Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»
ТЕМА: «Песок и глина»
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, групповой, исследовательский.
СРОК ПРОЕКТА: 2 недели.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: старшая группа
ЦЕЛЬ: Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение использовать природные материалы в жизни и в быту. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы, формировать интерес к объектам неживой природы и навыки наблюдения за ними.
ЗАДАЧИ: Познакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА: Деятельность детей.
1. Знакомство с проектом на тему: «Наша планета Земля».
2. Обсуждение (исследование).
3. Наблюдение
Материалы и оборудование:Песок,глина,вода,8 трубочек,2 банки с крышками,16 стаканов,8 луп,8 шапочек магистров,8 палочек шпажек
Воспитатель (обращает внимание на большой круглый глобус):
- Ребята, кто знает как называется наша планета?
Дети: Земля.
Воспитатель: Да, наша планета называется Земля, на ней есть горы, моря, океаны, леса, города, сёла, деревни, в которых живут люди, т. е. мы с вами.
Если посмотреть на срез нашей планеты, то мы можем увидеть, что состоит она из множества слоёв и существовать без одного из них она не сможет, т. е. будут обвалы, разрухи. А чтобы этого не происходило, человек должен изучать состав слоёв и исследовать их свойства.
Дети, как вы думаете: для чего это нужно – исследование?
Дети: Чтобы строить дома, мосты, железные дороги, сажать леса.
Воспитатель: А вы хотите сегодня быть исследователями?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, я предлагаю вам надеть шапочки магистров – исследователей и отправиться в центр исследований. Добро пожаловать. (Дети подходят к первому столу).
Опыт 1.
Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину.
Что легче высыпать песок или глину?
Дети: Песок.
Воспитатель: Потому и говорят, что песок «сыпучий». Глина слипается комочками, её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Почему?
Дети: Потому что песок рыхлый в отличие от глины.
Опыт 2.
С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим из чего состоит песок.
Дети: Из зернышек – песчинок.
Воспитатель: Как выглядят песчинки?
Дети: Маленькие круглые полупрозрачные белые.
Воспитатель: Похожи ли песчинки друг на друга? Чем они похожи и чем отличаются?
Дети: Да, нет – (разубеждать не надо)
Воспитатель: А сейчас таким же образом рассмотрим глину. Видны ли такие же частички в глине? Так же частички видны отдельно друг от друга, или они прилипают друг к другу, т. е. они слипшиеся?
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.
Опыт 3.
В больших сосудах (3-х литровая банка) насыпан песок и глина. Создастся в банке сильный поток воздуха (через трубочку) – игрушечный ветер. Что происходит с песчинками?
Дети: Они легко двигаются, сдуваются.
Воспитатель: А сейчас подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так же быстро, легко, как песчинки?
Дети: Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.
Вывод: сухие песчинки легко сдуваются «убегают» от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Воспитатель: Дети, а давайте мы с вами поиграем в песчинки и частицы глины. Песчинки как будут себя вести, если подует ветер? Они легко будут двигаться, перемещаться. А с частичками глины что будет происходить? Они будут стоять на месте, сцепившись друг с другом за руки, или все вместе будут тихо передвигаться.
(2-3 раза налетел ветер по сигналу «Ветер – песчинки», «Ветер –глина»).
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы снова идём в лабораторию.
Опыт 4.
Аккуратно нальём немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» в мокрый песок палочку. В какой песок она легче входит в сухой или в мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как вода впитывается: быстро или медленно?
Дети: Медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху на глине.
Воспитатель: Сажаем «деревце» во влажную глину. Легче сажать палочку в какой стаканчик?
Дети: Во влажную.
Вспомним: когда сажают дерево, или растение на грядки, то дерево поливают, для того, чтобы растение получило влагу, и корешки легче проникли в землю.
Воспитатель: А у нас дети сегодня сюрприз: У нас в гостях сама Матушка наша Земля.
Земля: Здравствуйте, дети! Узнала я сегодня, что вы начали исследовать мои недра. Это нужная работа, очень важная. Понравилось ли вам быть исследователями?
Дети: Да!
Земля: У меня есть заветная, необычная экологическая тропа, на ней есть всё: и камни, и песок, и глина, и самоцветы, и ракушки, и золотые частички. И я хочу узнать: сможете ли вы отыскать на этой тропе то, что вы сегодня исследовали. Предлагаю подойти сюда и показать мне, где же эти материалы.
(Дети подходят к тропинке и показывают в разных местах песок и глину.)
Земля: Я благодарю вас, юные друзья – исследователи, и хочу вручить каждому из вас значок или грамоту.
Дети благодарят «Землю – матушку» за подарки и прощаются с ней.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы покидаем наш центр исследований, шапочки до следующих исследований.