Научная статья: ЭКОПОЛИТИКА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Научная статья: ЭКОПОЛИТИКА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
С первых дней независимости Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод чело- века, формирование социально и экологически ориентированной рыночной экономики, полноправную интеграцию в мировое сообщество. Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является гармоничное развитие человека, создание благоприятных условий и действенных механизмов реализации интересов личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Научная статья: ЭКОПОЛИТИКА И СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
ЭКОПОЛИТИКА И СУЩНОСТЬ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Зиёдуллаев Бахриддин Мардонович
Преподаватель Учебного центра по безопасности
жизнедеятельности МЧС Бухарской области
С первых дней независимости Республика Узбекистан осуществляет построение демократического правового государства и открытого гражданского общества, обеспечивающих соблюдение прав и свобод чело- века, формирование социально и экологически ориентированной рыночной экономики, полноправную интеграцию в мировое сообщество. Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является гармоничное развитие человека, создание благоприятных условий и действенных механизмов реализации интересов личности.
В настоящее время, в связи с ускоренным развитием научно-технического прогресса, во всем мире природные ресурсы все больше вовлекаются в хозяйственный оборот. К тому же ежегодный рост населения в мире требует большого производства продуктов питания, топлива, одежды и т.д. Этим обусловлено стреми- тельное сокращение площадей, занятых лесами, наступают пустыни, разрушаются почвы, истощается расположенный в верхних слоях атмосферы озоновый экран, повышается средняя температура воздуха Земли и т.д.
Смириться с такой экологической ситуацией невозможно. Поэтому разработаны национальные мероприятия по охране природы Республики Узбекистан, которые сочетаются с сотрудничеством с другими государствами и международными организациями. С 1992 года Республика Узбекистан является членом Межгосударственного совета стран СНГ. Разработана Государственная программа по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Также в Узбекистане был создан Международный фонд экологии и здоровья «ЭКОСАН». Основная деятельность фонда направлена на всестороннее изучение актуальных социально-экологических проблем с последующей выработкой рекомендаций по улучшению социально-экологической обстановки в Узбекистане и Центрально-Азиатском регионе.
Среди глобальных экологических проблем Узбекистана, которые носят международный характер, является усыхание Аральского моря. «Аральский кризис – одна из самых крупных экологических и гуманитарных катастроф в истории человечества, под его воздействием оказалось около 35 млн человек, проживающих в бассейне моря».
В связи с усыханием Аральского моря сформировался сложный комплекс социально-экономических проблем, которые имеют по происхождению и уровню последствий международный характер. Если обратить внимание на статистические данные, то за последние 40-45 лет уровень Аральского моря понизился более чем на 22,0 метра. Площадь акватории уменьшилась более чем в 3,8 раза, объем воды снизился с 1064 до 115 км3, соленость воды увеличилась до 72 г/л. Аральское море практически превратилось в «мертвое» море. Площадь высохшего дна составила 4,2 млн га, что стало источником выноса на прилегающие территории песчано-солевых аэрозолей. Шлейфы пыли достигают 400 км в длину и 40 км в ширину, а радиус действия пыльных бурь - до 300 км. Ежегодно в атмосферу здесь поднимается от 15 до 75 млн тонн пыли. С начала 80-х годов такие бури наблюдались здесь по 90 дней в году.
Плотность населения республики увеличилась с 35,6 человек на км2 в 1980 году до 55,8 человек на км2 в 2002 году. Учитывая тенденцию роста населения, предполагалось, что численность населения республики в 2010 году составит 28,5-28,7 млн человек. По сведениям государственного комитета статистики Республики Узбекистан население республики на 1 июля 2011 года составило 28,639 млн человек.
В современных условиях экологическая безопасность занимает приоритетное место в системе национальной безопасности республики. Состояние экологической безопасности является непременным условием выживания человечества в условиях новейших экологических угроз и опасностей ХХI века. Национальные системы безопасности становятся эффективными и надежными в том случае, если они изначально сориен- тированы на охрану окружающей среды и прав граждан на экологически безопасное существование при органичном взаимодействии с другими традиционными компонентами системы национальной безопасности.
Экологическая безопасность – составляющая часть национальной безопасности, связанная с сохранением баланса окружающей природной среды в условиях антропогенных и техногенных воздействий и их разрушительных последствий. Экологическая безопасность включает в себя природную и техногенную безопасность, которые отражают состояние защищенности природных объектов, характеризуют уровень их защиты, служат критерием оценки защищенности объектов природы и, прежде всего, самого человека.
Обратим внимание на понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности». Очень часто эти два понятия смешивают либо рассматривают как тождественные. Для соотношения данных понятий рассмотрим четыре формы термина «экологическая безопасность»:
1. Экологическая безопасность – социальная цель
В данном случае экологическая безопасность совпадает с целью устойчивого развития общества, направленного на обеспечение безопасного существования всех составляющих его социальных субъектов. За- дачи устойчивого развития предполагают формирование комплекса мер по обеспечению общественного согласия, гражданского мира, социально-экономической и политической стабильности, защищенности прав и свобод человека и т.п. Для достижения устойчивого развития общества защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития государства и не может рассматриваться в отрыве от неё.
2. Экологическая безопасность – социальная норма
В этом качестве экологическая безопасность выступает как социальная ценность, интегрированная в личностное и массовое сознание, общественные и государственные институты в виде основных норм (социально-регулятивных, этических, культурных и т.п.), определяющих и организующих все виды деятельности по ее обеспечению. Субъектами этой деятельности могут выступать все субъекты социальных взаимодействий в обществе, а ее направленность предполагает выявление, предупреждение и предотвращение экологических угроз, способных нанести ущерб экосистемам.
3. Экологическая безопасность – состояние социо-техно-природной системы
Экологическая безопасность имеет системный характер, проявляющийся во взаимосвязи природных, техногенных и социальных процессов социо-техно-природной системы. Данная форма даёт возможность количественной оценки реального уровня экологической безопасности на основании уже выработанных качественных критериев, определяющих основные параметры допустимых пределов негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности1 на окружающую среду и самого человека. Это наиболее конкретная форма анализа состояния экологической безопасности, позволяющая рассматривать ее в реальных показателях, сгруппированных в структурные группы по основным направлениям. Каждый показатель имеет свою процедуру расчета и может быть основан как на определенных социальных нормах, или стандартах, так и выведен эмпирическим путем, образуя новые стандарты и нормы. Отклонение показателя от нормы может свидетельствовать как о степени трансформации потенциальной угрозы экологической безопасности в реальную опасность (отрицательная тенденция), так и об уровне преодоления опасности и предотвращения конкретной экологической угрозы (положительная тенденция).
4. Экологическая безопасность – социальный институт
Экологическая безопасность как институциональная форма – это определенное качественное состояние общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, которое выражается в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем, что предполагает качественно новую стратегию его государственно-правового регулирования.
На основании вышеизложенного, экологическая безопасность определяется как устойчивое состояние социо-техно-природной системы, достигаемое за счет оптимального вписывания деятельности человека в естественные процессы природной среды, позволяющее избежать опасного воздействия этих процессов на жизнедеятельность человека и выражающееся в политико-правовой защищенности интересов личности, общества и государства от неблагоприятных воздействий, создающих реальную угрозу здоровью людей и функционированию экосистем.
Таким образом, категория «экологическая безопасность» в ее социально-содержательном аспекте представляет интегративную структуру, состоящую из ряда взаимосвязанных в предметном поле одного процесса понятий, и процесс этот – обеспечение экологической безопасности, представляющий собой деятельность органов государственной власти, юридических и физических лиц, национальных и международных общественных организаций, объединений, движений, политических партий и иных некоммерческих организаций, направленную на создание условий устойчивого, экологически безопасного социально- экономического развития государства, гарантий защищенности окружающей среды, экологических прав и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможных внешних и внутренних экологических угроз, опасностей и рисков с использованием адекватной конкретной экологической ситуации политических, экономических, научно-технических, информационных и иных мер и средств.
Стратегия обеспечения экологической безопасности Республики Узбекистан исходит из жизненно важных интересов личности, общества и государства в экологической сфере, определенных Конституцией национальной безопасности и Конституцией Республики Узбекистан.
В качестве вывода и предложения можно сказать, что, во-первых, экологическая безопасность как общественное явление занимает особое место в политической системе Республики Узбекистан; во-вторых, экологического прогресса общества можно достичь через общественно-политическую деятельность человека; в-третьих, для создания положительной модели экологического человека в обществе необходимо разработать моральный экологический кодекс, т.е. своего рода экоэтику, и обратить внимание на формирование у молодёжи таких духовных критериев как экологическая совесть, долг, ответственность, которые приведут к позитивным изменениям в сохранении окружающей среды.