«Повышение качества преподаваемых дисциплин социально-экономического цикла через системное применение активных форм и методов обучения»
«Повышение качества преподаваемых дисциплин социально-экономического цикла через системное применение активных форм и методов обучения»
В современном обществе особая роль отводится школьному экономическому образованию, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодежи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Повышение качества преподаваемых дисциплин социально-экономического цикла через системное применение активных форм и методов обучения»»
«Повышение качества преподаваемых дисциплин социально-экономического цикла через системное применение активных форм и методов обучения»
В современном обществе особая роль отводится школьному экономическому образованию, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодежи.
Постоянно ускоряющиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от людей умений быстро адаптироваться к новым условиям, находить правильные решения разных вопросов, проявлять гибкость и творчество, ориентироваться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные взаимодействия с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Согласно ФГОС, целью школы становятся не только знания, но и «умение их добывать и пользоваться диапазоном современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему успешно реализовать себя в самостоятельной жизни в условиях информационного технологического мира» .
Быстрое и прочное усвоение знаний, умение найти правильное решение в новой жизненной обстановке во многом зависят от грамотного развития внимания, памяти и в особенности мышления учащихся. Однако существующие методы обучения практически не обеспечивают сознательной и систематической работы учителя по формированию этих качеств. При существующей практике обучения они складываются спонтанно. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Одним из главных направлений активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленного учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
В настоящее время существуют научно-педагогические разработки проблемы использования активных методов обучения в общеобразовательной школе при изучении различных дисциплин. Однако в литературе недостаточно описано применение этих методов при изучении курса экономики, которая включена в программы по обществознанию. Таким образом, существует противоречие между необходимостью в теоретическом изучении и практическом применении активных методов обучения на уроках экономики в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке и практике.
Данное противоречие определило выбор темы выпускной работы.
Актуальность данной работы состоит в том, что на разных этапах урока могут быть реализованы методы активного обучения, которые позволят обучающимся применять знания и навыки в практической деятельности.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств.
Рассматривая различные определения, можно резюмировать, что активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [8 c. 30]. Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя - самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызыают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д.. Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса: 1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. 2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д. 3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы. В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И.Маршев, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский, Т.П.Тимофеевский и др. Наиболее часто используется классификация методов активного обучения для СПО и Высшей школы предложенную Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие [7 c. 30]. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта. Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. В настоящее время в процессе обучения активно используют неимитационные методы, такие как лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Наиболее разработанной является такая форма обучения как лекция. В СПО часто используют лекции – дискуссии, лекции-беседы, лекции с разбором конкретных ситуаций, проблемная лекция, лекции - визуализации лекции вдвоем, лекции - пресс-конференция. Каждая из форм имеет свои положительные и отрицательные стороны. С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей: 1.усвоение студентами теоретических знаний; 2.развитие теоретического мышления; 3.формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. При этом, успешность лекции во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и студентов. Проблемная лекция имеет место при возникновении проблемной ситуация после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами. Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и т.п.). К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эффективность лекции-беседы в условия группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого студента вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Одним из методов включения студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования является проектная деятельность. Проект является большой самостоятельной частью подготовки конкурентоспособного специалиста и имеет своей целью - систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач и задач, стоящих перед современной школой Проектная деятельность позволяет совершенствовать формы и методы самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов, помогает определить степень подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности в школе. Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем). Студенты учатся выдвигать гипотезы, владеть компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации, учатся работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой. Студенты интегрируют ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач. В процессе работы преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует студентам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Преподаватель не показывает наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым студенты могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы студенту нужно добывать собственными силами - именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Студенты должны учиться использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения - заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы. Работа по выполнению проектов позволяет значительно активизировать работу по самообразованию. Известно, что самообразование является важнейшим средством формирования качеств человека. Для самообразования характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов, побуждение личности к их удовлетворению, проявление высокой степени сознательности и организованности. Выполнение проектов - процесс творческий, самообразование в значительной степени приближает учащихся к творчеству, т.е. проектная деятельность стимулирует процесс самообразования, самообразование стимулирует творчество. Выполнение в процессе обучения творческих проектов, наряду с формированием у студентов технических знаний, умений и навыков, можно рассматривать как один из важнейших методов воспитания, то есть процесса формирования общественно значимых моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Другой имитационный метод в образовании - кейс-стади - берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. В современной педагогике он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал. Этому способствует и широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация как правило имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Ситуации «появляются» в таких социальных системах, где нет жёсткой детерминации поведения, где действует множество сил, имеет место конкуренция и борьба между ними. Вот почему, метод анализа ситуаций практически не может выживать в закрытых, авторитарных системах, где деятельность определена и авторитарно управляема, где нет места плюрализму решений, выбору и самоопределению людей – участников ситуации. Ещё одна базовая категория метода – понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе кейс-стади, что в значительной степени расширяет его возможности. Кейс – метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя. Структура кейса При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру. Кейс включает в себя: Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором Вопросы или задания для работы с кейсом. Приложения Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейса Построение, или выбор модели ситуации Создание описания Сбор дополнительной информации Подготовка окончательного текста Презентация кейса, организация обсуждения