kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеграция преподавания предмета «Основы рыночной экономики» в производственное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучать экономику я начинаю с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло? Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру. 100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами. Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

Просмотр содержимого документа
«Интеграция преподавания предмета «Основы рыночной экономики» в производственное обучение»

Доклад на тему «Современная методика преподавания экономики»



Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Изучать экономику я начинаю с вопроса: всегда ли человек вел хозяйство? Если не всегда, то когда и как оно возникло? Историческая наука установила, что весьма отдаленные предки людей не вели никакого хозяйства. Для того чтобы прокормить себя, они занимались собирательством, охотой и рыболовством. Но такой способ существования не давал нужного количества жизненных средств, обрекая первобытного человека на голод и низкую продолжительность жизни (до 40 лет).

Выход из этого тупикового положения был найден 10 тысяч лет назад. Если животные довольствуются тем, что находят в природе, то люди научились сами производить все нужные им полезные вещи. Занимаясь хозяйственной деятельностью, они создали высокую материальную и духовную культуру. 100 веков назад люди начали вести хозяйство, чтобы обеспечить себя необходимыми жизненными благами. Чтобы лучше понять, что такое экономика, важно уяснить: почему человек занимается хозяйственной деятельностью?

Соглашусь, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Экономика вызывает неподдельный интерес у людей. От нее каждый ждет решения задач, от которых зависит его жизнь и благополучие. Главное назначение экономики – обеспечение жизнедеятельности и повышение благосостояния людей. Несомненно, что такая цель экономического развития затрагивает жизненные интересы всех студентов. Вряд ли кого из молодых людей оставят равнодушными такие, например, вопросы: будет ли заканчивающий среднее специальное учебное заведение иметь достаточные материальные условия для продолжения учебы в высшем учебном заведении? Куда пойти работать после окончания колледжа, техникума? Какую заработную плату он будет получать?

В условиях рынка у людей возникает масса вопросов: изменятся ли государственные денежные выплаты студентам, пенсионерам и малообеспеченным людям? Почему растут цены на продовольствие и другие товары и будут ли возмещаться потери населения от повышения цен? Если человек окажется безработным, то кто ему поможет?

Изучение экономики дает ответы и на важнейшие вопросы, встающие перед обществом в целом: как можно успешно развивать отечественное производство товаров для народа? Что нужно сделать, чтобы обезопасить людей от загрязнения воздуха, воды, земли? Является ли острой в нашей стране проблема роста населения?

Современное образование должно соответствовать реальным потребностям и международным стандартам. В настоящее время в нашей республике происходят серьезные изменения всей системы образования. Появление более прогрессивных концепций, разработка на этой базе национальной, казахстанской модели образования направлена на решение проблемы востребованности в условиях рыночной экономики. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе» говорится: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана». Модернизация системы образования в РК требует от современной школы достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые дадут человеку возможность достойно жить в обновленном обществе. Для этого необходимо создать условия для обучения, позволяющие получить ребенку качественное образование. Одним из главных условий способствующих повышению качества образования - инновационный подход в обучении и воспитании.

Многие люди интересуются международными хозяйственными связями, в частности такими вопросами: каковы уровень и качество жизни в различных странах и чем такое различие объясняется? Какая организация хозяйства предпочтительнее и лучше служит человеку? Как развиваются валютные отношения между странами? Для чего объединяются экономически западноевропейские и другие страны? Даже этот неполный перечень волнующих людей вопросов позволяет придти к следующему выводу. Каждому человеку важно хорошо осознать свои экономические интересы, ясно видеть пути и средства их осуществления.

Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. По мнению ряда, ученых понятие “инновация” возникло в девятнадцатом веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Сегодня в научной литературе имеется немало трактовок этого понятия, но все они сходятся в одном: инновация – это внедрение нового. Под нововведением понимают целенаправленный процесс внесения изменений в определенную социальную единицу, приводящий к появлению новых стабильных элементов. Инновации в сфере образования направлены на формирование личности, ее способности к научно-технической и инновационной деятельности, на обновление содержания образовательного процесса.

Интерактивные методы обучения при условии их правильной подачи являются одними из самых успешных педагогических технологий, активизирующих учебно-воспитательный процесс.

В своей практике наряду с традиционными методами преподавания, такими как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, я стараюсь широко использовать и нетрадиционные методы. Суть этих методов состоит в том, чтобы организовать учебный процесс в форме диалога, что поможет студентам научиться выражать свои мысли, анализировать проблемные ситуации и находить эффективные пути их решения. Такие методы позволяют повысить уровень образования, развивают студентов, формируют навыки и умения, которые будут использоваться ими в дальнейшей профессиональной деятельности. Такие уроки  позволяют включить студентов в активную учебную работу, использовать при этом разнообразные формы, методы познавательной деятельности, значительно расширить учебно-воспитательные возможности урока.

Например, проводя урок на тему: «Производственная структура предприятия», использовала этот прием. Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции. Главными элементами производственной структуры предприятия являются рабочие места, участки и цехи. Наши ребята и девчата проходят практику на производстве, на Аксуском заводе ферросплавов. И им было вдвойне интересна эта тема. Так как, они сами могли мне дать ответ на вопрос – что такое цех? Участок? И рабочее место?

Так, лекционные занятия проводятся в форме лекции-беседы с элементами дискуссии, обменом мнениями, мозговым штурмом, что позволяет привлечь студентов в беседе, к коллективному исследованию проблемы, обмену мнениями. Метод учебных дискуссий эффективен при изучении сложного и объемного материала. Группу студентов можно разбить на небольшие подгруппы (по 5-7 человек) и предложить на рассмотрение определенные экономические ситуации. Например, тема «Безработица и ее формы». Нужно было назвать причины безработицы и пути их преодоления. Урок проводился в группе Ск-36, группа на государственном языке обучения и мне, да и ребятам порою бывает сложно при объяснении нового материала. Но здесь тема затрагивает наверное каждого и урок получился насыщенным и интересным. Студентам предлагается понять проблематику конкретного экономического явления и предоставить объективные выводы. Преимуществами метода учебных дискуссий является не только закрепление материала, использование собственного опыта студентов, умение использовать знания из одной области в другой, но и развитие коммуникативных способностей, командного духа, самостоятельности мышления. Данный метод также помогает студентам проявлять инициативность, генерировать большое количество идей.

К распространенным  инновациям в преподавании экономических  дисциплин можно отнести различные игры: деловые, аттестационные, организационно-деятельностные, инновационные, рефлексивные игры по снятию стрессов и формированию инновационного мышления, поисково-апробационные и т. д.  Игра — это способ практического освоения экономической теории, экономических отношений. С помощью игр можно смоделировать реальные процессы, которые происходят в экономике. Основное преимущество учебных игр — возможность применения теоретических знаний на практике.

Так, деловая игра на тему «Разработка бизнес-плана» создает условия для включения студентов в активную деятельность, для самостоятельной работы в малых группах, дает возможность проявить свои знания и творческий подход к проблеме.

Я считаю, что положительным при использовании инновационных технологий в процессе изучения дисциплин, в том числе и экономических, является повышение качества образования за счет большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей; самоконтроля; поддержки активных методов обучения; образной наглядной формы представления изучаемого материала; развития самостоятельного обучения.

Таким образом, инновационные технологии создают благоприятную образовательную среду для проведения эффективных учебных занятий. Подводя итог, можно отметить, что эффективность применения инновационных методов преподавания экономики очевидна. Данные методы способствуют повышению уровня усвоения знаний, учат студентов творчески мыслить, применять теорию на практике, развивают самостоятельность мышления, умение принимать оптимальные в условиях определенной ситуации решения. Как показывает практика, использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучении является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экономика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Санжарова Наталья Александровна

Дата: 17.02.2018

Номер свидетельства: 458020

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства