kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия «Энергосбережение в школе и дома»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке «Энергосбережение в школе и дома» представлен материал для проведения  мероприятия, посвященного практическим решениям экономии энергоресурсов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Энергосбережение в школе и дома»»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого биологический центр» г. Черемхово



«Утверждаю» «Согласованно» «Рекомендовано»

Директор МУДО ДЭБЦ Зам по УМР МС протокол №______

______ Матвеева В.В. _______ Толстикова С.Н. «____»_______2018г








Методическая разработка занятия

«Энергосбережение в школе и дома»





Автор: Варганова Светлана

Алексеевна, п.д.о

МУДО ДЭБЦ г. Черемхово











Черемхово, 2018




Содержание


Введение…………………………………………....................................3

Методический материал………………………………….......................4

Основная часть…………………………………………………...………5

Заключение………………………………………………………………10

Список используемых источников…………………………………….11

Приложение 1 Карточки «Звёздочка обдумывания»………………..12

Приложение 1 Карточки к игре «Верю - не верю»…………………..12

Приложение 2 Карточки станция «Загадочная»……………………..13

Приложение 2 Магический квадрат……………………………..….....13

Приложение 3 Кроссворд……………………………………………....14

Приложение 4 Звёздочка обдумывания (для педагога)……………...15

Приложение 5 Покетмод………………………………………………..16































Введение



В методической разработке «Энергосбережение в школе и дома» представлен материал для проведения мероприятия, посвященного практическим решениям экономии энергоресурсов.

Материал предназначен для внедрения идей и методов энергосбережения в обществе, создания у обучающихся мотивации для сбережения природных ресурсов и электроэнергии, воспитания навыков экологического стиля жизни. Методическая разработка содержит теоретическую и практическую части, ориентирована на детей 9-10 лет.

Цель: Привлечь внимание детей к проблемам использования энергии, экономии энергоресурсов, охране окружающей среды.

Задачи:

1. Сформировать у обучающихся понимание об источниках энергии, энергосбережении и их роли в жизни человека

2. Развивать интерес обучающихся к энергосбережению и желанию создавать новые методы экономии электроэнергии. Вовлекать детей в полезную деятельность по энергосбережению, создать покетмод.

4. Воспитывать экономное и бережное отношение к электроэнергии; способствовать развитию чувства ответственности за свои действия.

















































Методическое обеспечение

Методический материал: мультипликационный фильм «Фиксики», серия «Экономьте электроэнергию»; дидактические карточки; игра «Экослед товара»; кроссворд; магический квадрат.

Оборудование: доска, ножницы, карандаши, клей.

ТСО: проектор, компьютер.













































































Основная часть



Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать. А для того, чтобы наше путешествие было не скучным, давайте возьмём с собой хорошее настроение. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. А теперь в путь и наша первая станция « Мультипликационная».

1. Станция «Мультипликационная»

Педагог: Наше занятие мы начнём с просмотра мультипликационного фильма: «Фиксики», серия « Экономьте электроэнергию».

Педагог: Что мы увидели на экране, о чём шла речь? (обсуждение с детьми). Какую проблему выделяют герои фильма? (дискуссия). Давайте вместе сформулируем тему нашего занятия (ответы детей).

2. Станция «Мозговой штурм»

Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство Мы с вами живём в благоустроенных квартирах, всю тяжёлую работу выполняет за нас бытовая техника. Кто мне скажет, какая бытовая техника помогает нам, справится с домашними делами?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, микроволновая печь и т.д.

Педагог: С каждым годом увеличивается количество электроприборов, все больше светящихся рекламных щитов и других сооружений, которые требуют больших затрат электроэнергии, а электростанции, вырабатывающие электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. Значит их все меньше, они не пополняются, они ограничены. Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее опасным является – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов! Что нужно делать, чтобы не произошло катастрофы? Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь электроэнергию.

Педагог: А все ли в вашей школе знают, что его необходимо беречь? Давайте мы с вами им об этом напомним. Скажите, как мы можем это сделать?

Дети: Высказывают свои предложения и записывают их на доске: альбом, памятка, плакат, покетмод, брошюра и т.д.

Педагог: Мы с вами перечислили много вариантов информационного материала. Самым удобным будет карманная книжка – покетмод (содержит информацию, имеет небольшой размер, прост в исполнении и т.д.). Мы сегодня с вами займёмся его созданием. А какую информацию будет содержать ваш покетмод? (ответы детей - как сберечь электричество). Для того чтобы сделать покетмод нам необходима информация. В этом нам поможет станция «Энергетическая».

3. Станция «Энергетическая»

Педагог: Вы знаете, для того, чтобы работали бытовые приборы, и загоралась лампочка нам необходимо электричество. А где же делают электричество? Для этого созданы различные электростанции. Ребята, кто-нибудь из вас может объяснить, что такое электростанция? ( Электростанция - это предприятие по выработке электрической энергии.  Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: природный газ, уголь, нефть. Электрический ток вырабатывается специальными машинами-генераторами. Генератор вращается при помощи турбины, для ее работы используется вода, пар или атомная энергия.)

Электричество вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия. Что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам поиграть в игру «Верю – не верю».

Игра «Верю – не верю»

Педагог: Перед вами на столах лежат высказывания, а ваша задача, если вы согласны с высказыванием поставьте «+», если не согласны «-» (приложение 1). Верно ли высказывание…

1. Энергия – это сила, приводящая предметы в движение (да)

2.Энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить (да)

3.Человеку не нужна энергия для того, что бы двигаться (нет)

4. Пища, бензин, электричество не относятся к источникам энергии (нет)

5.Природные явления, такие как гроза, необходимы человеку для пополнения энергии (нет)

6.Энергию нельзя ни увидеть, ни потрогать (да)

В конце занятия мы с вами ещё раз вернёмся к этим утверждениям и проверим, в чём вы заблуждались или быть может, были правы.

4. Станция «Загадочная»

Педагог: Человек изобрёл много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии, но какие же источники энергии будут главными? Для того, что бы ответить на этот вопрос, вам необходимо: разделиться на группы и поработать с текстом. В тексте подчеркните те слова, которые, по вашему мнению, помогают вырабатывать энергию. А затем объединив их назовите мне источник энергии. ( детям предлагают листы с написанным текстом) (приложение 2).

Ответы детей: солнечная энергия, энергия воды, ветряная энергия.

Педагог: Все источники энергии, которые вы перечислили, являются источниками, которые восстанавливаются в результате природных процессов. Есть источники энергии, которые восстанавливаются миллионы лет – это уголь, нефть, газ, торф.

Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Разница между потреблением энергии человеком каменного века и нашим современным человеком огромна.

Но это не значит, что на Земле стало больше энергии. Она просто стала доступней. Людям хочется жить с комфортом, который обеспечивает ему энергия. Представьте, что наша квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (ответы детей). Ребята давайте отправимся назад в прошлое и представим, что электрические приборы вдруг исчезли…

Игра « Что было бы если бы не было…»

Педагог бросает мяч, ребёнку называя при этом электрический прибор. А ребёнок должен назвать предмет, который выполнял его функцию в прошлом, и вернуть мяч обратно.

Пылесос - веник Холодильник - погреб

Магнитофон - музыкальный инструмент Лампочка - свечка

Стиральная машина - стиральная доска Фен - солнце

Электрический утюг - угольный утюг Электродрель - молоток

Телевизор - книга с картинками Компьютер - пишущая

машинка

Педагог: За наш комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов. Это очень серьёзная проблема. Но из любой проблемы можно найти выход. Попробуем найти способы, как сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? (ответы детей). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Экослед товара».

Педагог: Для того чтобы электричество поступало в наши дома необходимо его получить, а для этого нужно затратить много ресурсов и средств.

Игра «Экослед товара»





Дети делятся на 2 команды.

Инструкция: Детям предлагают набор карточек с изображением бытовых приборов и составляющих компонентов электроэнергии. Используя предложенные каточки необходимо составить цепочку, как человек получает электричество. Одна команда будет описывать необходимые ресурсы для работы холодильника, вторая электроплиты.

Холодильник – электричество, вода (гидороэнергетика - ГЭС).
Электроплита – электричество, уголь, мазут, торф (тепловая - ТЭЦ).

Педагог: Для того чтобы электричество поступало в наши дома необходимо его получить, а для этого нужно затратить много ресурсов и средств. Цепочки, которые мы составили, называются - экологическим следом.

Экологический след – это воздействие человека на окружающую среду, для получения каких либо благ. В нашем случае для того, чтобы получить электричество человек затратил водные ресурсы и лесные ресурсы, топливо. Что же мы можем сделать, чтобы сохранить природные ресурсы для следующих поколений, другими словами, что можно сделать, чтобы уменьшить свой экологический след? (ответы детей)

Энергосбережение – это бережное отношение к энергоресурсам.

5. Станция «Бережливая»

Педагог: Объект, к которому необходимо бережное обращение мы узнаем, разгадав кроссворд. Если вы правильно его разгадаете, то под цифрой 14 вы сможете прочитать ключевое слово и узнать, что необходимо беречь. (дети делятся на пары, каждая пара вытягивает для себя загадку и разгадывают кроссворд) (приложение 3).

Педагог: Какое ключевое слово получилось у нас? (ответы детей) Как вы думаете, много ли надо затратить природных ресурсов, чтобы произвести электроэнергию? (ответы детей) Электричество – это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник. Ставим подогревать пищу в микроволновую печь. Пользуемся лифтом. Едем в трамвае, разговариваем по сотовому телефону. Трудимся на промышленных предприятиях, в банках и больницах, на полях и в мастерских, учимся в школе, где тепло и светло. И везде «работает» электричество.

Педагог: Много ли электроэнергии нужно, чтобы все электрические приборы работали? Как нужно относиться к электроэнергии? (ответы детей)

Давайте поиграем.

Игра «хорошо – плохо»

Одна команда называет положительные качества электричества, вторая отрицательные. Электричество хорошо тем, что (освещает дома и улицы помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т.д.). Но электричество плохо тем, что (смертельно опасно при неправильном обращении).

Игра «Коллективная запись»

Назовите, пожалуйста, правила обращения с электричеством. Какие советы вы можете дать, хозяевам квартир? (Обсуждение вопроса с детьми. Затем каждая группа записывает свои предложения на стикерах и размещают на доске.)

Правила экономии электричества:

1.Уходя из дома, гасите свет.

2.Следите за тем, чтобы свет горел только в там, где вы находитесь.

3.Включайте технику только тогда, когда это нужно.

4.Используйте энергосберегающие лампы: они потребляют электроэнергии на 70-80% меньше, чем лампы накаливания.

Педагог: Давайте вернёмся к нашим записям, которые мы с вами сделали в начале занятия и попробуем ещё раз ответить на предложенные высказывания «Верю – не верю» (ответы детей).

6. Станция «Наказ»

Педагог: Необходимо разгадать магический квадрат. Зачеркните буквы, которые встречаются более двух раза в одной строчке, и из оставшихся букв составьте слово. Такое же действие проделайте с остальными строчками. Когда все строчки будут расшифрованы, вы сможете прочитать наказ. (Сохраняя энергию - сохраняешь природу!) (приложение 2)

Педагог: Подходит к концу наше путешествие, мы прибываем на станцию «Звёздочка обдумывания».

7. Станция «Звёздочка обдумывания»

Педагог: Перед вами на столах лежат листы бумаги, а на доске находится образец «Звёздочки обдумывания» (приложение 1).Давайте по этому образцу составим звёздочку обдумывания для изготовления покетмода. В центре мы напишем покетмод, а на лучиках что необходимо для его изготовления. Для удобства заполнения звёздочки я предлагаю вам ответить на ряд вопросов (дети работают в парах, по окончании работы демонстрируют свои работы). Теперь мы можем отправиться на станцию «Творческую».

8. Станция «Творческая мастерская»

Педагог: Теперь мы знаем, что нам необходимо беречь и как это сделать. Можем перейти к изготовлению нашего изделия - покетмода. Выполнять эту работу вы будите в парах. Перед каждым из вас на столах лежат конверты, которые содержат картинки с различным информационным материалом и расчерченный альбомный лист, для покетмод (приложение 5). Для работы вам необходимо, выбрать только тот материал, который содержит информацию о бережном отношении к электричеству, и разместить его на альбомном листе. Выбранные картинки вы приклеиваете в размеченные квадраты. Содержание, дизайн вы выбираете сами. Затем, когда все справятся с поставленной задачей, мы соберём покетмод по пунктирным линиям. По окончанию работы продемонстрируем полученные изделия.

Педагог: Подходит к концу наше занятие у нас осталась ещё одна станция

«Заключительная».

9. Станция «Заключительная»

Рефлексия «Аргументация своего ответа». Детям предлагается заполнить карточки и оценить свою работу на уроке.

1. На занятии я изготовил покетмод для чего?

2. Чему учит информация, которую ты разместил на покетмоде?

3. На занятии я узнал что?

4. Моё настроение…

5. Материал занятия мне был…



Заключение


В процессе занятия «Энергосбережение в школе и дома» обучающиеся проявляют интерес к более углубленному изучению материала, что позволяет создать атмосферу работоспособности и целеустремлённости. Применение такого приёма, как «Верю - не верю» - позволяет сформировать личностные, регулятивные и познавательные действия обучающихся, а приём «Хорошо – плохо» - формирует представление о том, как устроены противоречия и дает возможность оценить ситуацию с разных точек зрения, и разных позиций. Для совместного поиска оптимального способа решения проблемы целесообразно использовать приём «Коллективная запись» - приём способствует активизации познавательной деятельности, развитию коммуникативных навыков.































Список используемых источников


1.Грачева Е.А. Энергосбережение для всех и каждого.- Челябинск, 2002. - 78с.

2.Кораблев В. П. Экономия электроэнергии в быту. – Москва,«Энергоатомиздат», 1987. – 254с.

3.Кошкарёва Л.М. «Экослед товара»/ Игровое пособие - Байкальск, «Экологическая волна», 2015.

4.Лобанов В.А. Школа Берегоши / Методические рекомендации для педагогов «Энергосбережене в начальных классах». - Томск: Технология, 2001. – 23-36с.

5.Пронин В.В. Энергия вокруг нас: Учебный модуль. - Брянск: БРОО «Виола», 2003. -187с.

6.Энергосбережение / С.К.Сергеев, В.В.Измайлов и др.- Тверь, «Альфа-Пресс», 2004.-135с.

7.«Фиксики», серия « Экономь электричество» [Мультипликационный фильм] - http://www.fixiki.ru. (дата обращения11.08. 2018 20: 01)

































Приложение 1

Звёздочка обдумывания



Вспомогательные вопросы для «звёздочки обдумывания»

  1. Какова потребность в изделии?

  2. Какова форма и размеры изделия?

  3. Что необходимо для изготовления изделия?

  4. Основные этапы технологии изготовления изделия?

  5. Каковы требования к оформлению изделия?

6. О чем необходимо помнить при работе с инструментами?



Карточки к игре «Верю - не верю»

1.Энергия – это сила, приводящая предметы в движение.

2.Энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.

3.Человеку не нужна энергия для того, что бы двигаться.

4. Пища, бензин, электричество не относятся к источникам энергии.

5.Природные явления, такие как гроза, необходимы человеку для пополнения энергии.

6.Энергию нельзя ни увидеть, ни потрогать.









Приложение 2

Карточки станция «Загадочная»

  1. Вот мы прибыли сюда, на эту планету, на которой и находимся. Она уникальна и отличается от всех остальных планет тем, что она – водяная. Большая часть поверхности планеты покрыта водой. И когда вы спускаетесь на поверхность этой планеты, то обнаруживаете, что все живые существа – люди, собаки, кошки, деревья и все формы жизни, которые здесь обитают, – произошли из воды и сами состоят из воды.

2.Человек ценит силу ветра с незапамятных времен. Еще до наступления нашей эры природный помощник «гнал» по рекам и морям лодки, качал воду для орошения полей, как непослушных барашков, гоняет по небу вечные облака. Так по земному шару распределяются осадки – дождь, снег. Однажды человек разумный придумал, как превратить ветер в электрическую энергию.

3.Летом солнце согревает реки и моря: наконец - то можно купаться и загорать. А вот правильно ли использовать солнечные лучи только для того, чтобы погреться на пляже? Ученые подсчитали, что за неделю на землю поступает такое количество солнца, которое по энергии больше, чем энергия нефти всех мировых запасов.



Магический квадрат



с

г

о

х

д

р

д

а

г

н

ы

я

д

я

ы

г

ы

д

а

э

у

н

е

б

р

а

г

б

и

б

ю

-

у

а

у

у

ж

ж

с

м

о

х

м

р

ж

а

н

я

м

е

м

ш

ж

ь

п

л

я

л

к

р

л

и

к

я

р

к

о

д

к

у

я

!

















Приложение 3

Кроссворд

1.Вот так дом: Одно окно, каждый день в окне—кино. Живет в нем вся Вселенная, а вещь — обыкновенная. (Телевизор)

2.Посмотри на мой бочок, во мне вертится волчок. Никого он не бьет, но зато все собьёт. (Миксер)

3.Частички, движение которых образует электрический ток. (Электроны)

4.Сушит ветер-суховей кудри мамочки моей. (Фен)

5."Про" и чистая вода - протянулись… (Провод)

6. Вверх и вниз, по этажам развожу я горожан. Кто на кнопочку нажал, я к тому и побежал. (Лифт)

7.Свинка спряталась за стенкой, лишь снаружи пятачок. Сунешь штепсельную вилку, и зажжётся ночничок. (Розетка)

8. Эта лестница большая, нас везёт не уставая. Вверх доставит, вниз отправит и усталости не знает. (Эскалатор)

9. Привела я солнце за свое оконце. К потолку подвесила - стало дома весело. (Лампочка)

10.Этот транспорт городской знает в городе любой: Он вагон по рельсам мчит и колёсами стучит. (Трамвай)

11.На плите кастрюль начальник, толстый, длинноносый… (Чайник)

12.Ежегодно по утрам он в окошко входит к нам. Если он уже вошёл, 
значит, новый день пришёл. (Свет)






Приложение 4



Звёздочка обдумывания

(для педагога)

Вспомогательные вопросы для «звёздочки обдумывания»

1.Какова потребность в изделии? (этот предмет для себя, для дома, для украшения, привлечение внимания к проблеме)

2.Какова форма и размеры изделия? (конструкция: плакат, книжка, листовка)

3.Что необходимо для изготовления изделия? (информационный материал, бумага ножницы клей, фломастеры)

4.Основные этапы технологии изготовления изделия? (размещение информации по энергосбережению, складывание модулей по схеме, сборка изделия)

5.Каковы требования к оформлению изделия? (аккуратность, точность)

6.О чем необходимо помнить при работе с инструментами? (техника безопасности)


















Приложение 5

Покетмод








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Методическая разработка занятия «Энергосбережение в школе и дома»

Автор: Варганова Светлана Алексеевна

Дата: 17.01.2019

Номер свидетельства: 495711


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства