Просмотр содержимого документа
«"Унылая пора очей очерование"»
Конспект занятия в старшей группе « Лес осенью »
Цели: дать детям представление о подготовке диких животных к зиме, о причинах изменений в их жизни осенью.
Задачи:
1. Закрепить знание признаков живой и неживой природы.
2. Тренировать в отгадывании загадок, умении правильно отвечать
на вопросы, и логически выстраивать предложения.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
Дети, послушайте стихотворение:
Опустел скворечник
Улетели птицы.
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Ветер листья с веток
Разогнал по свету,
Липовый, берёзовый,
Красный, разноцветный.
Педагог: Скажите, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Об осени). Ребята, хотите ли вы отправиться в путешествие? Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес в гости к лесным жителям? Согласны?
Дети: Да
Педагог: Но перед тем, как отправиться в лес, давайте вспомним, какая погода осенью в лесу?
Дети: (Холодно, дождь идет.)
Педагог: Правильно. В осеннем лесу холодно. А что относится к неживой природе? Какие изменения происходят осенью в неживой природе в лесу?
Дети: осенью солнце светит меньше, дни становятся короче, становится холодно.
Педагог: а что относится к живой природе? Какие изменения происходят в живой природе?
Дети: у деревьев желтеет и опадает листва, исчезают насекомые, птицы и звери готовятся к зиме.
Педагог: А теперь посмотрите на эту картину осеннего леса. Вот он какой. Ребята, а что случилось бы, если бы после лета сразу же наступила зима? (Ответы детей.) Да, все в природе сразу же замерзло бы, погибло, никто бы не успел приготовиться к холоду и голоду. Поэтому и нужно такое время года, как осень. Осенью все готовится к зиме: звери, птицы и деревья. Хотите познакомиться с ними и узнать, как же они готовятся к зиме.
Дети: Да
Педагог: Тогда отправляемся в путь!
Закроем глаза, покружимся, а когда откроем глаза, окажемся в осеннем лесу.
Дети кружатся медленно и недолго, чтобы не закружилась голова.
Педагог. Открываем глаза. Вот мы и в осеннем лесу. Посмотрите, как здесь красиво.
Педагог: Ребята, а можно громко кричать и шуметь в лесу? Как вы думаете?
Дети: Нет
Педагог: А почему? Правильно, звери могут испугаться. Надо вести себя тихо, не шуметь в лесу. Можно напугать лесных жителей, если шуметь, тогда мы никого не встретим. Давайте тихонько погуляем по лесу, может быть кого-нибудь встретим.
Педагог: Ребята, смотрите, кто же это встречает нас в лесу? Это Старичок -Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. Как вы думаете кто это старичок –Лесовичок и что он делает в лесу? (Ответы детей)
Педагог: Старичок - Лесовичок приготовил вам загадки. Чтобы ваше путешествие было интересным!
Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там…
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это…
Педагог: Кто это, ребята?
Дети: Белка.
Педагог: Правильно вы отгадали, ребята, умницы! Чем же занята белка осенью?
Дети: Белка осенью готовится к зиме.
Педагог: А как она готовится? Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Какая шерсть вырастает у белки?
Дети: теплая и серая.
Педагог: Как вы думаете, почему у белки зимой серая шерсть? Правильно, чтобы ее было трудно заметить на деревьях, так белка спасается от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой.
Педагог: Как еще белка готовится к зиме?
Дети: Делает запасы?
Педагог: А что запасает белка?
Дети: шишки, орехи, грибы.
А теперь, ребята, давайте поможем белочке собрать грибы в корзину.
ИГРА «Собери грибы»
Педагог: Спасибо, ребята, за помощь, теперь белке зимой не страшен голод.
Педагог: вот еще одна загадка от Лесовичка.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Дети: заяц.
Педагог: Правильно. Заяц тоже осенью готовится к зиме. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, а потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка?
Дети: (высказывают своё мнение).
Педагог: А ещё зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов-лисы и волка. А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днём он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
Педагог: А вот и еще одна загадка для нас:
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет.
Дети: Лиса
Педагог: А кто знает, как лиса готовится к зиме? (Ответы детей.)
Лиса осенью линяет. Какая шерсть вырастает у лисы?
Дети: Теплая.
Педагог: Умницы. А меняет ли лиса цвет шерсти?
Дети: Нет?
Педагог: Правильно. Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она — сама хищник.
Педагог: Следующая загадка про лесных жителей:
Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
Дети: Волк
Педагог: Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становиться гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
Педагог: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя?
Послушайте загадку и дайте на неё отгадку:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в берлоге снеговой.
Дети: Медведь.
Педагог: Правильно. Оказывается, некоторые лесные обитатели зимой впадают в спячку. А кто назовет этих животных?
Дети: ёж, медведь.
Педагог: Верно. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о тёплом домике для себя: ёж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой: медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз – присядка. (Присесть).
Два – прыжок. (Подпрыгнуть).
Это заячья зарядка «Ушки на макушки» - зайчики.
А лисята как проснулись. (Потереть кулачком глазки.)
То двумя то всеми вместе. (Переступание с ноги на ногу.)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало. (Руки развести в стороны.)
Начинайте всё сначала.
Педагог: Ребята, старичок-Лесовичок, предлагает вам поиграть.
Д.И «У кого кто?»
У белки – бельчонок, бельчата.
У медведя – медвежонок, медвежата.
У волка – волчонок, волчата.
У лисы – лисёнок, лисята.
У зайца – зайчонок, зайчата.
Д.И «Кто, что ест?»
Педагог: Медведь ест…
Дети: … рыбу, мёд.
Педагог: Волк ест …
Дети: …мясо, кости.
Педагог: Лиса ест …
Дети: …курочку, рыбу.
Педагог: Заяц ест …
Дети: … морковь, капусту.
Педагог: Белка ест …
Дети: …орешки, грибы.
Д.И «Какой? Какая?»
Лиса – она рыжая, хитрая.
Белка – она ловкая, трудолюбивая.
Заяц – трусливый, мягкий, добрый.
Игра “Чем бы мы угостили животных?”
(Дети раздают диким животным те продукты, которыми они питаются)
Педагог: На этом наше путешествие закончилось. Вы молодцы, сегодня хорошо справились со всеми заданиями, которые вам предложил старичок - Лесовичок. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме. Надо любить и оберегать животных и природу. И если случится беда, то всегда приходить на помощь!
Педагог: Ой, ребята смотрите, Старичок-Лесовичок принес вам корзинку с «лесными орешками», это подарок из леса от животных. Угощайтесь.