kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект лекций по теме "Безработица. Политика занятости".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дан конспект лекций по безработице.

Просмотр содержимого документа
«Конспект лекций по теме "Безработица. Политика занятости".»

Министерство образования и науки Архангельской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально - экономический колледж»)

14 кегль

строчные





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по теме: Безработица. Политика занятости


ОУД. 09. ЭКОНОМИКА





Автор:

Преподаватель ГАПОУ АО

«Вельский индустриально –

экономический колледж»

Ромашова Светлана Викторовна







Вельск 2018

Тема занятия: Безработица. Политика занятости



План занятия:

  1. Безработица – причины, сущность, критерии занятости.

  2. Показатели занятости.

  3. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

  4. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения.



1.Безработица – причины, сущность, критерии занятости



Проблема занятости – одна из самых важнейших, характеризующих общее состояние экономики, дающих представление об ее эффективности. При недостаточно полном использовании ресурсов рабочей силы, с одной стороны, экономическая система может не достичь границ своих производственных возможностей, с другой – безработица наносит серьезный урон людям, не имеющим возможности приложения своих способностей и умения в наиболее близких им сферах деятельности, лишает их источника доходов для поддержания жизнедеятельности.

Причины безработицы в определенной мере зависят от особенностей национальной экономики. Вместе с тем можно выделить общие, характерные для всех макроэкономических систем факторы:

  1. развитие научно – технического прогресса – важнейшая причина безработицы;

  2. структурные и циклические экономические кризисы;

  3. управленческо – правовые факторы;

  4. субъективно – психологические факторы.

Под занятостью можно понимать участие граждан в производственном или непроизводственном, связанном с использованием рабочей силы для производства товаров (услуг), с целью получения заработка, трудового дохода.

Различают понятия полной и эффективной занятости.

Полная занятость – это состояние, при котором обеспечены работой все нуждающиеся в ней и желающие работать. При этом достижение полной занятости не означает, что все трудоспособные члены общества имеют оплачиваемую работу. Считается, что полная занятость достигается, когда работу могут найти все, кто расположен работать.

Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения:

  1. с экономической – предполагает наиболее эффективное использование рабочей силы;

  2. с социальной – наиболее полное соответствие работы интересам человека.

Эффективная занятость означает способность общественной системы обеспечить экономические и социальные условия воспроизводства рабочей силы в соответствии с критериями образа жизни, целями социально – экономического развития, требования общественного прогресса.

Таким образом, если полная занятость характеризует использование человеческого ресурса с количественной стороны, эффективная - с качественной.

Полная занятость обеспечивает равновесие между спросом и предложением труда.

По определению МОТ (Международной организации труда), безработным является человек, который не работает, способен работать (готов приступить к работе) и активно ищет работу в течение последних четырех недель.

С учетом рекомендаций МОТ с 1993 г. российская статистика, как и в других странах, осуществляется классификацию лиц, которых официально можно отнести к разряду занятых или безработных. При этом, прежде всего осуществляется структурирование всего населения страны на экономически неактивное и экономически активное население.

Экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы.

Сюда включаются:

- учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

- пенсионеры (по старости и другим основаниям);

- лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и пр.);

- отчаявшиеся найти работу;

- лица, которым нет необходимости работать (по разным основаниям, независимо от источников доходов).

Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

В свою очередь, оно подразделяется на две группы:

  1. занятые, т.е. лица в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые:

- работали по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

- трудились без оплаты на семейных предприятиях;

- работали не по найму, самостоятельно обеспечивали себя работай;

- лица, которые временно отсутствовали на работе;

2) безработные, т.е. лица 16 лет и старше, которые:

- не имели работы (доходного занятия);

- занимались поиском работы (обращались в службы занятости);

- были готовы приступить к работе;

- обучались по направлению службы занятости.

Сегодня в России согласно ТК РФ по общему правилу заключения трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. В случаях получения общего образования либо оставления в соответствии ФЗ общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключить лица, достигшие возраста 15 лет.

С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.


2.Показатели занятости



Наиболее широко применяемые показатели занятости:

  1. уровень экономического активного населения – доля численности

экономически активных людей в общей численности населения:

Уа = Н / Н – Эн * 100%;

где Н – численность населения;

Эн - экономически неактивное население.

  1. уровень безработицы – удельный вес безработных в численности

экономически активного населения:

Уб = Эа - З / Эа * 100% или Уб = Б / Эа;

где Эа - экономически активное население;

З – занятое население;

Б – количество безработных.

Показатель уровня безработицы используются для измерения масштабов безработицы, вместе с тем не дает полного представления о ситуациях, складывающейся в сфере занятости.

Он исчисляется, как правило, показателю официально зарегистрированных безработных. Так как, возникновение скрытой безработицы данный показатель не учитывает, в экономической теории используется еще один показатель – продолжительность безработицы.


3.Виды (формы) безработицы: фрикционная, структурная, циклическая

1. Фрикционная безработица обусловлена, как правило, частными особенностями и предпочтениями людей. Она предполагает «выталкивание» и «втягивание» людей в производственный процесс в связи с причинами личностного характера: сменой места жительства, профессии, этапов жизни – учебой, выходом на пенсию, рождением и уходом за ребенком, несовершенством информации и т.д. Динамика жизни обусловливает их неустранимость, существование в любой экономической системе.

2. Структурная безработица обусловлена изменением спроса на некоторые виды профессий в связи с масштабными структурными изменениями в национальной экономике, происходящими под влиянием НТП. Избежать структурной безработицы структурная безработица – ее издержки.

3. Технологическая безработица также обусловлена развитием научного прогресса. Как и структурная безработица, она противоречива. С одной стороны, развитие НТП приводит к сокращению рабочих мест (например, автоматизация производства), а с другой стороны – за счет массовости процессов, например компьютеризации, их включение в интегрированные коммуникационные системы обеспечивается возможность надомной работы, создаются предпосылки для технологической трансформации экономики, способной уравнивать высвобождаемые и вновь создаваемые рабочие места.

4. Циклическая безработица является результатом резких колебаний спроса на рабочую силу в связи со сменой циклов деловой активности, называемых экономическими кризисами.

Наряду с вышеуказанными формами безработицы, исследователи выделяют также сезонную безработицу и безработицу избыточного предложения.

Сезонная безработица, как правило, связана с сезонными колебаниями спроса на труд, имеющими место в сельском хозяйстве, строительство, туризме. Среди экономистов отсутствует единство взглядов на ее типологию, так одни считают ее добровольной, вместе с тем нежелательность прерывания работы, по мнению других, делает ее вынужденной безработицей.

Безработица избыточного предложения возникает в результате нарушения равновесия на рынке труда, связанного с превышением предложения рабочей силы (трудового ресурса), имеющемуся уровню ее денежной оценки, что приводит к вынужденному принудительному выталкиванию работников из производства.

В каждой экономической системе имеется определенное число людей, не желающих работать при установившейся ставке заработной платы, находящихся в состоянии выбора наилучшего места работы или подготовки к трудоустройству. Они образуют естественную безработицу, которая является неизбежным следствием свободного выбора места и времени работы.

В западной практике «естественная безработица» определяется как сумма структурной и фрикционной безработицы. Они исключаются из состава безработных при определении уровня полной занятости.

Особого внимания требует изучение скрытой безработицы. Наиболее распространенной «сферой» скрытой безработицы традиционно выступает сельское хозяйство, где большинство работников, имея сезонную занятость и мизерные доходы, не покидают сельское хозяйство, поэтому и не учитываются статистикой. До недавнего времени это понятие распространялось и на работу квалифицированных специалистов на рабочих местах, не требующих квалификации, работников, которые работают меньше часов, чем хотели бы и могли продуктивно трудиться, например неполный рабочий по инициативе нанимателя, и т.д.

Реальностью всякой экономической системы является «застойная» безработица, охватывающая людей, деятельность которых в высшей степени нерегулярна.

Важнейшим негативом безработицы считается недовыпуск продукции, потеря части ВНП. Американский исследователь Артур Оукен (1929-1979) подсчитал, что каждый процент, превышающий естественный уровень безработицы, уменьшает годовой объем ВНП на 2,5%. Представленная зависимость получила название Закона Оукена, выражающего математическую зависимость между уровнем безработицы и отставанием в росте ВНП. Например, при естественном уровне безработицы 6% и фактическом 9% недовыпуск ВНП составит 7,5%.

Безработица сегодня – центральная проблема стран с рыночной экономикой.


4.Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения



На Западе получила широкое распространение система социальных амортизаторов, применяемых для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Она включает три «блока» амортизаторов.

  1. Регулирование занятости, предполагающее:

- законодательное сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в период массовой безработицы;

- рекомендации предприятиям «разделения рабочих мест» между работниками для увеличения занятости;

- досрочное увольнение на пенсию работников государственного сектора, не дослуживших до пенсии 2 – 3 года;

- создание новых рабочих мест;

- организацию общественных работ, особенно для хронически безработных и молодежи;

- сокращение предложения рабочей силы за счет ограничения миграции иностранных рабочих и т.д.

  1. Биржы труда, осуществляющие посредничество между предпринимателями и рабочими, способствующее трудовому найму.

  2. Фонды страхования по безработице, из которых потерявшим работу оказывается материальная помощь.

В современной России проблемы занятости, появившиеся в период рыночных преобразований, также потребовали проведения политики занятости. Исследователи характеризуют тяжелые социальные последствия безработицы: падение морали, рост заболеваний и самоубийств, психический стресс и т.д., сравнивают циклическую безработицу с настоящей социальной катастрофой.

Для смягчения негативов безработицы в России, как и в западных странах, разрабатывается и проводится в жизнь политика занятости.

В 1991 г. принят Закон РСФСР « О занятости населения в РСФСР», которым определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики в сфере занятости населения.

Разработанную правительством политику занятости можно подразделить на две группы:

  1. методы регулирования, направленные на снижение естественного уровня безработицы (создание гибкой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, создание качественной и доступной общенациональной информации о наличии свободных рабочих мест, создание материальной поддержки лиц);

  2. методы, направленные на снижение уровня циклической

безработицы - методы стимулирования деловой активности в периоды кризисного спада: разработка мер финансово – кредитной инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов работы; разработка и реализация федеральных и территориальных программ содействия занятости населения; создание Федеральной службы занятости населения; организация общественных работ.

Государство гарантирует ряд видов социальной поддержки безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

После окончания срока выплаты пособий в случае необходимости могут оказываться различные виды материальной помощи – дотации или единовременные выплаты за пользование жильем, услугами здравоохранения, образования, транспорта, общественного питания и т.д.

Федеральная служба занятости, включающая многочисленную сеть региональных служб, явилась основной структурой, регулирующей отношения занятости в стране. Она решает следующие проблемы:

- определяет прогнозы состояния занятости населения;

- определяет размеры финансирования мероприятий по содействию занятости населения;

- организует профессиональную организацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

- организует общественные работы, т.е. временные работы, обеспечивающие занятость на предприятиях, находящиеся в федеральной собственности, в субъектах федерации (строительство, содержание автомобильных дорог, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций; проведение сельскохозяйственных мелиоративных работ; заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально – культурного назначения, восстановление историко – архитектурных памятников; озеленение и благоустройство территорий, зон отдыха и туризма и др.).

В соответствии с Законом РСФСР «О занятости населения» был сформирован источник финансирования деятельности Федеральной службы занятости – Государственный фонд занятости (ГФЗН), который концентрировал средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения.

Помимо Федеральной службы занятости, важную роль в урегулировании трудовых отношений в настоящее время играет Федеральная миграционная служба, поскольку усилились миграционные процессы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект лекций по теме "Безработица. Политика занятости".

Автор: Ромашова Светлана Викторовна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489975

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства