kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас профориентационной деятельностью занимаются все заинтересованные стороны и школа, и ВУЗы, и работодатели, и родители конечно же тоже. Однако сигналы участников процесса у всех разные: родители желают своим детям престижные, высокооплачиваемые должности, сами дети хотят работать там, где полегче или где модно, ВУЗы ориентируются в первую очередь на абитуриентов, готовых в будущем продолжить своё образование в магистратуре и аспирантуре, а работодатели заинтересованы на решении своих, зачастую узконаправленных задач. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и адаптироваться на рынке труда, сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Но, порой, недостаточная осведомлённость обучающихся о специализации высших, средних профессиональных учебных заведений, неумение адекватно оценить собственные способности и отсутствие устойчивых интересов, может помешать профессиональному самоопределению подростка. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка. 

Просмотр содержимого документа
«Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников.»

Профориентация на уроках химии и биологии, как одно из условий успешной социализации выпускников.


Часто ребенок сталкивается с вопросами: Зачем мне надо учиться? Для чего я хожу в школу? Мне кажется в школе много лишних предметов. Родители могут усугублять ситуацию: еще больше загружать ребенка дополнительными занятиями в кружках и секциях, а в результате может произойти эмоциональное выгорание ребенка. Эти проблемы характерны для любого возраста школьника.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимыми нами исследованиями лишь 10-15% обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: "Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо". Это действительно серьезная проблема, которую, так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии "хорошо-плохо". Это в корне неправильно!

Сейчас профориентационной деятельностью занимаются все заинтересованные стороны и школа, и ВУЗы, и работодатели, и родители конечно же тоже. Однако сигналы участников процесса у всех разные: родители желают своим детям престижные, высокооплачиваемые должности, сами дети хотят работать там, где полегче или где модно, ВУЗы ориентируются в первую очередь на абитуриентов, готовых в будущем продолжить своё образование в магистратуре и аспирантуре, а работодатели заинтересованы на решении своих, зачастую узконаправленных задач. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и адаптироваться на рынке труда, сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям здоровья, ценностным установкам и, наконец, требованиям, которые предъявляет профессия к личности кандидата. Но, порой, недостаточная осведомлённость обучающихся о специализации высших, средних профессиональных учебных заведений, неумение адекватно оценить собственные способности и отсутствие устойчивых интересов, может помешать профессиональному самоопределению подростка. И здесь важно вовремя сориентировать ребенка. 

В жизни каждого ребенка существует немало ключевых этапов: адаптация в детском саду, школе, становление собственной личности, осознание своего места в современном обществе. Наряду с этим можно назвать факт профессионального самоопределения. Именно от того в какое учебное заведение поступит ваш ребенок, какую специальность он выберет, зависит его дальнейшая карьера.  Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личностном планах.

Многие родители часто уделяют внимание изучению рынка труда: какие профессии наиболее востребованы на данный момент, какие специальности принесут больший доход. Но вместе с тем важно уделять внимание способностям и желаниям вашего ребенка. Возможно, он может стать прекрасным музыкантом, художником, журналистом, или переводчиком. Тогда будет ошибкой учится на факультетах технической направленности. Именно в этот момент у учащихся часто возникает конфликт между желанием получить ту или иную специальность и уровнем самооценки, который часто не совпадает с действительным уровнем психологических возможностей подростка, финансовыми возможностями семьи и т. п.. Поэтому довольно значительная часть детей не готова к выбору профессии, хотя и имеет высокий уровень притязаний. Нужно отнестись к процессу профессиональной ориентации серьезно, знать, что этот процесс сложный, противоречивый, длительный.

Конечно же, школа помогает детям сориентироваться в мире профессий. В процессе обучения на каждом уроке, будь то биология, химия или литература, обучающиеся знакомятся с содержанием самых разных профессий. Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства. Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. 

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Поэтому основной задачей является создание условий для развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить их от неблагоприятных факторов. 

Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся. Возможности учебного предмета "химия" и "биология" в этом плане достаточно велики. Их изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии и биологии не только как  областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. 

Через учебные дисциплины на уроках химии и биологии возможно расширение информированности учащихся о мире профессий, относящихся к различным типам, о новых профессиях на рынке труда, что успешно сказывается на социализации подрастающего поколения.  На уроках биологии и химии я создаю условия для формирования профессиональной направленности подростков, осознания ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. Реализуя технологию деятельностного метода обучения, при отборе содержания учебного материала руководствуюсь основными принципами: научность и доступность, наглядность, интерактивность, учет индивидуальных особенностей, ориентация на развитие мышления и открытый диалог учителя с учащимися. При этом, я использую в своей педагогической деятельности следующие методы и формы: На уроке стараюсь предлагать учащимся задания, ориентированные на ту или иную профессию, проводить беседы о профессиях при решении химических задач, а также показываю роль и значение химии и биологии в жизни и деятельности людей, что позволяет решать вопросы профориентации. Так на уроках биологии в 8 классе, программный материал позволяет акцентировать внимание на таких профессиях, как фельдшер, врач и медицинская сестра. В 7 классе – ветеринар, энтомолог, а учащиеся 6 класса впервые знакомятся с такой профессией как ландшафтный дизайнер, агроном. На уроках химии в 9,10 и 11 классах программный материал позволяет ребятам почувствовать себя в роли ювелиров, слесарей, автомехаников, поваров через решение расчетных задач. Моделирование молекул органических веществ на уроках химии в 10 классах позволяет учащимся познакомится с навыками конструирования. Обогащение материла историческими фактами, знакомство с жизнью и деятельностью ученых, занимательной и познавательной информацией, яркими и интересными примерами из сообщений СМИ, рекламной информации позволяет раскрыть перед учащимися значимость самоопределения, социализации и самообразования. Проведение в парах и в группах лабораторных, практических работ и учебный химический эксперимент в рамках урока, позволяет учащимся приобретать навыки работы в коллективе, самостоятельности и развитию личностных результатов обучающихся. Домашний эксперимент и лабораторная работа в домашних условиях как вид самостоятельной работы обучающихся применяются мной с целью выявления склонностей учащихся к изучению химии и биологии, развития их интереса к науке, совершенствования химического и биологического образования, воспитания потребности в самообразовании. Кроме того, при выполнении домашнего эксперимента учащиеся формируют и закрепляют различные экспериментальные умения. Я предлагаю темы для домашнего эксперимента. Например, в 6 классе на уроках биологии ребята с удовольствием исследовали появление плесневых грибов на различных пищевых продуктах в зависимости от условий окружающей среды, проверяли всхожесть и условия прорастания семян, в 5 классе выполняли проект "Кто на кого похож?" В 10 классе на уроках химии изучали влияние карбоновых кислот (на примере уксусной кислоты) на природные биополимеры. Многие ребята охотно берутся за их выполнение. Они спешат принести результаты эксперимента в класс, похвастаться и с восхищением рассказать о том, как проводили его. Этот метод как никакой другой способствует повышению интереса к химическому и биологическому обучению. Домашний эксперимент, проведение лабораторных работ и практических работ позволяет попробовать практическим путем свои силы в таких профессиях, как лаборант и фармацевт. Я активно приобщаю учащихся к исследовательской и проектной деятельности, что позволяет создавать условия для развития познавательного интереса школьников к химии и биологии. Совместно с детьми осуществлен ряд индивидуальных, групповых и коллективных творческих и исследовательских проектов с последующей презентацией. За 2 года ребята воплотили в жизнь множество проектов. Работа над исследовательски проектами не только воспитывает трудолюбие, самоорганизацию, формирует ключевые компетенции у обучающихся, умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, развивает аналитическое мышление, является средством развития креативности. Все это помогает в самоопределении учащихся и позволяет приобщить ребят к научной работе. Организация на уроках и во внеурочное время встреч с представителями различных профессий, родителями самих учащихся, которые рассказывают об особенностях своих профессий, экскурсий на предприятия, ВУЗы и СУЗы позволяет более успешному самоопределению учащихся в жизни. Так ребята знакомятся с интересными людьми, знакомятся с профессиями, предлагаемыми на рынке труда и областью их деятельности.  На данных встречах, как правило, ребята интересуются фактами и ситуациями, связанными с профессиональной деятельностью приглашенных.

Я считаю, что успех социализации и профессиональной ориентации обучающихся на уроке во многом зависит от умения учителя связать программный материал с жизнью, сформировать положительное отношение у школьников к труду, от его знаний и владений методами обучения. Вместе с тем эффективность работы, направленной на социализацию учащихся, в преподавании биологии и химии зависит и от содержания материала и особенности его включения в предмет. Профессиональное самоопределение выпускников нашей школы является начальным звеном профессионального развития личности. Мы являемся участниками экспериментальной площадки ФГАУ «Федеральный институт развития образования», отрытой на базе ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».  Тема экспериментальной работы «Содержательно-технологическое сопровождение практико-ориентированных форматов профориентационной деятельности в образовательных организациях». За последние 3 года 21 выпускник продолжил обучение в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования. Таким образом, становление учащихся, как личность, их профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс в жизни каждого молодого человека. Для выбора специальности подростку, его самоопределению в жизни необходима информация о мире в целом, о возможных профессиях и требованиям, предъявляемым к каждой из них, о себе самом, своих способностях, интересах, возможностях, медицинских противопоказаниях. Необходимо постоянно расширять кругозор обучающихся, знакомить с разными видами трудовой деятельности, создавать условия для самоопределения. И тогда каждый учащийся сделает правильный выбор.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Естествознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малий Ирина Викторовна

Дата: 15.12.2017

Номер свидетельства: 444478

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства