Эффективные методы и приёмы практического применения теоретических знаний учащихся 4-х классов по естествознанию
Эффективные методы и приёмы практического применения теоретических знаний учащихся 4-х классов по естествознанию
Учителя получат знания о приёмах, применяемых для развития функциональной грамотности младших школьников, оценят приёмы и методы практического применения теоретических знаний,, выявят возможности использования предложенных приёмов на уроках в процессе развития функциональной грамотности, при подготовке к МОДО
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективные методы и приёмы практического применения теоретических знаний учащихся 4-х классов по естествознанию»
Тема: «Эффективные методы и приёмы практического применения теоретических знаний учащихся 4-х классов по естествознанию»
Тақырыбы: «Жаратылыстану пәнінен 4-сынып оқушыларының теориялық білімдерін практикада қолданудың тиімді әдістері мен тәсілдері»
Учитель начальных классов Романюк Л.Н.
КГУ «ОШ № 27 г. Темиртау»
Учитель начальных классов Поиграй Е.С. КГУ «Школа-лицей № 20 г. Темиртау»
Иммануил Кант (немецкий философ) (1724г.-1804г.)
«Наука – это организованные знания,
мудрость- это организованная жизнь»
Естественно-научная грамотность включает понимание основных закономерностей и особенностей естествознания, осведомлённости в том, что естественные науки и технологии оказывают влияние на материальную, интеллектуальную, культурную сферы общества.
Она также проявляется в активной гражданской позиции при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.
Жаратылыстану сауаттылығы жаратылыстанудың негізгі заңдылықтары мен ерекшеліктерін түсінуді, жаратылыстану ғылымдары мен технологиялардың қоғамның материалдық, интеллектуалдық, мәдени салаларына әсер ететінін ұғынуды қамтиды.
Ол жаратылыстану мәселелерін қарастыру кезінде де белсенді азаматтық ұстанымда көрінеді.
Актуальность Өзектілігі
У чащиеся демонстрируют достаточный уровень овладения предметными знаниями и умениями, но испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Могут хорошо запоминать и описывать информацию, однако затрудняются с её обобщением и прогнозированием. Хорошо понимают сплошные классические тексты, но имеют проблемы с пониманием прерывистых текстов с использованием графиков и таблиц,
Наша задача повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и интерпретацию данных.
Оқушылар пәндік білім мен дағдыларды меңгерудің жеткілікті деңгейін көрсетеді, бірақ бұл білімді күнделікті өмірге жақын жағдайларда қолдануда қиындықтар туындайды. Олар ақпаратты жақсы есте сақтап , сипаттай алады, бірақ оны жалпылау және болжау қиынға соғады . Қатты классикалық мәтіндерді жақсы түсінеді , бірақ графиктер мен кестелерді пайдаланып үзіліссіз мәтіндерді түсіну қиынға соғады .
Жаратылыстану сауаттылығының деңгейін арттырудағы міндетіміз – нақты өмірлік жағдаяттарды ескеретін оқу тапсырмаларын, нақты практикалық жағдаяттарды модельдейтін тапсырмаларды, стандартты емес жағдайларда білімді қолдануға арналған тапсырмаларды, деректерді түрлендіруге және интерпретациялауға арналған тапсырмаларды пайдалану.
Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие методы:
Ғылыми сауаттылықты дамыту үшін келесі әдістерді қолдануға болады:
Приёмы, которые способствуют развитию естественнонаучной грамотности:
Жаратылыстану сауаттылығын дамытуға ықпал ететін әдістер:
2. Задания, направленные на применение знаний на практике.
3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач - жизненных ситуаций.
1. Жаратылыстану сауаттылығының білім компонентін құрайтын тапсырмалар.
2. Білімді практикада қолдануға бағытталған тапсырмалар.
3. Стандартты емес есептерді шешу кезінде пайымдау тәжірибесін қалыптастыруға мүмкіндік беретін тапсырмалар – өмірлік жағдаяттар .
ЗАДАЧА
открытая
закрытая
РАЗМЫТОЕ
ЧЁТКОЕ
УСЛОВИЕ
ПУТИ РЕШЕНИЯ
единственный
путь
разные пути
ОТВЕТ
единственный
правильный ответ
набор возможных
(условных) ответов
Закрытые задачи
Определи, растворяются ли в воде эти вещества .
Отметь знаком «+» (растворяются) и знаком «-» (не растворяются)
Заполни таблицу
Вещество
Сахар
Растворяются ли в воде
Глина
Песок
Пищевая сода
Крахмал
Термин
Гидросфера
Определение
Пример использования
Мировой океан
Море
Залив
Айсберг
Тестовые залдания
Какое свойство воды позволяет человеку пить сладкий чай?
А . вода прозрачна
Б . вода не имеет запаха
В . вода – хороший растворитель
Г. вода сладкая на вкус
Какое значение имеет круговорот воды в природе?
А . происходит движение водной оболочки.
Б. происходит возобновление водной оболочки, т.е. самоочищение воды.
В . Количество воды на земле остаётся неизменным .
Открытые задачи
1.Знаниевый компонент
Задания, направленные на формирование естественно-научных знаний по определённой теме.
Метод ассоциаций
Приём «Кластер»
Какие у вас возникают ассоциации со словом «ВОДА»?
2. Дополните схему названиями агрегатных состояний вещества, находясь в которых, тело обладает указанными
Приём «Да,нет» .
Ответьте на вопросы, заполнив пустые клетки таблицы подходящим по смыслу словом «да» или «нет», либо знаками «+» или «–».
Агрегатное состояние вещества, из которого состоит тело
Газообразное
При перемещении не меняет форму и объём
Жидкое
Сжимая тело, изменяется форма
При перемещении из сосуда в сосуд изменяет форму
Твёрдое
Приём «Корзина идей».
Что мы знаем о воде?
2 компонент .
Задания, направленные на применение знаний на практике .
Эксперимент (опыт, проба) — процесс получения или подтверждения каких-либо знаний и/или навыков.
Опытноезнание — знания, приобретённые в процессе непосредственных переживаний, впечатлений, наблюдений, практических действий, в отличие от знания, достигнутого посредством абстрактного мышления; единство знаний и умений.
Использование опытов, экспериментов является эффективным средством формирования естественно-научных знаний, так как в эксперименте используетсясистема основных приемовмыслительной деятельности
Это:
Различают опыты по специфике проведения:
выделение главного;
анализ и синтез;
сравнение;
конкретизация;
определение и объяснение понятия;
обобщение и систематизация;
моделирование;
доказательство;
объяснение результатов опыта.
демонстрационные,
лабораторные (работа детей); по поисковой направленности:
традиционные (цель ставитcя учителем) и
проблемные (эксперименты, в ходе которых детьми выдвигается гипотеза, намечаются пути выполнения, подбираются материалы).
Примеры опытов:Основные свойства воды
Опыт № 1.
- Налейте из бутылочки немного воды и попробуйте её.
- Что можете сказать о вкусе воды? Сладкая? Горькая?
Опыт № 2
-Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
- Что можете сказать о запахе воды? Вода запаха …не имеет
Опыт № 3
- Если вода течёт, то её можно переливать из одного сосуда в другой?
-У вас на столе стоит стакан с водой. Какую форму имеет вода?
1. налейте немного воды в колбу
2. налейте немного воды в пробирку
3. налейте немного воды в чашку
Какую форму приняла вода в чашке?
Опыт № 4
- Возьмите в руки пипетку, наберите воды и капните её на стекло. Наклоните стекло. Что произошло с каплей?
- Возьмите еще один стакан и наклоните его. Подставьте другой стакан.
Что происходит с водой?
Результаты заносят в таблицу «Да-нет»
Свойства воды
вкус
Есть (да)
Нет
запах
цвет
прозрачность
текучесть
имеет ли форму
Вода растворяет разные вещества.
Понадобится: стакан, вода, сахар или соль, песок или земля, растительное масло.
Вода растворяет соль или сахар.
Вода не растворяет песок, землю.
Вода не растворяет масло, оно остается плавать.
Выводы: Вода - одно из главных богатств на Земле. Человеку нужно выпивать в день около двух литров воды. И примерно в 20 раз больше ежедневно требуется каждому из нас для мытья, приготовления пищи. Без воды невозможно растениеводство, животноводство, все отрасли промышленности. Без воды невозможна жизнь на Земле.
Задание: «В два стакана налили воду: в один – кипячёную, в другой – воду из-под крана. Рассмотри результаты опыта, показанные на схематическом рисунке. Запиши вывод из опыта и ответ на вопрос».
Вывод из опыта: __________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рыбам в аквариум наливают кипячёную воду. Почему они гибнут, если не продувать через воду воздух специальным насосом?
В воде из-под крана содержится больше воздуха, чем в кипячёной воде.
Если не продувать через воду воздух, рыбы в аквариуме гибнут, так как дышат воздухом, растворённым в воде, с помощью жабр. А в кипячёной воде воздуха мало.
Опыт с яйцом«Утонет или не утонет?» из раздела «Особенности солёной воды».
Взять 2 стакана воды .
Положить в один из них яйцо. Оно утонуло.
Положить второе яйцо во второй стакан.
Оно плавает и не тонет. В чём секрет?
После предположений дайте попробовать воду. В 1 стакане вода обычная пресная. Во втором стакане крепко солёная.
Вывод : солёная вода намного плотнее,
чем пресная, поэтому она сильнее выталкивает
предметы.
Это интересно! В Израиле есть Мёртвое море, которое настолько сильно солёное, что в нём можно не только лежать не плавая, но и сидя читать книжку.
Круговорот воды в природе
Для проведения эксперимента потребуется горячая вода. Следует нагреть воду до образования пара, но не доводить до кипения.
Инструкция по проведению исследования:
Нагреть воду, чтобы над ней образовался пар, но не доводить до кипения.
Залить теплую воду в пакет и застегнуть.
Вертикально подвесить пакет на окно или дверь, хорошо закрепив скотчем.
Зафиксировать изменения, которые будут происходить в пакете.
Сделать вывод.
Когда вода начнет испаряться, дети увидят, как вверху пакета начнет собираться конденсат. Через какое-то время внутри пакета появятся капельки воды. Когда они станут очень большими и тяжелыми, то сползут вниз. Это стадия «возвращения воды обратно в море».
Так учащиеся пронаблюдают стадии, через которые проходит вода в природе: испарение, конденсация, осадки, перенос воды.
3 компонент
Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач - жизненных ситуаций .
Приём «Ситуационные задачи (Кейс-технология)».
Реки, впадающие в моря пресные. Почему же морская вода всегда остаётся солёной?
«Совершенно не секрет – без воды нам жизни нет»,
- Вода – важнейшая составляющая твоего организма. Содержание воды в различных органах тела колеблется от 70% до 90%. Вода, которую ты пьёшь, должна быть чистой. В последнее время всё чаще исследования показывают, что из нашего крана течёт далеко не питьевая вода, а скорее техническая. Некачественная, загрязненная вода вызывает ухудшение состояния здоровья и даже гибель человека, особенно она губительна для детей.
- Задумывался ли ты, каким образом вода попадает в твой дом? Какими способами можно проверить качество воды? Хотел бы научиться простым природным способам проверки чистоты воды, способам очистки воды?
«Проблема пресной воды»
Почему на Земле остро стоит проблема чистой пресной воды, и какие меры применяются по её охране?
«Восстанови статью»
Дополни предложения:
Грунтовые воды – это____________, находящиеся нижеповерхности земли, не обладающие напором.
На изменение уровня грунтовых вод влияют ____________, талые воды и испарение.
Воду, находящуюся в глубоких слоях земной коры, называют _________________________.
Артезианская вода обладает____________.
« Круги на воде»
Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории. Последовательность работы по приёму: Выбрать любое ведущее слово (из 5 – 6 букв, без мягкого знака ) Записать это слово в столбик. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы. 4) Составить связный текст (рассказ) с использованием всех слов.
В –
О –
Д –
А –
В – внедрение
О – основополагающих
Д – для
А – актуально
Внедрение основополагающих приёмов и методов актуально для современного мира
Заключение
Использование вышеперечисленных методов и приёмов существенно повышает уровень естественно-научной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным и продуктивным.