Составлены на основе ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер
Заместитель директора по учебной работе
_________________________ Якимова Т.В.
Методические указания по выполнению практических работ предназначены для упорядочения работы студента и отработки умений. Они составлены на основе рабочей программы по дисциплине «Основы предпринимательства»
с учетом требований ФГОС СПО 43.01.09 Повар, кондитер уровню подготовки выпускников. Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины. Для каждой работы определены вопросы, на которые необходимо ответить при выполнении работ, указана литература.
На методические указания по выполнению практических работ по ОДП.15 Основы предпринимательства, ОУД.13 Основы предпринимательства по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир,43.01.09 Повар, кондитер.
Автор методических указаний по выполнению практических работ:
Садовая С.А. преподаватель ГБПОУ РО «СИТ»
На рецензию представлены методические указания по выполнению практических работ по ОДП.15, ОУД.13 Основы предпринимательства по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир, 43.01.09 Повар, кондитер, которые включают перечень практических работ, инструкционные карты.
В инструкционных картах по выполнению практических работ даны: тема, цели работы, оснащенность, представлены методические указания, вопросы для повторения, ход работы.
Методические указания содержит 12 практических работ, что соответствует количеству часов отведенных учебных планом для выполнения практических работ по ОДП.15, ОУД.13 Основы предпринимательства.
Рецензент отмечает следующее: методические указания по выполнению практических по ОДП.15, ОУД.13 Основы предпринимательства, полностью соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир, 43.01.09 Повар, кондитер. Согласован отводимый бюджет времени.
Заключение: данные методические указания по выполнению практических работ по ОУД.13 Основы предпринимательства, полностью соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования по профессии 38.01.02 Продавец, контролёр-кассир, 43.01.09 Повар, кондитер и рекомендуются к использованию при подготовке квалифицированных рабочих и служащих в ГБПОУ РО «СИТ»
Методические указания по выполнению практических работ по «Основам предпринимательства» предназначены для студентов с целью оказания помощи при выполнении практических работ.
Практические работы проходят в форме решения задач, составления отчётов по работам. Обновление и развитие современного общества немыслимо без инновационных преобразований, которые сегодня осуществляются в России. Совершенствование хозяйственного механизма, перевод его на рыночные рельсы, системное внедрение новой техники, компьютеров, технологий, требуют новаторских подходов к изысканию путей и способов реализации этих целей, которые, прежде всего должны быть ориентированы на отдельную личность.
При выполнении практических работ необходимо выполнитьследующие этапы:
определение цели практической работы;
конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;
самооценка готовности к практической работе;
планирование практической работы;
реализация программы;
осуществление в процессе выполнения практической работы управленческих актов: слежение за ходом самой работы, самоконтроль, промежуточный и конечный результат в работе.
В методических указаниях даны цели практических работ,учебные задания, порядок выполнения работы, представлены требования к работе, дан перечень литературы.
Содержание
Тематический план учебной дисциплины.
Критерии оценки.
Методические указания по выполнению практических работ.
Практическая работа № 1«Решение ситуационных задач по формам предпринимательской деятельности».
Практическая работа № 2 «Расчет налогов».
Практическая работа №3 «Составление собственного резюме».
Практическая работа № 4 «Разработка бизнес-плана»
Практическая работа № 5 «Расчет основных показателей финансового плана».
Практическая работа № 6«Банковские расчеты по вкладам и кредитам»
Практическая работа № 7 «Расчет себестоимости продукции».
Практическая работа № 8 «Расчет амортизации основных средств производства».
Практическая работа № 9 «Расчет показателей эффективности предпринимательской деятельности»
Практическая работа № 10 «Сегментирование потребительского рынка»
Практическая работа № 11«Решение задач на определение цены»
Практическая работа № 12 «Речевой этикет в деловом общении»
Список литературы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество часов во взаимодействии с преподавателем
Всего
Лаборат. работ
Практичес-ких заня-
тий
Раздел 1. Предпринимательство и его место в современной экономике.
Тема 1.1
Понятие и содержание
предпринимательской
деятельности.
Тема 1.2.
История становления предпринимательства в России.
Тема 1.3 . Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Тема 1.4. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
Тема 1.5. Налогообложение в предпринимательской деятельности
26
4
4
6
4
8
4
-
-
2
-
2
Раздел 2. Практическое предпринимательство.
Тема 2.1. Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу
Тема 2.2. Предпринимательское планирование
Тема 2.3. Предпринимательская среда
Тема 2.4. Предпринимательские риски, способы их снижения
Тема 2.5. Финансово-кредитные ресурсы в предпринимательской деятельности
Тема 2.6. Финансово-экономические показатели предпринимательской деятельности.
Тема 2.7. Место управления в предпринимательской деятельности
Тема 2.8. Маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя
Тема 2.9. Деловая этика и культура предпринимательства. Предпринимательская тайна и её защита.
56
6
8
2
2
6
12
2
8
8
20
2
4
-
-
2
6
-
4
2
Всего по дисциплине
82
24
Критерии оценки практической работы
Критериями оценки результатов практической работы студента являются:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.
Практическая работа № 1
Тема:«Решение ситуационных задач по формам предпринимательской деятельности»
Цель:научиться определять организационно-правовые формы и виды коммерческих и некоммерческих организаций; изучить особенности правового регулирования деятельности юридических лиц; сформировать навыки самостоятельной работы.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ, учебник Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Дайте понятия юридического лица. Раскройте сущность образования, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Дайте классификацию юридического лица.
В чем особенность действия хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ?
Краткая теория и методические указания:
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В зависимости от целей создания и деятельности различаются коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческими организациями называются такие юридические лица, целью которых является извлечение прибыли путем осуществления любой, не запрещенной законом деятельности.
К некоммерческим относятся организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели, своей деятельности и не распределяющее полученную прибыль между участниками. Такие организации могут заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и других общественно полезных целей, а также удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов граждан и организаций и т.п.
Ст. 50 перечисляет организационно-правовые формы, в которых могу создаваться некоммерческие организации: потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Закон конкретизирует правовое положение некоммерческих организаций, порядок их создания, деятельности, прекращения, а также устанавливает такие новые для российского законодательства и практики формы некоммерческих организаций, как некоммерческого партнерства и автономные некоммерческие организации.
Задание: Используя учебник Череданова Л.Н. и лекционный материал, заполните таблицу.
№
п/п
Организацинно-правовая
форма
Учредители
Источники
образования
имущества
Ответственность
по обязательствам
Дополнительные сведения
1
2
3
4
5
6
Практическая работа № 2
Тема: «Расчет налогов»
Цель:научиться на основании определенных данных рассчитывать налоги в предпринимательской деятельности при различных системах налогообложения;уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Дайте понятие налога. Как классифицируются налоги.
В чем отличие прямых и косвенных налогов.
Охарактеризуйте функции налогов.
Краткая теория и методические указания:
В российской налоговой системе существуют 2 системы налогообложения: 1. Общая система налогообложения. 2. Специальные налоговые системы. Выбор системы налогообложения обуславливается — волеизъявлением налогоплательщика. — наличием ряда условий. К специальным налоговым системам относятся: 1) упрощенная система налогообложения (УСН), 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), 3) патентная система налогообложения Применение специального налогового режима означает замену уплаты ряда налогов, уплачиваемых при общем режиме налогообложения, на уплату одного либо освобождение от уплаты некоторых налогов.
Объектами налогообложения могут быть (по усмотрению налогоплательщика): — доходы индивидуального налогоплательщика; — доходы, уменьшенные на сумму регламентированных расходов. Выбранный объект налогообложения не меняется в течение всего срока применения УСН.
Право перейти на УСН появляется у налогоплательщика, если по итогам 9 месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на УСН, доход от реализации (без НДС) не превысил 45 млн. руб. (ст. 34612 НК РФ). Если по итогам налогового периода доход налогоплательщика, перешедшего на УСН, превысит 60 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика, превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик будет считаться перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
Налоговые ставки регламентированы ст. 34620 НК РФ. Если объектом налогообложения выбраны доходы – 6%. Если же – доходы, уменьшенные на величину расходов от 5 до 15%.
И в первом, и во втором варианте сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) исчисляется налогоплательщиком исходя из ставки налога и соответствующей налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода.
Сумма к оплате определяется за вычетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы» имеют право уменьшить единый налог на сумму страховых взносов, уплаченных (в пределах исчисленных сумм), а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Согласно п. 6 ст. 34618 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», уплачивают в установленном порядке по итогам налогового периода так называемый минимальный налог, который зачисляется органами федерального казначейства в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Минимальный налог исчисляется за налоговый период в размере 1% от суммы полученных доходов.
Пример 1 Налогоплательщик получил по итогам налогового периода доходы в сумме 680 тыс. руб., а также понес расход в сумме 660 тыс. руб. Сумма единого налога за налоговый период составляет 3 000 руб. [(680 — 660) х 0,15]. Сумма минимального налога составляет 6 800 руб. (680 000 х 0,01). Налогоплательщик уплачивает минимальный налог (6 800 руб. 3 000 руб.).
Пример 2 Доходы налогоплательщика по итогам года – 200 тыс. руб. Расходы составили – 370 тыс. руб. Убыток – 170 тыс. руб. Налоговая база для исчисления единого налога отсутствует. По итогам налогового периода налогоплательщик обязан уплатить минимальный налог в сумме 2 000 руб. (200 000 х 0,01).
Под вмененным доходом следует понимать потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учётом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода (ст. 34629 НК РФ), и используемый для расчёта величины единого налога по установленной ставке (15% вменённого дохода). Базовая доходность — условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного налога. Налоговый период – квартал (ст. 34630 НК РФ)
Решите задачи:
Задача 1:
Гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя (единственное место работы). По данным книги учета доходов и расходов установлено:
Показатели
Сумма, руб.
Валовой доход за январь-декабрь
345 000 руб.
Расходы, документально подтвержденные за январь-декабрь
90 000 руб.
На иждивении - двое детей в возрасте до 18 лет
Требуется исчислить среднемесячный доход, фактическую сумму НДФЛ за налоговый период и распределить по срокам уплаты авансовые платежи на следующий год.
Задача 2:
Гражданин зарегистрирован в качестве предпринимателя с 1 марта текущего года. Деятельность будет осуществляться до конца года. По результатам обследования установлены следующие данные: 1. Валовой доход за март – 20 000 руб. 2. Расходы, документально подтвержденные – 9 000 руб. 3. Фактический валовой доход за год составил – 260 000 руб. 4. Документально подтвержденные расходы – 76 000 руб. Предпринимательская деятельность – единственное место работы. На иждивении – один ребенок до 18 лет. Исчислить авансовые суммы НДФЛ по срокам уплаты; среднемесячный доход; произвести перерасчет НДФЛ за год.
Задача 3:
Предприниматель при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». По итогам года получены доходы в сумме 840 тыс. руб.; расходы составили 923 тыс. руб. Определить сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком.
Задача 4:
Предприниматель получил по итогам налогового периода доходы в сумме 1 220 тыс. руб., а также понес расход в сумме 830 тыс. руб. Определить сумму единого налога (ЕН) и выбрать наиболее выгодную систему налогообложения, если бы налогоплательщик при применении УСН избрал в качестве объекта налогообложения:
- «доходы» по ставке 6%.;
- или «доходы, уменьшенные на величину расходов» по ставке 15%.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
понятие и формы занятости;
права граждан и государственные гарантии в области занятости;
органы занятости населения и их функции;
правовое положение безработных граждан;
условия и порядок признания гражданина безработным;
пособие по безработице.
Краткая теория и методические указания:
Резюме — это:
справка о том, кто вы такой как человек, профессионал, член коллектива;
документ, который вы посылаете в организацию с целью поступить на работу;
документ, который вы вручаете работодателю, работнику отдела кадров;
это та одежда, по которой вас встречают в организации;
это ваша самореклама;
это характеристика вас как товара на рынке труда.
Существуют резюме разного вида. Основные виды резюме следующие:
1) базовое, или основное;
2) хронологическое;
3) повествовательное;
4) свободное.
Рассмотрим особенности каждого из них. Основное резюме состоит из следующих пунктов:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Ваш адрес, телефон.
3. Работа, которую вы бы хотели выполнять в организации.
4. Образование.
5. Список места работ, включая временные работы, которые имели для вас значение.
6. Список публикаций, если у вас они есть.
7. Патенты, если они у вас есть.
8. Ваша квалификация.
9. Ваше членство в профессиональных союзах.
10. Отношение к военной службе.
11. Общественная деятельность, т.е. ваше членство в общественных организациях.
12. Внепрофессиональные навыки, например знание языка и т.д.
13. Личные данные. Обычно в этом пункте приводят следующие данные:
дата рождения;семейное положение;состояние здоровья;гражданство;время, когда вы можете приступить к работе;возможность работать в разъездном режиме и т.д.
Хронологическое резюме состоит из следующих пунктов:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Ваш адрес и телефон.
3. Должность, на которую вы претендуете.
4. Образование.
5. Список работ, который дается в обратном порядке с последнего места работы, например:
1970— 1972 гг. — названые должности и места работы и т. д.
1972— 1973 гг. — название должности и места работы.
6. Печатная продукция.
7. Патенты.
8. Квалификация.
9. Профсоюзы.
10. Военная служба.
11. Общественная деятельность
12. Внепрофессиональные навыки профессионального характера.
13. Личные данные.
Особенность повествовательного резюме состоит в том, что это по существу творческая биография, которая показывает, как вы развивались как специалист и как росла ваша квалификация.
В свободном резюме вы в свободной форме излагаете спои данные так, чтобы работодатель обязательно обратил на вас внимание и обязательно пригласил на работу, предложив ту работу, на которую вы рассчитываете. Такое резюме можно составлять, если вы уверены, что знаете, какие качества нужны данному работодателю, что он конкретно ищет на рынке труда.
Приведем вариант свободного резюме:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Адрес.
3. Телефон.
4. Дата и место рождения.
5. Гражданство.
6. Семейное положение.
7. Какую должность хотите получить.
8. Квалификация.
9. Образование. В этом пункте вначале перечисляют даты, затем названия образовательных учреждений, страну их нахождения, специальность.
10. Дополнительная информации.
11. Дата составления резюме.
Требования к резюме, которые нужно учитывать при его составлении,
следующие:
1) краткость;
2) ясность;
3) конкретность.
4) указание активности действий, например вы работали, а не участвовали и т.д.;
5) содержание самых выигрышных, необходимых сведений;
6) отсутствие перегруженности второстепенными деталями из вашей биографии;
7) правдивость;
8) изложение простым языком;
9) содержание деталей, усиливающих благоприятное отношение к вам.
10) учет пристрастий, взглядов работодателей, если они вам известны. Кроме того, в резюме необходимо указать:основные сведения о себе;цель написания резюме;образование; опыт работы;дополнительные сведения о себе;работу, которую вы хотите.
Резюме желательно составлять объемом не более двух страниц.
К резюме можно добавить приложения, если вы считаете, что это необходимо.
__________________________________________________________________Полное наименование, местонахождение образовательных учреждений, специальность подготовки или переподготовки,
(Работоспособность, обучаемость, аккуратность, коммуникабельность, сильные и слабые стороны и т.д.)
ПРИМЕЧАНИЕ: Резюме размещайте на одной странице.
Практическая работа № 4
Тема:«Разработка бизнес-плана»
Цель: приобрести практические навыки разработки бизнес плана.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
1 Что понимается под бизнес-планом и каково его значение для деятельности предприятия?
2 Из каких разделов может состоять бизнес-план?
Краткая теория и методические указания:
Бизнес-план является основным документом в организации цивилизованной предпринимательской деятельности и реализации инвестиционных проектов. Он является развернутым технико-экономическим, организационным, коммерческим, управленческим обоснованием целесообразности того или иного вида бизнеса.
Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план - только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план - план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга.
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия.
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:
• как начать дело;
• как эффективно организовать производство;
• когда будут получены первые доходы;
• как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;
• как уменьшить возможный риск
В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес-плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции - одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.
Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:
резюме (введение)
общее описание фирмы ;
продукция и услуги;
маркетинг-план;
производственный план;
управление и организация;
капитал и юридическая форма фирмы;
финансовый план.
Фактически резюме является сокращенной версией плана, это своего рода уведомление о намерениях. После прочтения резюме рецензент должен иметь относительно ясное понимание того, что будет представлено в более детальной форме в остальной части плана. Резюме следует писать после завершения работы над планом. Резюме должно возбуждать немедленный интерес у рецензента. Интерес должны вызывать концепция, норма прибыли или просто стиль изложения.
Объем описания компании не должен превышать несколько страниц. Раздел лучше начинать с анализа текущего состояния отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли. Необходимо показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к его описанию.
Здесь можно кратко рассказать об истории развития предприятия (дать основания компании, ее основные успехи или достижения). Краткие сведения о предприятии должны, как правило, включать следующее:
общие сведения: расположение предприятия, занимаемая площадь; количество зданий и цехов (собственный или арендованный), выгодность расположения, количество работников;
характеристика основных фондов предприятия: состояние, износ оборудования, оценка стоимости оборудования, стоимость арендованного оборудования, стоимость неустановленного оборудования;
является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг; что и как она намерена предоставлять своим клиентам;
в каких географических пределах она планирует развивать свой бизнес;
имеет ли компания разработанный ассортимент товаров; как ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности.
Очень важно внятно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические регионы.
Задачей раздела «Продукция и услуги» является описание в наиболее сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемые данным бизнесом. Поскольку предприниматель, вероятно, намного лучше разбирается в избранной области, нежели инвестор, важно, чтобы характеристики и привлекательные черты продуктов и услуг были описаны в простой и ясной форме.
В этот раздел обычно включается следующая информация.
Физическое описание. Описание физических характеристик продукции. Фотография, рисунок продукта или рекламный проспект. При описании услуг лучше применять диаграммы.
Использование и привлекательность товара. Дав точное описание продукции или услуг, предприниматель должен особо остановиться на возможности их использования и на привлекательных сторонах. Подчеркнуть уникальность товара.
Разработка и развитие. Важно уделить особое внимание разработке продукции или услуги, в том числе вопросу о том, как шло развитие этого процесса вплоть до настоящего момента и как оно видится в будущем. Полезно прокомментировать готовность продукции или услуг к выходу на рынок, поскольку это поможет оценить жизнеспособность предприятия.
В плане маркетинга говорится о характере намеченного бизнеса и способах, благодаря которым можно рассчитывать на успех. Цель раздела – разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся, на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.
Как документ для внутреннего планирования, бизнес-плана должен быть подробным планом производственной деятельности. Цель производственного плана – доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал предприятия способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом.
Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана:
Изготовление продукции. Когда речь идет о производстве, важно рассмотреть процесс производства продукции. Обычно предусматривается описание зданий, оборудования, потребностей в сырье и трудовых ресурсах, технологических процессов, сборочных линий и робототехники, а также возможностей бизнеса, в частности производственные мощности и программы контроля качества. Целесообразно привести технологические схемы производства основных видов продукции, характеристики оборудования.
Обслуживание и сервис. В плане может быть рассмотрен уровень сервиса, который компания обеспечивает после того, как потребитель приобретет товар или услугу.
Внешние воздействия. Следует рассмотреть такие факторы:
- производственные ресурсы. Способ работы компании зависит от цен и наличия производственных ресурсов, таких как труд и сырье. Такие ресурсы подвержены внешним воздействиям;
- изменения в технологии;
- клиенты. Предпринимателю следует считаться с влиянием, исходящим от клиентуры;
4. Меры по правовой защите. К ним относятся патенты, товарные знаки.
В разделе управление должны быть рассмотрены следующие вопросы:
- менеджеры и организаторы. В разделе представлены краткие сведения, отражающие уровень квалификации и профессиональные достижения каждого из членов команды.
- организационная структура. В этом подразделе нужно показать, прежде всего, управленческую структуру. Краткое количество отделов, цехов их основные функции.
- кадровая политика и стратегия. В разделе представлены вопросы: пакет льгот; премии; планы стимулирования; процедура найма рабочих.
Рассматривая капитал и юридическую форму компании, предприниматель сообщает, какая юридическая форма будет выбрана и как будет капитализировано предприятие:
- структура компании, юридическая форма и способы финансового участия;
- требования в отношении капитала. Источники средств, имеющихся в настоящее время, а также тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем.
Цель финансового раздела бизнес-план – обобщение материалов предыдущих разделов и представление их в стоимостном выражении. Следует подчеркнут важность и достоверность представляемых данных. Во многих отношениях финансовый план – наиболее гибкая по форме часть бизнес-плана.
Финансовый план содержит следующие основные моменты:
- сводный прогноз доходов и расходов. Задача этого подраздела – показать, как будет формировать, и изменяться прибыль;
- отчет о денежных потоках – отражает сведения о денежных поступлениях и выплатах: поступление выручки от продаж, фактическая оплата затрат предприятия и проч.;
- баланс активов и пассивов предприятия, финансовые коэффициенты и статистические показатели.
В бизнес-плане необходимо рассчитать:
- себестоимость продукции;
- расход материала на 1 месяц работы;
- количество изделий выпускаемые за 1 месяц работы;
1. Определитесь, какой именно продукт вы готовы предложить покупателю. Опишите его особенность, отличие от подобных предложений, уже существующих на рынке. Это могут быть его качественные характеристики, или ценовая политика, или особый метод продвижения к покупателю, дополнительные услуги. В этом же разделе укажите количество товара, которые вы сможете предложить за какой-либо период времени (например, за месяц).
2. После того, как продукт приобрел четкие очертания, нужно выделить круг ваших потенциальных клиентов. Подумайте, кто будет покупать ваш продукт. Составьте портрет вашего покупателя: где он находится, каков уровень его дохода, почему он будет покупать ваш продукт, какое количество он сможет приобрести.
3. Приглядитесь к своим конкурентам: какие у них преимущества перед вами. Учтите тот факт, что ваши потенциальные покупатели в данный момент уже пользуются аналогичными товарами ваших конкурентов. Какие методы вы сможете применить, чтобы привлечь их внимание к своей продукции?
4. Продумайте месторасположение своего предприятия: оно должно быть доступным для ваших клиентов, и в то же время удобным для вас в смысле наличия необходимой инфраструктуры.
5. Создайте организационную структуру своего бизнеса. Выделите основные блоки деятельности (например, закупка сырья, продажа готовой продукции, ведение бухгалтерского учета и т.д.). В зависимости от этого определите, сколько работников и какой квалификации вам потребуется. Разграничьте сферы ответственности и структуру подчиненности.
6. Следующей стадией подготовки функционирования собственного бизнеса будет выбор материальной базы для создания условий возникновения вашей продукции. Какие ресурсы будут необходимы, какое оборудование нужно закупить, какое помещение потребуется – все это должно быть отражено в бизнес-плане до мелочей.
7. Постарайтесь определить количественный объем вашей деятельности, в зависимости от производительности, графика работы, предполагаемого спроса на ваш товар. Результаты внесите в производственный план.
8. Составьте календарный помесячный план расходов, включающий: - этап первоначальных вложений до момента запуска собственного бизнеса – внесите все расходы на приобретение материальной базы, рекламу, привлечение работников, оформление необходимой документации; - этап начального развития бизнеса – просчитайте все текущие расходы: на заработную плату и отчисления по ней, коммунальные услуги, аренду, налоги, закупку сырья, транспортные расходы. У вас должна получиться таблица расходов, где сверху указаны месяцы, слева – статьи расхода, внизу каждой колонки подбит итог расходов.
9. Составьте календарный помесячный план предполагаемых доходов. Реально оценивайте ваши перспективы, лучше применить «пессимистический» прогноз – то есть взять минимальные значения. Учтите, что ваш бизнес должен пройти стадию становления, когда доходы будут меньше предполагаемого уровня.
10. Совместите план доходов и план расходов для подсчета вашей ежемесячной прибыли. Возможно, первые месяцы она будет принимать отрицательные значения, на этот факт нужно обратить особое внимание при расчете суммы первоначальных вложений. Пока доход не станет стабильным, текущие расходы все равно придется оплачивать, и, если у вас не будет запаса средств, придется изымать их из оборота, тем самым уменьшая объемы своей деятельности.
11. Определитесь с источниками получения средств. Если вы предполагаете использовать кредитные ресурсы, не забудьте включить эти выплаты в план расходов.
12. Подумайте, какие факторы, события, изменения могут помешать вашей деятельности. Этот раздел бизнес-плана называется анализ рисков. Постарайтесь предусмотреть как можно больше таких моментов, например: недостаток работников соответствующей квалификации, изменение спроса, появление конкурентной продукции, изменение законодательной базы и т.д. Составьте план своих действий в случае наступления каждого из этих событий.
Практическая работа № 5
«Расчет основных показателей финансового плана».
Цель: приобрести практические навыки разработки бизнес плана.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
1 Что понимается под бизнес-планом и каково его значение для деятельности предприятия?
2 Из каких разделов может состоять бизнес-план?
Краткая теория и методические указания:
Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план. Он разрабатывается, как правило, на 3–5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.
Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен для предприятий, а также для инвесторов и кредиторов. Ведь они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок их окупаемости и возврата.
ПРИМЕР
Рассмотрим финансовое планирование прибыли прямым методом. Процедура данного метода основана на предположении, что изменение потребностей в средствах на изготовление продукции пропорционально динамике продаж. Проиллюстрируем сущность прямого метода финансового планирования прибыли (табл. 2).
Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках
Показатель
За отчетный период
Прогноз на следующий год (с увеличением объема продаж в 1,5 раза)
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
500
500 × 1,5 = 750
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
400
400 × 1,5 = 600
Валовая прибыль
100
150
Коммерческие расходы
30
30 × 1,5 = 45
Управленческие расходы
22
22
Прибыль (убыток) от продаж
48
83
Проценты к получению
—
—
Проценты к уплате
8
8
Прочие доходы
—
—
Прочие расходы
—
—
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
40
75
Прибыль (убыток) до налогообложения
40
75
Налог на прибыль
9,6
18
Прибыль (убыток) отчетного периода (чистая)
30,4
75 – 18
Увеличение объема продаж на 50 % влияет на многие показатели. Предполагается, что себестоимость реализованной продукции, а также коммерческие расходы изменятся прямо пропорционально темпам роста реализации, но проценты за пользование кредитами зависят от принятых финансовых решений.
Задание:
Рассмотрим финансовое планирование прибыли прямым методом. Процедура данного метода основана на предположении, что изменение потребностей в средствах на изготовление продукции пропорционально динамике продаж. Проиллюстрируем сущность прямого метода финансового планирования прибыли (табл. 2).
Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках
Показатель
За отчетный период
Прогноз на следующий год (с увеличением объема продаж в 2 раза)
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
500
?
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
400
?
Валовая прибыль
100
?
Коммерческие расходы
30
?
Управленческие расходы
22
?
Прибыль (убыток) от продаж
48
?
Проценты к получению
—
?
Проценты к уплате
8
?
Прочие доходы
—
?
Прочие расходы
—
?
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности
40
?
Прибыль (убыток) до налогообложения
40
?
Налог на прибыль
9,6
?
Прибыль (убыток) отчетного периода (чистая)
30,4
?
Практическая работа № 6
Тема: «Банковские расчёты по вкладам и кредитам»
Цель: научиться определять суммы процентов по вкладам (кредитам), используя простые проценты.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
1. Оформите отчет по практической работе.
2. В чем сущность банковской системы?
3. Приведите структуру банковской системы РФ.
4. Назовите цели деятельности ЦБ РФ, его задачи и функции.
Краткая теория и методические указания:
Необходимость оценки денежных средств во времени связана с тем, что стоимость денежных ресурсов с течением времени изменяется. Причем понимается не обесценение денежных средств в результате инфляции, а аспект, связанный с обращением капитала (денежных средств).
Так, рубль, который сегодня вложили в любые коммерческие операции (вложение в ценные бумаги, инвестиционный проект, банковский депозит и т, д.), через определенный период времени может превратиться в большую сумму за счет полученного с его помощью дохода.
Например, если положить на депозитный вклад 1000 руб. под 10% годовых, через год сумма вклада составит 1000 + 1000 ∙ 0,10 = 1100 руб.
Если депозитный вклад не изымать из банка, а оставить его на второй год, то окончательная сумма после двухлетнего периода составит 1000(1 + 0,10)(1 + 0,10) = 1000 (1 + 0,10)² = 1210 руб.
Таким образом, будущая стоимость денег представляет собой сумму средств, в которую вложенные сегодня средства превратятся через определенный период времени.
Наращение – это способ приведения стоимости денег сегодня к их будущей стоимости.
Дисконтирование — способ приведения будущей стоимости денег к их стоимости сегодня. Это процесс, обратный наращению денежных средств, т. е. дисконтирование определяет сколько надо инвестировать сегодня, чтобы получить обусловленную сумму в будущем.
При расчете наращения и дисконтирования денежных средств применяются модели простых и сложных процентов.
Простой процент — сумма, которая начисляется от исходной величины стоимости вложения в конце одного периода, определяемого условиями вложения средств (месяц, квартал, год).
В финансовых расчетах существуют следующие величины:
P — найденная величина (величина текущей стоимости вклада);
S — наращенная величина (сумма, которую вы получите в будущем);
r — ставка процента (при начислении процентов один раз в году);
n – срок ссуды.
При расчетах с использованием простого процента, наращенная величина определяется по формуле:
S=P(1+nr)
При краткосрочном кредите (вкладе), наращенная величина определяется по формуле:
Где t – продолжительность кредита (вклада);
Т – продолжительность года (12 месяцев, 360 дней).
Доход кредитора определяется по формуле:
W=S-P
Сумму в 7000 рублей поместили в банк на 2 года под 15% годовых (проценты простые). Определим наращенную сумму по истечении 2 лет.
Решение
Для определения наращенной суммы используем следующую формулу:
S=P(1+nr)
S= 7000 (1+ 2*0,15) = 9100 руб.
Задачи для решения
Задача 1.
Сумму в 5000 руб. поместили на счет в банк под 15% годовых (проценты простые). Срок вклада – 2 года.
Задача 2.
Через 3 месяца на счету образовалась сумма 20 млн. руб., вклад был открыт на 1 год. Простая процентная ставка – 25%. Определить первоначальную сумму и доход кредитора от этой операции.
Задача 3.
На вклад 5 млн. рублей до востребования была начислена сумма 8 млн. рублей. Ставка 14,5% годовых. Определить срок вклада.
Задача 4.
В банке был взят кредит в сумме 20 млн. рублей. Через 9 месяцев долг составил 22 млн. рублей.. Определить процентную ставку.
Задача 5.
Банком выдан кредит в сумме 14 млн. руб. под 15,5% годовых (проценты простые) сроком на 4 года. Какую сумму должен возвратить заемщик банку и какой доход банка от этой операции?
Практическая работа № 7
Тема: «Расчет себестоимости продукции».
Цель: научиться рассчитывать себестоимость, калькуляцию, структуру себестоимости, отдельные статьи затрат, экономию от снижения себестоимости
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Дайте понятие себестоимости.
Какие вы знаете пути снижения себестоимости.
Что понимают под прямыми и косвенными затратами.
Краткая теория и методические указания:
Себестоимость продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме затраты (издержки производства) на потребленные при изготовлении продукции средства производства, оплату труда рабочих, услуг других предприятий, расходы по реализации продукции, а также затраты по управлению и обслуживанию производства, т.е. это затраты предприятия, выраженные в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Группировка затрат по статьям калькуляции.
№ п/п
Наименование статей калькуляции
Виды затрат
1
Сырьё и основные материалы
ПРЯМЫЕ ЗАТРАТЫ
2
Стоимость возвратных отходов (вычитаются)
3
Покупные изделия и полуфабрикаты
4
Топливо и энергия на технологические цели
5
Основная заработная плата производственных рабочих
6
Дополнительная заработная плата производственных рабочих
7
Отчисления на социальные нужды (ЕСН)
8
Расходы на подготовку и освоение производства новой продукции
9
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ
10
Общепроизводственные расходы
Цеховая себестоимость (с/с) = сумма 1 — 10
11
Общехозяйственные расходы
12
Потери от брака
13
Прочие производственные расходы
Производственная с/с = Цеховая с/с + 11 + 12 + 13
14
Внепроизводственные (коммерческие) расходы
Полная с/с = Производственная себестоимость + 14
Задача № 1. (образец)
Определить полную себестоимость изделия А и изделия Б.
Выпуск изделия А – 500 ед., затраты на сырье на ед. изд. – 120 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 130 000 руб., дополнительная зарплата – 10%, начисления на заработную плату – 26%.
Выпуск изделия Б – 250 ед., затраты на сырье на ед. изд. – 380 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 80 000 руб.
Общехозяйственные расходы по изд. А – 50%, по изд. Б – 35%, от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 5%, по изд. Б – 7% от производственной себестоимости.
Решение:
1. Полная себестоимость изделий определяется как сумма всех статей затрат на производство и сбыт продукции. Сначала определим материальные затраты:
МЗ (А) = 500 ед. х 120 руб. = 60 000 руб.;
МЗ (Б) = 250 ед. х 380 руб. = 95 000 руб.
2. Рассчитаем затраты на оплату труда:
Зз/пл (А) = (130 000 + 10%) + 26% = 180 180 руб.;
Зз/пл (Б) = (80 000 + 10%) + 26% = 110 880 руб.
3. Прямые затраты по изделиям:
Зпр(А) = 60 000 руб. + 180 180 руб. = 240 180 руб.
Зпр(Б) = 95 000 руб. + 110 880 руб. = 205 880 руб.
4. Общехозяйственные расходы:
Робщ.(А) = 240 180 руб. х 50% = 120 090 руб.
Робщ.(Б) = 205 880 руб. х 35% = 72 058 руб.
5. Производственная себестоимость:
Спр(А) = 240 180 руб. + 120 090 руб. = 360 270 руб.
Спр(Б) = 205 880 руб. + 72 058 руб. = 277 938 руб.
6. Внепроизводственные затраты:
Звнепр.(А) = 360 270 руб. х 5% = 18013, 5 руб.
Звнепр.(Б) = 277 938 руб. х 7% = 19456 руб.
7. Полная себестоимость:
Сп(А) = 360 270 руб. + 18013,5 руб. = 378 283,5 руб.
Сп(Б) = 277 938 руб. + 19456 руб. = 297 394 руб.
Задание:
произведите группировку затрат по различным признакам,
рассчитайте себестоимость по отдельным статьям затрат.
Задача 1.
Определить полную себестоимость изделия А и изделия Б.
Выпуск изделия А – 150 ед., затраты на сырье на ед. изд. – 370 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 850 000 руб., дополнительная зарплата – 10%, начисления на заработную плату – 26%.
Выпуск изделия Б – 800 ед., затраты на сырье на ед. изд. – 540 руб., основная заработная плата на годовой выпуск – 960 000 руб.
Общехозяйственные расходы по изд. А – 60%, по изд. Б – 45%, от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изд. А – 2%, по изд. Б – 5% от производственной себестоимости.
Задача 2.
Определить производственную себестоимость изделия, если:
затраты на сырье — 8000 р.
основная заработная плата на изделие — 300 р.
дополнительная заработная плата — 10%
начисления на заработную плату — 26%
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 5% от прямых затрат
цеховые расходы — 120% от расходов по содержанию оборудования
общехозяйственные расходы — 40% от цеховых расходов.
Задача 3.
Определить полную себестоимость изделия, если расход сырья на единицу изделия — 40 кг, цена 1 т — 1500р., отходы — 2 кг — реализуются по цене 2000р. за 1 т. Основная заработная плата производственных рабочих на одно изделие — 20р., дополнительная заработная плата — 10%, начисления на заработную плату — 26%. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования — 120р. на одно изделие.
Цеховые расходы — 30% от затрат на основную заработную плату, общехозяйственные расходы — 50% от цеховых затрат. Внепроизводственные затраты — 100% от общехозяйственных расходов.
Задача 4.
Определить полную себестоимость изделия, себестоимость всего выпуска, изготовленного в количестве 200 единиц, используя данные таблицы:
№ п/п
Статьи затрат
На единицу продукции
На весь выпуск
1
Основные материалы, р.
120
2
Комплектующие изделия, р.
25
3
Основная заработная плата производственных рабочих, р.
47
4
Дополнительная заработная плата рабочих, р.
10,00%
5
Начисления на заработную плату, р.
26,00%
6
Содержание оборудования, р.
120000
7
Цеховые расходы, р.
50000
8
Внепроизводственные расходы, р.
75000
Итого полная себестоимость, р.
Практическая работа № 8
Тема: «Расчет амортизации основных средств производства».
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Что называют основными средствами.
Какие вы знаете виды износа основных средств.
Дайте определение амортизации основных средств.
Краткая теория и методические указания:
Амортизация – это постепенный перенос стоимости основных производственных фондов (ОПФ) на стоимость произведённой продукции.
Амортизационные отчисления производятся предприятием ежемесячно исходя из установленных норм амортизации и балансовой стоимости основных фондов по отдельным группам или инвентарным объектам, состоящим на балансе предприятия.
Расчётные формулы норм и сумм амортизации при различных способах амортизации
Способ списания стоимости
Формула расчёта нормы
амортизации
Формула расчёта годовых амортизационных отчислений
Линейный
НА=1/Тn *100%
Аr =(ОФп* НА)/100
Нелинейные способы
Способ уменьшаемого остатка
НА=К/Тn *100%
НА=К * НА
Аt=(ОФостt* НА*К)/100
Аt=(ОФостt* НА)/100
Способ суммы
чисел (кумулятивный)
НАt=(2*(Tn -t+1))/(Тn*(Тn+1))*100
Аt=ОФn*(nt/Т,)
Аt=(ОФn* НАt)/100
Производственный
Аt=(ОФn* q)/Q
где ОФ п – первоначальная стоимость основных фондов.
Тn – срок полезного использования основных фондов, лет (мес.);
К – коэффициент ускорения;
ОФостt – остаточная стоимость основных фондов в t-м году;
НА – норма амортизации, рассчитанная для линейного способа;
nt – оставшееся число лет эксплуатации объекта основных средств;
Т – сумма чисел лет срока полезного использования объекта основных средств;
НАt – норма амортизации в t-м году;
t – порядковый номер года, в котором начисляется амортизация;
q –объём продукции (работ) в отчётном периоде, натуральные показатели;
Q – предполагаемый объём продаж (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств, натуральные показатели.
Пример 1
Определить годовую сумму амортизационных отчислений линейным способом.
Организацией приобретён объект стоимостью 1150 тыс. руб. со сроком полезного использования 7 лет.
Решение
1 Определяем норму амортизации
На = 1/Тn * 100%
На = 1/7 * 100% = 14,3 %
2 Определяем годовую сумму амортизационных отчислений
А = (Фn *На)/100
А = (1150*14,3)/100 = 164,5 тыс. руб.
Вывод: ежегодный размер амортизационных отчислений линейным способом составляет 164,5 тыс. руб.
Пример 2
Определить сумму годовых амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.
Организацией приобретено оборудование стоимостью 970 тыс. руб. со сроком полезного использования 3 года. Организацией установлен коэффициент ускорения, равен 1,8 (не более 2)
Решение
1 Определяем норму амортизации
На = 1/Тn *100%
На = 1/3 * 100% = 33%
2 Определяем норму амортизации с учётом коэффициента ускорения
Н,а = На * Куск
Н,а = 33 *1,8 = 59,4%
3 Определяем начисления амортизации по годам
Год
Остаточная стоимость на начало года, тыс. руб.
Сумма начисленной амортизации за год, тыс. руб.
Остаточная стоимость на конец года, тыс. руб.
1
970
970*59,4*100=576,2
393,8
2
393,8
393,8*59,4*100=233,9
159,9
3
159,9
159,9*59,4*100=94,9
65
Итого
905
Вывод: после начисления амортизации за последний год накопленная сумма амортизационных отчислений составляет 905 тыс. руб.
Пример 3
Определить сумму амортизационных отчислений кумулятивным способом, т. е. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Организация приобрела оборудование стоимость 580 тыс. руб. со сроком полезного использования 4 года.
Решение
1Определяем сумму чисел срока полезного использования оборудования
1 + 2 + 3 + 4 = 10
2 Определяем сумму амортизации по годам :
Год со дня приобретения
Осталось лет эксплуатации
Сумма амортизации, тыс. руб.
1
4
580*(4/10) = 232
2
3
580*(3/10) = 174
3
2
580*(2/10) = 116
4
1
580*(1/10) = 58
Итого
580
Вывод: при использовании данного способа в первые годы эксплуатации оборудования амортизация начисляется в большем размере, чем в последующие годы, что позволяет избежать больших потерь при списании оборудования в результате морального износа.
Пример 4
Определить годовую сумму амортизационных отчислений производственным способом, т.е. способом списания стоимости оборудования пропорционально объему продукции.
Организация приобрела оборудование стоимостью 810 тыс. руб. с предполагаемым объёмом работ за весь срок полезного использования до 54000 тыс. шт. изделий. В отчётном периоде объём продукции составил 1230 тыс. шт. изделий.
Решение
Определяем сумму амортизационных отчислений в отчётном периоде
А = (Фn*q)/Q
А = (810*1230)/54000 = 18,5 тыс. руб.
Вывод: сумма амортизационных отчислений производственным спосо-бом составляет 18,5 тыс. руб. за отчётный период.
Пример 5
Определить норму амортизации основных фондов организации.
Первоначальная стоимость основных фондов на начало года составляет 930 тыс. руб. С 1 августа выведены из эксплуатации основные фонды на сумму 11 тыс. руб. За год амортизационные отчисления составили 184 тыс. руб.
Решение
1 Определяем среднегодовую стоимость основных фондов
Фср = Фn - ∑(Фл*Тл)/12
Фср = 930 – (11*5)/12 = 930 – 4,6 = 925,4 тыс. руб.
Вывод: годовая норма амортизационных отчислений составляет 19,9%
Решите задачи:
Задача 1.
Произвести расчет годовых амортизационных отчислений оборудования с первоначальной балансовой стоимостью 200 тыс. руб. методом уменьшаемого остатка
Норма амортизации для данного вида оборудования установлена в размере 10%.
Коэффициент = 2.
Задача 2.
Стоимость приобретённого объекта 120 тыс. руб. Срок полезного использования
5 лет. Определить амортизационные отчисления линейным способом.
Задача 3.
Взят на учёт объект стоимостью в 150 тыс. руб. Срок полезного использования 5 лет. Определить амортизационные отчисления способом списания стоимости по сумме
чисел лет срока полезного использования.
Задача 4.
Взят на учёт грузовой автомобиль стоимостью 100 тыс. руб. и предполагаемым пробегом до 500 тыс. км. В отчётном периоде пробег составил 10 тыс. км. Определить амортизационные отчисления способом списания стоимости пропорционально объёму продукции.
Цель: закрепление знаний, умений и приобретение практических навыков по решению задач.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
1.Раскройте сущность и задачи капитальных вложений?
2.Как определяются задания по вводу в действие основных фондов?
3. Как устанавливается целесообразность капитальных вложений?
4. Показатели общей экономической эффективности капитальных
вложений?
5.Показатели сравнительной экономической эффективности капитальных вложений?
Краткая теория и методические указания:
Расчеты экономической эффективности – обязательная стадия принятия решения о капитальных вложениях в производство и при внедрении новой техники.
Капитальные вложения – совокупность затрат на строительство новых, реконструкцию и расширение действующих предприятий, на приобретение новой техники.
При определении экономических последствий капитальных вложений и новой техники используют показатели:
экономическогоэффекта,
общей экономической эффективности,
сравнительной экономической эффективности затрат.
Экономический эффект - это величина результата, для получения которого осуществляют капитальные вложения, внедряются новая техника.
Экономический эффект может быть измерен в натуральных показателях (например, вложения в реконструкцию рудника увеличат его мощность на 1000000м3 горной массы) и стоимостных показателей ( под стоимостным выражением подразумевается сумма экономии за счет внедрения новшеств).
При определении общей экономической эффективности КВ применяются следующие показатели:
а) по предприятиям при использовании собственных средств и кредитов
ЭП = дельта П / КВ
где дельта П – прирост годовой прибыли или экономический эффект, руб,
КВ – капитальные вложения, вызвавшие прирост прибыли, руб.
б) по вновь строящимся предприятиям
Э = (Ц – С) / КВ = П / КВ
гдеЦ – годовой выпуск продукции по плану в оптовых ценах предприятия, руб.
С – себестоимость годового выпуска продукции, руб..
в) по предприятиям, где применяются показатели снижения себестоимости продукции, а также по планово- убыточным предприятиям
Э = (С1 – С2) / КВ
где С1 – С2 – себестоимость годового выпуска продукции до и после проведения мероприятия, руб.,
КВ - капитальные вложения, вложенные в мероприятия, руб..
Полученные показатели общей экономической эффективности сравниваются с нормативным коэффициентом эффективности
Ен = 0,15 должно соблюдаться условие Э Ен.
При расчетах общей экономической эффективности определяются сроки окупаемости общих объемов Капитальных вложений - Т:
а) Тп = КВ / дельта П, год
б) Т = КВ / Ц – С, год
в) Т = КВ / С1 – С2, год.
Сравнительная экономическая эффективность рассчитывается при выборе одного из нескольких проектных решений и показывает насколько один вариант эффективнее другого.
Рассчитывается коэффициент сравнительной экономической эффективности:
Е = С1 – С2 / КВ2 - КВ1 Ен.
Рассчитывается срок окупаемости сравнительной экономической эффективности:
Т = КВ2 - КВ1 / С1 - С2 = 1 / Е .
При расчете коэффициента сравнительной экономической эффективности применяется формула « Формула приведенных затрат»:
З = С + ЕН * КВ ~~~ MIN, руб,
где З – приведенные затраты единицы продукции, руб.,
С – себестоимость единицы продукции, руб.,
КВ – капитальные вложения на единицу продукции, руб.,
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, вариант для которого Зmin признается оптимальным.
Задание
Студент самостоятельно:
- изучает методические рекомендации по проведению практической работы;
- производит решение задачи с пояснениями;
- отвечает на контрольные вопросы практической работы;
- оформляет отчет.
Содержание отчета:
1. Номер ПР.
2. Название ПР.
3. Цель работы.
4. Решение задач с пояснениями и выводом.
5. Ответы на вопросы.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Задание:
Объем капитальных вложений по объектам производственного назначения в развитие одной из подотраслей горнодобывающей промышленности составит 5400000000 руб. Прирост прибыли в рассматриваемом периоде по плану должен составить 930000000 руб.
Определить: 1) общую экономическую эффективность капитальных вложений; 2) отклонения общей эффективности капитальных вложений от норматива; 3) срок окупаемости общих капитальных вложений
Методические рекомендации:
Для расчета общей экономической эффективности воспользуемся формулой:
ЭП = дельта П / КВ
ЭП = 930000000 / 5400000000 = 0,17
Отклонения общей эффективности капитальных вложений от норматива составляют:
0,17 – 0,15 = 0,02
Срок окупаемости рассчитываем по формуле:
Тп = КВ / дельта П, год
Тп = 5400000000 / 930000000 = 5,8 года.
В заключении решения задачи следует полученное показание общей экономической эффективности подставить в неравенство:
должно соблюдаться условие Э Ен. 0,17 0,15.
Написать ответ.
Задание:
Предлагается три варианта размещения нового рудника по добыче руд цветных металлов с одинаковой годовой производственной мощностью. Первый вариант предусматривает строительство рудника в освоенном районе и не связан с необходимостью дополнительных капитальных вложений в развитие транспортной сети. Осуществление второго варианта требует дополнительных вложений в расширение портовых сооружений, а третий - в строительство железной дороги. Экономические показатели по вариантам (млн.руб.) приведены в таблице 1. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, связанных с расширением портовых сооружений и строительством железной дороги, равен 0,12.
Определить наиболее целесообразный вариант размещения рудника.
Таблица 1 – Экономические показатели по вариантам
Показатели
Вариант
1
2
3
Капитальные вложения в строительство рудника
21
21
23
Годовые эксплуатационные расходы на добычу руды
6,1
4,1
3,7
Капитальные вложения в расширение портовых сооружений
-
2
-
Капитальные вложения в строительство железной дороги
-
-
5
Методические рекомендации:
Рассчитаем приведенные затраты по первому варианту, используя «формулу приведенных затрат»:
З = С + ЕН * КВ ~~~ MIN, руб
З1 = 6,1 + 0,15 * 21 = 9,25 млн.руб.
Приведенные затраты по второму варианту:
З2 = 4,1 + (0,15 *21 + 0,12 * 2) = 7,49 млн.руб.
Приведенные затраты по третьему варианту:
З3 = 3,7 + (0,15 * 23 + 0,12 * 5) = 7,75 млн.руб.
В заключение решения задачи следует написать ответ: наиболее целесообразным является второй вариант размещения рудника, так как при этом варианте минимальные приведенные затраты.
Практическая работа № 10
Тема: «Сегментирование потребительского рынка»
Цель: Закрепить знания по теме маркетинг как основа исследования рыночных возможностей предпринимателя; научиться проводить сегментацию товара и распределять переменные величины в соответствии с принципами сегментирования.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Что такое «маркетинг»?
Каким образом анализ рыночных возможностей помогает определить «нишу» на рынке?
Можно ли производить и заниматься сбытом товаров и без сегментации рынка? Попытайтесь опровергнуть данное высказывание.
Что важно учитывать при выборе целевых сегментов рынка?
Методические указания:
Задание1. Проведите сегментирование потребительского рынка по выбранному вами товару или услуге, и сделайте вывод. Переменные, используемые для сегментирования потребительского рынка, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Переменная величина
Типичная разбивка
1. Географический принцип
а) плотность населения
а) города, пригороды, сельская местность
б) город с населением
б) менее 15тыс, 15 — 30 тыс, 30 - 50 тыс, 50 — 100 тыс, 100 — 150 тыс, 150 — 500 тыс, 0,5 — 1,0 млн, 1 — 4 млн, свыше 4 млн человек
в) округ или район города
г) климат
г) теплый, холодный
2. Демографический принцип
а) возраст
а) моложе 6; 6 — 11; 12 — 18; 19 — 25; 26 — 34; 35 - 49; 50 - 64; старше 65 лет
б) пол
б) мужчины, женщины
в) уровень доходов
в) бедные, среднего достатка, состоятельные, богатые, очень богатые
г) род занятий
г) лица умственного труда, должностные лица и руководители, квалифицированные специалисты, рабочие, крестьяне, пенсионеры, студенты, домохозяйки, безработные, учащиеся и др.
д) образование
д) дошкольное, начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, неполное высшее, высшее
с) вероисповедание
е) православный, мусульманин, католик, буддист, пр.
ж) национальность
ж) русский, украинец, татарин и др.
з) размер семьи
з) 1 - 2, 3 - 4. 5 человек и более
и) жилищные условия
и) общежитие, коммунальная квартира, отдельная квартира, частный дом и т.д.
3. Поведенческий принцип
а) повод для совершения покупки
а) обыденная покупка, особый случай и т.д.
б) искомые выгоды
б) качество, сервис, экономия и т.д.
в) интенсивность потребления
в) слабый, умеренный, активный потребитель
г) статус пользователя
г) не пользующийся, бывший пользователь, потенциальный пользователь, пользователь-новичок, регулярный пользователь
Задание 2. Заполните схему сегментации рынка, используя приведенные ниже составляющие схемы:
Возраст.
Стиль жизни.
Регион.
Пол.
Личные качества (индивидуализм или групповая мотивация).
Уровень дохода.
Город или сельская местность.
Размер семьи.
Степень нуждаемости в продукте.
Плотность населения.
Профессия.
Численность населения.
Климат.
Поиск выгод при покупке изделия.
Демографическая
Психографическая
?
Потенциальные рынки
?
Географическая
Сегментация по отношению к изделию
?
?
Схема сегментации рынка
Практическая работа № 11
Тема: «Решение задач на определение цены»
Цель: научиться рассчитывать оптовые цены предприятия, розничные цены; сформировать навыки анализа экономической информации;
развить умения делать выводы из произведенных расчетов.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Что Вы понимаете под ценой?
Что такое равновесная цена?
На какие товары устанавливаются акцизы?
В чем состоит отличие оптовых цен от розничных? Как они определяются?
Перечислите функции цены на рынке.
Краткая теория и методические указания:
С позиций экономической теории цена есть денежное выражение стоимости товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующих стоимость. Эту стоимость очень сложно вычислить. С позиций рыночной экономики цена представляет собой сумму денег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель – продать товар.
СХЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ
Себестоимость
продукции
Прибыль предприятия
Акциз (по подакцизным товарам)
НДС
Снабженческо- сбытовая надбавка
Товарная надбавка
ОПТОВАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЗ НДС
ОТПУСКНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ С НДС(ПОКУПНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА)
ПРОДАЖНАЯ ЦЕНА ОПТОВОГО ПОСРЕДНИКА (ПОКУПНАЯ ЦЕНА ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ)
Р О З Н И Ч Н А Я Ц Е Н А
Равновеснаяцена - цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Функции цены – отражают её сущность и роль в экономике, определяют её место среди других экономических категорий, и взаимосвязь с этими категориями. Традиционно выделяют следующие функции цены:
учетная;
распределительная;
сбалансирования спроса и предложения;
стимулирующая;
функция цены как средства рационального размещения производства.
АКЦИЗ - (фр.accise, от лат.accido — обрезаю) — косвенныйобщегосударственный налог, устанавливаемый на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.
НДС - нало́г на доба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Пример № 1
Определите, розничную цену 1 кг пшеничного хлеба высшего сорта, исходя из следующих данных:
стоимость 1 кг пшеницы – 5 руб.;
издержки элеватора – 1,2 руб.;
рентабельность затрат элеватора – 20%;
издержки мельниц – 1,5 руб.;
рентабельность затрат мельниц – 20%;
издержки хлебозавода – 1,8 руб.;
рентабельность затрат хлебозавода – 30%;
норма выхода хлеба - 140 %;
оптовая цена 1 кг пшеничного хлеб ?;
НДС – 10%;
отпускная цена 1 кг пшеничного хлеба с НДС - ?;
торговая надбавка – 25%;
розничная цена 1 кг пшеничного хлеба - ?
Решение:
1.Определяем цену 1 кг пшеницы, поставляемой элеватором мельнице:
Ц эл.= (5+1.2)х1,2 =7,44 руб.
2. Определяем цену 1 кг пшеницы, поставляемого мельницей хлебозаводу:
Цмл = (7,44 +1,5)х1,2 =10,73руб.
3. Определяем цену 1 кг пшеницы на хлебозаводе:
Цхл. = (10,73 +1,8)х1,3 = 16,3 руб.
4.Определяем оптовую цену пшеничного хлеба (при норме выхода 140%):
Ц оп. =16,3:1,4 =11,6 руб.
5. Определяем отпускную цену пшеничного хлеба с учетом НДС:
Ц с НДС =11,6 х1 ,1 =12,8 руб.
6.Определяем розничную цену 1 кг пшеничного хлеба.
Определите, розничную цену 1 кг гречневой крупы, исходя из следующих данных:
стоимость 1 кг гречки – 15 руб.;
издержки элеватора – 2,5 руб.;
рентабельность затрат элеватора – 25%;
издержки мельниц – 2 руб.;
рентабельность затрат мельниц – 25%;
норма выхода - 130 %;
оптовая цена 1 кг - ?;
НДС – 10%;
отпускная цена 1 кг гречневой крупы с НДС - ?;
торговая надбавка – 40%;
розничная цена 1 кг гречневой крупы - ?
ЗАДАЧА 2
Определите, оптовую отпускную цену, исходя из следующих данных:
свободная отпускная цена изготовителя – 5000 руб. за единицу;
ставка акциза – 20 %;
ставка НДС – 10 %.
ЗАДАЧА 3
Определите, оптовую цену закупки, исходя из следующих данных:
оптовая отпускная цена единицы товара – 650 руб.;
издержки обращения посредника – 60 руб.;
рентабельность, планируемая посредником – 15%;
НДС для посредника – 18 %.
Практическая работа № 12
Тема: «Речевой этикет в деловом общении»
Цель: научиться правильному обращению в деловой беседе.
Оснащение: посадочные места по количеству обучающихся,комплектинструкционных карт, тетрадь для выполнения практических работ.
Время выполнения: 90 минут
Контрольные вопросы:
Что такое этика?
Какие вы знаете правила делового общения?
Задания
1. Подготовьте сообщения:
а) Со своим уставом в чужой монастырь не ходят (рекомендуемая литература: Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. - М., 1973. - С. 103-108; Вежбицкая А. Культурно-обусловленные сценарии и их когнитивный статус // Язык и структура знания. - М., 1990; Папп Ф. Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 15. - М., 1985).
б) Как нас теперь называть (рекомендуемая литература: Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 154-162; Колесов В. В. Культура речи - культура поведения. - М., 1988. - С. 239-251; Колтунова М. В. Господа – граждане – товарищи - господа // Русская речь. -1998. - № 2. - С. 54-55).
в) Этикет в служебных отношениях (рекомендуемая литература: Деловой этикет. - Киев, 1998; Опалев А. В. Умение обращаться с людьми… Этикет делового человека. - М., 1998. - С. 23-28).
2. Напишите, как вы приветствуете своих родных, друзей, преподавателей, соседей. Напишите, с каким приветствием обращаются к вам близкие, однокурсники, соседи, преподаватели, знакомые.
3. Познакомьтесь с приветствиями и скажите, какие из них заключают в себе дополнительную информацию и какую?
- Здравствуйте, уважаемый Анатолий Иванович!
- Здравствуй, Толик!
- Здрасьте!
- Здорово!
- Добрый день!
- Привет!
- Приветик!
- Приветствую вас!
- Рад вас приветствовать!
- Разрешите приветствовать вас!
- Разрешите поприветствовать вас!
- Какая радость!
- Какая встреча!
- Ну и встреча!
- Кого я вижу!
- Ба! Кого я вижу!
- Какая неожиданность!
-Ты ли это?!
Есть ли зависимость между характером человека, его воспитанием, положением в обществе, настроением, особенностями ситуации встречи и теми формулами приветствий, которые он использует? Аргументируйте свой ответ.
4. Назовите ситуации, в которых будут уместными выражения:
а) благодарности:
- Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил!
- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас за вашу отзывчивость!
б) пожелания:
- Ну, Нина, ни пуха ни пера!
- Позвольте пожелать вам всего наилучшего!
5. Какие формулы речевого этикета вы используете при обращении к:
а) пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
б) милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку;
в) секретарю руководителя, чтобы узнать, когда начнется совещание;
г) приятелю, чтобы попросить у него учебник;
д) преподавателю, чтобы попросить его принять экзамен досрочно?
Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника ( например: гордым быть -глупым слыть ). Сформулируйте идеальную модель общения на основе русских поговорок.
Список литературы:
Основная:
Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.