Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство формирования финансовой грамотности обучающихся»
Проектная деятельность как средство формирования финансовой грамотности обучающихся
Метод проектов можно назвать педагогическим открытием XXI века, с точки зрения рассмотрения возможности приспосабливаться в стремительно меняющемся мире. Он является одним из самых эффективных способов осуществления деятельностного подхода в обучении. Суть метода проектов состоит в том, чтобы побуждать интерес школьников к тем проблемам, которые требуют владение определенных знаний, и через такую работу, предусматривающую разрешение проблем, продемонстрировать в деле полученные знания на практике. Это метод позволяющий действительно объединить теоретические знания с практическим опытом. Метод проектов как средство осуществления деятельностного подхода подразумевает раскрытие обучающимся всех возможностей и формирование у них установки на вольный и ответственный выбор какой-либо возможности. С точки зрения воспитания учить деятельности – значит мотивировать учение, научить ребенка целеполаганию и находить пути достижения цели самостоятельно, необходимо оказывать поддержку ребенку, контролировать самоконтроль и самооценку.
Такая деятельность, действительно, является востребованной для решения большинства пунктов ФГОС, они направлены на: взаимодействие детей и взрослых, а также родителей и воспитателей, становление школьника полноценным участником образовательного процесса, приветствие инициативы обучающихся в любых видах работы. Эти моменты можно осуществить при помощи проектной деятельности.
Среди педагогических новых технологий наиболее соответствующей поставленным целям обучения экономической грамотности, с нашего взгляда, является технология проектов, или метод проектов. Известно, что метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи по развитию и непосредственному формированию интеллектуальных навыков критического и творческого мышления, что неразрывно связано с финансовой грамотностью, как школьников, так населения в целом.
В 2010 году Министерство финансов Российской Федерации совместно со Всемирным банком запустило проект "развитие финансовой грамотности и финансового образования населения Российской Федерации". Реализация этих целей невозможна без проведения исследований, направленных на изучение специфики процесса формирования экономической грамотности в России. Необходимо понимать, что экономическая грамотность населения формируется в конкретных исторических условиях, и изучать ее в отрыве от нынешней экономической ситуации в стране нереально. Эти исследования должны обеспечить теоретическую основу для разработки собственных образовательных практик и экономических стратегий, нужно помочь людям принимать эффективные экономические решения, способствовать лучшему управлению ресурсами и обеспечивать эффективную подготовку учащихся средних школ к экономической грамотности.
В сентябре 2016 года во многих российских школах была введена новая дисциплина по развитию экономической грамотности школьников. Правовое обеспечение курса"Основы финансовой грамотности"в системе общего образования включает: концепцию преподавания социальных наук в Российской Федерации; примерную базовую образовательную программу основного (среднего) общего образования; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года. Указом № 253 утвержден федеральный перечень учебных пособий по социально-экономическим наукам, рекомендованных к применению для реализации государственных признанных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В рамках проекта «повышение финансовой грамотности и развитие финансового образования в Российской Федерации» создана система (структура) экономических компетенций населения, отражающая основные компоненты экономических знаний. Особенностью данного проектного подхода является то, что структура рамок финансовых компетенций школьников соответствует структуре рамок взрослых, а различные наборы компетенций позволяют наблюдать единый подход к непрерывности (координации) кадров для разных целевых групп. При этом базовый уровень экономических знаний используется как единая точка отсчета как для взрослых, так и для школьников, и в обеих рамках (как для старших школьников, так и для взрослых) существуют определенные различия, что подразумевает преемственность в рамках компетенций разных возрастных групп. Компетенции, необходимые школьникам в повседневной жизни, выделяются на базовый уровень финансовой грамотности. Компетенция, не входящая в сферу «повседневного знания», но имеющая важное значение с точки зрения социальной зрелости, отнесена к продвинутому уровню.
При разделении 14 компетенций на базовые и продвинутые используется подход «от простого к сложному», поскольку более простые компетенции должны быть сосредоточены на базовом уровне. При реализации структуры компетенций для учащихся школьного возраста расширенные компетенции должны быть привязаны к списку базовых компетенций. Предлагаемая структура компетенций может быть использована для создания курсов экономической грамотности школьников.
В последние годы увеличилось количество инициатив в сфере экономического образования в России, многие из которых реализуются государственными и частными организациями и неправительственными организациями во всех регионах страны и охватывают все группы населения.
Существует много точек зрения на определение методов представления экономических знаний школьникам. На практике реализуются четыре основных подхода: бизнес-ориентированный, теоретический, культурно-функциональный и академический.
Любой проект предполагает решение поставленных организационных задач, разработку стратегии практической проектной деятельности, составление структуры проекта, как деятельности школьника и его непосредственного окружения.
Этап проектной деятельности всегда связан с онтологическим (зачем нужно решать эту задачу) и аксиологическим принципом, ценностными установками субъекта проектирования (какой личностной ценностью является решение этой задачи в форме проекта для школьника). Исходя из этого, реализация проекта является реалистичным воплощением ценностей студента, которые выражают его отношение к окружающему миру, к другим людям, к поставленным перед собой задачам и удовлетворяют их потребности, а весь процесс проектирования предусматривает переход от повседневных жизненных ориентиров к ценностям в обратном порядке.
Это положение особенно актуально в парадигме современного образования, которая предполагает острое внимание к школьнику и его развитию. Понимание субъекта образовательного процесса школьника как собственной цели, ценности его идей личностного прогресса в процессе проектной деятельности должно предполагать переход повседневной деятельности в классе в особый вид творческого плана проектной деятельности (что, конечно же, требует грамотной помощи педагога).
Одной из главных особенностей проектирования является наличие такого этапа, как рефлексия, она связана с окончанием этой деятельности, с осознанием того, что уже сделано, именно эта связь является основной предпосылкой, как отмечает Н.Г. Алексеев, для объединения приемов рефлексии с приемами проектирования.
На этапе рефлексии обучающийся анализирует проделанную им работу, он переходит от идей, деятельности к мысли и анализу содеянного.
Проектирование всего процесса мероприятия и его реализация на практике может осуществляться одним человеком-субъектом проектирования, что подразумевает субъективный характер процесса, в котором человек называет себя исполнителем, создателем, собственным творцом, но это не означает, что организатор проекта полностью независим от своего окружения. Таким образом, субъективность школьника может означать, что хотя концепция деятельности разрабатывается и реализуется человеком как на этапе разработки, так и на этапе реализации проекта, автор проекта не может не взаимодействовать с обществом.
«Учащиеся, организованные во временные группы для решения конкретных задач или составления проектов, учащиеся, переходящие от групповой работы к индивидуальной и самостоятельной работе» – таковы по мнению Э. Тоффлера, некоторые характеристики адекватной и современной школы, где учитель стремился бы обеспечить детям атмосферу обучения, в которой они более полно раскрывали бы свой внутренний мир в процессе общения друг с другом, были бы индивидуально свободны в процессе коллективного сотворчества, добились бы успеха и чувствовали себя комфортно рядом друг с другом. Самооценка и осознание результатов индивидуального труда могут только более четко и ярко проявляться в коллективном труде, создавая положительную динамику. Вот почему внедрение процесса проектирования включает в себя создание гибких групп, команд и сообществ, где все могут получить необходимый социальный опыт.
В процессе такого общения принципы деятельности реализуются двумя способами: с одной стороны, используя определенную информацию, определенные знания и собственный опыт, в процессе создания конечного продукта студенты фактически структурируют свою деятельность, а с другой стороны, реализуя и понимая свою практическую деятельность, учащиеся общеобразовательной школы участвуют в активной психологической деятельности. Их общность проявляется в целостности жизни.
Таким образом, проектная технология, применяемая в образовательном процессе, представляет собой развитие идей проблемного обучения.
Благодаря методу поиска и познавательной деятельности, методу индукции и рассуждения, когда учащиеся переходят от собственного опыта к новым знаниям и возвращаются к собственному опыту, обогатились новой информацией, подходами к коллективной творческой деятельности, разнообразием, как управляющим фактором, обеспечивающим рефлексию и индивидуальное продвижение каждого студента при решении этой проблемы, легко видеть, что обучение через эту проблему является неотъемлемой частью развития обучения, поскольку все вышеперечисленные методы и приему способствуют быстрому развитию.
Таким образом, становится ясно, что обучение через проектную деятельность ориентированного на обучение школьников, способствующего их значительному вкладу в общее их развитие, проектный подход, изначально названный проблематичным, предполагает, таким образом, нетрадиционный подход к организации учебного процесса посредством активных действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленный на реализацию личностно-ориентированного подхода.