kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Инфляция и ее социальные последствия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте дается определение, что такое инфляция, как рассчитать темп инфляции и ее социальные последствия. Для закрепления материала предлагаются задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Инфляция и ее социальные последствия»»

Конспект урока на тему: «Инфляция и ее социальные последствия»

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.


Термин «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX в. после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе — с середины 20-х гг. XX в.


Инфляция — процесс повышения общего уровня цен на товары и услуги, при котором падает покупательная способность денежной единицы.


Покупательная способность денег — это то количество товаров и услуг, которое можно купить при данном уровне цен на данную денежную единицу.

Инфляция проявляется как устойчивое повышение уровня цен. Это вовсе не значит, что все цены обязательно растут.


Уровень инфляции обычно измеряется с помощью показателя индекса цен, который отражает процент увеличения за данный период стоимости так называемой рыночной, или потребительской, корзины, т.е. определенного набора товаров и услуг.


Уровень инфляции для данного года вычисляют следующим образом. Рассчитывается индекс цен для данного года. Для этого выбирается базовый период (например, за базу принимается предыдущий год), для которого уровень цен принимается за 100 (берутся цены определенного набора товаров).


Индекс цен для данного года = Цены текущего года / Цены базового года

· 100%


Это уровень инфляции. Индекс означает, что данное отношение умножается на 100. Например, если «корзина» подорожала с 1000 до 1250 рублей, то индекс = 125%

[(1250 : 1000) · 100].


Темп инфляции для данного года рассчитывается по формуле:


Индекс цен текущего года Индекс цен прошедшего года / Индекс цен прошедшего года

Наиболее распространенным является индекс потребительских цен. Это средневзвешенное изменение всех цен на товары, включенные в потребительскую корзину.

Социально-экономические

последствия инфляции


Последствия инфляции разнообразны, сложны и неоднозначны. Кейнс доказывал и практика подтвердила, что умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность,

способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность

в обществе.


Назовем основные негативные последствия инфляции.


1. Перераспределение доходов в обществе. Вспомните разницу между номинальным и реальным доходом. Если номинальный доход увеличивается более быстрыми темпами, чем уровень цен, то реальный доход повысится.

И наоборот, реальный доход, или уровень жизни, снизится только в том случае, если номинальный доход будет отставать от инфляции. Инфляция ухудшает положение людей, которые получают относительно фиксированные номинальные доходы.


Она делает их беднее с каждым днем, перераспределяет доходы, уменьшая их у получателей фиксированных доходов и увеличивая их у других групп населения. Так, реальные доходы пожилых людей, живущих на пенсию, во время инфляции резко снижаются. Люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции. Это управляющие фирм и другие

получатели прибылей. Номинальные доходы таких семей могут обогнать уровень цен, или стоимость жизни, в результате чего их реальные доходы увеличатся, т.е. доходы в виде прибыли будут обгонять растущую волну инфляции. Понятно, что перераспределение доходов идет в пользу предприятий-монополистов (нефтегазовых, энергетических, железнодорожных), которые взвинчивают тарифы и цены на свою продукцию, присваивая повышенные доходы; в пользу финансовых структур, наживающихся на грабительских процентах; в пользу теневой экономики, которая, еще больше не доплачивая в госбюджет налоги,

сокращает возможности социальной поддержки нуждающихся. А более всего теряют при этом бюджетники: учителя, врачи, студенты, пенсионеры.

Инфляция может «слизать» доходы владельцев сбережений. С ростом цен реальная стоимость, или покупательная способность, денег, отложенных на черный день, уменьшится. Стоимость сбережений будет падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений и приносит выгоды дебиторам (получателям займов) за счет кредиторов. Ведь получателю ссуды дают «дорогие» деньги, а он возмещает ее «дешевыми» деньгами.


2. Разрушение нормальных социально-экономических от-

ношений:

*цены перестают выполнять информационную функцию; нарастает «бегство от денег», национальные деньги перестают выполнять свои функции; развивается бартер;

*происходит подрыв стимулов к трудовой деятельности, так как уменьшается возможность реализовать трудовые заработки;

*усиливается социальная дифференциация населения;

* сужаются возможности накопления;

* уменьшается заинтересованность производителя в создании качественных товаров, сокращается производство относительно дешевых товаров;

* усугубляются диспропорции воспроизводства и дезорганизуются хозяйственные связи;

*ослабляются позиции властных структур, усиливаются общественно-политические беспорядки.


Негативные экономические и социальные последствия инфляции вынуждают правительство проводить антиинфляционную экономическую политику.


Положительные последствия:

— уменьшается внутренний государственный долг;

— растут налоговые доходы государства.


Антиинфляционная политика — комплекс мер, предпринимаемых правительством и Центральным банком страны, направленный на предупреждение, снижение или преодоление инфляции, зависящий от её темпа и причин.


Критерии эффективности:

• снижение темпов инфляции;

• предсказуемость темпов инфляции;

• стабильность национальной валюты.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства.

Существуют два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции: один предусматривает приспособление к инфляции, другой — попытку снизить инфляцию антиинфляционными мерами.


Экономическая политика

в условиях инфляции


Адаптационные меры

(приспособление к инфляции)


индексация доходов, контроль уровня цен, повышение учётной ставки процента (ставки рефинансирования) .


Антиинфляционные меры

(снижение инфляции)

ограничение денежной массы, повышение нормы обязательных резервов, сокращение государственных расходов и социальных программ, увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Самостоятельная работа на тему: «Инфляция»

Задание 1. Выберите один правильный ответ


1.Инфляция – это тенденция к повышению

А) цен на продукты питания

б) общего уровня цен

в) предельного уровня цен

г) цен на коммунальные услуги

2. Покупательная способность денег

а) никак не связана ни с инфляцией

б) повышается во время инфляции

в) во время инфляции увеличивается

г) уменьшается во время инфляции

3. Внешние признаки инфляции следующие:


а) растет цена рабочей силы, снижается

предложение товаров;

б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата;

в) снижаются цены на товары;

г) растут реальные доходы населения.

4. Показателем темпа инфляции является:


а) количество денег в обращении;

б) индекс потребительских цен;

в) валютный курс;

г) индекс цен внешней торговли.

5. В качестве показателя инфляции обычно используется

А) индекс цен внешней торговли

Б) валютный курс

в) количество денег в обращении

г) индекс потребительских цен

6. Кто из нижеперечисленных субъектов скорее всего выиграет в условиях инфляции?

А) гражданин, имеющий фиксированный доход

Б) гражданин, положивший на срочный вклад деньги в банк

В) банкир, одолживший приятелю некоторую сумму денег

Г) правительство, взимающее прогрессивную ставку налога

7. Кто из нижеперечисленных лиц, скорее всего выиграет в условиях инфляции:


А) учитель, получивший беспроцентную ссуду

Б) бывший служащий, получающий пенсию

В) инженер, имеющий срочный вклад в банке

Г) врач, одолживший приятелю некоторую сумму

8. Какова реальная стоимость купюры в 1000 рублей?


А) стоимость бумаги, на которой она напечатана

Б) стоимость труда, материалов и оборудования, затраченных на ее производство

В) стоимость товаров и услуг, которые можно купить на 1000 рублей

Г) стоимость золота, которое обеспечивает купюру



Задача № 2

Если индекс цен в прошлом году был 130%, а в этом 157%, то каким будет темп инфляции в этом году?

Задание № 3

За год инфляция привела к росту цен в рамках на­циональной экономики в 1,5 раза. Масса денег в обра­щении увеличилась с 60 до 78 млн. руб. В то же время положительные изменения в банковской системе стра­ны вызвали увеличение скорости обращения денег на 10%. Как изменился объем продаж?


Задача № 4

Стоимость потребительской корзины в текущем году 8000 руб, в прошлом году составляла 7500 рублей. Определите уровень инфляции.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему: «Инфляция и ее социальные последствия»

Автор: Олеся Юрьевна Жданова

Дата: 09.05.2022

Номер свидетельства: 606367


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства