kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общий уровень цен и инфляция. Причины инфляции. Измерение инфляции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет учителю познакомить учащихся с проблемой инфляции и ее последствиями,  развитию логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Общий уровень цен и инфляция. Причины инфляции. Измерение инфляции.»

10 класс. Экономика.

Тема: Общий уровень цен и инфляция. Причины инфляции. Измерение инфляции. 

Цели: Ознакомить учащихся с термином "Инфляция", научить разбираться в причинах инфляции, научить измерять уровень инфляции, развивать логическое и абстрактное мышление, совершенствовать навыки анализировать и синтезировать, показать связь экономических знаний с жизнью. 

Оборудование:2 одинаковых пакетов с конфетами; картинки, иллюстрирующие инфляцию; таблички со словами "инфляция", "ползучая", "умеренная", "галопирующая", "гиперинфляции". 

Тип урока: изучение нового материала.



Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Актуализация знаний.

- Что такое безработица? 
- Кого считают безработным?
- Какое экономическое явление является постоянным 

  1. Изучение нового материала.

        1. Игра "Аукцион"

  1. Учащимся предлагается первый пакет с конфетами и объясняю, что продаётся пакет на аукционе. Единой принятой валютой аукциона будут денежные купоны, и учащимся выдаю по банкноте номиналом в один купон. Собираю банкноты и пакет отдаю победителю. (Цена пакета со сладостями будет больше за один купон, если учащиеся объединяется, чтобы купить пакет).

  2. Пишу на доске остаточную аукционную цену и количество сладостей в пакете. 

  3. Показываю второй пакет и сообщаю учащимся, что в нём содержится такое же количество таких же сладостей.

  4. Объявляю второй аукцион. Раздаю учащимся по банкноте номиналом в три купона. Проводим аукцион. 

  5.  Пишем на доске цену выигрыша и количество сладостей в пакете по аналогичной информации первого аукциона. 

  6. Обговариваем 

- Сколько сладостей можно было купить во время первого аукциона? (Один пакет, в котором было 10 конфет) 
- Во время второго аукциона? (Один пакет, в котором было 10 конфет) 
- Почему цена возросла на втором аукционе? (Учащиеся имели больше денег)
- Увеличилось ли количество сладостей от того, что цена во втором туре увеличилась? (Нет, количество конфет не увеличилось. Увеличилось лишь количество денег)
- Что стало, когда количество товаров и услуг осталось таким же , а количество денег увеличилось? (Увеличилось цена)

  1. Делаем вывод.

Просто напечатав дополнительное количество денег или используя дополнительные средства в экономику, вы не сможете гарантировать увеличение производства и употребления товаров и услуг. Когда денежная масса в стране увеличивается значительно быстрее, нежели объём производства товаров и услуг, это приводит к инфляции.

        1. Виды инфляции по темпам.

- ползучая, которая характеризуется ускорением увеличения массы денег в обороте без заметного повышения или незначительного повышения цен – до 5% в год.

- умеренная, открытая, которая проявляется в ускорении обесценивания денег из-за повышения цен, которая колеблется в пределах 5-10% в год. Такая инфляция становится ощутимой для экономичных субъектов, и они начинают применять адаптационные меры. Наиболее это удаётся предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «природным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают ускоренно повышать цены на свои товары в ответ на увеличение спроса, их покупатели ищут дополнительные затраты, а поэтому повышают цены на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка.

- галопирующая инфляция, когда цены возрастают на 100% за год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразные, вкрай неравномерное вырастание цен, которое сложно предвидеть и которое не поддаётся регулированию. От такой инфляции тяжело защититься, и влияние её на экономику резко негативное;

- гиперинфляция, которая характеризуется чрезвычайно высокими темпами возрастания цен – более чем на 100% в год. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезает из оборота, падает роль денег в экономике расширяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике.



        1. Работа с картинками

Кризис в Зимбабве начался в 2000 году (президент забрал земли у белых и отдал чёрным, сразу весь аграрный сектор пришёл в упадок). Инфляция составила 231 млн. % за год. Безработица 80%, треть населения покинула страну.

        1. Работа с учебником, стр. 112 (Радионова И.Ф.)

        2. Способы вычисления инфляции.

Уровень инфляции показывает, как изменились цены в экономике, и вычисляется с помощью индекса цен как разница между значением этого индекса за определённый период (в %) и за 100%.

        1. Причины инфляции.

По факторам выделяют:

- инфляцию затрат – обусловлюется давлением на цены через увеличение производственных затрат. Это прежде всего увеличение заработной платы, затраты на энергетические и сырьевые ресурсы, а также падение производительности труда, усиление монополизации производства и рынка;

- инфляция спроса – характеризуется размерным возрастанием товарного спроса сравнительно с предложением, если при этом не происходит повышение предложения, возрастание спроса компенсируется повышением цен, а также, возрастает и уровень инфляции. Речь идёт прежде всего о чрезмерно большую денежную эмиссию, что приводит к превышению спроса на деньги сравнительно с реальным предложением товаров и услуг. При этих условиях возникает экономическая ситуация, которая характеризуется дефицитом товаров и услуг. Это явление было характерно административной экономике бывших социалистических стран, население которых на протяжении десятков лет претерпевало от тотального товарного дефицита. При условии рыночной экономики «инфляция спроса» происходит из-за экстремальных обстоятельств: войны и социальные революции, природные катаклизмы.

Внешние причины таковы:

- возрастание цен на мировых рынках;

- сокращение поступлений от внешней торговли;

- усиление интернационализации хозяйственных связей между государствами, которое сопровождается обострением конкуренции на мировых рынках капиталов.

Внутренние причины таковы:

- деформация экономики;

- монопольное состояние больших производителей и их диктат цен на рынках.

- монополия профсоюзов на рынке труда и возможность их влияния на уровень платы труда;

- непомерно высокие налоги или процентные ставки на кредит.

- нарушение пропорций восстановления меду производством и потреблением, спросом и предложением.

        1. Последствия инфляции

- обесценивание денежных сбережений населения;

- уменьшение реальных доходов населения;

- возникновение инфляционного налога населения;

- снижение реальной процентной ставки;

- снижение мотивации к труду.

  1. Обобщение систематизация знаний.

Тесты

  1. Инфляция – это …

    1. Резкое повышение цен;

    2. Повешение цен на все виды товаров и услуг;

    3. Обесценивание денег вследствие превышения количества денежных знаков, которые находятся в обороте, суммы цен товаров;

  2. Повышение номинальной заработной платы не будет сопровождаться инфляций затрат в случае, когда:

    1. Производство товаров первой необходимости будет вырастать быстрее, чем номинальная заработная плата;

    2. Когда государство законодательно регулирует цены на стратегические товары;

    3. Производительность труда будет возрастать быстрее, чем номинальная заработная плата;

    4. Номинальная заработная плата будет возрастать быстрее, чем производительность труда.

  3. Одним из негативных последствий инфляции является:

    1. Исчезновение стимулов к производительности труда;

    2. Увеличение товарности экономики;

    3. Сокращение дефицита госбюджета;

    4. Стимулирование импорта.

«Да» - «Нет» (поставить «+» или « - »)

  1. Инфляция, при которой цены повышаются в сотни раз, называется гиперинфляцией. (+)

  2. Повышение заработной платы без возрастают на 100%. (-)

  3. Во время инфляции повышаются реальные доходы населения. (-)

  4. Умеренная инфляция – цены возрастают на 100%. (-)

  5. Инфляция существует отдельно от безработицы. (-)

  6. Джон Мейнард Кейнс – основоположник теории «инфляции спроса». (+)

  1. Домашнее задание.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Общий уровень цен и инфляция. Причины инфляции. Измерение инфляции.

Автор: Пономаренко Татьяна Васильевна

Дата: 07.11.2019

Номер свидетельства: 526027

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства