Методическая разработка семинар – практикума по теме «Промышленное предприятие – основное звено экономики»
Методическая разработка семинар – практикума по теме «Промышленное предприятие – основное звено экономики»
Цель: обобщить знания о предприятии как основном звене экономики; дать понятие о предприятии как субъекте хозяйствования, сформировать представление о законодательной базе, регламентирующей деятельность субъекта хозяйствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка семинар – практикума по теме «Промышленное предприятие – основное звено экономики»»
Тема семинар – практикума
«Промышленное предприятие – основное звено экономики»
Цель: обобщить знания о предприятии как основном звене экономики; дать понятие о предприятии как субъекте хозяйствования, сформировать представление о законодательной базе, регламентирующей деятельность субъекта хозяйствования.
План:
Понятие предпринимательской деятельности: сущность, этапы развития, участники предпринимательской деятельности.
Признаки, ориентиры и мотивы предпринимательства.
Виды предпринимательской деятельности.
Предприятие как основное звено национальной экономики.
Представление о предпринимательстве и его роли в экономике.
Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Основные виды предпринимательской деятельности (производственная, оказание услуг, торгово-закупочная, финансовая). Среда функционирования предприятия: внешняя и внутренняя.
Цели и функции предприятия в условиях рыночной экономики. Понятие концентрации производства.
Типы рыночных структур, индекс Герфиндаля. Преимущества и недостатки малых и крупных предприятий.
Внешняя среда деятельности организации и ее основные элементы.
Разделение труда и сферы деятельности организаций.
Понятие отраслевой структуры и показатели, применяемые для ее оценки.
Контрольные вопросы:
1. Что Вы понимаете под организацией? Каковы ее основные признаки?
2. Дайте определение понятию «предприятия».
3. Перечислите основные элементы (признаки) предприятия.
4. В чем заключаются различия между предприятием и некоммерческой организацией?
5. Почему у каждого предприятия, помимо цели получения прибыли, должна быть миссия?
6. Какие фазы жизненного цикла переживает каждое предприятие за время своего существования?
7. Какую роль выполняет предприятие как основное звено экономики?
8. Перечислите известные Вам функции предприятия и опишите каждую из них.
9. Какие ресурсы использует предприятие в своей деятельности?
10. Какие типовые решения принимает руководство предприятия в процессе его деятельности?
Литература
1. Баскакова О. В.Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — с.10-35
2. Воробьев, И. П. Экономика организации (предприятия): курс лекций / И. П. Воробьев, Е. И. Сидорова. Минск: Беларус. навука, 2012. 408 с.
3. Экономика организации (предприятия): учеб.-метод. комплекс / под ред. В. И. Кудашова, А. С. Головачева. Минск: изд-во МИУ, 2013. 588 с.
4. Экономика предприятия: учеб. пособие / под ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. 719 с.
5. Экономика предприятия: учебник для студ. вузов/ А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер, Г.Б. Клейнер, -2-е изд. Перераб. и доп.-СПб: Питер, 2009. – 461 с. с. 9-36.
6. Экономика промышленного предприятия: Учебник. / И.Н. Иванов (ГУУ) – М.: ИНФРА-М, 2011. – 394с. Режим доступа: http://znanium.com., с. 5-1.
Экономика организации (предприятия) : учебник / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — 10-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2016 — 416 с. — (Среднее профессиональное образование). ISBN 978-5-406-05026-2, DOI 10.15216/978-5-40605026-2.
Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.]; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. – 2-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. – 260 с. ISBN 978-5-8295-0563-9.
Экономика организации: учебник и практикум для вузов / М. И. Тертышник. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 — 631 с. — (Высшее образование). —Текст: непосредственный. ISBN 978-5-534-09997-3
Пояснения к работе.
Краткие теоретические сведения:
Предприятие, с одной стороны, - это организация индивидуальной или совместной предпринимательской деятельности, направленной на производство товаров, выполнение работ или оказание услуг, основными признаками которого являются: нацеленность на получение прибыли (дохода); осуществление предпринимательской деятельности на свой риск; инициативность; самостоятельность; осуществление предпринимательской деятельности от своего имени и под имущественную ответственность. С другой стороны - это имущественный комплекс предпринимательской деятельности, всостав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, долги, а также права на фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и прочее. Наличие обособленного имущества – основной признак, позволяющий считать предприятие субъектом предпринимательской деятельности или хозяйствующей единицей.
Любое предприятие как субъект предпринимательской деятельности имеет конкретного собственника имущественного комплекса. В качестве собственника могут выступать: индивидуальный владелец, группа физических лиц, какие-либо организации, а также органы государственного и хозяйственного управления.
В рамках многообразия форм собственности могут быть созданы предприятия различных организационно-правовых форм. В организационно-правовой системе предпринимательской деятельности Российской Федерации в зависимости от основной цели деятельности все предприятия как субъекты предпринимательской деятельности подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. При создании предприятий предприниматель формирует систему целей развития. Цель – это конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться предприниматель. Совокупность целей образует фундамент для разработки стратегии развития предприятия, в том числе по таким его важнейшим функциональным подсистемам, как маркетинг, производство, инновации, финансы, персонал.
Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи предпринимательской деятельности. Задача – это предписанная работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Задачи определяют направления и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение предприятия в сложившихся или изменяющихся условиях окружающей среды. Предприятие в процессе осуществления своей деятельности либо непосредственно контактирует со многими субъектами рынка, либо испытывает на себе влияние их деятельности. Совокупность субъектов рынка, оказывающих прямое или косвенное влияние на деятельность предприятия, составляют его внешнюю среду. Факторы внешней среды предприятия подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. К внешним факторам прямого воздействияотносятся: государство (законодательные органы, финасово-кредитная система, налоговые организации, средства массовой информации, и т.д.), поставщики, потребители, конкуренты. К внешним факторам косвенного воздействия относятся: экономические факторы, технические факторы и технология, социальные факторы и политические.
Кроме факторов внешней среды выделяют внутреннюю среду предприятия.Под внутренней средой понимают совокупность уровней управления и функциональных подсистем предприятия.Так как предприятие представляет собой созданную предпринимателем систему, то функционирование и взаимодействие внутренних подсистем является результатом управленческих решений, принимаемых на различных уровнях управления предприятием.
Полным товариществом признается объединение двух и более индивидуальных предпринимателей (коммерческих организаций). Создаваемое ими предприятие путем заключения договора предусматривает осуществление совместной предпринимательской деятельности и полную (неограниченную) ответственность принадлежащим имуществом по обязательствам товарищества.
Товариществом на вере (или документальным, т.е. смешанным товариществом) признается объединение, в котором в соответствии с учредительным договором о создании товарищества, один или несколько его действительных членов несут полную (неограниченную) ответственность по обязательствам всем принадлежащим им имуществом, а остальные члены-вкладчики несут ответственность в пределах принадлежащей им доли капитала товарищества, включая неоплаченную ими часть своего вклада.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемых путем объединения его членами имущественных паевых взносов
Под финансово-промышленной группой (ФПГ) понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Акционерное общество (АО) — форма предприятия, средства которого образуются за счет объединения капитала, выпуска и размещения акций.
Открытым акционерным обществом (ОАО) является общество, которое имеет право проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу на рынке ценных бумаг с учетом требований существующего законодательства.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее установленного круга лиц.
Задание 1. Продолжить следующие предложения:
1. Организация – это объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется в интересах ……..
2. Коммерческая организация представляет собой субъект хозяйствования, основной целью функционирования которого является …………
3. Некоммерческая организация (НКО) основной своей целью видит…………….
4. Миссия организации – это ……..
5. Экономика организации – это наука, изучающая ……….. в условиях ограниченных ресурсов с целью удовлетворения растущих потребностей общества в целом.
Задание 2. На сайтах крупных предприятий (акционерных обществ) подберите три разноплановые миссии, которые, по Вашему мнению, сформулированы наиболее интересно и полно.
Задание 3. Ответьте на следующие вопросы:
1. Может ли некоммерческая организация иметь прибыль?
2. Может ли миссией коммерческой организации быть «получение максимальной прибыли»?
3. Какие три вопроса лежат в основе изучения дисциплины «Экономика организации»?
4. Какие ресурсы необходимо привлекать предприятию в процессе своей деятельности и какие доходы обеспечивает предприятие владельцам привлеченных ресурсов? Может ли предприятие привлекать для своей деятельности ресурсы, не выплачивая вознаграждение их владельцу? В чем состоит вознаграждение предпринимателя за его предпринимательский талант?
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ
1. Какую ответственность несут члены товарищества на вере по его обязательствам:
А) полные товарищи и коммандитисты несут полную ответственность;
Б) полные товарищи и коммандитисты несут ответственность в пределах своего вклада;
В) полные товарищи несут полную ответственность по делам товарищества, как своим кладом, так и всем своим имуществом, а коммандитисты – в пределах вклада в имущество товарищества.
2. Какие права имеет собственник в отношении принадлежащего ему имущества:
А) право владения;
Б) право владения и пользования;
В) право владения, пользования и распоряжения.
3. За унитарным предприятием имущество закрепляется:
А) на праве собственности;
Б) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
В) передается по договору аренды.
4. Объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии - это:
А) общество с ограниченной ответственностью;
Б) товарищество на вере;
В) производственный кооператив;
Г) унитарное предприятие.
5. К основным функциям предприятия можно отнести:
А) управление и организация труда;
Б) создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
В) охрана окружающей среды;
Г) обеспечение персонала заработной платой.
6. Предприятия классифицируются по виду и характеру деятельности на:
А) государственные, муниципальные, частные;
Б) предприятия производственной и непроизводственной сферы.
В) предприятия, целью которых является получение прибыли;
12. Основным видом деятельности производственного предприятия не может быть:
А) выпуск сельскохозяйственной продукции;
Б) сдача в аренду имущества;
В) производство строительных работ;
13. В момент регистрации основным видом деятельности предприятия было производство пищевых продуктов. Впоследствии добавились торговля и производство сельскохозяйственной продукции. Предприятие относится
А) к пищевой промышленности;
Б) к сельскому хозяйству;
В) к пищевой промышленности, торговле, сельскому хозяйству одновременно;
14. При классификации предприятий по размерам в качестве основного признака обычно используют:
А)численность его персонала;
Б) объем производства;
В) стоимость имущества;
15. Основной недостаток малого бизнеса:
А) высокие издержки производства;
Б) невысокая оперативность принятия управленческих решений;
В) отсутствие заинтересованности работников в результатах конечной деятельности;
16. В случае неудачи в деятельности предприятия личным имуществом отвечают:
А) участники общества с ограниченной ответственностью;
Б) владельцы акций акционерного общества закрытого типа;
В) полные товарищи;
17. Крупные по размерам предприятия обычно создаются в форме:
А) общества с ограниченной ответственностью;
Б) акционерного общества открытого типа;
В) акционерного общества закрытого типа;
18. На доли (вклады) не делится имущество:
А) унитарного предприятия;
Б) общества с дополнительной ответственностью; В) производственного кооператива;Конец формыНачало формы
Конец формы
19. Ограничивается ли срок функционирования предприятия:
А) он ничем не ограничивается;
Б) он ограничивается законами РФ;
В) он может ограничиваться сроком, оговоренным в уставе предприятия;
20. Ликвидация предприятия происходит:
А) по добровольному согласию владельцев предприятия;
Б) добровольно или принудительно в зависимости от ситуации;
В) принудительно, по решению судебных органов;
21. Предприятие: А) должно иметь лицензию на отдельные виды деятельности;
Б) должно иметь лицензию на все виды деятельности;
В) не обязано получать лицензию на осуществляемые им виды деятельности.
ЗАДАЧИ
Пример 1.
Определить показатели, характеризующие отраслевую структуру, исходя из данных, представленных в табл. 1:
Таблица 1 – Исходные данные для расчета показателей, характеризующих отраслевую структуру (млн. руб.)
Объем валовой продукции
Базисный год
Отчетный год
Отрасль «А»
4572
4695
в том числе:
— предприятие 1
143
154
Решение
Рассчитаем удельные веса продукции предприятия в общем объеме производства продукции в отрасли в базисном и отчетном годах:
Р ассчитаем коэффициент опережения:
Для проверки правильности расчетов показателей отраслевой структуры
определим удельный вес продукции предприятия, рассчитанный через коэффициент опережения:
Пример 2.
В составе отрасли «А» выделяется четыре специализированные подотрасли. Общий объем производства в отрасли «А» в отчетном году составил 13,5 млрд руб., в планируемом году — 14,4 млрд руб.
На основании данных табл. 2 определить: структуру производства в отрасли «А» в планируемом году; объемы производства в специализированных подотраслях в отчетном и плановом годах.
Таблица 2 - Исходные данные для расчета показателей, характеризующих отраслевую структуру
Подотрасли
Структура производства в отрасли «А» в отчетном году, %
Коэффициенты опережения
1
335
0,96
2
283
1,10
3
21,5
1,01
4
16,7
0,90
Решение
Рассчитаем структуру производства (удельные веса продукции специализированных подотраслей в общем объеме производства продукции) в отрасли «А» в планируемом году по формуле:
Уплан. = Уотч. ∙ Kоп.
Уплан. 1 подотр. = 33,5 ∙ 0,96 = 32,2%;
Уплан. 2 подотр. = 28,3 ∙ 1,10 = 31,1%;
Уплан. 3 подотр. = 21,5 ∙ 1,01 = 21,7%;
Уплан. 4 подотр. = 16,7 ∙ 0,90 = 15,0%.
Определяем объемы производства в специализированных подотраслях. Для этого используем основную формулу расчета удельного веса продукции:
которую преобразуем для расчета объемов производства продукции следующим образом:
В отчетном году объемы производства продукции в специализированных подотраслях будут следующие:
В плановом году объемы производства продукции в специализированных подотраслях составят:
Для оценки эффективности деятельности той или иной отрасли и предприятий, входящих в нее, применяется система показателей, характеризующих отраслевую структуру, под которой понимается количественный состав предприятий отрасли и производственные взаимосвязи, существующие между ними. Отраслевую структуру характеризуют показатели, представленные ниже.
1. Удельный вес продукции предприятия в общем объеме производства продукции в отрасли Упредпр.:
где Упредпр. — объем продукции, произведенной на предприятии;
Уотр. —объем продукции, произведенной в отрасли.
Данный показатель отражает долю продукции предприятия в общем
объеме ее производства в отрасли.
2. Разность удельных весов ∆У:
∆У = Уотч. – Убаз.,
где Уотч. — объем продукции, произведенной на предприятии в отчетном периоде;
Убаз. — объем продукции, произведенной на предприятии в базисном периоде.
Этот показатель характеризует увеличение (уменьшение) доли продукции предприятия в общем объеме ее выпуска в отрасли за анализируемый период.
3. Темп роста объема продукции TV:
где Уотч. — объем производства продукции в отчетном году;
Убаз. — объем производства продукции в базисном году.
Темп роста показывает, во сколько раз (или на сколько процентов) увеличилось или уменьшилось производство продукции на предприятии.
4. Коэффициент опережения Kоп.:
где Tпредпр. — темп роста объема производства продукции на предприятии;
Tотр. — темп роста объема производства продукции в отрасли.
Коэффициент опережения показывает, во сколько раз быстрее (если его значение 1) или во сколько раз медленнее (если его значение
5. Удельный вес продукции предприятия, рассчитанный через коэффициент опережения Уотч.:
Уотч. = Убаз. ∙ Kоп.
Он используется, когда нет прямых данных для расчета данного показателя, или для того, чтобы проверить правильность расчета других показателей отраслевой структуры.