kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«цикличность развития национального хозяйства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать  обучающимся представление о цикличности развития национального хозяйства; формирование знаний об экономическом цикле, умений анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««цикличность развития национального хозяйства».»

Управление Образования города Алматы
Алматинский государственный бизнес колледж



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМО Зам.директора по УР
__________ Нуркасова Ж.А. _________ Самаликова Г.У.

«____»____________2017г. «___»___________2017г.







«ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА».
(тема методической разработки)
Методическая разработка урока
по дисциплине «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0518000 – «УЧЕТ И АУДИТ» (ПО ОТРАСЛЯМ). УРОК - ПРЕЗЕНТАЦИЯ
















Рассмотрено на заседании ПЦК цикловой комиссии учетно-экономических дисциплин

Протокол № ___ от «___» _______ 2017 г.

(наименование ПЦК, протокол № и дата)

Председатель ПЦК _________________
Разработала преподаватель спецдисциплин Оразбекова Салтанат Тлеугабыловна


АЛМАТЫ 2017



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Адресная категория

  2. План занятия:

    1. До занятия:

      1. Цели урока.

      2. Тип и метод урока.

      3. Предпосылки-знания, умения и навыки.

      4. Межпредметная связь.

      5. Анализ и оценка результатов урока.

      6. Необходимые материалы – литература для студентов, ТСО, дидактическое обеспечение урока

      7. Основные этапы занятия и их продолжительность по времени.

      8. Группирование для обучения.

      9. Описание ожидаемого результата.

    2. Во время занятия – ход урока:

      1. Организационный момент.

      2. Изложение учебного материала.

      3. Проверка изучаемого материала.

      4. Оценка результатов урока.

    3. После занятия

  3. Использованная литература.

  4. Приложения.





























РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ на тему: «ЦИКЛИЧНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА».
  1. Адресная категория:

Алматинский государственный бизнес колледж

Группа 2 Учет Д

Специальность 0518000 – «Учет и аудит» (по отраслям).

Аудитория 217

По дисциплине «Основы Экономики»
  1. План занятия:

    1. До занятия:

      1. Цели урока:

  1. Дать обучающимся представление о цикличности развития национального хозяйства; формирование знаний об экономическом цикле, умений анализировать происходящие в экономике изменения и выбирать инструменты антициклического регулирования.

  2. Развивать умения сопоставлять различные точки зрения при изучении основных экономических вопросов, давать им оценку; выявлять причинно – следственные связи, анализировать их и делать выводы.

  3. Формирование мировоззрения обучающегося, воспитание коммуникативной культуры, всесторонне и гармонично развитых личностей, чувства ответственности за результаты труда, умение работать в группе.

Тип и метод урока: Тип урока: урок - презентация

Методы обучения: объяснительно – иллюстрированный, интерактивный, словесный, проблемно – поисковый: Объяснение, беседа по уровню познавательной активности обучающегося;

      1. Предпосылки-знания, умения и навыки:

Развитие самостоятельной, творческой, познавательной деятельности обучающегося. Умение работать с литературой и новыми информационными технологиями развивающего, дифференцированного и коллективного обучения, развивающие познавательную деятельность учащегося. Применяемые технологии адекватны возрасту, устранены перегрузки обучающихся.

      1. Межпредметная связь: «Основы экономической теории»

      2. Анализ и оценка результатов урока: соответственно усвоенным знаниям: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Самооценка и оценка работы группы и отдельных обучающихся. Выставление отметок. Аргументация выставленных отметок, оценка знаний и умений обучающихся с комментированием.

Необходимые материалы – литература для студентов, ТСО, дидактическое обеспечение урока:

  1. Чайжунусова Г.Ж. Основы экономики Астана, Фолиант, 2011

  2. Бекмолдин С.К. Экономическая теория - Астана, Фолиант, 2012

  3. Нурпейс Е. Основы макроэкономики, Фолиант, 2011

Компьютер; Мультимедийный проектор; Интерактивная доска; ПК и специальные программы;

Учебно-методическое обеспечение урока: презентация; инструкционная карта обучающихся; опорные конспекты; глоссарий; задания; опросный лист, учебники, запись лекции в тетрадь, конспект

      1. Основные этапы занятия и их продолжительность по времени.

  1. Этап урока

Время

Виды заданий

Прием

Организационный момент

5 мин

Приветствие.

Психологический настрой.

Вступительное слово преподавателя

Проверка отсутствующих

Журнал

Проверка готовности к уроку

Опрос

Изложение учебного материала по теме: «Цикличность развития национального хозяйства».






Проверка изучаемого материала


55 мин










22 мин


План объяснения темы:

1. Введение в макроэкономику

2. Сущность экономического роста.

3. Экономический цикл. Этапы и причины циклического развития рыночной экономики.

4. Государственное регулирование цикличности производства.

работа с терминологией, с текстом лекционного материала, анализ, вывод

объяснительно – иллюстрированный, интерактивный, словесный, проблемно – поисковый: Объяснение, беседа по уровню познавательной активности обучающегося;


Закрепление нового материала

Группирование для обучения:

- Индивидуальная форма работы;

- Общегрупповая форма работы;

- Работа в микрогруппах

Оценка урока

5 мин

соответственно усвоенным знаниям: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выставление отметок

слово преподавателя

Домашнее задание

3 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

слово преподавателя


      1. Группирование для обучения.

  1. - Индивидуальная форма работы;

  2. - Общегрупповая форма работы;

  3. - Работа в микрогруппах

      1. Описание ожидаемого результата.

Подведение итогов работы. осознание учащимися уровня освоения: определить полноту знаний по теме и самостоятельно оценить правильность выполнения заданий, выявить уровень подготовленности, удовлетворенность своей работой;  замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках. 

    1. Во время занятия – ход урока:

      1. Организационный момент.

  1. 1 Организационный момент

  1. Приветствие. Психологический настрой;

  2. Проверка отсутствующих по журналу;

  3. Проверка готовности обучающихся к уроку.

      1. Изложение учебного материала:

Раздел: Введение в макроэкономику Тема: Цикличность развития национального хозяйства.

  1. Введение в макроэкономику

  2. Сущность экономического роста.

  3. Экономический цикл. Этапы и причины циклического развития рыночной экономики.

  4. Государственное регулирование цикличности производства.

      1. Проверка изучаемого материала:

Фазы экономического цикла




  1. Назовите особенности фаз экономического цикла


кризис

депрессия

оживление

подъем







  1. Дайте характеристику фазам экономического цикла


  1. Назовите и охарактеризуйте причины экономических циклов


Причины экономических циклов



Последствия циклического развития экономики



Негативные последствия циклического Позитивные стороны цикличности

развития экономики экономического развития


  1. Важнейшие мероприятия антикризисной политики



В период подъема В период депрессии


В период подъема

В период депрессии

Денежно-кредитная политика



Фискальная политика



Политика заработной платы и тарифов




      1. Оценка результатов урока:

соответственно усвоенным знаниям: Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

Самооценка и оценка работы группы и отдельных обучающихся. Выставление отметок. Аргументация выставленных отметок, оценка знаний и умений обучающихся с комментированием.

    1. После занятия

находить и использовать необходимую информацию в интернет-ресурсах о видах и причинах циклического развития рыночной экономики.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Использованная литература:

Список использованной литературы.

Основная литература.

  1. Габит Ж.Х. Микроэкономика – Астана, Фолиант, 2012

  2. Бекмолдин С.К. Экономическая теория - Астана, Фолиант, 2012

  3. Чайжунусова Г.Ж. Основы экономики Астана, Фолиант, 2011

  4. Хамитова Г. Экономика и основы предпринимательства, Фолиант, 2011

  5. Нурпейс Е. Основы макроэкономики, Фолиант, 2011

  6. Ходжаниязова Ж.Т. Основы рыночной экономики, Фолиант, 2011

Дополнительная литература.

  1. Конституция РК

  2. Видяпина В.И. Экономическая теория: М:ИНФРА-М, 2011

  3. Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

  4. Базылев Н.И. Экономическая теория: Учеб. Пособие-М.: ИНФРА, 2011

  5. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций М: ИНФРА-М, 2006

  6. Айдарханов М. Основы экономической теории: Учебник 3-е изд., доп и перераб- Астана: Фолиант, 2012

  1. Приложения.









План объяснения темы:

Тема: Цикличность развития национального хозяйства.

1. Введение в макроэкономику

2. Сущность экономического роста.

3. Экономический цикл. Этапы и причины циклического развития рыночной экономики.

4. Государственное регулирование цикличности производства.

Вводный опрос:



Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Экономика – это наука...

- «искусство ведения домашнего хозяйства».

- это наука об основах хозяйственной жизни общества (о деятельности людей, связанной с обеспечением материальных условий жизни).

- экономические (производственные) отношения - отношения между людьми,  складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

- деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ

2

Вопросы и задания по схеме:

ЭКОНОМИКА




Микроэкономика

Макроэкономика

3

Продолжить предложение:

Микроэкономика – это наука...

- изучает отдельные экономические единицы: домашнее хозяйство, предприятие, отрасль, цены конкретных товаров и т. д.

- изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д.

4

Вопросы и задания по схеме:

Субъекты Микроэкономики




- домохозяйства, отдельные фирмы, отрасли, товар, услуги, цены и др.


  1. Введение в макроэкономику

Экономика подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой», соответственно «микро» - «маленький», а слово «экономика» - «ведение хозяйства».

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов): безработица, денежная система и инфляция, внешняя торговля, экономический рост.

Макроэкономика – учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны и экономики мира в целом.


Экономические субъекты  макроэкономики

Объекты изучения макроэкономики

  1. домашние хозяйства;

  2. предприятия и фирмы;

  3. государство;

  4. заграница (участники внешнеэкономических отношений).

- экономики хозяйств,

- национальная экономика,

- экономика мира,

- безработица и инфляция,

- макроэкономические показатели и др.


II. Сущность экономического роста.

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование национального продукта.

Приоритетной задачей всех стран мира является достижение устойчивого экономического роста, укрепление экономической стабильности.

Для Казахстана стабильность – это, прежде всего, уверенный экономический рост.

Основной целью экономической политики, проводимой Правительством РК, является достижение устойчивого, стабильного экономического роста, основанное на открытости экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

Экономический рост – это долговременное увеличение объемов выпуска национального продукта (ВВП, ВНП) в расчете на одного человека (жителя страны).


III. Экономический цикл. Этапы и причины циклического развития рыночной экономики.

Цикличность экономического развития

Развитие народного хозяйства в условиях рынка осуществляется не прямолинейно, а волнообразно, по спирали, каждый виток которой называется циклом. Существуют определённые закономерности протекания этих циклов. Сущность цикличности развития выражается в определённой закономерности чередования периодов расцвета экономики и бурного роста производства с периодами вялой рыночная экономики и медленного роста производства или даже его абсолютного сокращения.

Цикл – это волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия.

Экономический цикл – это период от начала одного экономического кризиса до начала другого, который характеризуется периодически повторяющимися подъемами и спадами в экономике.

Существуют определённые закономерности протекания циклов чередования указанных периодов. В каждом из циклов повторяются одни и те же явления. Экономический цикл включает четыре фазы:

  • кризис,

  • депрессия,

  • оживление ,

  • подъём, заканчивающийся пиком.

Цикличность можно определить, как движение национальной экономики от одного макро¬экономическою равновесия к другому.

Таким образом, экономические циклы или волны – это периодические колебания экономической или деловой активности, во время которых рыночная экономика проходит от одной фазы до следующей такой же.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который выделял четыре фазы цикла, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессию, оживление и подъем.


Фазы экономического цикла и их особенность

кризис

  • перепроизводство товаров;

  • падение спроса;

  • сокращение размеров производства,;

  • массовое банкротство предприятий;

  • рост безработицы;

  • падение зарплаты;

  • рост уровня процентной ставки;

  • падение курса акций.

депрессия

  • прекращение спада производства , роста товарных запасов, падения цен, т.е. состояние застоя в экономике;

  • массовая безработица;

  • низкая зарплата;

  • низкий уровень ссудного процента.

оживление

  • рост производства до предкризисного уровня;

  • рост инвестиций в производство;

  • повышение цен на товары;

  • некоторое уменьшение размеров безработицы.

подъем

  • превышение предкризисного уровня производства;

  • значительный рост цен;

  • сокращение безработицы;

  • повышение уровня заработной платы;

  • рост предложения свободного денежного капитала;

  • расширение спроса на кредит.


















При этом каждая фаза цикла переходит в другую последующую за ней. Каждая фаза характеризуется различными экономическими условиями и требует специального подхода.

Причины экономических циклов.

При анализе реальных причин, вызывающих цикличность развития экономики, можно выделить 3 основных фактора:

1. Внешние факторы

2. Внутренние факторы

3. Взаимодействие внутренних состояний экономики и внешних факторов.


Причины экономических циклов

1

Внешние факторы

1. Внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов. Внешние факторы — это войны, революции, политические события, миграцию населения, научные открытия, солнечную активность, воздействие природных факторов на урожайность и, как следствие, на остальные отрасли экономики, соотношение оптимистов и пессимистов в обществе и т. п.

2

Внутренние факторы

2. Экономические циклы обусловлены причинами внутренними: недостаточным потреблением по сравнению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нарушениями в области денежного обращения.

3

Взаимодействие внутренних состояний экономики и внешних факторов

3. Цикличность вызвана совокупностью как внешних, так и внутренних причин. В данном случае внутренние факторы — основные, базовые, тогда как внешние дают повод для начала кризисных явлений.


Причинами, тормозящими экономический прогресс на современном этапе развития общества, факторами, порождающими современные кризисы, являются: нарушение равновесия между экономической деятельностью человека и природой; нерациональное использование человеческого потенциала; разбалансированность научно-технических, экономических, экологических, социальных составляющих экономического роста; ослабление стимулов к труду и накоплению в обществе.


Последствия циклического развития экономики

Негативные последствия циклического развития экономики

Позитивные стороны цикличности экономического развития

  1. Фаза кризиса экономического цикла – это трагедия для многих фирм, мелких производителей и особенно для простых людей. В этот период, например, даже возрастает уровень самоубийств.

  2. В результате периодических промышленных кризисов страдает большое количество предпринимателей и простых потребителей.

  3. Производство несёт значительные убытки.

  4. Во время подъёма при росте производства закладываются основы для следующего кризиса, и чем лучше ситуация выглядит в период подъёма, тем страшнее будут последствия бесконтрольного роста во время кризиса.

  5. Сильный кризис может вызвать и застывание экономики страны на послекризисном уровне в течение длительного времени.

  1. С точки зрения макроэкономики, в каждом цикле кризисы означают гибель мелких товаропроизводителей, технологически слабых, неэффективных производств, и выживание сильных, наиболее конкурентоспособных, с отличной организацией производств, предприятий.

Цикличность – это так называемый "санитар" экономики, убирающий всё отмирающее и помогающий всему жизнеспособному в экономике.

  1. Кризисы также оздоравливают капиталистическую экономику, с каждым циклом заставляя её взойти на новый технический уровень, достигнуть большей пропорциональности экономического развития.

Быстрый рост производства через определённый промежуток времени сменяется его кризисом, после которого снова следует экономический рост.


Цикличность – это форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе экономики в целом к другому.


IV. Государственное регулирование цикличности производства.

Дестабилизирующее воздействие циклов и кризисов на экономику предопределяет необходимость государственного антициклического регулирования, направленного на сглаживание циклических колебаний и минимизацию последствий экономических кризисов. 

Основными инструментами воздействия государства на ситуацию являются меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, они должны быть направлены против хода циклических колебаний.


Инструменты макроэкономической политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика 

Монетарная (денежно-кредитная) политика

регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

целенаправленное управление государства банковским процентом денежной массой и кредитами, которые, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос 


Основным фактором, регулирующим экономическую цикличность, является государственное регулирование экономики.

Антикризисная политика – это совокупность мероприятий государства по регулированию колебаний экономической активности в периоды предкризисных состояний и предотвращению развития экономических кризисов.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства . Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Антикризисная экономическая политика

Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

Депрессия и подъем – периоды, находящиеся под особым контролем государства


Важнейшие мероприятия антикризисной политики

В период подъема

В период депрессии

Денежно-кредитная политика

Повышение учетной ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Понижение учетной ставки, покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке

Фискальная политика

Сокращение расходов бюджета, повышение налоговых ставок

Дополнительные расходы бюджета, повышение налого­вых ставок

Политика заработной платы и тарифов

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы


Таким образом, в периоды кризиса и депрессии, когда деловая активность падает и сокращается производство, государство должно активизировать хозяйственную деятельность в экономике, осуществляя стимулирующую экономическую политику.

И наоборот, в период экономического подъема, стараясь отодвинуть следующий за подъемом спад, государство проводит экономическую политику, направленную на сдерживание деловой активности.

Необходимость государственного антикризисного регулирования обусловлено потребностью обеспечения стабильности в современном обществе и повышения его благосостояния. Антикризисное государственное регулирование должно быть направлено на смягчение циклических колебаний, возобновление экономического роста и предотвращение экономических кризисов.







Проверка знаний и умений обучающихся:

Фазы экономического цикла




  1. Назовите особенности фаз экономического цикла


кризис

депрессия

оживление

подъем







  1. Дайте характеристику фазам экономического цикла


  1. Назовите и охарактеризуйте причины экономических циклов


Причины экономических циклов



Последствия циклического развития экономики



Негативные последствия циклического Позитивные стороны цикличности

развития экономики экономического развития


  1. Важнейшие мероприятия антикризисной политики



В период подъема В период депрессии


В период подъема

В период депрессии

Денежно-кредитная политика



Фискальная политика



Политика заработной платы и тарифов



ГЛОССАРИЙ


Экономика – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Экономика – это наука об основах хозяйственной жизни общества (о деятельности людей, связанной с обеспечением материальных условий жизни).

Экономика – экономические (производственные) отношения - отношения между людьми,  складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Экономика –- деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ

Экономика делится на микроэкономику и макроэкономику

Микроэкономика – это наука, которая изучает отдельные экономические единицы: домашнее хозяйство, предприятие, отрасль, цены конкретных товаров и т. д.

Микроэкономика – это наука, которая изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д.

Субъекты микроэкономики - домохозяйства, отдельные фирмы, отрасли, товар, услуги, цены и др

Экономика подразделяется на микроэкономику и макроэкономику.

Макроэкономика, как и микроэкономика, представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой», соответственно «микро» - «маленький», а слово «экономика» - «ведение хозяйства».

Макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов): безработица, денежная система и инфляция, внешняя торговля, экономический рост.

Макроэкономика – учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики страны и экономики мира в целом.

Экономические субъекты  макроэкономики домашние хозяйства; предприятия и фирмы; государство; заграница (участники внешнеэкономических отношений).

Объекты изучения макроэкономики - экономики хозяйств, национальная экономика, экономика мира, безработица и инфляция, макроэкономические показатели и др.

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование национального продукта.

Экономический рост – это долговременное увеличение объемов выпуска национального продукта (ВВП, ВНП) в расчете на одного человека (жителя страны).

Цикл – это волнообразные колебания различной длительности вокруг положения равновесия.

Экономический цикл – это период от начала одного экономического кризиса до начала другого, который характеризуется периодически повторяющимися подъемами и спадами в экономике.

Экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление, подъём, заканчивающийся пиком.

Экономические циклы или волны – это периодические колебания экономической или деловой активности, во время которых рыночная экономика проходит от одной фазы до следующей такой же.

Причинами, тормозящими экономический прогресс на современном этапе развития общества, факторами, порождающими современные кризисы, являются: нарушение равновесия между экономической деятельностью человека и природой; нерациональное использование человеческого потенциала; разбалансированность научно-технических, экономических, экологических, социальных составляющих экономического роста; ослабление стимулов к труду и накоплению в обществе.

Цикличность – это форма развития национальной экономики и мирового хозяйства как единого целого, это движение от одного макроэкономического равновесия в масштабе экономики в целом к другому.


Антикризисная политика – это совокупность мероприятий государства по регулированию колебаний экономической активности в периоды предкризисных состояний и предотвращению развития экономических кризисов.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства . Она осуществляется на мезо- и макроуровне и представляет собой систему. Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.








































Список использованной литературы.

Основная литература.

  1. Габит Ж.Х. Микроэкономика – Астана, Фолиант, 2012

  2. Бекмолдин С.К. Экономическая теория - Астана, Фолиант, 2012

  3. Чайжунусова Г.Ж. Основы экономики Астана, Фолиант, 2011

  4. Хамитова Г. Экономика и основы предпринимательства, Фолиант, 2011

  5. Нурпейс Е. Основы макроэкономики, Фолиант, 2011

  6. Ходжаниязова Ж.Т. Основы рыночной экономики, Фолиант, 2011

Дополнительная литература.

  1. Конституция РК

  2. Видяпина В.И. Экономическая теория: М:ИНФРА-М, 2011

  3. Послания Президента народу Казахстана «Казахстанский путь -2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»

  4. Базылев Н.И. Экономическая теория: Учеб. Пособие-М.: ИНФРА, 2011

  5. Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций М: ИНФРА-М, 2006

  6. Айдарханов М. Основы экономической теории: Учебник 3-е изд., доп и перераб- Астана: Фолиант, 2012







































Приложение 1.



Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Экономика – это наука...

- «искусство ведения домашнего хозяйства».

- это наука об основах хозяйственной жизни общества (о деятельности людей, связанной с обеспечением материальных условий жизни).

- экономические (производственные) отношения - отношения между людьми,  складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

- деятельность людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ

2

Вопросы и задания по схеме:

ЭКОНОМИКА




Микроэкономика

Макроэкономика

3

Продолжить предложение:

Микроэкономика – это наука...

- изучает отдельные экономические единицы: домашнее хозяйство, предприятие, отрасль, цены конкретных товаров и т. д.

- изучает экономику отдельных фирм, домохозяйств, отраслей, цен и т. д.

4

Вопросы и задания по схеме:

Субъекты Микроэкономики




- домохозяйства, отдельные фирмы, отрасли, товар, услуги, цены и др.


Приложение 2.


Экономические субъекты  макроэкономики

Объекты изучения макроэкономики

  1. домашние хозяйства;

  2. предприятия и фирмы;

  3. государство;

  4. заграница (участники внешнеэкономических отношений).

- экономики хозяйств,

- национальная экономика,

- экономика мира,

- безработица и инфляция,

- макроэкономические показатели и др.















Приложение 3.


Фазы экономического цикла и их особенность

кризис

  • перепроизводство товаров;

  • падение спроса;

  • сокращение размеров производства,;

  • массовое банкротство предприятий;

  • рост безработицы;

  • падение зарплаты;

  • рост уровня процентной ставки;

  • падение курса акций.

депрессия

  • прекращение спада производства , роста товарных запасов, падения цен, т.е. состояние застоя в экономике;

  • массовая безработица;

  • низкая зарплата;

  • низкий уровень ссудного процента.

оживление

  • рост производства до предкризисного уровня;

  • рост инвестиций в производство;

  • повышение цен на товары;

  • некоторое уменьшение размеров безработицы.

подъем

  • превышение предкризисного уровня производства;

  • значительный рост цен;

  • сокращение безработицы;

  • повышение уровня заработной платы;

  • рост предложения свободного денежного капитала;

  • расширение спроса на кредит.















Приложение 4.













Приложение 5.


Причины экономических циклов

Внешние факторы

1. Внешние факторы рассматриваются в качестве первичных источников, провоцирующих вступление в действие внутренних факторов. Внешние факторы — это войны, революции, политические события, миграцию населения, научные открытия, солнечную активность, воздействие природных факторов на урожайность и, как следствие, на остальные отрасли экономики, соотношение оптимистов и пессимистов в обществе и т. п.

Внутренние факторы

2. Экономические циклы обусловлены причинами внутренними: недостаточным потреблением по сравнению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нарушениями в области денежного обращения.

Взаимодействие внутренних состояний экономики и внешних факторов

3. Цикличность вызвана совокупностью как внешних, так и внутренних причин. В данном случае внутренние факторы — основные, базовые, тогда как внешние дают повод для начала кризисных явлений.


Приложение 6.


Последствия циклического развития экономики

Негативные последствия циклического развития экономики

Позитивные стороны цикличности экономического развития

  1. Фаза кризиса экономического цикла – это трагедия для многих фирм, мелких производителей и особенно для простых людей. В этот период, например, даже возрастает уровень самоубийств.

  2. В результате периодических промышленных кризисов страдает большое количество предпринимателей и простых потребителей.

  3. Производство несёт значительные убытки.

  4. Во время подъёма при росте производства закладываются основы для следующего кризиса, и чем лучше ситуация выглядит в период подъёма, тем страшнее будут последствия бесконтрольного роста во время кризиса.

  5. Сильный кризис может вызвать и застывание экономики страны на послекризисном уровне в течение длительного времени.

  1. С точки зрения макроэкономики, в каждом цикле кризисы означают гибель мелких товаропроизводителей, технологически слабых, неэффективных производств, и выживание сильных, наиболее конкурентоспособных, с отличной организацией производств, предприятий.

Цикличность – это так называемый "санитар" экономики, убирающий всё отмирающее и помогающий всему жизнеспособному в экономике.

  1. Кризисы также оздоравливают капиталистическую экономику, с каждым циклом заставляя её взойти на новый технический уровень, достигнуть большей пропорциональности экономического развития.

Быстрый рост производства через определённый промежуток времени сменяется его кризисом, после которого снова следует экономический рост.










Приложение 7.


Инструменты макроэкономической политики

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика 

Монетарная (денежно-кредитная) политика

регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т. е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

целенаправленное управление государства банковским процентом денежной массой и кредитами, которые, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос 


Приложение 8.


Важнейшие мероприятия антикризисной политики

В период подъема

В период депрессии

Денежно-кредитная политика

Повышение учетной ставки, продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Понижение учетной ставки, покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке

Фискальная политика

Сокращение расходов бюджета, повышение налоговых ставок

Дополнительные расходы бюджета, повышение налого­вых ставок

Политика заработной платы и тарифов

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы


Приложение 9.


Оценочный лист



ФИО










1.











2.











3.











4.











5.











6.

























Приложение 10.



Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Экономика – это наука...


2

Вопросы и задания по схеме:

ЭКОНОМИКА






Приложение 11.



Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Микроэкономика – это наука...


2

Вопросы и задания по схеме:

Субъекты Микроэкономики





















Вариант №1.

Ф.И. обучающегося ___________________________________________________________



Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Экономика – это наука...


2

Вопросы и задания по схеме:

ЭКОНОМИКА











Вариант №2.

Ф.И. обучающегося ___________________________________________________________




Вопросы и задания

Ответ:


1

Продолжить предложение:

Микроэкономика – это наука...


2

Вопросы и задания по схеме:

Субъекты Микроэкономики













Оценочный лист



ФИО










1.











2.











3.











4.











5.











6.
















Оценочный лист



ФИО










1.











2.











3.











4.











5.











6.















Оценочный лист



ФИО










1.











2.











3.











4.











5.











6.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«цикличность развития национального хозяйства».

Автор: Оразбекова Салтанат Тлеугабыловна

Дата: 07.11.2018

Номер свидетельства: 483976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства