомимся с рассказом из русской летописи о начале Батыева нашествия (с. 147). - Но исторические факты говорят о том, что Русь была завоевана монголами. Какое наблюдается противоречие между фактами и летописью? - Какую проблему нам предстоит решить? - Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? - Вспомните, что мы знаем о монгольской армии из курса Всемирной истории. - Какую роль сыграл Чингисхан в истории монгольских племен? Какими были его планы? - Мы знаем, в чем заключались преимущества монголов. Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока? - Рассмотрите иллюстрацию на с. 140. Какое событие изображено на картине художника П. Рыженко? Расскажите о нем. - Сколько времени было у русских князей до вторжения Батыя после Калки? Была ли использована эта возможность для подготовки к встрече с врагом? - Рассмотрите иллюстрации на с. 142 – 144. - Какие причины поражения русских княжеств модно назвать? Ответ на вопрос обсуждается в парах первого ряда. - Второй и третий ряды выясняют, обсуждая в парах, как повлияло «Батыево нашествие» на судьбу народов и государств Восточной Европы. - Какой теперь ответ на вопрос урока мы можем дать? - Какие гипотезы оказались верными? - Как на уроке было найдено решение проблемы? Выполняется задание 4 на с. 147: «Объясните, согласен ли ты со словами русского летописца о последствиях монгольского завоевания…» - Выполните задание. Определите последовательность событий: нашествия на юг Руси, вторжение на Рязанскую землю, битва на Калке, создание Монгольского ханства Чингисханом, битва за Козельск. Что нового вы узнали? Что вызвало у вас затруднения? 1.На уроке я работал а)активно; б) пассивно; 2.Своей работой на уроке я а) доволен; б) не доволен 3.Урок для меня показался а) коротким; б) длинным 4.За урок я а) не устал; б) устал 5.Мое настроение а) стало лучше; б) стало хуже 6.Материал урока мне был а)понятен; б)не понятен в)полезен; г) бесполезен д)интересен; е)скучен ж)легким; з)трудным 7.Домашнее задание как ты думаешь, будет а)интересно; б) не интересно - Несчастья Руси в XIII веке на этом не закончились. На западе появилась новая серьезная опасность. Как с ней справились наши предки, вы узнаете дома, прочитав параграф 14 дома, ответьте на вопросы перед ним. Дать задание двум учащимся подготовить рассказ-сообщение о Невской битве и Ледовом побоище. | Читают первый абзац на с. 136. Выполняют задание на с. 136. Коллективное обсуждение задания. - Сегодня пойдет речь о событиях XIII века. - На востоке появились племена монголов. Читают документ, отвечают на вопрос к нему. - Русские князья не были трусами и были полны решимости защищать Русь от нашествия монголов. В коллективной беседе определяется противоречие между документом и фактом завоевания Руси. - Почему не удалось защитить Русь от нашествия монголов? Предлагают свою гипотезу (с одобрением принимается любая, даже самая ) Примерные ответы учащихся на основе знаний по Всемирной истории из учебника «Средние века» - параграф 11: «Монгольское войско было сильным и хорошо организованным. Монголы завоевали Китай и использовали его технические изобретения для завоевания народов. Невыносимой жестокостью объединил он племен в одно государство, которое путем завоеваний превратилось в огромную державу. Его границы должны были дойти «до последнего моря на западе». - Изображены последствия битвы на Калке. Рассказывают о битве и ее последствиях. - До вторжения Батыя было 12 лет. Возможность подготовки к встрече врага была упущена – князья по-прежнему ссорились друг с другом. Выясняется, что русские города оказали упорное сопротивление, но силы оказались неравные. Привести примеры героизма русских людей. На выполнение задания дается 3 минуты. Далее идет коллективное обсуждение, в ходе которого делаются записи в тетрадь и на доску. В процессе обсуждения выясняется, что главными причинами поражения русских княжеств стали раздробленность и усобицы князей, что героизм и желание русского народа защищать свою страну обеспечивали все шансы дать достойный отпор монголам. Последствия нашествия Батыя: Разрушенные города (возродилось всего 20 городов). Жизнь на Руси замерла на столетие. Гибель и угон в рабство сотен тысяч русских людей. Разрушены храмы, сожжены книги, иконы. Забыты многие ремесла. Земледельцы бегут в леса. Гибель бояр и дружинников. Сложно набрать новое войско. Вывод: Монгольское нашествие стало катастрофой для русских земель. Разрушены многие княжества. Хан Батый создал новое государство – Золотую Орду. - Русь не удалось защитить от монголов из-за раздробленности и усобиц князей. Учитывая героизм и желание русского народа защищать свою страну, можно утверждать, что были все шансы дать достойный отпор монголам. | РУУД 1)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. ПУУД: применять символы для решения учебных и познавательных задач. Умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. КУУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; ПУУД обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Анализ изученного материала, установление причинно-следственных связей на основе межпредметных связей КУУД – умение доказывать свою точку зрения и участвовать в обсуждении проблемы РУУД –определение фактов для доказательства своей точки зрения. РУУД Умение применять символы для решения учебных и познавательных задач. КУУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. ПУУД умение объяснять исторические факты и понятия в целостную картину. ЛУУД Толерантно определять своё отношение к иным позициям. ЛУУД 1) аргументированное оценивание действий участников исторических событий, эмоциональное сопереживание событий, формирование мировоззренческой позиции 2) умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. ПУУД Умение обобщать и делать выводы. РУУД Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. ЛУУД Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию с учётом устойчивых познавательных интересов. |