Интеллектуальная игра по естествознанию «В стране мыслителей»
Интеллектуальная игра по естествознанию «В стране мыслителей»
Игра проводиться с целью повышения интереса к предметам естественно-научногоц икла, развития логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей. Участие в игре команндное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра по естествознанию «В стране мыслителей»»
Интеллектуальная игра по естествознанию «В стране мыслителей»
Цель: создание условий для повышение познавательного интереса к предмету физика, развития логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Оборудование: лабораторное оборудование для экспериментов, калькуляторы, раздаточный материал.
Форма проведения: групповая.
Возрастная категория: учащиеся 5-8 классов.
Планируемые результаты:
приобщение к правилам и нормам культуры поведения;
овладение навыками и приёмами мыслительной деятельности;
интерес к изучению физики.
Организация игры:
В игре участвуют несколько команд в составе 5 обучающихся от каждого класса. Конкурс проводится с учётом двух возрастных категорий: 5- 6 классы и 7-8 классы.
Игрой руководит учитель-организатор, ему помогают обучающиеся старших классов. Членами жюри могут быть как учителя физики, так и подготовленные заранее старшеклассники.
Игра состоит из практических заданий и вопросов викторины.
Вопросы викторины задаются по очереди каждой команде, время обдумывания ответа одна минута, затем командой озвучивается ответ, учитель, если есть необходимость, даёт разъяснение. Задания экспериментальной части каждая из команд получает в письменном виде, выполнив его, озвучивает результаты. Жюри ведёт учёт работы каждой команды.
Оценивание конкурсов игры проходит жетонной системой: за правильный ответ и выполненное задание команда получает жетон. Итоги игры подводятся путём подсчёта жетонов членами жюри.
Ход игры
Ведущий:
Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда.
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Наука – это не тяжкое бремя,
Наука – соль жизни, знания суть.
Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий – не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
Для каждого честь!
Конкурс №1. «Викторина»
В жаркие дни в лиственном лесу бывает прохладнее, чем в хвойном. Почему? (Деревья испаряют влагу с поверхности листьев. При этом уменьшается внутренняя энергия листьев (они охлаждаются) и охлаждается воздух. У лиственных деревьев площадь поверхности листьев больше – испарение больше – охлаждение больше).
Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)
Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
Верно ли, что если ласточки низко летают - к дождю. (Ласточки употребляют в пищу мошкару. При пониженном атмосферном давлении и повышенной влажности воздуха мошкара вынуждена лавировать низко над землей. Ласточка тоже опускается, а значит, очень скоро погода испортится).
Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
Где пароход погружается глубже в воду: в реке или море? Почему? (В реке. Плотность соленой воды больше, чем пресной. В море Архимедова сила больше).
Отчего журчит ручей? (Ручеек журчит потому, что струя воды при небольшом падении захватывает частицы воздуха и погружает их в воду, отчего образуются пузырьки. Лопаньем этих пузырьков и объясняется журчание ручейка).
Конкурс №2. «Занимательные опыты».
Опыт 1. Куриное яйцо (сырое) в воде.
Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.
Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает! А теперь налейте в стакан пресной воды и потихоньку добавляйте в банку с яйцом. Вы увидите, как оно сначала начнет погружаться в воду, а потом и совсем утонет.
Объяснение опыта: Средняя плотность яйца намного выше, чем плотность водопроводной воды. Когда мы растворяем соль в воде, ее плотность повышается, и яйцо уже не тонет в ней. Таким образом, можно сделать простой вывод: объекты тонут в жидкости, если их плотность выше, чем плотность жидкости.
Опыт № 2 «Сила бумажного листа».
Налить воду до половины стакана, сверху положить листок бумаги. Придерживая бумаге ладонью, опрокинуть стакан. И вот: убираем ладонь, а бумажка по-прежнему будет надежно закрывать стакан, и ни одна капля воды не выльется!
Объяснение опыта: это возможно благодаря атмосферному давлению. Именно атмосфера давит на листок снизу и удерживает его. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее изнутри.
Опыт № 3 «Вертящаяся змейка».
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Объяснение опыта: Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.
Опыт № 4 «Вычислить массу погружённого тела в жидкость».
Погружается тело в мензурку с водой. Действия выполняются по алгоритму:
1.Определите цену деления мензурки.
2.Каков объём жидкости в мензурке (первоначальный и конечный)?
3.Определите предел измерения мензурки.
4.Определите объём тела, находящегося в мензурке.
5.Определите массу тела, находящегося в мензурке (зная его плотность).
Объяснение: Архимедова сила, действующая на погруженное в жидкость (или газ) тело, равна весу жидкости (или газа), вытесненной телом. Это утверждение, называемое законом Архимеда.
Опыт № 5 «Бегущая вода».
В пластиковой бутылке проделать отверстия на разной высоте и заклеить их скотчем. Налить в бутылку воды и поставить её в кювет или другую ёмкость. Открыть все отверстия одновременно. Вода из отверстия, расположенного ниже вытекает дальше.
Объяснение: давление жидкости на дно и стенки сосуда зависит от высоты столба жидкости (чем больше высота, тем больше давление жидкости p=gh).
Конкурс № 3. «Загадки».
Все поведает, хоть и без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
Что с земли не поднимешь? (Тень)
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают (Реостат)
Идут, идут, а с места не сойдут. (Часы)
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо)
Я горячее храню и холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю. (Термос)
Качается стрелка
Туда и сюда.
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы.)
Конкурс № 4. "Загадки с подсказками".
Загадка первая
О фамилии очень известного ученого.
Подсказки:
1. Он - один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
2. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
3. Он - крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
4. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
5. По легенде, ему принадлежит возглас: "Эврика!", прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед.)
Загадка вторая.
Она - об уникальном путешественнике. Кто он?
Подсказки:
1. Претендентов на это путешествие было около 3 тыс., однако выбор пал на него.
2. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
3. Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий, студент, курсанта эроклуба...
4. Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину.
5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: "Поехали!".
(Ю.А. Гагарин.)
Загадка третья.
Она - об уникальном учёном. Кто он?
Подсказки:
Первый русский академик.
Поэт и художник.
Возглавлял географический департамент Академии Наук и поддерживал экспедиции на север России ив Сибирь.
Основатель Московского университета.
Из Архангельской области он отправился в Москву пешком вслед за торговыми обозами, чтобы там поступить в школу.
(Ломоносов М.В.)
Конкурс № 5. «Чёрный ящик».
Самая тяжелая из них в высоту более одного метра и весит 320 килограммов. А двенадцать самых маленьких из них умещаются в одной столовой ложке. Для их изготовления на протяжении всей истории человечества использовали: глиняные таблички, кору дерева, папирус, бересту, кожу животных, листы металла….., а сегодня их можно встретить электронными: в виде текстового или звукового файла. (Книга)