Рабочая программа УД Естествознание для профессий СПО
Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей
Рабочая программа УД Естествознание для профессий СПО
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДП.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
2022 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии «27» августа 2022 г. Председатель __________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ «28» августа 2022 г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 2023г. Председатель __________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 2023г. |
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии « ___ » _________________ 2024г. Председатель __________________ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор техникума ________________________________ « ___ » __________________ 2024г. |
Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
Разработчики: Архипова Антонина Петровна, Толокнова Светлана Анатольевна, преподаватели ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»
ОГЛАВЛЕНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО предмета | 4 |
2. Содержание УЧЕБНОГО предмета 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4.условия реализации программы УЧЕБНОГО предмета | 6 14 33 |
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебного предмета «Естествознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Предмет входит в общеобразовательный цикл и относится к предметам из обязательных предметных областей, изучается на профильном уровне.
1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты должны отражать:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Метапредметные результаты должны отражать:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Требования к предметным результатам освоения профильного курса должны отражать:
сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Видучебной работы | Всего по разделам | Физика объем часов | Химия Объем часов | Биология Объем часов |
Максимальнаяучебнаянагрузка(всего) | 411 | 165 | 171 | 75 |
Обязательная аудиторная учебная Нагрузка (всего) | 274 | 110 | 114 | 50 |
Втомчисле: |
|
|
|
|
Лабораторные работы | 40 | 30 | 10 | - |
Практические занятия | 22 | 14 | | 8 |
Контрольные работы | 12 | 4 | 4 | 4 |
Самостоятельная работа | 137 | 55 | 57 | 25 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
|
|
2.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКА
Введение
Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
Механика
Основы кинематики. Кинематические характеристики механического движения. Система отсчета. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение.
Основы динамики. Масса и сила. Взаимодействие тел. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Силы природы. Закон Всемирного тяготения.
Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.
Молекулярная физика и термодинамика
Основы молекулярной физики. Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики. Экспериментальные доказательства МКТ. Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.
Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Модель строения твердых тел.
Основы термодинамики
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.
Электродинамика
Электростатика. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электростатическое поле и его основные характеристики.
Законы постоянного тока. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для участка цепи.
Магнитное поле и электромагнитная индукция. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.
Колебания и волны
Электромагнитные колебания и волны. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.
Световые волны. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света. Скорость света. Практическое применение электромагнитных излучений.
Строение атома и квантовая физика.
Световые кванты. Предмет и задачи квантовой физики. Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон.
Атомная физика и физика атомного ядра
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощение и испускание света атомом. Спектры. Спектральные аппараты. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Содержание учебного предмета ХИМИЯ
1. Общая и неорганическая химия
Тема 1.1. «Основные понятия и законы химии»
Состав вещества. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса.
Основные законы. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.
Тема 1.2. «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома»
Атом – сложная частица. Состав атомного ядра – нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно- волновой дуализм частиц микромира.
Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Открытие Периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И.В. Деберейнера, А.Э. Шанкуртуа, Дж.А. Ньюлендса, Л.Ю. Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.
Периодический закон и строение атома. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Тема 1.3. «Строение вещества»
Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная.
Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: - и -связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками.
Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
Металлическая химическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.
Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров.
1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
Тема 1.5. «Химические реакции»
Содержание учебного материала: классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Тема 1.6. «Классификация неорганических веществ»
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Тема 1.7. «Металлы и неметаллы»
Содержание учебного материала: металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Раздел 2. «Органическая химия»
Тема 2.1. «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений»
Содержание учебного материала: предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.
Тема 2.2. «Углеводороды и их природные источники»
Содержание учебного материала: алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.
Тема 2.3. «Кислородсодержащие органические соединения»
Содержание учебного материала: спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид
Тема 2.4. «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры»
Содержание учебного материала: амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Белки природные биополимеры. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Содержание учебного предмета БИОЛОГИЯ
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Учение о клеткеХимическая организация клетки. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез
Организм. размножение и индивидуальное развитие организмовРазмножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.
Основы генетики и селекции
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимо-действие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).
Эволюционное учение
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция
– структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.
История развития жизни на земле. Происхождение человека
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.
Критика расизма.
Основы экологии
Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охрана.
Бионика
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.
Физика
| Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Накопля емость часов | ||||
| 1 |
| 2 | 3 | 4 | ||||
| Введение
| 1 | Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира. | 2 | 2/2 | ||||
| Раздел 1. Механика | 24 | - | ||||||
| Тема 1.1. Основы кинематики |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 2
| Относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение. | 2
| 2/4
| |||||
| 3 | Виды движения (равномерное, равноускоренное и криволинейное) и их графическое описание. Центростремительное ускорение. | 2
| 2/6 | |||||
| 4 | Практикум по решению задач: «Основы кинематики». | 2 | 2/8 | |||||
| 5 | Лабораторная работа № 1. Изучение равноускоренного движения (интерактивная лабораторная работа) | 2
| 2/10
| |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом. Решение задач по кинематике, составление кроссворда по теме «Кинематика» Доклад «Физика наука о природе» | 4 |
| |||||
| Тема 1.2. Основы динамики |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 6
| Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость. | 2
| 2/12 | |||||
| 7 | Практикум по решению задач: «Основы динамики». | 2 | 2/14 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом; решение задач; подготовка докладов по темам Гравитация; Открытие законов динамики | 2 | - | |||||
| Тема 1.3. Законы сохранения в механике |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 8 | Закон сохранения импульса и реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | 2
| 2/16
| |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом. Конспект темы «Законы сохранения в механических процессах», решение задач | 3 | - | |||||
| Тема 1.4. Механические колебания и волны |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 9 | Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. | 2
| 2/18 | |||||
| 10 | Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 2 | 2/20 | |||||
| 11 | Лабораторная работа № 2. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити (интерактивная лабораторная работа). | 2 | 2/22 | |||||
| 12 | Лабораторная работа № 3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника | 2 | 2/24 | |||||
| 13 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 1 «Механика» | 2 | 2/26 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к выполнению контрольной работы, лабораторной работы; оформление отчета лабораторной работы. Доклад «Звуковые волны», «Ультразвук и инфразвук». Работа над индивидуальным проектом. | 4 |
| |||||
| Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика | 28 | - | ||||||
| Тема 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 14
| История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц. | 2
| 2/28
| |||||
|
| 15 | Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа. | 2 | 2/30 | ||||
|
Тема 2.2. Свойства паров, жидкостей, твердых тел |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 16 | Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы. | 2 | 2/32 | |||||
| 17 | Практикум по решению задач: «Основы МКТ» | 2 | 2/34 | |||||
| 18 | Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества. | 2 | 2/36 | |||||
| 19 | Лабораторная работа № 4. Наблюдение роста кристаллов из раствора | 2 | 2/38 | |||||
| 20 | Лабораторная работа № 5. Опытная проверка закона Гей-Люссака | 2 | 2/40 | |||||
| 21 | Лабораторная работа № 6. Измерение относительной влажности воздуха. | 2 | 2/42 | |||||
| 22 | Лабораторная работа № 7. Измерение модуля упругости материала | 2 | 2/44 | |||||
| 23 | Лабораторная работа № 8. Измерение объема твердого тела (виртуальная лабораторная работа) | 2 | 2/46 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по теме «Основы МКТ». Работа с графиками изопроцессов. Подготовка к выполнению контрольной работы и тестов; подготовка к лабораторным работам. Оформление отчета лабораторных работ. Подготовка доклада по теме «Значение влажности воздуха для здоровья человека». Работа над индивидуальным проектом. | 10 | - | |||||
| Тема 2.3. Основы термодинамики |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 24 | Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды. | 2
| 2/48 | |||||
| 25 | Лабораторная работа № 9. Изучение явления теплообмена (интерактивная лабораторная работа) | 2 | 2/50 | |||||
| 26 | Практикум по решению задач: «Основы термодинамики». | 2 | 2/52 | |||||
| 27 | Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа № 2 «Основы МКТ и термодинамика» | 2
| 2/54 | |||||
| |||||||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом. Презентация «Экологические проблемы тепловых двигателей». Решение задач на вычисление КПД ДВС, внутренней энергии; подготовка к контрольной работе | 4 | - | |||||
| Раздел 3. Электродинамика | 32 | - | ||||||
| Тема 3.1. Электростатика |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 28 | Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | 2
| 2/56
| |||||
| 29
| Электрическое поле. Напряженность поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью электростатического поля. | 2 | 2/58 | |||||
| 30 | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электрическая емкость. Конденсаторы. Практикум по решению задач: «Электростатика». | 2
| 2/60
| |||||
| Тема 3.2. Законы постоянного тока | | Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 31 | Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. | 2 | 2/62
| |||||
| 32 | ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока. | 2 | 2/64
| |||||
| 33 | Лабораторная работа № 10. Изучение закона Ома (интерактивная работа) | 2 | 2/66 | |||||
| 34 | Лабораторная работа № 11. Изучение параллельного и последовательного соединения проводников | 2 | 2/68
| |||||
| 35 | Лабораторная работа № 12. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока | 2 | 2/70 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом. Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля» Конспект «Сверхпроводимость», «Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы». Оформление отчета лабораторной работы. Доклады по темам: Электрический ток в газах; Электролиз и его применение; Транзисторы. Термисторы. Резисторы Плазма, свойства плазмы | 8 | - | |||||
| Тема 3.3. Магнитное поле и электромагнитная индукция |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 36 | Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества Практикум по решению задач: «Магнитное поле». | 2
| 2/72
| |||||
|
| Содержание учебного материала |
| - | |||||
| 37 | Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля. | 2 | 2/74 | |||||
| 38 | Лабораторная работа № 13. Изучение явления электромагнитной индукции. | 2 | 2/76 | |||||
| 39 | Практикум по решению задач: «Электромагнитная индукция». Контрольная работа № 3 «Электромагнетизм и электромагнитная индукция» | 2
| 2/78 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Доклад по теме «Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики» Решение задач по теме «Закон ЭМИ». Подготовка к контрольной работе. Оформление отчета лабораторной работы. Работа над индивидуальным проектом | 4 |
| |||||
| Тема 4. Колебания и волны | 22 |
| ||||||
| Тема 4.1. Электромагнитные колебания и
электромагнитные волны
|
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 40 | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Формула Томсона. | 2
| 2/80
| |||||
| 41 | Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током. | 2 | 2/82
| |||||
| 42 | Практикум по решению задач: «Электромагнитные колебания», защита презентации. | 2 | 2/84
| |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом. Презентации (реферат) «Яйвинская ГРЭС», «Энергетика Прикамья». Сообщение на тему «Проблемы энергосбережения» | 2 | - | |||||
|
Тема 4.2 Световые волны |
| Содержание учебного материала |
|
| ||||
| 43 | Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Основные источники ЭМП. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи. Радиолокация. | 2
| 2/86
| |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: Презентации «Влияние ЭМП на здоровье человека», «Влияние ЭМП сотового телефона на здоровье». Сообщение «Источники ЭМП» Работа над индивидуальным проектом | 2 |
| |||||
|
| Содержание учебного материала |
|
| |||||
| 44 | Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов. | 2 | 2/88
| |||||
| 45 | Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. | 2 | 2/90 | |||||
| 46 | Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. | 2 | 2/92 | |||||
| 47 | Лабораторная работа № 14. Измерение длины световой волны. | 2 | 2/94 | |||||
| 48 | Лабораторная работа № 15. Определение показателя преломления стекла | 2 | 2/96 | |||||
| - | Самостоятельная работа обучающихся: изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение; подготовка к выполнению контрольных работ и тестов; разработка презентаций по темам «Рентгеновское излучение и его применение», «Свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучений». Оформление отчета лабораторной работы. Работа над индивидуальным проектом | 6 |
| |||||
Раздел 5. Строение атома и квантовая физика |
| - | |||||||
Тема 5.1. Световые кванты |
|
Содержание учебного материала |
|
| |||||
49
| Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект и его законы. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света. Давление света. Химическое действие света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта. Практикум по решению задач: «Световые кванты». | 2 | 2/98 | ||||||
Тема 5.2. Атомная физика и физика атомного ядра |
| Содержание учебного материала |
|
| |||||
50
| Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомом. Спектры. Спектральные аппараты. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера. | 2
| 2/100
| ||||||
| Содержание учебного материала |
|
| ||||||
51 | Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерная энергетика. Ядерное оружие. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. | 2
| 2/102
2/104 - | ||||||
52 | Практикум по решению задач: «Состав атомного ядра. Энергия связи». Контрольная работа № 4 «Квантовая физика и строение атома» | 2 | |||||||
- | Самостоятельная работа обучающихся: повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации; подготовка сообщений по темам: Спектральный анализ Применение лазеров в промышленности (в медицине) Составление кроссворда по теме «Спектры». Работа над индивидуальным проектом. | 4 | |||||||
| Обобщающее повторение |
|
| ||||||
| 53 Подготовка к экзамену. Повторение основных законов физики | 2/106 | 2/110 | ||||||
| 54 Подготовка к экзамену. Повторение основных законов физики | 2/108 | |||||||
| 55 Подготовка к экзамену. Решение задач | 2/110 | |||||||
| Самостоятельная работа обучающихся: повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации | 3 |
| ||||||
| Всего: | 165 | 165 | 110 |
Раздел Химия
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Накопляемость часов |
| |||
|
| Раздел 1. Общая и неорганическая химия(84ч) |
|
|
| |||
Введение
|
1. | Научные методы познания веществ и химических явлений. Значение химии при освоении профессий СПО профиля профессионального образования. |
2 |
2/2 |
| |||
Тема 1.1 Основные понятия и законы | Содержание учебного материала: | 14 |
|
| ||||
2 | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Относительные атомная и молекулярная массы. | 2 | 2/4 |
| ||||
3 | Основные законы химии. | 2 | 2/6 |
| ||||
4 | Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. |
2 |
2/8 |
| ||||
5 | Решение задач по основным законам химии. | 2 | 2/10 |
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся: (решение задач): Молярный объём, закон постоянства состава вещества, закон сохранения массы вещества. | 6 |
|
| |||||
Тема 1.2. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 16 |
|
| ||||
6. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева. |
2 |
2/12 |
| ||||
7. | Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. | 2 | 2/14 |
| ||||
8. | Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). | 2 | 2/16 |
| ||||
9 | Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева | 2 | 2/18 |
| ||||
10 | Обобщение и систематизация знаний по теме 1.2. Контрольная работа №1 | 2 | 2/20 |
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклад «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева» «Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине» «Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях» Выполнение упражнений:характеристика элемента по положению в ПС Д.И. Менделеева | 6 |
|
| |||||
Тема1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала: | 16 |
|
| ||||
11. | Строение вещества. Типы химической связи. Определение типов химической связи. | 2 | 2/22 |
| ||||
12 | Механизм образования ионной и ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). | 2 | 2/24 |
| ||||
13. | Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. |
2 |
2/26 |
| ||||
14. | Чистые вещества и смеси.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. |
| 2/28 |
| ||||
15. | Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 2 | 2/30 |
| ||||
16. | Выполнение упражнений на определение видов химической связи. Решение задач на массовую долю примесей. | 2 | 2/32 |
| ||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение): - Жидкие кристаллы. - Минералы и горные породы как природные смеси. - Эмульсии и суспензии. Работа над индивидуальным проектом | 6 |
|
| ||||
Тема1.4. Вода. Растворы Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 14 |
|
| ||||
17. | Вода. Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества. |
2 |
2/34 |
| ||||
18. | Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. | 2 | 2/36 |
| ||||
19. | Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Степень электролитической диссоциации. |
| 2/38 |
| ||||
20. | Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. |
| 2/40 |
| ||||
21. | Лабораторная работа № 1 «Приготовление раствора заданной концентрации». Лабораторная работа №2 Реакции ионного обмена | 2 | 2/42 |
| ||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение): - Растворы вокруг нас. - Грубодисперсные системы, их классификации и использование в профессиональной деятельности. - Жесткость воды и способы ее устранения Решение задач на массовую долю растворенного вещества. | 8
|
|
| ||||
Тема1.5. Химические реакции. | Содержание учебного материала: | 19 |
|
| ||||
22 | Химическая реакция и их классификация. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. |
2 |
2/44 |
| ||||
23 | Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление |
| 2/46 |
| ||||
24 | Степень окисления. Метод электронного баланса | 2 | 2/48 |
| ||||
25 | Расстановка коэффициентов методом электронного баланса | 2 | 2/50 |
| ||||
26 | Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость. | 2 | 2/52 |
| ||||
27 | Обратимость химических процессов. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 | 2/54 |
| ||||
28 | Обобщение и систематизация знаний по темам 1.4. и 1.5. Решение задач по теме 1.5. | 2 | 2/56 |
| ||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение): - Практическое применение электролиза. - Гальванопластика. - Реакции горения в быту и на производстве. Выполнение упражнений на определение степеней окисления и расстановки коэффициентов методом электронного баланса | 7 |
|
| ||||
Тема 1.6. Классификация неорганических соединений | Содержание учебного материала: | 19 |
|
| ||||
29. | Классификация неорганических соединений. Кислоты и их свойства. | 2 | 2/58
|
| ||||
30. | Лабораторные опыты Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. | 2 | 2/60 |
| ||||
31. | Основания и их свойства. | 2 | 2/62 |
| ||||
32 | Оксиды и их свойства. | 2 | 2/64 |
| ||||
33 | Соли и их свойства. | 2 | 2/66 |
| ||||
34 | Гидролиз солей. Лабораторный опыт «Гидролиз солей различного типа». | 2 | 2/68 |
| ||||
35 | Генетическая связь между классами неорганических соединений | 2 | 2/70 |
| ||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение): - Оксиды и соли как строительные материалы. - Кислоты для нужд производства. - Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве. - Гипс и алебастр, гипсование. Написание уравнений по схеме превращения | 5 |
|
| ||||
Тема 1.7. Металлы и неметаллы. | Содержание учебного материала: | 10 |
| |||||
36. | Металлы, их физические и химические свойства. Общие способы получения металлов. Металлургия, сплавы
| 2 | 2/72 | |||||
37. | Неметаллы. Свойства неметаллов. Галогены. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 | 2/74 | |||||
| 38 | Лабораторная работа № 3 Химические свойства металлов | 2 | 2/76 | ||||
| 39. | Контрольная работа № 2 по общей и неорганической химии | 2 | 2/78 | ||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат): - Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. - Роль металлов в современной технике - Силикатная промышленность. Производство серной кислоты. | 4 |
| |||||
|
| РАЗДЕЛ 2. Органическая химия(38ч) |
|
| ||||
Тема 2.1. Основные понятия органической химии | Содержание учебного материала: | 15 |
| |||||
40. | Предмет органической химии. Особенности строения органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. |
2 |
2/80 | |||||
41. | Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Классификация органических соединений. Классификация реакций в органической химии. |
2 |
2/82 | |||||
42. | Основные направления развития теории строения А.М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. | 2 | 2/84 | |||||
43. | Лабораторная работа № 4 Изготовление моделей молекул органических веществ. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. | 2 | 2/86 | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся (сообщение) Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова. Понятия: изомер, гомолог (конспект) Составление структурных формул изомеров и гомологов. | 7 |
| |||||
Тема2.2 Углеводороды и их природные источники. | Содержание учебного материала: | 16 |
| |||||
44. | Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | 2 | 2/88 | |||||
45. | Алкены и алкины. Каучуки. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена. | 2 | 2/90 | |||||
46. | Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола. Природные источники углеводородов | 2 | 2/92 | |||||
47. | Контрольная работа № 3 | 2 | 2/94 | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся (сообщение): - Экологические аспекты использования углеводородного сырья. - Углеводородное топливо, его виды и назначения. - Основные направления промышленной переработки природного газа. - Попутный нефтяной газ, его переработка. - Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. - Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. - Коксохимическое производство и его продукция. Упражнения (Составление структурных формул углеводородов) Работа над индивидуальным проектом | 8 |
| |||||
Тема 2.3. Кислород содержащие органические соединения. | Содержание учебного материала: | 18 |
| |||||
48. | Спирты. Строение, свойства и применение. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Фенол. Физические и химические свойства фенола. | 2 | 2/96
| |||||
49. | Альдегиды. Формальдегид и его свойства. Строение. Получение и применение. Карбоновые кислоты. | 2 | 2/98
| |||||
50. | Сложные эфиры и жиры. Химические свойства жиров. Мыла. | 2 | 2/100 | |||||
51. | Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза. Значение углеводов. | 2 | 2/102 | |||||
52. | Лабораторная работа № 5 «Свойства спиртов и фенола» Лабораторная работа № 6 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.» | 2 | 2/104 | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение) - Углеводы и их роль в живой природе. - Этанол: величайшее благо и страшное зло. - Пленкообразующие масла. - Замена жиров в технике непищевым сырьем. - Синтетические моющие средства. - Применение ацетона в технике и промышленности. Работа над индивидуальным проектом | 8 |
| |||||
Тема 2.4. Азотосодержащие органические соединения. Полимеры. | Содержание учебного материала: | 12 |
| |||||
53. | Амины. Алифатические амины. Анилин. Получение и применение анилина. Аминокислоты. Свойства. Применение. | 2 | 2/106 | |||||
54. | Белки, их структура и свойства. | 2 | 2/108 | |||||
55. | Пластмассы. Получение полимеров. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. | 2 | 2/110 | |||||
56. | Лабораторная работа № 7 Распознавание пластмасс и волокон |
| 2/112 | |||||
| 57. | Систематизация и обобщение знаний | 2 | 2/114 | ||||
|
| Самостоятельная работа обучающихся (сообщения): - Аминокислоты-амфотерные органические соединения. - Биологические функции белков. - Химия и биология нуклеиновых кислот | 4 |
| ||||
| Всего: | 171 | 114 |
Раздел Биология
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Накопляемость часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение | 1 | Предмет и задачи общей биологии, ее значение и роль. Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция | 2 | 2/2 |
Тема 1.
УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ
|
| Содержание учебного материала: | 18 |
|
2 | Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Практическое занятие 1. Сравнение строения клеток растений и животных. | 2 | 2/4 | |
3 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка. | 2 | 2/6 | |
4 | Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Значение | 2 | 2/8 | |
| Самостоятельная работа 1. Подготовка сообщений по теме: Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). Неклеточные формы жизни Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние. Заполнение таблиц, схем Составление кроссворда «Химическая организация клетки» | 4
|
| |
Тема 2.
ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ |
| Содержание учебного материала: | 16 |
|
5 | Разнообразие организмов. Вирусы. Заболевания СПИД и ВИЧ Половое и бесполое размножение.. Деление клеток. Бесполое размножение. Митоз | 2 | 2/10 | |
6 | Половое размножение. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 2
| 2/12 | |
| Самостоятельная работа Подготовка реферата (сообщений) по теме: Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение. Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка. Заполнение таблицы, составление схемы. | 4 |
| |
Тема 3.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ |
| Содержание учебного материала: | 18 |
|
7 | Основы генетики. Законы Г. Менделя. Закономерности наследования признаков. Дигибридное скрещивание. Сцепленное с полом наследование. | 2 | 2/14 | |
8 | Генетика пола. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика | 2 | 2/16 | |
9 | Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость (мутационная и комбинативная). Модификационная изменчивость. | 2 | 2/18 | |
10 | Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. | 2 | 2/20 | |
11 | Практическая работа № 2 «Определение генотипа и фенотипа при моногибридном и дигибридном скрещивании» | 2 | 2/22 | |
| Самостоятельная работа - Подготовка реферата(сообщения) по теме: Драматические страницы в истории развития генетики. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении. История происхождения отдельных сортов культурных растений. Биография Менделя - Решение задач | 2 |
| |
Тема 4.
ЭВОЛЮЦИОН НОЕ УЧЕНИЕ |
| Содержание учебного материала: | 18 |
|
12 | История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Искусственный отбор. | 2 | 2/24 | |
13 | Эволюционное учение Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Относительный характер приспособленности. | 2 | 2/26 | |
14 | Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Признаки популяции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). | 2 | 2/28 | |
15 | Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции | 2 | 2/30 | |
16 | Практическая работа № 3 «Изучение изменчивости, приспособленности организмов к среде обитания. Вид и его критерии» | 2 | 2/32 | |
| Самостоятельная работа - Подготовка рефератов (сообщений) по теме: История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных; Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих -Заполнить таблицу «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер», «Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции» - Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании. | 4 |
| |
Тема 5.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ |
| Содержание учебного материала: | 13 |
|
17 | Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. | 2 | 2/34 | |
18 | Положение человека в системе животного мира. Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. | 2 | 2/36 | |
19 | Обобщение и систематизация знаний по темам 4-5 Контрольная работа № 1 | 2 | 2/38 | |
| Самостоятельная работа - Подготовка сообщений по теме: Современные представления о зарождении жизни. Человеческие расы - Составить кроссворд по теме «История развития жизни на Земле» - Заполнение таблиц и схем - Подготовка презентации по теме: «Развитие жизни на Земле» | 4 |
| |
Тема 6.
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ |
| Содержание учебного материала: | 17 |
|
20 | Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 2 | 2/40 | |
21 | Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.
| 2 | 2/42 | |
22 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Глобальные экологические проблемы и пути их решения
| 2 | 2/44 | |
23 | Практическое занятие № 4 Решение экологических задач | 2 | 2/46 | |
| Самостоятельная работа - Подготовка сообщений по теме: Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.- Особо охраняемые природные территории России ъ Подготовка презентаций по темам: Опасность глобальных нарушений в биосфере, озоновые дыры. Кислотные дожди, смоги и их предотвращение. - Подготовить ответы на вопросы | 5 |
| |
Тема 7
БИОНИКА |
| Содержание учебного материала: | 8 |
|
24
| Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных. | 2 | 2/48
| |
Итоговая аттестация | 25 | Обобщение и систематизация знаний | 2 | 2/50 |
|
| Самостоятельная работа обучающихся - Подготовка сообщения по теме «Изобретения» природы, которые еще в древности помогали решать технические задачи» - Заполнить таблицу «Глобальные проблемы человечества» | 2 |
|
|
| Итого | 75 | 50 |
3.1. темы индивидуальных проектов
Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
Альтернативная энергетика.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
Величайшие открытия физики.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
Голография и ее применение.
Дифракция в нашей жизни.
Жидкие кристаллы.
Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
Исаак Ньютон — создатель классической физики.
Использование электроэнергии в транспорте.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
Конструкция и виды лазеров.
Лазерные технологии и их использование.
Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
Модели атома. Опыт Резерфорда.
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Молния — газовый разряд в природных условиях.
Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Нильс Бор — один из создателей современной физики.
Оптические явления в природе.
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
Переменный электрический ток и его применение.
Плазма — четвертое состояние вещества.
Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов.
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Развитие средств связи и радио.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.
Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.
Силы трения.
Современная спутниковая связь.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Трансформаторы.
Ультразвук (получение, свойства, применение).
Фотоэлементы.
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.
Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.
Современные методы обеззараживания воды.
Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.
Использование радиоактивных изотопов в технических целях.
Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.
Плазма — четвертое состояние вещества.•
Аморфные вещества в природе, технике, быту.•
Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).•
Защита озонового экрана от химического загрязнения.•
Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.
Косметические гели.•
Применение суспензий и эмульсий в строительстве.•
Минералы и горные породы как основа литосферы.•
Растворы вокруг нас. Типы растворов.•
Жизнь и деятельность С.Аррениуса.•
Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.•
Серная кислота — «хлеб химической промышленности».•
Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.•
Оксиды и соли как строительные материалы.•
История гипса.•
Поваренная соль как химическое сырье.•
Виртуальное моделирование химических процессов.•
Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.
История получения и производства алюминия.•
Роль металлов в истории человеческой цивилизации.
История отечественной черной металлургии
Современное металлургическое производство.
История отечественной цветной металлургии.
Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.•
История шведской спички.•
Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.
Экологические аспекты использования углеводородного сырья.•
История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.
Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.•
Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.•
Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.•
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.
«Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебного предмета Естествознание
Реализация рабочей программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета и лаборатории
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий
Учебная документация:
- Рабочая учебная программа;
- комплект учебно – методической документации,
Средства обучения для обучающихся:
- Руководство по выполнению практических работ;
- Учебники, учебные пособия;
Учебно-методическая литература для преподавателя.
Электронные учебники.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Раздел Физика
Основные источники:
Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. https://11klasov.com/13651-uchebnik-fizika-10-klass-mjakishev.html
Физика 11 класс. Классический уровень - Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Чаругин В.М, Парфентьева Н.А
https://11klasov.com/14446-fizika-11-klass-klassicheskij-uroven-mjakishev-gja-buhovcev-bb-charugin-vm-parfenteva-na.html
Физика. А.П. Рымкевич. Задачник 10-11 классы
https://www.fizika-express.ru/fizika-rymkevich-zadachnik-
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественного-научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф.обр.
https://docplayer.ru/27547639-Fizika-dlya-professiy-i-specialnostey-tehnicheskogo-i-estestvenno-nauchnogo-profiley-nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie.html
Дополнительные источники:
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для образовательных учреждений начального и среднего проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.
Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. Сборник задач. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.
Интернет-ресурсы:
Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ email:[email protected]; www.sgutv.ru
Физика в анимациях. Десять анимаций по основным разделам физики.
https://www.vascak.cz/physicsanimations.php?l=ru
Тесты по физике. Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.
http:// physics-regelman.com/
Чудеса своими руками. Описание интересных простых опытов по физике. https://olympiad.skyteach.ru/trainer
Раздел Химия
Основные источники:
1. Габриелян, О. С. Химия [Текст]: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 12-е изд., стер. М.: «Академия», 2014. - 334с.: ил., табл. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр.: с. 332
2. Химия. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. для профессий и специальностей технического профиля. Учебник. Профессиональное образование
Дополнительные источники:
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека по химии http://www.chem.msu.su/ (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.hemi.wallst.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Образовательный сайт для школьников www.alhimikov.net (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Журнал «Химия в школе www.hvsh.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Российская электронная школа [Интернет-портал] URL https://resh.edu.ru/ (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Журнал «Химия и жизнь» www.hij.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)
Сервис для создания интерактивных заданий [Интернет-портал] URL
https://learningapps.org/ (Дата обращения 29.09.2022)
Электронный журнал «Химики и химия» www.chemistry-chemists.com (Дата обращения 29.09.2022)
Раздел Биология
Основные источники:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология, 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012
Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов
профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО М 2017.
Дополнительные источники:
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
Интернет-ресурсы:
Биология в Открытом колледже. On-line тесты. http://biology.ru (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Вся биология – Современная биология, научные обзоры, новости науки https://sbio.info/?ysclid (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Учебные материалы https://sbio.info/materials/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Основы биологии https://biology.su/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Биология в вопросах и ответах https://biootvet.ru/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Российская электронная школа [Интернет-портал] URL https://resh.edu.ru/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)
Автор: Архипова Антонина Петровна, Толокнова Светлана Анатольевна
Дата: 29.01.2023
Номер свидетельства: 624346
Пожалуйста, введите ваш Email.
Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться
* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт