Информационно-коммуникационные технологии в современной школе. Применение ИКТ на уроках Экономики
Информационно-коммуникационные технологии в современной школе. Применение ИКТ на уроках Экономики
Понятие «цифровая грамотность» в настоящее время вышло за рамки умения только использовать компьютер и рассматривается в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии в современной школе. Применение ИКТ на уроках Экономики»
Информационно-коммуникационные технологии в современной школе.
Применение ИКТ на уроках Экономики
Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков современного человека
Понятие «цифровая грамотность» в настоящее время вышло за рамки умения только использовать компьютер и рассматривается в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг.
Цифровая грамотность объединяет группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и информационную составляющую, которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.
Программа ЮНЕСКО на основе международного опыта сформулировала «индикаторы развития информационного общества», определяя цифровую грамотность как важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области образования в условиях формирования информационного общества. Многие из них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ, гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в непрерывном обучении на протяжении жизни. Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует непрерывного развития цифровой грамотности граждан.
Преподавание медийной и информационной грамотности можно осуществлять на трех уровнях:
1. Элементарный уровень - в классе используются преимущественно печатные материалы, у учеников нет компьютеров, но есть компьютерное рабочее место учителя. Периодически используются простые медиапрезентации, выход на источники информации в сеть школы, на сайт школы. Базовый опыт работы с оборудованием: ученики могут включать и выключать компьютеры, запускать программы.
2. Базовый уровень - в классе используются электронные и печатные материалы, у учеников есть возможность часто работать с компьютерами и имеется доступ к Интернету, учащиеся приобретают простые навыки производства медиа (запись звука, фотографирование, работа с графикой, текстами, презентациями, сайтами) и некоторый опыт в области более сложных технологий: создание анимации и коротких фильмов.
3. Продвинутый уровень: в классе доступны и используются разнообразные медиаисточники, ученики могут использовать компьютеры и Интернет ежедневно, учащиеся способны работать с различными медиаресурсами и создают школьный медиа контент (школьная телестудия и видеоочерки учеников, школьные издания, школьный сайт, школьный цифровой музей, цифровая медиалаборатория, блоги и т.п.), Учащиеся работают над проектами, связанными с медиасредой школы.
Цифровая грамотность играет очень важную роль как в обучении экономики, так как экономика – это отражение современного общества. Все новые технологии активно внедряются в сферу экономики и служат развитию прогресса в обществе. Применение новых знаний на практике – способ развития предприятия и средство победы в конкурентной борьбе. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций.
Современные организации и компании проводят реструктуризацию рабочего процесса, что означает появление распределенных организационных структур, децентрализацию процесса принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом. Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена информацией и компьютерного моделирования производственных процессов. Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает. Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде, использовать информационные технологии и производить новые знания. Все это можно просто и наглядно донести до обучающихся на уроках экономики и подготовить их к успешной жизни в меняющемся современном обществе.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование.
Основу внедрения информационно-коммуникационных технологий в образование определяют следующие модели обучения:
1. Проблемно-ориентированное обучение. Цели проблемно-ориентированного обучения (ПОО) состоят в развитии навыков мышления более высокого порядка путем предоставления учащимся аутентичных и сложных задач и учебных ситуаций. Учащиеся, работая в коллективе, сами строят гипотезы и теории. При этом, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, они переходят на более глубокие уровни понимания проблемы.
2. «Заякоренный» учебный процесс. Эта модель учебного процесса обеспечивает подход к его проектированию, при котором в условиях реального мира определяются «точки привязки» к конкретной проблеме или ситуации. Для создания ситуаций, заимствуемых из «реального мира», использовались, в частности, видеофильмы. После идет обсуждение ситуации и возможных условий ее решения. Или «привязка» ситуации к изучаемой теории.
3. Теория когнитивной гибкости. Авторы этой теории утверждает, что в слабо структурированных учебных дисциплинах люди овладевают знаниями путем создания множественных представлений для элементов системы знаний и формирования связей между этими элементами, при этом учащиеся часто возвращаются к рассмотрению одних и тех же концепций и принципов в различных условиях.
4. Модель «распределенного сознания». Эта модель основана на предположении о том, что когнитивный рост учащегося можно эффективно стимулировать путем поддержки его взаимодействия с другими людьми. Она включает в себя процессы организации обсуждения, «обобществления» знаний и достижения взаимопонимания.
5. Модель учебного процесса «мастер—подмастерье». Эта модель описывает учебный процесс, в ходе которого преподаватели (либо более опытные и обладающие более широким кругозором сверстники) оказывают поддержку учащимся в их когнитивном росте и развитии. Дети учатся, общаясь друг с другом, они делятся опытом создания знаний.
6. Ситуативное обучение. Теория ситуативного обучения помещает в центр учебного процесса понятия аутентичных условий, социализации и сотрудничества. Создание предпосылок для совместного решения проблем, диалога и дискуссий позволяет учащимся перейти на более глубокие уровни понимания конкретных проблем или целостных структур знаний.
7. Рефлексивное обучение.Этотподход в обучении предполагает опору на способности учащегося к самонаблюдению, самооценке и выбору правильных реакций на события. Средства информационных и коммуникационных технологий при этом помогают учащимся выявлять и использовать в общении реальный уровень собственных знаний, а также содействовать им в формировании метакогнитивных умений.
На моих уроках экономике я в той или иной мере применяю все указанные выше модели, но наибольшее предпочтение отдаю:
- проблемно-ориентированному обучению, которое позволяет заинтересовать учащихся в решении поставленной задачи, самому искать ответы на вопросы, а не делает его пассивным слушателем новой информации;
- «Заякоренный» учебный процесс – применение на уроках отрывков из кинофильмов или информационно-новостных передач позволяет показать ученикам насколько актуальна изучаемая ими тема и насколько важно изучать экономику, чтобы успешно применять полученные знания в жизни.
- Модель учебного процесса «мастер—подмастерье» - учащиеся 11 класса разрабатывают различные задания для 10 класса, а потом проводят в 10 классе различные тесты, викторины и другие игры. Тесный контакт учеников 10 и 11 классах предполагает так же их совместное участие в разработке и защите проектов.
Элементы структуры информационно-образовательной среды образовательной организации
Пункт 26 ФГОС начального общего образования определяет информационно-образовательную среду как «совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ».
Информационно-образовательная среда (ИОС) - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
ИОС – это область и интегрированное средство (ресурс) осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным - информационно-образовательным, информационно-познавательным, информационно-деятельностным и информационно-коммуникативным.
Логически ИОС содержит также три содержательных уровня:
Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС.
Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.
Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень ИОС имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и ИОС.
К основным ресурсам, необходимым для существования и функционирования информационной среды образовательного учреждения, относятся:
Информационно-образовательная среда учреждения образования создается ради того, чтобы учащийся мог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру.
Цели создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения тесно связаны с основными целями его деятельности. В то же время, существует и обратная связь: процесс информатизации оказывает существенное влияние на цели общего образования. Эта взаимозависимость отражается в выработке новых требований к современной школе.
Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. Новая информационно-образовательная среда в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ИОС образовательного учреждения (ОУ) должна обеспечивать:
· информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
· планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
· мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
· мониторинг здоровья обучающихся;
· современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
· дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
· дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Из вышесказанного следует, что структура ИОС, имеет сложный компонентный состав. Она включает в себя область из ресурсов внутренней, школьной локальной сети, в которую включены автоматизированные рабочие места учителя и руководителя, школьная медиатека, творческие мастерские, цифровые лаборатории и др. Причем, личная ИОС каждого субъекта образования, являясь частью целостной ИОС школы, должна быть не только методически управляемой со стороны ИОС школы, но и самоорганизуемой на уровне личности этого субъекта.
Формы и методы обучения с применением ИКТ и их применение в преподавании экономики
В рамках ведения учебной деятельности в общеобразовательных школах с использованием ИКТ используют следующие формы обучения:
очную, с информационной поддержкой;
очно-заочную, с применением дистанционных образовательных технологий - ДОТ.
Очное обучение с информационной поддержкой - это форма организации учебного процесса, которая предполагает непосредственный контакт преподавателя с обучаемым.
Основные достоинства очной формы обучения: возможность коммуникаций с преподавателем в режиме реального времени, которая позволяет обучаемому получать ответы на вопросы по теме программы обучения непосредственно в момент получения знаний; высокая степень мотивации слушателей в процессе обучения за счет возникающей между слушателями конкуренции; возможность обучения в традиционной форме, используемой в России в высших и средних учебных заведениях.
Недостатками очной формы обучения являются: сложность организации обучения социально-защищенных групп учащихся (инвалидов, глухих и т.д); трудоемкость осуществления преподавателем контроля действий каждого ученика при выполнении практических заданий; - субъективизм в оценке работы учащихся и интерпретации программы обучения.
Очно-заочное обучение, с применением ДОТ - это форма организации учебного процесса, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников образовательного процесса через открытые каналы доступа. Принцип интерактивности заключается в том, что в процессе обучения обучаемый постоянно взаимодействует с системой поддержки процесса обучения и/или преподавателем-тьютором для получения дополнительной информации, указаний, разъяснений, оценки своей деятельности.
Достоинства дистанционной формы обучения: возможность проведение обучения по месту жительства для социальнозащищенных групп учащихся; возможность охвата широкой аудитории слушателей, даже из удаленных частей страны; наличие средств оценки знаний и навыков слушателей в режиме реального времени, возможность обучения по индивидуальным программам обучения без привлечения дополнительных сил со стороны преподавателя.
Недостатки дистанционной формы обучения: повышение требований к телекоммуникационной инфраструктуре; существование психологического стереотипа против использования дистанционной формы обучения вследствие недостаточной распространенности ДОТ в России.
Методы обучения с использованием ИКТ
Метод передачи новых знаний. Этоспособ организации совместной деятельности преподавателя и слушателя, при котором преподаватель передает содержание программы обучения, а слушатели воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти. Обучающий (педагог, преподаватель) находится в центре учебного процесса. Он является носителем знаний, в которых нуждается обучаемый.
Данный метод предполагает, что именно преподаватель или методист решает, чему и как учить, как структурировать учебный материал. Взаимоотношения между преподавателем и учеником определяется отношениями дающей и принимающей стороны.
Минус такого метода обучения состоит в том, что обучаемый рассматривается лишь пассивный получатель информации, и его интересы и мотивация не учитываются.
Данный метод зарекомендовала себя весьма эффективном при ознакомлении учащихся с новой информацией.
Метод отработки и закрепления навыков и умений. Это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором обучаемые воспроизводят сообщенные им знания и показанные преподавателем действия. Целью обучения оказывается не воспроизведение готовых знаний, а выработка способностей и навыков или компетенций, позволяющих обучаемому решать большой диапазон проблем.
Учитель уже не занимает центральной, авторитарной позиции в процессе обучения. Центром обучения становится учащийся, его познавательные потребности и учебная деятельность. Из лектора педагог превращается в тьютера, который не просто транслирует обучающемуся входную учебную информацию, а организует работу обучающегося с учебными материалами, взаимодействие учащихся между собой.
Использование ИКТ при данном методе обучения дает возможность создавать многократно используемую базу учебно-методических материалов, организовать доступ к материалам большого количества учащихся и при этом вести с каждым из них диалог с помощью телекоммуникаций. Использование регулярной обратной связи при обучении повышает степень усвоения учебного материала.
Метод выработки новых знаний.
Метод выработки новых знаний - это способ организации совместной деятельности преподавателя и обучаемого, при котором в центре образования лежит не получение знаний или навыков с помощью преподавателя и/или обучающих систем и учебных материалов, а их активная выработка обучаемым.
Учащийся самостоятельно находит проблемы и выстраивает стратегию их решения. При этом исходным пунктом обучения является не изучаемый предмет, а индивидуальный опыт, потребности и предпочтения обучаемого. Обучаемый активно ведет поиск информации и материалов, в том числе идей и концепций, для критического осмысления, анализа и интерпретации подходов к решению проблем, вырабатывает новый опыт, органически основанный на имеющемся.
Цели обучения достигаются путем взаимодействия с другими обучаемыми, постоянного сравнения собственного и чужого опыта. Для успеха обучения в данной модели важны не сами по себе способности и навыки обучаемых, а коммуникативные и познавательные компетенции, связанные с владением иностранными языками, компьютерными технологиями, эффективным взаимодействием учащихся с другими людьми.
Роль преподавателя состоит в том, чтобы поддерживать процесс обучения.
Считаю наиболее эффективным в преподавании экономики очную форму обучения, т.к. высокая компетенция преподавателя при изложении нового материала, специально подобранного и адаптированного под уровень обучающихся, позволяет обучаемому лучше понять новую тему и при этом получать ответы на возникающие вопросы непосредственно в момент получения знаний. А применение на уроках разных моделей обучения: проблемно-ориентированного, «заякоренного», ситуативного, рефлексивного и других позволяет ученику лучше усвоить полученный материал.
Метод выработки новых знаний наиболее предпочтим в изучении экономики, т.к. специфика предмета позволяем максимально использовать преимущества данного метода обучения, связанного с активным освоением окружающей среды, высокой мотивацией обучаемого, выработкой у него способности критически мыслить и творчески взаимодействовать с окружающей средой. При таком обучении происходит выработка опыта приобретения знаний и формирование познавательных процессов в одно и то же время.
Основные положения методики обучения экономике с применением ИКТ. Какие методы обучения Вы считаете наиболее эффективными в педагогической практике учителя экономики и почему?
Методика преподавания экономики исследует совокупность взаимосвязанных средств, методов, форм обучения экономическим предметам.
Вопрос преподавания экономики в школе в настоящее время приобретает все большее значение. Изучение экономики - это один из способов социализации старшеклассников, который составляет основу развития личности ребенка. Экономическое образование школьников призвано сформировать экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности подрастающего поколения. Через освоение учебной деятельности на уроках экономики происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути.
В школе нас всегда учили многим нужным наукам, но традиционно уделяли большее значение теории, чем практическим применениям полученных знаний. Ведь никто не учил нас, как открыть свой бизнес, как правильно распоряжаться деньгами, как правильно выбрать, а потом устроиться на желаемую работу, как правильно поставить и достичь цели, в общем, как стать успешным.
Своей основной целью на уроках экономики я ставлю показать ученикам, что экономика, как наука, не оторвана от жизни. Она окружает нас везде, и чем лучше мы знаем ее и понимаем суть происходящих в обществе экономических процессов, тем увереннее чувствуем себя в жизни, тем правильнее решение можем найти.
Методика преподавания экономики отличает то, что обучение тесно связано с
реальной экономической жизнью общества. Настоящие знания представляют собой
знание экономических законов. Прикладной аспект позволяет наращивать теорию, расширять понятийный аппарат, выявлять новые принципы и законы.
Важнейшей характеристикой современной методики преподавания экономики выступает широкое привлечение данных статистики. Факты и цифры позволяют раскрыть не только отдельные стороны экономических процессов и явлений, но и показать в целом общественное хозяйство.
Для методики преподавания экономики характерна особая роль аргументированности и доказательности. Экономика как сфера человеческой деятельности предназначена обеспечить людей всем необходимым для поддержания жизни. Здесь сталкиваются интересы различных слоев и групп населения. Они ищут средства, аргументы для обоснования своих идей, концепций с целью влияния на социальную активность. Это воздействует на выбор того или иного варианта и модели будущего развития общества.
Еще одна важнейшая черта методики преподавания экономики - взаимосвязь развития образовательных технологий с экономическим развитием. Все новые технологии активно внедряются в сферу экономики и служат развитию прогресса в экономике в частности и в обществе в целом.
Незаменимый метод при обучении экономике - исследование. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, при помощи анализа, синтеза, обобщения экономического материала вырабатывает ценностные суждения о методах, решениях, идеях. Исследование предполагает вовлечение обучающихся в процесс подготовки вопросов, поиск ответов на них. Метод реализуется путем создания проблемных ситуаций. Способы создания проблемных ситуаций:
ситуация неожиданности, когда факты, цифры, идеи поражают своей внезапностью;
ситуация конфликта, возникающая при несоответствии новых фактов и опыта установившейся в науке парадигме;
ситуация опровержения, когда доказывается несостоятельность какой-либо идеи;
ситуация неопределенности имеет место при недостаточном количестве данных для получения однозначного решения;
ситуация выбора верного решения из множества возможных и обоснование его.
Метод исследования имеет очевидные преимущества:
Во-первых, позволяет привлекать более высокие уровни мышления - углублять полученные знания, систематизировать, обобщать, оценивать явления экономической жизни;
Во-вторых, развивает умения и навыки решения проблем;
В-третьих, формирует отношение к знаниям как к предположению, уважение к фактам;
В-четвертых, воспитывает самостоятельно мыслящего ученика.
Применение деятельностного подхода на уроках – еще один способ достижения успешного обучения. Чтобы реализовать деятельностный подход в соответствии с современными тенденциями необходимо организовать коллективную деятельность на уроке и после урока, так как коллективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия. В этом случае участники должны постоянно обсуждать некоторые проблемы друг с другом, включаться в диалоги, чтобы уметь понять позиции других и в то же время научиться смотреть на себя глазами других, т. е. выработать в себе качество саморефлексивности.
Более всего личностно – деятельный подход имеет место при организации работы над проектом. Метод проектов стимулирует интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем. Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет и т.д.
На экономики можно организовать работу над следующими видами проектов:
1. Опережающее групповое домашнее задание:
Пример: Учащимся дается опережающее домашнее задание перед изучением новой темы «Виды рыночных структур»: разбившись на пары придумать продукт, который они будут продавать на рынке. Продумать и описать кол-во фирм-конкурентов, трудность вхождения на рынок, доступность экономической информации, возможность установления контроля над ценами, виды продвижения продукции на рынок. В начале изучения новой темы обсуждается домашнее задание учащихся, делается вывод, что их знакомство с видами рыночных структур уже состоялось и затем подробно рассматриваются теоретические аспекты темы.
2. Творческая индивидуальная работа:
Пример: Каждому ученику дается индивидуальное задание разработать корпоративный стиль для компании, занимающейся определенным видом деятельности (например, банковские услуги) по указанному плану:
1. Описание цели разработки корпоративного стиля,
2. Выбор корпоративных цветов,
3. Логотип,
4. Девиз,
5. Описание и примеры основных носителей корпоративного стиля,
6. Корпоративная одежда,
7. Правила поведения
На уроке учащиеся защищают свои проекты и выбирает лучшие голосованием.
3. Групповой проект в конце изучения темы.
Пример «Разработка нового продукта». Учащиеся заранее (до начала изучения темы) делятся на группы и получают поэтапно расписанное задание, включающее порядок защиты проекта, требования к проекту и правила выставления отметок за работу.
На уроке, когда представляются проекты учащихся, они защищают свои работы, отвечают на вопросы слушателей, выслушивают характеристики и рекомендации, а так же сами высказывают свое мнение о том, чему они научились, что сделали, что еще можно было сделать.
Реализация деятельностного подхода способствует успешному обучению школьников. Особенность метода - самостоятельное «открытие» детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это означает, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. У детей формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в условиях современной социальной среды. Ведущими характеристиками выпускника школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения и при этом обладать набором пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и распределяются через Интернет, и способностью оптимальным образом находить, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию.