kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия с использованием активных форм «Краски весны» для учащихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наше занятие посвящено замечательному времени года — весне.

Какие изменения в природе вы заметили с приходом весны? А какие изменения

произошли в жизни растений и животных?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия с использованием активных форм «Краски весны» для учащихся младшего школьного возраста»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Детский эколого-биологический центр города Ростова-на-Дону









Конспект занятия с использованием активных форм

«Краски весны»

для учащихся младшего школьного возраста






Составитель:

педагог дополнительного образования Макарова Н. Ю.







2014 г.

Цели:

  1. Расширить кругозор и словарный запас учеников, познакомить их с происхождением названий месяцев.

  2. Воспитывать любовь к природе.

  3. Обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе.

  4. Развивать память, воображение.

Задачи:

— уточнить знания детей о весне;

— воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе;

— учить бережному отношению к природе;

— создавать радостное и позитивное настроение.

Оборудование:

— сюжетные картинки с весенними зарисовками;

— репродукции картин с весенними пейзажами;

— музыка П. И. Чайковского «Времена года. Весна»

Ход занятия:

1. Организационный момент (проверка готовности к проведению занятия).

2. Сообщение темы занятия.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте загадку, и вы узнаете тему нашего занятия.

Старый тополь у крылечка.

Ищет грач свое местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод.

Света полон небосвод.

Муравьи, едва подсохло,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких.

Починяют купола. (Весна) (Дети отвечают)

А. Екимцев.


Педагог: Сегодня наше занятие посвящено замечательному времени года — весне.

Какие изменения в природе вы заметили с приходом весны? А какие изменения

произошли в жизни растений и животных?

(Дети называют основные признаки весны и изменения в жизни растений и животных).

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Вы вспомнили все

основные признаки весны и сезонные изменения в природе. Думаю, вам легко

будет справиться со следующим заданием. Давайте вспомним весенние месяцы.

(Дети называют названия месяцев).

Педагог: Отгадайте загадки:

  • Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)


  • Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Месяц к нам пришел... (Апрель)

  • Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (Май)

  • Какие приметы весны названы в этих загадках? (Дети отвечают).


Звучит запись весенних пьес из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

(Дети читают стихи о весне).


3. Актуализация знаний.

Педагог: А вы хотели бы попасть в весенний лес на экскурсию? Для того чтобы попасть в весенний лес, мы свами закроем глаза и представим, как всё меняется в природе. Закрываем глаза и представляем, как тает снег, солнышко греет, нам становится тепло. (Выходят два ученика экскурсовода).

1-й экскурсовод: А знаете ли вы весенние месяцы? (Дети называют весенние месяцы).

2-й экскурсовод: Хочу дополнить ваш рассказ и рассказать вам об этих месяцах. На Руси первый месяц весны называли мартом-протальником, так как после зимней спячки природа начинает пробуждаться: тает снег, журчат потоки мутной воды, прилетают на родину пернатые странники. (Демонстрация сюжетных картинок).

1-й экскурсовод: А я расскажу о втором месяце — апреле. За изменчивый характер апрель на Руси получил много народных прозвищ: капризник, обманщик, лукавец; в апреле, куда не глянь — везде вода, а отсюда новые имена: водолей, снегогон, «месяц живой воды». А почему апрель называют «месяц живой воды»? (Ответы детей). Еще в древней Руси этот месяц называли «цветнем», потому что в апреле появлялись первые цветы — первоцветы. Ребята, вы знаете какие-нибудь первые цветы? (Ответы детей).

2-й экскурсовод: Отгадайте, ребята, загадки о цветах.

  • А я цветочек желтенький

С зеленым стебельком,

Раскроюсь утром ранним,

Закроюсь вечерком. (Одуванчик)

  • В мае он в лесу цветёт,

Ароматный дух идёт,

Белоснежные цветки,

Стебелёчки коротки.

Прячется в траве, кустах,

Но красавец, право, ах,

Милый, маленький крепыш,

Это, дети, … (ландыш)

  • На солнечной опушке

В траве стоит она.

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

И тут поможет нам смекалка —

Все зовут цветок… (фиалка) (Дети отвечают).


Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает «открывать». В этом месяце земля «открывается»: появляются ростки,

лопаются почки деревьев. Апрель — месяц весеннего «открывания» природы.

Ребята, а какую погоду вы наблюдали в апреле?

За непостоянство погоды, ее изменчивый характер имеет апрель и немало других прозвищ: обманщик, капризник, плут, лукавец — погодой апрель распоряжается по-своему; недаром говорили: «От снега до листа — таков апрель водолей».

Как вы понимаете это выражение? (Дети отвечают).

Все в апреле: солнце, снег и дождь — вперемешку. Мы с вами можем в этом

убедиться, если посмотрим на календарь погоды.

Величают апрель и птичьим месяцем: в это время перелетные птицы

возвращаются, несут на своих крыльях из теплых краев весну на родину!

  • Целый день скворцы поют,

Птицы дружно гнезда вьют.

Коростель, поджавши ноги,

Отдохнуть присел с дороги

Под калиновым кустом…

Где в обход, где напрямую

На полянку, на родную,

С юга он пришел пешком.

М. Маликов.

Считается, что именно с прилетом грачей начинается весна. Первыми

прилетают грачи.

(Демонстрация картины А. К. Саврасова « Грачи прилетели»).

1-й экскурсовод: Пришла пора рассказать о третьем месяце — мае, который был назван в честь богини Майе. Зелен и наряден этот месяц. Травы бурно идут в рост, поэтому и назвали май травнем наши далёкие предки.

Педагог: Молодцы, экскурсоводы! Вместе с вами мы узнали и вспомнили признаки весны, названия месяцев, стихотворения о весне.

Физкультминутка: «Весёлый хоровод».

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности.

Педагог: Давайте послушаем сказку о первом весеннем цветке — подснежнике

и узнаем, почему так назван этот цветок.

Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решили не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. Пригрело ласковое Солнышко, растопило потемневший снег, появились лужицы. А на поляне под деревом цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился он под снегом, вот его и назвали — Подснежник.

4. Игровой материал.

Педагог: А сейчас, ребята, продолжите поговорки, пословицы, приметы о весне.

Матушка-весна всем… (красна).

Вешняя пора — поел да и… (со двора).

Солнце светит, солнце сияет — вся природа… (воскресает).

Весенний день целый год… (кормит).

Кто спит весною — плачет… (зимою).

Хоть весна пришла, марток — надевай двое… (порток).

Весной дождь парит, а осенью… (мочит).

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да… (сыта).

Весна красна цветами, а осень… (снопами).

Из березы течет много сока — лето будет… (дождливым).

Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — … (к холодному лету).

Май холодный — год… (хлебородный).

Коли в мае дождь, будет и… (рожь).

Синие облака в апреле — … (к теплу и дождю).

Весною день с ночью меряется, … (равняется).

(Дети отвечают).

Педагог: Сейчас, ребята, мы почитаем стихи о весне и послушаем замечательную

музыку П. И. Чайковского «Времена года».

(Дети читают стихи и слушают музыку).

Педагог: Ребята вам понравились стихи и музыкальное сопровождение?

Какие чувства у вас вызвала музыка? Какие строчки из стихотворений вам

особенно понравились? (Дети отвечают).

Замечательно ребята, отгадайте загадки о природе.

  • Снежок растаял и с полей

Бежит проворливый … (Ручей)

  • Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

  • Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

  • Бегу я как по лесенке

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня. (Ручей)

  • Бах трах-тарарах

Раскатился гром в горах.

Молния сверкает,

Дождик поливает. (Гроза)

  • Его просят, его ждут,

А как придет —

Прятаться начнут. (Дождь)

  • Солнце пригревает,

Лед на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют. (Ледоход)

  • Весна поет, звенит капель,

Почистил крылья воробей.

Кричит скворцу он:

— Не робей! Иди купаться

Вот … (Ручей)

  • Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик)

  • В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры. (Береза)

  • Из-под снега вышел друг —

И весной запахло вдруг. (Подснежник)

  • Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

  • Он — Цветочный принц-поэт,

В шляпу жёлтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам… (Нарцисс)

  • На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (Подснежник)

  • Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В улей пчела

Мёд принесла.

Кто скажет,

Кто знает,

Когда это бывает? (Весной)

  • Солнце печёт,

Липа цветёт.

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Весной)

  • Кто-то к нам шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под ее ногами! (Весна)

5. Итог занятия:

Педагог: Ребята, о чём мы сегодня говорили на занятии?

Что вы узнали нового?

Чем вам нравится весна?

Какие приметы весны вы запомнили?

Ребята, вы должны бережно относиться к родной природе, чтобы беречь и сохранять нашу землю, чтобы красота природы нас всегда радовала. Заботясь о природе, человек становится добрее, показывая свою любовь не на словах, а на деле. Давайте не будем разрушать красоту в природе, а постараемся создать её своими руками.

Благодарю за занятие.


Литература:


  1. Большая книга о природе. Стихи, рассказы, загадки, приметы, пословицы. — М.: Дрофа-Плюс, 2006.

  2. Времена года. Стихи и рассказы о природе, загадки. — М.: Детская литература, 2004.

  3. Краски донской земли. — Ростов-на-Дону: Издательство «Юг», 1996.

  4. Лыкова И., Шипунова В. Весна-красавица. Народный календарь. — М.: Цветной мир, 2013.

  5. Науменко Г. Весна-красна, ты на чем пришла? Энциклопедия детского фольклора. — М.: Белый город, 2012.

  6. Свечников В. Времена года. Иллюстрированная энциклопедия. — М.: Machaon, 2014.

  7. Ушакова О. Загадки и пословицы о природе и погоде. Справочник школьника. — М.: Литература, 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Экология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Макарова Нина Юрьевна

Дата: 18.02.2020

Номер свидетельства: 540135


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства