Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе "Мир экологии" "Этажи леса"»
Этажи леса
Цели: организовать деятельность детей по изучению ярусного расположения растений в лесу, показать зависимость распределения животных от ярусов леса;
закрепить знания детей о видовом разнообразии леса;
в процессе выполнения заданий развивать наглядно-образное мышление, речь: умения давать полный рассказ по картине, задавать вопросы и давать на них полные ответы, слышать и понимать речь окружающих;
развивать произвольные память и внимание, умение сосредоточиться на изучаемом предмете, выполнять предлагаемое задание
способствовать развитию познавательного интереса и любви к окружающей природе
Задачи: уточнить и расширить представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях. Исчезновение какого-либо звена ведет к гибели других звеньев. Учить детей устанавливать взаимосвязи между растениями и животными леса, развивать логическое мышление. Продолжать воспитывать экологическое сознание.
Познакомить с понятием «этаж», «ярус»; ознакомление с разными видами растений;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому; эстетические качества; наблюдательность;
Развивать устную речь; развивать умение делать выводы, защищать свою точку зрения.
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, я вас сегодня приглашаю в необычное путешествие. Сегодня мы с вами будем путешествовать на волшебном лифте, который мы построим в своем воображении в одном из уголков нашей природы. В каком же?
«Там, где сказки шепчут ели, березы и дубы,
где ягоды поспели и выросли грибы». (Лес) – Мы отправляемся в лес, только не за ягодами и грибами, не за цветами, а за чудесами. Ведь что ни шаг в лесу, то новое чудо.
2. Новый материал
Зачем же лифт в лесу? Лесным жителям он, конечно, не нужен. А нам потребуется для нашей экскурсии по этажам леса. Закройте глаза. Нашли кнопки, указывающие этажи, нажимайте на цифру 1 и закрывайте глаза. Как только я досчитаю до одного, глаза открывайте. 4.3.2.1.
-Откройте глаза. Посмотрите - мы в лесу!
-Летом и зимой, весной и осенью хорош наш лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина.
– А какое значение имеет лес? (Ответы детей)
(Лес – национальная гордость России, ее неоценимое богатство. Лес – огромная кладовая самых разных продуктов, сырья, материалов. Лес радует своей красотой, щедростью, покоем, своим целебным действием. Как смелый доблестный рыцарь стоит лес на страже вверенных ему полей и садов. Лес – это строительный материал и сырье для бумаги, клея. Лес дает много продуктов питания, но самое главное, лес – это «легкие» нашей планеты)
Вывешивается модель «Лес - многоэтажный дом».
Наш воображаемый лифт поднял нас на вершины деревьев.
А на каком мы этаже?
А какую нажимали кнопку?
Мы на первом этаже, который занимают самые высокие деревья. В лесу не так, как у людей. У нас этажи идут от земли, а у растений первый этаж ближе всех к свету. Итак, 1 этаж у растений – высокие деревья,
2 – образуют деревья пониже,
3 этаж, или ярус, занимают кустарники,
а на 4 располагаются травы и грибы.
– Какие бывают леса? (Хвойные – тайга, широколиственные, смешанные) – Какие деревья растут в тайге? (Ель, сосна, пихта, кедр, лиственные) - Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу? (Ели).
- Много в лесу деревьев.
- Растут в лесу деревья и невысокие. Например, липа, клен ... Помогайте... (Дети называют: рябина, черемуха, осина.)
– Какие вы знаете деревья широколиственные? (Дуб, клен, липа)
– Какое дерево можно назвать символом России? – Да, береза – красавица русских лесов. Как называют березу в народе? (Кудрявая, белоствольная, березонька, белая). – Как называется место, где растут березы? (Березняк) – А теперь вспомним былинную Русь. Кто был героем былин? (Богатыри) – Чем они славились? (Силой) – С каким деревом сравнивают такого человека? (Крепок как…) – Отгадайте загадку:
в зимний холод лишь она,
вся от ягоды красна? (Рябина) – Почему так назвали? Когда мы смотрим на ее плоды, то у нас рябит в глазах. – Только ли деревья растут в лесу? (Кустарники, травы, ягоды)
- Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева? (Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня)
- Какие лесные кустарники вы знаете? (шиповник, малина, смородина.)
- Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
- Ребята, вот как много растений леса мы назвали.
– Очень богат и разнообразен русский лес. Лес это чей-то дом, там кто-то и что-то живет. – Вот вы живете в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И тема нашего занятия «Этажи леса».
Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес, разделенный тоже на этажи. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов.
- Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название:
подлесок. Повторите: п о д л е с о к.
Давайте с вами посмотрим, кто же живет на нижнем этаже? (Ответы детей)
- А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи.
– Что вы знаете о мхах?
– Что еще растет здесь? (Ягода, грибы)
– Это нижний этаж лесного дома. Ученые называют его нижним ярусом.
Ярус – один из рядов расположенных друг над другом предметов.
- Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.
– Вот мы с вами и показали все этажи, ярусы.
Так почему же растения располагаются по этажам? Так они приспосабливаются к совместной жизни, всем хватает света и воды, но все эти растения не занимают много места.
– Какие (этажи) ярусы есть в лесу? – Какие растения разных ярусов вы знаете? – Обратите внимание на слово подрост. Это молодые деревья, им нужно подрасти и они образуют третий ярус. - Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом животными. Познакомимся с ними.
- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? (крот, мышь (и вставляют их изображения в прорези на схеме).)
- А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль встретить такого довелось,
Знайте, дети это ... (лось).
- А какой зверь в нашем лесу самый хищный? (Волк).
- Какой самый хитрый? (Лиса).
- Кто самый быстроногий? (Заяц).
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был ... Кто?
- Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему? (не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.)
- Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
- Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
- Кто из лесных животных занимает средний этаж? (Куницы, совы, филин).
-Эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
- В наших лесах живут и белки. Белка может передвигаться по тонким веткам.
- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары.)
С помощью рассказа "Этажи леса" расположить лесных жителей по этажам в соответствии с текстом.
У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях, в самом низу; разные птички вроде соловья вьют свои гнездышки прямо на земле; дрозды — еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы — дятел, синички, совы — еще повыше; на разной высоте по стволу дерева и на самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. Мне пришлось однажды наблюдать в лесу, что у них, зверушек и птиц, с этажами не как у нас в небоскребах: у нас всегда можно с кем-нибудь перемениться, у них каждая порода живет непременно в своем этаже. Однажды на охоте мы пришли к полянке с погибшими березами. Это часто бывает, что березы дорастут до какого-то возраста и засохнут. Другое дерево, засохнув, роняет на землю кору, и оттого непокрытая древесина скоро гниет и все дерево падает; у березы же кора не падает; эта смолистая, белая снаружи кора — береста — бывает непроницаемым футляром для дерева, и умершее дерево долго стоит, как живое. Даже когда и сгниет дерево и древесина превратится в труху, отяжеленную влагой, с виду белая береза стоит, как живая. Но стоит, однако, хорошенько толкнуть такое дерево, как вдруг оно разломится все на тяжелые куски и падает. Валить такие деревья — занятие очень веселое, но и опасное: куском дерева, если не увернешься, может здорово хватить тебя по голове. Но все-таки мы, охотники, не очень боимся и когда попадаем к таким березам, то друг перед другом начинаем их рушить.Этажи леса Так пришли мы к полянке с такими березами и обрушили довольно высокую березу. Падая, в воздухе она разломилась на несколько кусков, и в одном из них было дупло с гнездом гаечки. Маленькие птенчики при падении дерева не пострадали, только вместе со своим гнездышком вывалились из дупла. Голые птенцы, покрытые пенышками, раскрывали широкие красные рты и, принимая нас за родителей, пищали и просили у нас червячка. Мы раскопали землю, нашли червячков, дали им перекусить; они ели, глотали и опять пищали. Очень скоро прилетели родители, гаечки-синички, с белыми пухлыми щечками и с червячками во ртах сели на рядом стоящих деревьях. — Здравствуйте, дорогие, — сказали мы им, — вышло несчастье: мы этого не хотели. Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети. Нас они нисколько не боялись, порхали с ветки на ветку в большой тревоге. — Да вот же они! — показывали мы им гнездо на земле. — Вот они, прислушайтесь, как они пищат, как зовут вас! Гаечки ничего не слушали, суетились, беспокоились и не хотели спуститься вниз и выйти за пределы своего этажа. — А может быть, — сказали мы друг другу, — они нас боятся. Давай спрячемся! — И спрятались. Нет! Птенцы пищали, родители пищали, порхали, но вниз не спускались. Мы догадались тогда, что у птичек не как у нас в небоскребах, они не могут перемениться этажами: им теперь просто кажется, что весь этаж с их птенцами исчез. — Ой-ой-ой, — сказал мой спутник, — ну какие же вы дурачки!.. Жалко стало и смешно: такие славные и с крылышками, а понять ничего не хотят. Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней березы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на какой находился разрушенный этаж. Нам недолго пришлось ждать в засаде: через несколько минут счастливые родители встретили своих птенчиков.
- Много в лесу самых разных насекомых. А вот о какой истории рассказывает нам Незнайка в своем письме. Послушайте.
Читаю логическую задачу:
«Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются? А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?»
- Ребята, почему же случилась беда в Незнайкином лесу? Дети высказываются.
- Правильно, все в лесу взаимосвязано: не стало букашек, комаров улетели птицы, а птиц не стало - развелось гусениц видимо-невидимо, по грызли листву, траву, засох лес.
Но некоторые животные живут на одном этаже, но посещают и другие. Какие это животные, куда и зачем они путешествуют?
Зачем же нужны этажи в лесу? Чтобы все растения и животные не мешали друг другу, жили вместе.
- Лес - богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Как вы думаете, сможет человек прожить без леса? (Дети высказываются.)
- Что дает лес людям? (Ответы детей).
-Правильно, человек не может прожитъ без леса, ведь лес дает свежий воздух, защищает поля и луга от сухих ветров, дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав. Вот почему лес надо беречь.
За хорошую работу я награждаю вас игрой «Да-нет-ка». Дети отгадывают загаданное животное, задавая вопросы и получая в ответ только «да» или «нет». Игру начинает только тот ребенок, который последним сделал дополнение в беседе по первой картине. Вместе с ребенком выбираем изображение животного и предлагаем детям угадать его. На первых занятиях руковожу игрой я, потом ребенок сам спрашивает своих товарищей и отвечает им "Да" или "Нет". Дети учатся правильно задавать вопросы, следить за ходом игры. Отгадавший загаданное животное выбирает новое, и игра продолжается. Берем 3-5 животных.
В заключение занятия дети вспоминают пословицы и поговорки о лесе:
- Рощи да леса - всему свету краса.
- По лесу ходи - под ноги гляди.
- Лес не школа, а всех учит.
- Лес и вода-брат и сестра.
- Срубили кусты – прощай птицы.
- Не высок лесок, а от жары защита.
3. Рефлексия.
– Какой лес в нашей местности? – Какие деревья преобладают? – Когда вам нравится лес?