kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины одп.03 естествознание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УД Естествознание для профессий СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины одп.03 естествознание»

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДП.03 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ



Профессия: 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)














2022 г.


Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

«27» августа 2022 г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

«28» августа 2022 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 2023г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 2023г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

« ___ » _________________ 2024г.

Председатель __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор техникума

________________________________

« ___ » __________________ 2024г.













Рабочая программа учебной дисциплины Естествознание составлена в соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413




Организация-разработчик: ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»


Разработчики: Архипова Антонина Петровна, Толокнова Светлана Анатольевна, преподаватели ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»














ОГЛАВЛЕНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО предмета

4

2. Содержание УЧЕБНОГО предмета

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4.условия реализации программы УЧЕБНОГО предмета

6

14

33





1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

 1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебного предмета «Естествознание» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессии 13.01.10. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Предмет входит в общеобразовательный цикл и относится к предметам из обязательных предметных областей, изучается на профильном уровне.

1.3. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностные результаты должны отражать:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Метапредметные результаты должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Требования к предметным результатам освоения профильного курса должны отражать:

  • сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

  • сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

  • сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

  • владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

  • сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.










2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Видучебной работы

Всего

по

разделам

Физика

объем часов

Химия

Объем часов

Биология

Объем часов

Максимальнаяучебнаянагрузка(всего)

411

165

171

75

Обязательная аудиторная учебная

Нагрузка (всего)

274

110

114

50

Втомчисле:





Лабораторные работы

40

30

10

-

Практические занятия

22

14


8

Контрольные работы

12

4

4

4

Самостоятельная работа

137

55

57

25

Промежуточная аттестация в форме экзамена

6






2.2 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКА

Введение

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование явлений и процессов природы. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. 

Механика

Основы кинематики. Кинематические характеристики механического движения. Система отсчета. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение.

Основы динамики. Масса и сила. Взаимодействие тел. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Силы природы. Закон Всемирного тяготения.

Законы сохранения в механике. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.

Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

Молекулярная физика и термодинамика

Основы молекулярной физики. Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики. Экспериментальные доказательства МКТ. Масса и размеры молекул. Броуновское движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа.

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей.  Модель строения твердых тел.

Основы термодинамики

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые машины и их применение.

Электродинамика

Электростатика. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического зарядаЗакон Кулона. Электростатическое поле и его основные характеристики.

Законы постоянного тока. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, сопротивление. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для участка цепи.

Магнитное поле и электромагнитная индукция. Вектор магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

Колебания и волны

Электромагнитные колебания и волны. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн.

Световые волны. Законы отражения и преломления света. Волновые свойства света. Скорость света. Практическое применение электромагнитных излучений.

Строение атома и квантовая физика.

Световые кванты. Предмет и задачи квантовой физики. Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А. Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. 

Атомная физика и физика атомного ядра

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Радиоактивность. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Поглощение и испускание света атомом. Спектры. Спектральные аппараты. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.


Содержание учебного предмета ХИМИЯ

1. Общая и неорганическая химия

Тема 1.1. «Основные понятия и законы химии»

Состав вещества. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса.

Основные законы. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Тема 1.2. «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атома»

Атом – сложная частица. Состав атомного ядра – нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно- волновой дуализм частиц микромира.

Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Открытие Периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И.В. Деберейнера, А.Э. Шанкуртуа, Дж.А. Ньюлендса, Л.Ю. Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона.

Периодический закон и строение атома. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

Тема 1.3. «Строение вещества»

Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная.

Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: - и -связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками.

Ионная химическая связь, как крайний случай ковалентной полярной связи Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.

Металлическая химическая связь, как особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами.

Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров.

1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.

Тема 1.5. «Химические реакции»

Содержание учебного материала: классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Понятие об электролизе. Электролиз расплавов. Электролиз растворов.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

Тема 1.6. «Классификация неорганических веществ»

Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.

Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.

Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Тема 1.7. «Металлы и неметаллы»

Содержание учебного материала: металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Раздел 2. «Органическая химия»

Тема 2.1. «Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений»

Содержание учебного материала: предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.

Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации.


Тема 2.2. «Углеводороды и их природные источники»

Содержание учебного материала: алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.

Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение. Тримеризация ацетилена в бензол.

Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Понятие об экстракции. Восстановление нитробензола в анилин. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Основные направления промышленной переработки природного газа. Попутный нефтяной газ, его переработка. Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива. Коксохимическое производство и его продукция.

Тема 2.3. «Кислородсодержащие органические соединения»

Содержание учебного материала: спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза  полисахарид

Тема 2.4. «Азотсодержащие органические соединения. Полимеры»

Содержание учебного материала: амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. Белки. Белки природные биополимеры. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

Содержание учебного предмета БИОЛОГИЯ

Введение

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

Учение о клетке

Химическая организация клетки. Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Митоз. Цитокинез

Организм. размножение и индивидуальное развитие организмов

Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие организмов Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов.

Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Основы генетики и селекции

Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник науки генетика. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимо-действие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная, или ненаследтвенная, изменчивость. Генетика человека. Генетика и медицина. Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика популяций.

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Эволюционное учение

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии. Популяция

– структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

История развития жизни на земле. Происхождение человека

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его организация. Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.

Критика расизма.

Основы экологии

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным, и их сообществам) и их охрана.

Бионика

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Бионика рассматривает особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.



3. Тематический план предмета Естествознание

Физика



Наименование разделов и тем

урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Накопля емость часов


1


2

3

4


Введение


1

Физика - наука о природе. Естественно – научный метод познания, его возможности и границы применимости. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физические законы. Основные элементы физической картины мира.

2

2/2


Раздел 1. Механика

24

-


Тема 1.1.

Основы кинематики


Содержание учебного материала




2


Относительность механического движения. Системы отсчета.

Характеристики механического движения: перемещение, скорость, ускорение.

2


2/4



3

Виды движения (равномерное, равноускоренное и криволинейное) и их графическое описание. Центростремительное ускорение.

2


2/6


4

Практикум по решению задач: «Основы кинематики».

2

2/8


5

Лабораторная работа № 1. Изучение равноускоренного движения (интерактивная лабораторная работа)

2


2/10



-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над индивидуальным проектом. Решение задач по кинематике, составление кроссворда по теме «Кинематика» Доклад «Физика наука о природе»

4



Тема 1.2.

Основы динамики


Содержание учебного материала




6


Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона.

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Вес тела. Невесомость.

2


2/12


7

Практикум по решению задач: «Основы динамики».

2

2/14


-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над индивидуальным проектом; решение задач; подготовка докладов по темам

  • Гравитация; Открытие законов динамики

2

-


Тема 1.3.

Законы сохранения в механике


Содержание учебного материала




8

Закон сохранения импульса и реактивное движение.

Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

2


2/16



-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над индивидуальным проектом. Конспект темы «Законы сохранения в механических процессах», решение задач

3

-


Тема 1.4.

Механические колебания и волны


Содержание учебного материала




9

Механические колебания. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний.

Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

2


2/18


10

Механические волны. Свойства механических волн. Длина волны. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

2

2/20


11

Лабораторная работа № 2. Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити (интерактивная лабораторная работа).

2

2/22


12

Лабораторная работа № 3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника

2

2/24


13

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 1 «Механика»

2

2/26


-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к выполнению контрольной работы, лабораторной работы; оформление отчета лабораторной работы. Доклад «Звуковые волны», «Ультразвук и инфразвук». Работа над индивидуальным проектом.

4



Раздел 2. Молекулярная физика. Термодинамика

28

-


Тема 2.1.

Основы молекулярно-кинетической теории


Содержание учебного материала




14


История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул.

Тепловое равновесие. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии частиц.

2


2/28





15

Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул газа.

2

2/30








Тема 2.2.

Свойства паров, жидкостей, твердых тел


Содержание учебного материала




16

Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы. Газовые законы.

2

2/32


17

Практикум по решению задач: «Основы МКТ»

2

2/34


18

Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменения агрегатных состояний вещества.

2

2/36


19

Лабораторная работа № 4. Наблюдение роста кристаллов из раствора

2

2/38


20

Лабораторная работа № 5. Опытная проверка закона Гей-Люссака

2

2/40


21

Лабораторная работа № 6. Измерение относительной влажности воздуха.

2

2/42


22

Лабораторная работа № 7. Измерение модуля упругости материала

2

2/44


23

Лабораторная работа № 8. Измерение объема твердого тела (виртуальная лабораторная работа)

2

2/46


-

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по теме «Основы МКТ». Работа с графиками изопроцессов.

Подготовка к выполнению контрольной работы и тестов; подготовка к лабораторным работам. Оформление отчета лабораторных работ. Подготовка доклада по теме «Значение влажности воздуха для здоровья человека». Работа над индивидуальным проектом.

10

-


Тема 2.3.

Основы термодинамики


Содержание учебного материала




24

Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов.

Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей. Охрана окружающей среды.

2


2/48


25

Лабораторная работа № 9. Изучение явления теплообмена (интерактивная лабораторная работа)

2

2/50


26

Практикум по решению задач: «Основы термодинамики».

2

2/52


27

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа № 2 «Основы МКТ и термодинамика»

2


2/54



-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над индивидуальным проектом. Презентация «Экологические проблемы тепловых двигателей». Решение задач на вычисление КПД ДВС, внутренней энергии; подготовка к контрольной работе

4

-


Раздел 3. Электродинамика

32

-


Тема 3.1.

Электростатика


Содержание учебного материала




28

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

2


2/56



29


Электрическое поле. Напряженность поля.

Потенциал поля. Разность потенциалов. Связь между напряжением и напряженностью электростатического поля.

2

2/58


30

Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Электрическая емкость. Конденсаторы.

Практикум по решению задач: «Электростатика».

2


2/60



Тема 3.2.

Законы постоянного тока


Содержание учебного материала




31

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

2


2/62



32

ЭДС источника тока. Закон Ома для полной цепи.

Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Мощность электрического тока.

2

2/64



33

Лабораторная работа № 10. Изучение закона Ома (интерактивная работа)

2

2/66


34

Лабораторная работа № 11. Изучение параллельного и последовательного соединения проводников

2

2/68



35

Лабораторная работа № 12. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

2

2/70


-

Самостоятельная работа обучающихся: Работа над индивидуальным проектом.

Выполнение упражнений по теме: «Параметры электрического поля»

Конспект «Сверхпроводимость», «Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы». Оформление отчета лабораторной работы.

Доклады по темам:

  • Электрический ток в газах;

  • Электролиз и его применение;

  • Транзисторы. Термисторы. Резисторы

  • Плазма, свойства плазмы

8

-


Тема 3.3.

Магнитное поле и

электромагнитная индукция


Содержание учебного материала




36

Магнитное поле. Магнитная индукция. Сила Ампера. Сила Лоренца.

Магнитные свойства вещества

Практикум по решению задач: «Магнитное поле».

2


2/72




Содержание учебного материала


-


37

Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца.

Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

2


2/74


38

Лабораторная работа № 13. Изучение явления электромагнитной индукции.

2

2/76


39

Практикум по решению задач: «Электромагнитная индукция».

Контрольная работа № 3 «Электромагнетизм и электромагнитная индукция»

2


2/78


-

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад по теме «Магнитные свойства вещества. Ферромагнетики»

Решение задач по теме «Закон ЭМИ». Подготовка к контрольной работе.

Оформление отчета лабораторной работы. Работа над индивидуальным проектом

4



Тема 4. Колебания и волны

22



Тема 4.1.

Электромагнитные колебания и


электромагнитные волны



Содержание учебного материала




40

Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Формула Томсона.

2


2/80



41

Переменный ток. Трансформатор. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы энергосбережения. Техника безопасности в обращении с электрическим током.

2

2/82



42

Практикум по решению задач: «Электромагнитные колебания», защита презентации.

2

2/84



-

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа над индивидуальным проектом. Презентации (реферат) «Яйвинская ГРЭС», «Энергетика Прикамья». Сообщение на тему «Проблемы энергосбережения»

2

-



Тема 4.2

Световые волны


Содержание учебного материала




43

Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Основные источники ЭМП. Скорость электромагнитных волн.

Принципы радиосвязи. Радиолокация.

2


2/86



-

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентации «Влияние ЭМП на здоровье человека», «Влияние ЭМП сотового телефона на здоровье».

Сообщение «Источники ЭМП»

Работа над индивидуальным проектом

2




Содержание учебного материала




44

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

2


2/88



45

Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света.

2

2/90


46

Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения.

2

2/92


47

Лабораторная работа № 14. Измерение длины световой волны.

2

2/94


48

Лабораторная работа № 15. Определение показателя преломления стекла

2

2/96


-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение отдельных тем,  вынесенных на самостоятельное рассмотрение;   подготовка к выполнению контрольных работ и тестов;

разработка презентаций по темам «Рентгеновское излучение и его применение», «Свойства инфракрасного и ультрафиолетового излучений». Оформление отчета лабораторной работы. Работа над индивидуальным проектом

6


Раздел 5. Строение атома и квантовая физика


-


Тема 5.1.

Световые кванты



Содержание учебного материала



49



Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект и его законы. Фотон. Волновые и корпускулярные свойства света.

Давление света. Химическое действие света. Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта.

Практикум по решению задач: «Световые кванты».

2

2/98



Тема 5.2.

Атомная физика

и физика атомного ядра


Содержание учебного материала



50


Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Опыты Резерфорда. Поглощение и испускание света атомом.

Спектры. Спектральные аппараты. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.

2


2/100



Содержание учебного материала



51


Строение атомного ядра. Энергия связи. Связь массы и энергии. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерная энергетика. Ядерное оружие. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы.

2


2/102




2/104

-

52

Практикум по решению задач: «Состав атомного ядра. Энергия связи».

Контрольная работа № 4 «Квантовая физика и строение атома»

2

-

Самостоятельная работа обучающихся:

повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации;

подготовка сообщений по темам:

  • Спектральный анализ

  • Применение лазеров в промышленности (в медицине)

Составление кроссворда по теме «Спектры». Работа над индивидуальным проектом.

4


Обобщающее повторение




53 Подготовка к экзамену. Повторение основных законов физики

2/106

2/110


54 Подготовка к экзамену. Повторение основных законов физики

2/108


55 Подготовка к экзамену. Решение задач

2/110


Самостоятельная работа обучающихся:

повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной аттестации

3



Всего:

165

165

110





Раздел Химия


Наименование разделов и тем

№ урока

Содержание учебного материала, работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Накопляемость часов




Раздел 1. Общая и неорганическая химия(84ч)





Введение



1.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Значение химии при освоении профессий СПО профиля профессионального образования.


2


2/2



Тема 1.1

Основные понятия и законы

Содержание учебного материала:

14



2

Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Относительные атомная и молекулярная массы.

2

2/4


3

Основные законы химии.

2

2/6



4

Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.


2


2/8


5

Решение задач по основным законам химии.

2

2/10


Самостоятельная работа обучающихся:

(решение задач): Молярный объём, закон постоянства состава вещества, закон сохранения массы вещества.

6




Тема 1.2.

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

Содержание учебного материала:

16




6.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева.


2


2/12


7.

Строение атома и Периодический закон Д.И.Менделеева. Атом — сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка.

2

2/14


8.

Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов).

2

2/16


9

Современная формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

2

2/18


10

Обобщение и систематизация знаний по теме 1.2.

Контрольная работа №1

2

2/20


Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева»

«Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине»

«Радиоактивность. Использование радиоактивных изотопов в технических целях»

Выполнение упражнений:характеристика элемента по положению в ПС Д.И. Менделеева

6




Тема1.3.

Строение вещества

Содержание учебного материала:

16



11.

Строение вещества. Типы химической связи.

Определение типов химической связи.

2

2/22


12

Механизм образования ионной и ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный).

2

2/24



13.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь.


2


2/26


14.

Чистые вещества и смеси.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.


2/28


15.

Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

2

2/30


16.

Выполнение упражнений на определение видов химической связи.

Решение задач на массовую долю примесей.

2

2/32



Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение):

- Жидкие кристаллы.

- Минералы и горные породы как природные смеси.

- Эмульсии и суспензии.

Работа над индивидуальным проектом

6





Тема1.4.

Вода.

Растворы

Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала:

14



17.

Вода. Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества.


2


2/34


18.

Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация.

2

2/36


19.

Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Степень электролитической диссоциации.


2/38


20.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.


2/40


21.

Лабораторная работа № 1 «Приготовление раствора заданной концентрации».

Лабораторная работа №2 Реакции ионного обмена

2

2/42



Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение):

- Растворы вокруг нас.

- Грубодисперсные системы, их классификации и использование в профессиональной деятельности.

- Жесткость воды и способы ее устранения

Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

8





Тема1.5.

Химические реакции.

Содержание учебного материала:

19




22

Химическая реакция и их классификация.

Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.


2


2/44


23

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление


2/46


24

Степень окисления. Метод электронного баланса

2

2/48


25

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса

2

2/50


26

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость.

2

2/52


27

Обратимость химических процессов.

Химическое равновесие и способы его смещения.

2

2/54


28

Обобщение и систематизация знаний по темам 1.4. и 1.5.

Решение задач по теме 1.5.

2

2/56



Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение):

- Практическое применение электролиза.

- Гальванопластика.

- Реакции горения в быту и на производстве.

Выполнение упражнений на определение степеней окисления и расстановки коэффициентов методом электронного баланса

7



Тема 1.6.

Классификация неорганических соединений

Содержание учебного материала:

19



29.

Классификация неорганических соединений. Кислоты и их свойства.

2

2/58



30.

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

2

2/60


31.

Основания и их свойства.

2

2/62


32

Оксиды и их свойства.

2

2/64


33

Соли и их свойства.

2

2/66


34

Гидролиз солей. Лабораторный опыт «Гидролиз солей различного типа».

2

2/68


35

Генетическая связь между классами неорганических соединений

2

2/70



Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение):

- Оксиды и соли как строительные материалы.

- Кислоты для нужд производства.

- Гашеная и негашеная известь, их применение в строительстве.

- Гипс и алебастр, гипсование.

Написание уравнений по схеме превращения

5



Тема 1.7.

Металлы и неметаллы.

Содержание учебного материала:

10


36.

Металлы, их физические и химические свойства. Общие способы получения металлов. Металлургия, сплавы


2

2/72

37.

Неметаллы. Свойства неметаллов. Галогены. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

2

2/74


38

Лабораторная работа № 3 Химические свойства металлов

2

2/76


39.

Контрольная работа № 2 по общей и неорганической химии

2

2/78


Самостоятельная работа обучающихся (реферат):

- Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

- Роль металлов в современной технике

- Силикатная промышленность. Производство серной кислоты.

4




РАЗДЕЛ 2. Органическая химия(38ч)



Тема 2.1.

Основные понятия органической химии

Содержание учебного материала:

15



40.

Предмет органической химии. Особенности строения органических соединений. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.


2


2/80


41.

Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи).

Классификация органических соединений. Классификация реакций в органической химии.


2


2/82

42.

Основные направления развития теории строения А.М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды.

2

2/84

43.

Лабораторная работа № 4 Изготовление моделей молекул органических веществ. Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

2

2/86


Самостоятельная работа обучающихся (сообщение)

Жизнь и деятельность А.М.Бутлерова.

Понятия: изомер, гомолог (конспект)

Составление структурных формул изомеров и гомологов.

7



Тема2.2

Углеводороды и их природные источники.

Содержание учебного материала:

16


44.

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.

Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

2

2/88

45.

Алкены и алкины. Каучуки. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена.

2

2/90

46.

Арены. Бензол. Химические свойства и применение бензола. Природные источники углеводородов

2

2/92

47.

Контрольная работа № 3

2

2/94


Самостоятельная работа обучающихся (сообщение):

- Экологические аспекты использования углеводородного сырья.

- Углеводородное топливо, его виды и назначения.

- Основные направления промышленной переработки природного газа.

- Попутный нефтяной газ, его переработка.

- Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг.

- Октановое число бензинов и цетановое число дизельного топлива.

- Коксохимическое производство и его продукция.

Упражнения (Составление структурных формул углеводородов)

Работа над индивидуальным проектом

8




Тема 2.3.

Кислород содержащие органические соединения.

Содержание учебного материала:

18


48.

Спирты. Строение, свойства и применение. Глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты.

Фенол. Физические и химические свойства фенола.

2

2/96



49.

Альдегиды. Формальдегид и его свойства. Строение. Получение и применение. Карбоновые кислоты.

2

2/98



50.

Сложные эфиры и жиры. Химические свойства жиров. Мыла.

2

2/100

51.

Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза. Значение углеводов.

2

2/102

52.

Лабораторная работа № 5 «Свойства спиртов и фенола»

Лабораторная работа № 6 «Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений.»

2

2/104


Самостоятельная работа обучающихся (реферат, сообщение)

- Углеводы и их роль в живой природе.

- Этанол: величайшее благо и страшное зло.

- Пленкообразующие масла.

- Замена жиров в технике непищевым сырьем.

- Синтетические моющие средства.

- Применение ацетона в технике и промышленности.

Работа над индивидуальным проектом

8



Тема 2.4.

Азотосодержащие органические соединения. Полимеры.

Содержание учебного материала:

12



53.

Амины. Алифатические амины. Анилин. Получение и применение анилина. Аминокислоты. Свойства. Применение.

2

2/106

54.

Белки, их структура и свойства.

2

2/108

55.

Пластмассы. Получение полимеров. Представители пластмасс. Волокна, их классификация.

2

2/110

56.

Лабораторная работа № 7 Распознавание пластмасс и волокон


2/112


57.

Систематизация и обобщение знаний

2

2/114



Самостоятельная работа обучающихся (сообщения):

- Аминокислоты-амфотерные органические соединения.

- Биологические функции белков.

- Химия и биология нуклеиновых кислот

4



Всего:

171

114



Раздел Биология


Наименование разделов и тем

урока

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Накопляемость

часов

1

2

3

4

5

Введение

1

Предмет и задачи общей биологии, ее значение и роль. Признаки живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция

2

2/2



Тема 1.


УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ



Содержание учебного материала:

18


2

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

Практическое занятие 1. Сравнение строения клеток растений и животных.

2

2/4

3

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Биосинтез белка.

2

2/6

4

Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Значение

2

2/8


Самостоятельная работа

1. Подготовка сообщений по теме:

  • Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  • Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

  • Неклеточные формы жизни

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

Заполнение таблиц, схем

Составление кроссворда «Химическая организация клетки»

4














Тема 2.


ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ


Содержание учебного материала:

16


5

Разнообразие организмов. Вирусы. Заболевания СПИД и ВИЧ Половое и бесполое размножение.. Деление клеток. Бесполое размножение. Митоз

2

2/10

6

Половое размножение. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов. Онтогенез. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2


2/12


Самостоятельная работа

Подготовка реферата (сообщений) по теме:

  • Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

  • Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

  • Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

Заполнение таблицы, составление схемы.

4



Тема 3.


ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ


Содержание учебного материала:

18


7

Основы генетики. Законы Г. Менделя. Закономерности наследования признаков. Дигибридное скрещивание. Сцепленное с полом наследование.

2

2/14

8

Генетика пола. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

2

2/16

9

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость (мутационная и комбинативная). Модификационная изменчивость.

2

2/18

10

Генетика – теоретическая основа селекции. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

2

2/20

11

Практическая работа № 2 «Определение генотипа и фенотипа при моногибридном и дигибридном скрещивании»

2

2/22


Самостоятельная работа

- Подготовка реферата(сообщения) по теме:

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  • История происхождения отдельных сортов культурных растений.

  • Биография Менделя

- Решение задач

2










Тема 4.



ЭВОЛЮЦИОН

НОЕ УЧЕНИЕ


Содержание учебного материала:

18


12

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Искусственный отбор.

2

2/24

13

Эволюционное учение Ч. Дарвина. Борьба за существование. Виды борьбы за существование. Естественный отбор. Относительный характер приспособленности.

2

2/26

14

Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Признаки популяции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

2

2/28

15

Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции

2

2/30

16

Практическая работа № 3 «Изучение изменчивости, приспособленности организмов к среде обитания. Вид и его критерии»

2

2/32


Самостоятельная работа

- Подготовка рефератов (сообщений) по теме:

    • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

    • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

    • Эволюция растений от папоротникообразных до покрытосеменных;

    • Эволюция животных от земноводных до современных млекопитающих

-Заполнить таблицу «Приспособленность организмов к условиям среды обитания и ее относительный характер», «Сравнительная характеристика микроэволюции и макроэволюции»

- Оформление опорного конспекта: волны жизни и современные представления о видообразовании.


4






Тема 5.


ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ


Содержание учебного материала:

13


17

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

2

2/34

18

Положение человека в системе животного мира. Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

2

2/36

19

Обобщение и систематизация знаний по темам 4-5

Контрольная работа № 1

2

2/38


Самостоятельная работа

- Подготовка сообщений по теме:

  • Современные представления о зарождении жизни.

  • Человеческие расы

- Составить кроссворд по теме «История развития жизни на Земле»

- Заполнение таблиц и схем

- Подготовка презентации по теме: «Развитие жизни на Земле»

4










Тема 6.




ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ


Содержание учебного материала:

17


20

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2

2/40

21

Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме.


2

2/42

22

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Глобальные экологические проблемы и пути их решения


2

2/44

23

Практическое занятие № 4 Решение экологических задач

2

2/46


Самостоятельная работа

- Подготовка сообщений по теме:

    • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

    • Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

    • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.-

    • Особо охраняемые природные территории России ъ

Подготовка презентаций по темам:

  1. Опасность глобальных нарушений в биосфере, озоновые дыры.

  2. Кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

- Подготовить ответы на вопросы

5



Тема 7


БИОНИКА


Содержание учебного материала:

8


24


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

2

2/48


Итоговая аттестация

25

Обобщение и систематизация знаний

2

2/50



Самостоятельная работа обучающихся

- Подготовка сообщения по теме «Изобретения» природы, которые еще в древности помогали решать технические задачи»

- Заполнить таблицу «Глобальные проблемы человечества»

2




Итого

75

50


3.1. темы индивидуальных проектов
  • Александр Григорьевич Столетов — русский физик.

  • Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.

  • Альтернативная энергетика.

  • Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.

  • Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.

  • Величайшие открытия физики.

  • Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.

  • Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.

  • Галилео Галилей — основатель точного естествознания.

  • Голография и ее применение.

  • Дифракция в нашей жизни.

  • Жидкие кристаллы.

  • Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.

  • Исаак Ньютон — создатель классической физики.

  • Использование электроэнергии в транспорте.

  • Классификация и характеристики элементарных частиц.

  • Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.

  • Конструкция и виды лазеров.

  • Лазерные технологии и их использование.

  • Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.

  • Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.

  • Модели атома. Опыт Резерфорда.

  • Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.

  • Молния — газовый разряд в природных условиях.

  • Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.

  • Нильс Бор — один из создателей современной физики.

  • Оптические явления в природе.

  • Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.

  • Переменный электрический ток и его применение.

  • Плазма — четвертое состояние вещества.

  • Применение жидких кристаллов в промышленности.

  • Применение ядерных реакторов.

  • Природа ферромагнетизма.

  • Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.

  • Производство, передача и использование электроэнергии.

  • Развитие средств связи и радио.

  • Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.

  • Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.

  • Роль К. Э. Циолковского в развитии космонавтики.

  • Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-космической техники.

  • Силы трения.

  • Современная спутниковая связь.

  • Современная физическая картина мира.

  • Современные средства связи.

  • Трансформаторы.

  • Ультразвук (получение, свойства, применение).

  • Фотоэлементы.

  • Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.

  • Экологические проблемы и возможные пути их решения.

  • Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.

  • Биотехнология и генная инженерия — технологии XXI века.

  • Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации.

  • Современные методы обеззараживания воды.

  • Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.

  • Синтез 114-го элемента — триумф российских физиков-ядерщиков.

  • Использование радиоактивных изотопов в технических целях.

  • Рентгеновское излучение и его использование в технике и медицине.

  • Плазма — четвертое состояние вещества.•

  • Аморфные вещества в природе, технике, быту.•

  • Применение твердого и газообразного оксида углерода (IV).•

  • Защита озонового экрана от химического загрязнения.•

  • Грубодисперсные системы, их классификация и использование в профессиональной деятельности.

  • Косметические гели.•

  • Применение суспензий и эмульсий в строительстве.•

  • Минералы и горные породы как основа литосферы.•

  • Растворы вокруг нас. Типы растворов.•

  • Жизнь и деятельность С.Аррениуса.•

  • Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.•

  • Серная кислота — «хлеб химической промышленности».•

  • Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля.•

  • Оксиды и соли как строительные материалы.•

  • История гипса.•

  • Поваренная соль как химическое сырье.•

  • Виртуальное моделирование химических процессов.•

  • Практическое применение электролиза: рафинирование, гальванопластика, гальваностегия.

  • История получения и производства алюминия.•

  • Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

  • История отечественной черной металлургии

  • Современное металлургическое производство.

  • История отечественной цветной металлургии.

  • Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.•

  • История шведской спички.•

  • Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии.

  • Экологические аспекты использования углеводородного сырья.•

  • История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации.

  • Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия.•

  • Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.•

  • Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.•

  • Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

  • Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  • Драматические страницы в истории развития генетики.

  • Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  • История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

  • «Система природы» К.Линнея и её значение для развития биологии.

  • Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  • Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка различных гипотез происхождения

  • Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

  • Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  • Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов

  • Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

  • Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  • Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

  • Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

  • Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

  • Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

  • Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

  • Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

  • Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

  • Рациональное использование и охрана невозобновляемых природных ресурсов (на конкретных примерах).

  • Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

  • Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения

















4. условия реализации программы предмета


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению учебного предмета Естествознание

Реализация рабочей программы учебного предмета требует наличия учебного кабинета и лаборатории

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий

Учебная документация:

- Рабочая учебная программа;

- комплект учебно – методической документации,

Средства обучения для обучающихся:

- Руководство по выполнению практических работ;

- Учебники, учебные пособия;

Учебно-методическая литература для преподавателя.

Электронные учебники.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор


























4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Раздел Физика

Основные источники:

  • Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. https://11klasov.com/13651-uchebnik-fizika-10-klass-mjakishev.html

  • Физика 11 класс. Классический уровень - Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б., Чаругин В.М, Парфентьева Н.А

https://11klasov.com/14446-fizika-11-klass-klassicheskij-uroven-mjakishev-gja-buhovcev-bb-charugin-vm-parfenteva-na.html

  • Физика. А.П. Рымкевич. Задачник 10-11 классы

https://www.fizika-express.ru/fizika-rymkevich-zadachnik-

  • Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественного-научного профилей: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф.обр.

https://docplayer.ru/27547639-Fizika-dlya-professiy-i-specialnostey-tehnicheskogo-i-estestvenno-nauchnogo-profiley-nachalnoe-i-srednee-professionalnoe-obrazovanie.html


Дополнительные источники:

  • Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для образовательных учреждений начального и среднего проф. Образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2017.

  • Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  • Трофимова Т.И. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей. Сборник задач. - М.: Издательский центр «Академия», 2016.

Интернет-ресурсы:

  • Школьный физический эксперимент. СГУ ТВ email:[email protected]; www.sgutv.ru

  • Физика в анимациях. Десять анимаций по основным разделам физики.

  • https://www.vascak.cz/physicsanimations.php?l=ru

  • Тесты по физике. Обучающие тесты по физике В. И. Регельмана.

http:// physics-regelman.com/

  • Чудеса своими руками. Описание интересных простых опытов по физике. https://olympiad.skyteach.ru/trainer


Раздел Химия

Основные источники:

1. Габриелян, О. С. Химия [Текст]: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. - 12-е изд., стер. М.: «Академия», 2014. - 334с.: ил., табл. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр.: с. 332

2. Химия. О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. для профессий и специальностей технического профиля. Учебник. Профессиональное образование

Дополнительные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.

  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.

  3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.

  4. Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная библиотека по химии http://www.chem.msu.su/ (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  2. Образовательный сайт для школьников «Химия»). www.hemi.wallst.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  3. Образовательный сайт для школьников www.alhimikov.net (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  4. Журнал «Химия в школе www.hvsh.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  5. Российская электронная школа [Интернет-портал] URL https://resh.edu.ru/ (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  6. Журнал «Химия и жизнь» www.hij.ru (Дата обращения 29.09.2022 г.)

  7. Сервис для создания интерактивных заданий [Интернет-портал] URL

https://learningapps.org/ (Дата обращения 29.09.2022)

  1. Электронный журнал «Химики и химия» www.chemistry-chemists.com (Дата обращения 29.09.2022)

Раздел Биология

Основные источники:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Биология, 10-11 класс. Общая биология. – М.: 2012

  2. Паршутина Л.А. Естествознание. Биология: учебник для студентов

профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО М 2017.

Дополнительные источники:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.

  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Интернет-ресурсы:

  1. Биология в Открытом колледже. On-line тесты. http://biology.ru (Дата обращения 21.10.2022 г.)

  2. Вся биология – Современная биология, научные обзоры, новости науки https://sbio.info/?ysclid (Дата обращения 21.10.2022 г.)

  3. Учебные материалы https://sbio.info/materials/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)

  4. Основы биологии https://biology.su/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)

  5. Биология в вопросах и ответах https://biootvet.ru/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)

  6. Российская электронная школа [Интернет-портал] URL https://resh.edu.ru/ (Дата обращения 21.10.2022 г.)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины одп.03 естествознание

Автор: Архипова Антонина Петровна, Толокнова Светлана Анатольевна

Дата: 29.01.2023

Номер свидетельства: 624346


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства