kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кластерный подход как метод реализации инновационной политики региона

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из основных методов активизации инновационных процессов в рыночных условиях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кластерный подход как метод реализации инновационной политики региона»

Я.А.Паламарчук

Кластерный подход как метод реализации инновационной политики региона

В современной экономике, особенно в условиях глобализации, традиционное деление экономики на сектора или отрасли утрачивает мобильность. На первое место выходят кластеры – системы взаимосвязей фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.1

Формирование и развитие территориальных и межотраслевых кластеров является одним из основных методов активизации инновационных процессов в рыночных условиях.

Под кластером можно понимать группу однородных взаимосвязанных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий). Региональный кластер – это сетевая структура, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности. Территориальная концентрация (специализация), сочетание кооперации и конкуренции обеспечивают предприятиям кластеров суммарные конкурентные преимущества по сравнению с отдельными предприятиями. Кластеры могут носить различную направленность – известны инновационные, промышленные, финансовые, сельскохозяйственные, телекоммуникационные, строительные и иные кластеры.

Участниками кластера могут являться: фирмы, предприятия, некоммерческие и общественные организации, научно-исследовательские и образовательные организации, организации инновационной инфраструктуры. В состав кластера также могут входить подразделения региональной и муниципальной власти, которые нередко оказывают существенное воздействие на процессы его формирования и развития.

Кластерная политика - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку. Кластерная политика оказывает влияние не только на функционирование самих организаций (экономическая эффективность), но и на тот регион, где развивается кластер (социальная эффективность).

При создании кластеров необходимо использовать опыт функционирования научно-производственных объединений (НПО), таких как бывший НПО «Механобр», территориально-производственных комплексов (ТПК), таких как Норильский горно-металлургический комбинат, а также зарубежный опыт западных стран, где политика кластеризации при активной государственной поддержке проводится с начала 1990-х годов.

Отличия современного кластера от ТПК и НПО конца прошлого века представлены в таблице.






Таблица 1. Отличия современного кластера от ТПК и НПО2


Факторы отличия

Современный кластер

ТПК и НПО

Интегрирующий фактор

Знания, инновации, обеспечивающие конкурентоспособность кластера, информационно-коммуникационные сети

Объекты производственной инфраструктуры

Тип производства

Производство целого спектра постоянно меняющихся продуктовых групп (например, различных по свойствам видов природных ресурсов)

Массовое производство однородной продукции (например, добыча сходных по характеристикам природных ресурсов)

Создание

Путем модернизации прошлых индустриальных модулей

С нуля

Структура

Сетевая, горизонтальная, структура «ядро-поставщики»

Иерархическая структура «промышленный узел - комплекс- район»

Принципы работы

Принципы локализованного субконтрактинга и аутсорсинга, когда «смежники» географически приближены к основному производству

Внутрисоюзное разделение труда, когда огромное количество поставщиков располагалось за тысячи километров от стержневого северного добычного производства

Связь между предприятиями

Не обязательна

Обязательна технологическая связь между предприятиями и обязательна вертикальная интеграция предприятий от добычи сырья до его полной переработки


Рейтинг наиболее популярных сфер, в которых реализуются проекты по формированию кластерных систем для Центрального и Приволжского округа:


Таблица 2. Центральный федеральный округ


Сферы, в которых реализуются проекты по построению кластеров

      место

Тяжелая промышленность (машиностроение, энергетика, химическая)

           1

Агропромышленный комплекс (включая с/х и производство продуктов питания)

           2

Наукоёмкое производство

           3

Строительство

           4

Легкая промышленность

           5

Туризм, банковская деятельность, транспорт, медицина

           6

Таблица 3 Приволжский федеральный округ

Сферы, в которых реализуются проекты по построению кластеров

      место

Тяжелая промышленность (металлургия, энергетика, машиностроение)

           1

Лесная промышленность

           2

Туризм

           3

Агропромышленный комплекс

           4

Наукоёмкое производство

           5

Нефтяная промышленность

           6

Производство стройматериалов

           7

Социальная сфера (медицина, образование)

           8


Чаще всего объектами кластерной политики становятся те сферы, которые уже находятся на высоком уровне развития, либо играют значительную роль в экономике региона. Традиционно на территориях  двух рассматриваемых округов ведется деятельность по созданию промышленных кластеров. В Центральном федеральном округе для развития сельского хозяйства кластерный подход применяется более активно, чем в Приволжском.  Также в последнее время становится актуальным применение кластерного подхода и в социальной сфере, всё большее число проектов реализуется в сферах туризма и медицины.

Основными проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды, кадровая проблема. В некоторых регионах также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь.

Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встаёт проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы. Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана прежде всего с сокращением сельского населения в принципе. 

Однако,  попытка решить кадровую проблему при помощи создания образовательного кластера в Казани потерпела неудачу. Представители бизнес-сообщества, руководители предприятий оказались не готовыми оплачивать подготовку кадров для своих производств полностью, как предполагалось инициаторами проекта.

Можно сделать вывод, что успешная реализация проекта возможна только при учёте интересов и активном участии всех сторон - органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций, населения региона.

А это, в свою очередь предъявляет высокие требования к качеству разработки проектов, требуется соблюдение поэтапности их реализации. Для того, чтобы проект по созданию кластера стал успешным необходимо сделать качественную диагностику, оценить уровень социально-экономического развития региона, провести комплекс исследований. После завершения аналитических работ следует этап выработки стратегии формирования кластера, создания его модели и системы мер содействия развитию кластера. Далее следует формирование органа управления кластером.

Все регионы сталкиваются также с проблемой «продвижения» кластеров на внутренних и внешних рынках.  Для успешной реализации проектов требуется  информационная поддержка  и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых  партнеров для бизнеса. При продвижении серьезными преимуществами регионов является  состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной  экономической политики,  ее преемственность и принятие территориальной элитой.

Если говорить о реальной ситуации в регионах,  задействанность зарубежных партнёров при реализации проектов не слишком высока. Однако, существуют отдельные проекты к которым иностранные компании проявляют интерес. Например, заинтересованность в создании новых текстильно-промышленных производств в ивановском регионе проявили японская, индийская и индонезийская компании. К созданию химического кластера в Тамбовской области проявил интерес германский химический концерн "Хест".  В Тульской области в построении  Новомосковского экономического кластера планирует принять участие международная компания Procter & Gamble. При создании автомобильного кластера в Калужской области будут задействованы китайские партнёры. Для формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области планируется привлечь в регион известных западных инвесторов-производителей шинной продукции.

В Приволжском федеральном округе интерес зарубежных партнёров вызвали кластеры связанные с машиностроением, наукоёмкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов.3

Преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода, заключаются в том, что кластер позволяет сфокусировать внимание на проблемах и преимуществах экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности.

Преимущества, получаемые бизнес-структурами, связаны с существенным понижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, снижением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства разрешения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив.

Регионам России использование кластерных технологий может дать:
- возникновение эффективных механизмов взаимодействия государства и бизнеса;
- усиление действия мультипликативного эффекта в регионе, заключающегося в положительном воздействии кластера на конкурентную среду региона;
- появление реальной возможности перехода науки и образования из дотационной социальной сферы в высокодоходную экономическую отрасль;
- постепенную интеграцию регионов в глобальную хозяйственную систему;
- усиление независимости региона от экономической ситуации за его границами;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства в регионе;
- рост числа фирм вокруг кластера, как следствие – увеличение занятости, уровня заработной платы, отчислений в бюджеты разных уровней.
- появление экономических предпосылок для перехода от политики выравнивания социально-экономического развития территорий к политике поддержки регионов — «локомотивов роста».

Таким образом, формирование кластеров на основе приоритетных видов экономической деятельности будет способствовать повышению конкурентоспособности региона и активизации инновационной деятельности, следствием чего будет являться оптимальное использование имеющихся ресурсов территории с целью обеспечения экономической, экологической, социальной и демографической устойчивости региона.







1 Портер М. Международная конкуренция / М.Портер.- М., 1993.-418 с.

2 Цукерман В.А. Проблемы и возможности формирования кластеров как метода активизации инновационных процессов.- Режим доступа: http//uiis.com.ua/conf­_76/

3 Шишкина О. Кластерный подход как стратегия развития регионов РФ .-Режим доступа: http://www.cpmbusiness.ru/cont.php?nom=75


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кластерный подход как метод реализации инновационной политики региона

Автор: Паламарчук Яна Анатольевна

Дата: 13.01.2020

Номер свидетельства: 535468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства