Тезисы исследовательской работы по дисциплине основы экономической теории "Денежное регулирование" преподаватель Киселева М.В.
Тезисы исследовательской работы по дисциплине основы экономической теории "Денежное регулирование" преподаватель Киселева М.В.
Тезисы исследовательской работы по дисциплине "Основы экономической теории" "Денежное регулирование".Может использоваться как материал для проведения занятий, и для самообразования по экономическим направлениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тезисы исследовательской работы по дисциплине основы экономической теории "Денежное регулирование" преподаватель Киселева М.В.»
В статье рассматриваются различные точки зрения понятия и содержания денежно-кредитной политики. Делается вывод о том, что регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциям и Банка России. Очень важно отметить, денежно - кредитное регулирование рассматривается как инструмент влияния Центрального банка на экономику и играет важную роль в системе государственного регулирования экономики.
На современном этапе совершенствование денежно-кредитной политики Российской Федерации включает в себя широкий круг вопросов, в числе которых повышение роли банков и банковских систем в развитии экономики, использование международного опыта повышения ликвидности банковской системы, решение экономических и правовых проблем отношений Банка России и кредитных организаций, развитие системы страхования вкладов, поддержание устойчивого валютного курса и переход к конвертируемости рубля и ряд других.
Бесперспективна денежно-кредитная политика, не содержащая основных концепций развития денежного обращения, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей. Вместе с тем нереалистична денежно-кредитная политика, ограниченная только выработкой основных концепций без подкрепления этих концепций практическими действиями государства.
Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
Регулирование денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с Правительством РФ определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса. Главные цели денежно-кредитной политики: борьба с инфляцией, поддержание курса внутренней валюты по отношению к ведущим валютам мира, поддержание положительного платежного баланса страны.
Административные методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кредитного регулирования может служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня.
Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом принуждении субъектов денежно-кредитных отношений. Следует отметить, что в условиях рыночного хозяйства широкое применение таких методов регулирования может привести к отрицательным последствиям, поскольку они противоречат основным принципам организации рыночной экономики.
В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения. Примером экономических методов регулирования в сфере денежного оборота может служить то, что использование безналичных расчетов дешевле, чем расчеты наличными деньгами. И это стимулирует предприятия и организации применять в расчетах между собой систему безналичных платежей.
Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, т.е. тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, а за пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.
Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения. Хотелось бы остановиться на характеристике некоторых методов денежно-кредитного регулирования.
Первоначально самым развитым инструментом выступала учетная ставка. Переучитывая товарные векселя, Центральный банк одновременно получал обеспечение и тем самым не производил выпуска пустых денег. Однако развитие финансовых векселей привело к тому, что вексель лишился товарного обеспечения, и переучет вексельных обязательств превратился в простое кредитование банковской системы. Поэтому в современной практике чаще приходится иметь дело не с учетной ставкой, а со ставкой рефинансирования. Естественно, любой Центральный банк, по- прежнему, стремится к тому, чтобы и по таким кредитам имелось обеспечение. В современной практике таким обеспечением выступают государственные ценные бумаги (операции РЕПО, ломбардные кредиты).
Важной особенностью ставки рефинансирования является ее определяющий характер для развития таких сегментов рынка, как рынок межбанковских кредитов, депозитный рынок. Экономические агенты при принятии инвестиционных решений также опираются на значение ставки рефинансирования. Интересен взгляд на данный инструмент денежно-кредитной политики, изложенный академиком В. Андриановым. Денежно- кредитная политика центрального банка представлена им как метод управления избыточными резервами банков. Важнейшая ее составляющая кредитная политика, которая есть поощрение «... поощрение коммерческих банков к получению ссуд». Процентная же ставка (ставка рефинансирования или учетная ставка) – это издержки избыточных резервов. На данном этапе в России очень низкая ставка рефинансирования за всю историю банковских правоотношений (7,75 %).
В современной экономической науке устоялось мнение по поводу того, что Центральный банк в вопросе выбора инструментов денежно- кредитной политики должен быть абсолютно свободным. Зависимость центрального банка от органов финансового управления неизбежно заставит его заниматься решением бюджетных проблем. В таких условиях банк не сможет гарантировать стабильность денежных потоков в экономике, если сам будет создавать излишнее предложение денег (в виде прямого финансирования бюджетного дефицита, покупки государственных ценных бумаг при первичном размещении и т.п.). Однако финансово – правовая наука не поддерживает мнение экономистов по данному вопросу. Центральный банк, будучи неотъемлемой частью системы государственного регулирования, не может действовать автономно, он должен содействовать достижению поставленных макроэкономических задач. И если эти задачи неизбежно сводятся к решению бюджетных проблем, то Центральный банк должен косвенно, через инструменты денежно-кредитного регулирования, способствовать их выполнению.
Проводя валютные интервенции, Центральный банк влияет на величину денежного предложения. Обеспечивая предложение иностранной валюты, Центральный банк сжимает денежную массу в стране, что не всегда отвечает поставленным целям в рамках денежно-кредитной политики.
Таким образом, в системе государственного регулирования складывается определенная иерархия целей и инструментов их достижения. На наш взгляд, исходным звеном здесь является постановка общей цели, стоящей перед государством. В качестве таковых стоит выделить содействие экономическому росту и обеспечение общественных потребностей, не имеющих коммерческого результата (оборона, правопорядок, социальная защита). Экономическая система выступает эффективным механизмом перераспределения ресурсов на основе ценового механизма. Государство, не желающее расставаться с эмиссионной монополией, в состоянии способствовать этому процессу, обеспечивая субъектов, во-первых, надежной денежной единицей, во- вторых, гарантируя устойчивость банковской системы. Выполнение этих двух условий обязательно для того, чтобы денежная масса стала реальным отражением хозяйственных операций в экономике.
Таким образом, Правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы.
В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.
Денежно - кредитная политика рассматривается как инструмент влияния Центрального банка на экономику и играет важную роль в системе государственного регулирования экономики. Все усилия Центрального банка РФ в сфере реализации денежно-кредитной политики обречены на неудачу, если нет комплексной государственной экономической политики.
При выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т.е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства