Просмотр содержимого документа
«Научная разработка по учебной дисциплине: Экономика предприятий на тему: "Организационная структура промышленного предприятия"»
14
Реферат на тему Организационная структура промышленного предприятия
Содержание
Введение…………………………………………………………………..
3
1 Организационная структура предприятия и ее роль в современной экономике…………………………………………………………………
5
1.1 Понятие организационной структуры предприятия и ее задачи…..
5
1.2 Виды организационных структур предприятия………………….....
6
1.3 Преимущества и недостатки организационных структур………....
9
2 Пути совершенствования организационной структуры предприятия…………………………………………………………………………
13
2.1 Основные направления совершенствования организационной структуры предприятия………………………………………………….
13
2.2 Приемы оптимизации организационных структур
……………………………………………………………………………..
16
Заключение………………………………………………………………..
19
Список использованных источников…………………………………....
20
Введение
Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его организационной структуры.
Управленческая деятельность в основном характеризуется выбором и обоснованием организационной структуры предприятия, его мощностями, степенью специализации цехов, организацией участков, определением оптимального состава оборудования с учетом его значимых технико-экономических характеристик, организацией технической подготовки и технического обслуживания производства.
Проблема совершенствования структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления. Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.
В связи с этим тема исследования является на сегодня актуальной, так как понятие, сущность и основные тенденции развития организационной структуры напрямую влияют на финансовые показатели деятельности предприятия в целом.
Целью работы является исследование организационной структуры предприятий и направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть организационную структуру предприятия: значение и сущность;
- изучить методологию реформирования организационной структуры предприятия;
- провести анализ алгоритма совершенствования организационной структуры предприятий;
- выявить особенности организационной структуры предприятия и пути ее совершенствования.
Объектом исследования является организационная структура.
Предметом исследования являются особенности организационной структуры предприятия и направления ее совершенствования.
В своей работе я использовал методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно позволяет строить работу на прочном фундаменте проверенных фактов. При этом система научного знания постоянно развивается — новые исследования дополняют и уточняют существующие данные, что делает понимание организационной структуры предприятия и ее роли в современной экономике.
1 Организационная структура предприятия и ее роль в современной
экономике
Понятие организационной структуры предприятия и ее задачи
Организационная структура предприятия — это схема взаимодействия подразделений, отделов и сотрудников компании. Она отражает иерархию и состав организации, а также функции, права и обязанности руководителей и других работников.
Основная задача организационной структуры — построить понятную внутреннюю схему работы организации и координировать действия персонала.
Некоторые задачи, которые решает организационная структура:
Устанавливает зоны ответственности.
Организационная структура показывает, кто и за что отвечает, какому отделу придётся нести ответственность за ошибки, а кого похвалят за достижение цели.
Распределяет обязанности.
С продуманной организационной структурой сотрудники делают задачи по своему уровню и функционалу. Задачи не дублируются, исключается перегрузка или недогрузка.
Формирует потребность в сотрудниках.
Организационная структура показывает, какие задачи не закрыты, какие специалисты перегружены, каких компетенций не хватает сотрудникам — становится понятно, как оптимизировать штат.
Устанавливает порядок коммуникации.
Организационная структура даёт представление о порядке подчинённости: кто и на каком уровне принимает решения, ставит задачи, как отделы и их руководители взаимодействуют между собой.
Видит перспективы карьерного роста. Сотрудникам будут видны возможности вертикального и горизонтального карьерного роста.
Виды организационных структур предприятия
Выделяют несколько видов организационных структур предприятия: линейную, функциональную, линейно-функциональную, дивизиональную и матричную.
Линейная структура
Характеризуется строгой иерархией: каждый сотрудник подчиняется одному руководителю, решения передаются сверху вниз по цепочке.
Пример: директор — руководители — сотрудники.
Рисунок 1.1- Линейная организационная структура
Функциональная структура
Предполагает чёткую специализацию каждого участка и распределение обязанностей согласно выполняемым функциям (производство, маркетинг, финансы и т. д.).
У каждого отдела есть свой руководитель, который подчиняется руководителю более высокого уровня и генеральному директору.
Рисунок 1.2- Функциональная организационная структура
Линейно-функциональная структура
Объединяет элементы линейной и функциональной структур. Линейные руководители отвечают за общие процессы и стратегическое руководство, функциональные — за специализированные задачи.
Каждый сотрудник подчиняется как линейным, так и функциональным менеджерам: первые устанавливают общие цели, вторые — обеспечивают выполнение задач в своей области компетенции.
Рисунок 1.3 – Линейно-функциональная организационная структура
Дивизиональная структура
Компания делится на несколько автономных подразделений (дивизионов), каждое из которых отвечает за определённый продукт, регион или клиентский сегмент.
Дивизионы могут быть организованы по продуктовому, региональному или клиентскому принципу.
Рисунок 1.4 – Дивизиональная организационная структура
Матричная структура
Характеризуется двойной подчинённостью: сотрудники подчиняются не только своему непосредственному руководителю, но и менеджерам проектов или программ.
Это позволяет более эффективно распределять ресурсы, оптимизировать процесс принятия решений и улучшать коммуникацию между подразделениями.
Однако матричная структура может приводить к конфликтам интересов между функциональными и проектными менеджерами.
Рисунок 1.5 – Матричная организационная структура
Преимущества и недостатки организационных структур
Выбор конкретного варианта определяется тем, какие права делегирует руководителю проекта высшее руководство. Основной недостаток матричной структуры- ее сложность. Тем не менее она используется в ряде отраслей промышленности, в частности, в химической, электронной, в производстве вычислительной техники, а также в банках, системе страхования, правительственных учреждениях.
Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.
Организационная структура выражает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает активное воздействие на процесс функционирования предприятия. Чем совершеннее структура управления, тем эффективнее воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия. Поэтому важно, чтобы структура управления соответствовала ряду требований.
Таблица 1.1 - Преимущества и недостатки структур управления
Структура
Преимущества
Недостатки
Линейная
Единство и четкость распорядительства. Личная подотчетность исполнителя одному лицу.Ответственность каждого за выполнение задания(дисциплина).Стимулирование развития компетентности
Увеличенное время прохождения информации.
Выполнение исполнителями помимо всех обязанностей «штабной» работы по учету и контролю
Функциональная
Уменьшенное время прохождения информации. Специализация деятельности руководителей. Высшее руководство менее загружено, чем при линейной структуре.
Возможность получения противоречивых указаний. Сложность разделения взаимосвязанных функций и контроля. Недостаточная гибкость управления.
Линейно-функциональная
Расширение возможности принятия компетентных решений.
Сокращение времени на решение технологических вопросов производства.
Трудности при регулировании отношения линейных и функциональных руководителей.
Дивизиональная
Повышение самостоятельности и ответственности отделений в вопросах максимизации прибыли и завоевания позиций на рынке
Рост управленческого аппарата. Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов.
Адаптивная
Быстрая адаптация к изменениям внешней среды.
Мало правил и процедур.
Большая возможность для творческого подхода.
Уровни управления размыты.
Неопределенность целей и задач.
Сложность контроля
Таблица 1.2 - Требования к структуре управления
Оптимальность
Оперативность
Экономичность
Число ступеней управления следует свести до минимума. Чем больше ступеней, тем менее эффективно управление.
Управленческие реше-ния необходимо принимать быстро. С учетом этого требования следует распределять права и ответственность
Достигается путем разделения управленческого труда.
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. Поэтому данные структуры отличаются большим разнообразием и определяются многими факторами и условиями. Важнейшие из них следующие:
1. масштабы бизнеса (малый, средний, большой)
2. производственные и отраслевые особенности предприятия (производство товаров, услуг, купля-продажа);
3. характер производства (массовый, серийный, единичный);
4. сфера деятельности фирм (местный, национальный, внешний рынок);
5. уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
6. квалификация работников.
Построение организационных структур управления осуществляется с учетом следующих принципов:
1. соответствие структуры управления целям и стратегии предприятия;
2. единство структуры и функции управления;
3. первичность функции и вторичность органов управления;
4. рациональное сочетание в структуре управления централизации, специализации и интеграции функций управления;
5. соотносимость структуры управления с производственной структурой предприятия;
6. комплексная увязка в структуре управления всех видов деятельности;
7. соответствие системы сбора и обработки информации организационной структуре управления.
При проектировании структуры управления необходимо соблюдать следующее основное правило: вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.
2 Пути совершенствования организационной структуры предприятия
2.1 Основные направления совершенствования организационной структуры предприятия
При совершенствовании организационной структуры управления необходимо получить чёткие, однозначные ответы на следующие вопросы:
1) соответствует ли структура управления основным целям, стоящим перед производственной системой (хозяйственным органом) - целям функционирования и развития;
2) существуют ли чёткие целевые функции у всех её структурных подразделений, закреплённые за ними документально наряду с ответственностью и правами;
3) обеспечивает ли организационная структура решение задач устойчивых и эффективных связей предприятия с рыночными структурами;
4) соответствует ли профессионально-квалификационная структура кадров управления характеру организационной структуры и необходимости эффективного решения задач;
5) обеспечивает ли структура управления оперативное движение информации, эффективность принятия и реализации управленческих решений, контроль их действенности, то есть технологию управления.
К сожалению, нередко предприятие провозглашает новые цели или решение новых задач, но организационная структура управления остаётся постоянной - провозгласить новые цели или задачи оказывается проще, чем перестроить систему управления.
Подразделения продолжают осуществлять старые функции, в системе документооборота - хаос и безответственность.
Новые задачи развития не решаются не только прежними подразделениями, но и вновь организованными. В результате в деятельности системы не достигается необходимая эффективность. Эти и другие недостатки могут быть выявлены при внимательном анализе организационной структуры управления предприятия и её звеньев.
Усовершенствованная организационная структура должна обеспечивать эффективное решение задач всех типов, стоящих перед системой, - производственных, социальных, экономических, текущих, оперативных, стратегических.
Структурные подразделения должны быть организованы таким образом, чтобы они полностью перекрывали спектр решения возможных задач, взаимодействуя друг с другом без посредничества искусственно созданных органов. За каждым структурным подразделением решаемые задачи, реализуемые функции, права, ответственность чётко закрепляются.
Оговариваются условия решения комплексных задач, реализации целевых комплексных программ. Права и ответственность должны быть тщательно сбалансированы в каждом звене и на каждом уровне управления.
При совершенствовании организационной структуры необходимо учитывать нормы управляемости: так, если в подчинении мастера может быть 12-30 рабочих (в зависимости от специализации производства) то у генерального директора в непосредственном подчинении может быть не более 8-10 человек.
Модель эффективной организационной структуры управления должна быть предельно простой, легко обозримой и известной всему персоналу, - сложная система организации управления может привести к потере гибкости управления и оперативности реагирования на сигналы внутренней и внешней среды предприятия:
- организационная структура и управленческий персонал должны обеспечивать бесперебойную, слаженную работу всех составных частей фирмы, чёткое выполнение её функций;
- структура управления предприятия и персонал должны обладать необходимой гибкостью и маневренностью, чтобы быстро реагировать на изменения экономической конъюнктуры и других внешних условий;
- обязательно должна преобладать коллективная работа подразделений предприятия, при этом руководство должно поощрять индивидуальность и предприимчивость сотрудников, функции подразделений предприятия должны быть чётко разграничены и скоординированы;
- организационная структура и управленческий персонал должны избегать социальных конфликтов, осуществлять управление фирмой с учётом интересов трудового коллектива, на основе принципов социального партнёрства;
- не должно быть излишеств в численности управленческого аппарата и в расходах на его содержание, так как эти расходы увеличивают хозяйственные издержки;
- организационная структура и управленческий персонал должны обеспечивать высокие конечные результаты, получение необходимой прибыли при своевременном выполнении всех обязательств перед поставщиками и покупателями, бюджетом и банками.
Исходя из сформулированных требований наиболее эффективная структура для фирмы - это та, которая позволяет эффективно взаимодействовать с внешней средой и целесообразно распределять задачи среди сотрудников и направлять их усилия для достижения основных целей.
Каждая фирма тратит определенную долю своего дохода на развитие бизнеса. И это - не прихоть и не амбиции ее владельцев.
Развитие бизнеса необходимо для возможности выстоять в конкурентной борьбе - чем более развит на фирме сервис, чем больше учитываются интересы заказчика, тем большее количество клиентов привлечет эта фирма. А значит, чем больше денег вкладывается в развитие бизнеса, тем это выгоднее клиенту.
2.2 Приемы оптимизации организационных структур
Для решения практических и теоретических вопросов по совершенствованию организационных структур необходим комплекс показателей, который характеризовал бы их эффективность.
Следует отметить, что вопросы эффективности организационных структур имеют самостоятельные аспекты и отличаются от оценок эффективности функционирования фирмы в целом, а также от оценки эффективности системы планирования, оперативного управления и т.д.
Предполагается оценку эффективности организационных структур проводить с использованием следующих показателей:
2) удельные трудозатраты административно-управленческого персонала в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям;
3) показатель управляемости, который характеризует степень своевременного и качественного принятия решений по организации в целом и по ее структурным подразделениям;
4) показатель согласованности работников административно-управлен-ческих служб и организации в целом
Основные направления совершенствования организационной структуры предприятия:
-Децентрализация управления. Передача полномочий и ответственности на более низкие уровни управления, что способствует повышению оперативности принятия решений и мотивации сотрудников.
-Оптимизация структуры подразделений. Укрупнение или разукрупнение подразделений, перераспределение функций между ними, внедрение проектных команд.
-Внедрение современных информационных технологий. Автоматизация управленческих процессов, создание единого информационного пространства, развитие систем электронного документооборота.
-Развитие горизонтальных связей. Установление прямых связей между подразделениями, минуя вертикальные уровни управления, что способствует повышению скорости коммуникаций и координации действий.
-Повышение квалификации управленческого персонала. Обучение современным методам управления, развитие лидерских качеств, формирование команды единомышленников.
Рисунок 2.1- Проектирование и анализ организационных структур
Важно отметить, что совершенствование организационной структуры — это непрерывный процесс, требующий постоянного мониторинга и адаптации к изменяющимся условиям
На уровне организационной структуры эффективные приемы оптимизации могут быть следующими:
1. Устранение явных ошибок в организационной структуре: дублирование функций в различных подразделениях, несоблюдение нормы управляемости, наличие несвойственных функций в функциональных блоках;
2. Выстраивание оптимального соотношения между функциями, выполняемыми собственными подразделениями, и работами и услугами закупаемыми на стороне;
3. Централизация или децентрализация функций управления в каждом из направлений деятельности компании
4.Изменение типа организационной структуры в соответствии с потребностями бизнеса
Заключение
В своей работе я рассмотрел понятия производственных структур, принципы и задачи управления предприятием, организационные структуры управления предприятием, пути совершенствования производственной и организационной структуры предприятия.
Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное посторенние его производственной и организационной структуры.
Производственная структура – это состав и размеры его внутренних подразделений, их соотношение, формы построения и взаимосвязи. Непосредственно с производственной структурой связан вопрос о планировке предприятия.
Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает влияние на важнейшие экономические показатели предприятия: качество продукции, рост производительности труда, величину издержек производства, эффективность использования ресурсов.
Разработка производственной структуры является одним из важнейших моментов технико-экономического обоснования создания предприятия, так как она во многом способствует повышению эффективности работ предприятия. Производственная структура определяет разделение труда между отдельными его частями, т.е. внутризаводскую специализацию и кооперирование производства.
Продуманная организационная структура позволяет снизить расходы на содержание персонала, повысить централизацию управления и концентрацию власти, ускорить процессы принятия и реализации решений, а также повысить адаптивность к внешней среде.
Список использованных источников
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/под ред. В.И. Стражева. - Мн.: Высш.шк, 2016. - 480 с.
2. Банзекуливахо, Ж. М. Экономика предприятия и организация производства: учебно–методический комплекс / Ж. М. Банзекуливахо. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 351 с.
3. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. – 499 с.
4. Ерастова К.О.Пути совершенствования производственной структуры промышленного предприятия // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. 2016. № 8. С. 131-135.
5. Жданова, Л. А. Организация и управление промышленной фирмой в развитых странах: учебник / Л. А. Жданова. – Москва: Экономика, 2015. – 636 с.
6. Коптева А.Г.Производственная структура предприятия и пути ее совершенствования на примере ПАО «НК«РОСНЕФТЬ» // Журнал экономических исследований. 2017. Т. 3. № 1. С. 45-49.
7. Организация, планирование и управление производством: учебно–методическое пособие / Н. И. Новицкий, В. П. Пашуто. – Москва: Финансы и статистика, 2013. – 574 с.
8. Организация и нормирование труда в современном производственном менеджменте / С. В. Глубокий, И. В. Борисевич. – Минск: Издательство Гревцова, 2015. – 317 с.